«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционного спортивного оборудования»
материал
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 1 «РОМАШКА»
г. СОЛЬ – ИЛЕЦКА» ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:
«Развитие двигательной активности детей
дошкольного возраста, посредством нетрадиционного спортивного оборудования»
Выполнила: воспитатель
Акжанова Е.А.
2021 г
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность, которая является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Все мы знаем, что ФГОС дошкольного образования направлен на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.
И эффективность реализации этих задач во многом зависит от созданных условий, одно из которых наличие развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая разностороннее физическое развитие детей, позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Проблема.
Ежегодно учебный год я начинаю с мониторинга физического развития воспитанников. Мною было отмечено, что у большинства воспитанников отдельные компоненты физического развития неразвиты (Таблица 1)
Наблюдая за детьми во время занятия физической культурой, я отметила, что еще в середине педагогической деятельности двигательная активность детей снижалась, ребята были малоподвижны: с неохотой играли в подвижные игры. А ведь движение – это основа любой деятельности ребенка.
Таблица 1
Актуальность опыта
Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении: у телевизоров, компьютеров, за столами, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, когда идёт интенсивная подготовка к школе. Подобная гиподинамия приводит к увеличению статической нагрузки на определённые группы мышц, снижению сил работоспособности мускулатуры, нарушению функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности, быть ловким, сильным, смелым.
Работая над проблемой развития двигательной активности воспитанников, я изучила методическую литературу (Э. Степаненкова, Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Адашкявичене Э.Й..), прослушала курсы вебинаров по теме «Методика организации и реализации двигательного режима в условиях ДОО в соответствии с ФГОС ДО ». Руководствуясь мнением специалистов в области физического воспитания дошкольников, опираясь на собственные наблюдения за детьми, поставила цель - развивать двигательную активность воспитанников, посредством нетрадиционного физкультурного оборудования. Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:
- повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
- увеличить объем двигательной активности детей;
- побуждать детей к самостоятельной двигательной активности;
- создать условия для двигательной активности в течение дня;
- применять нестандартное оборудование в самостоятельной деятельности для повышения двигательной активности;
- воспитывать интерес к занятиям физической культурой.
Новизна.
Новизна опыта состоит в том, что в нем представлено рациональное использование нетрадиционного физкультурного оборудования, позволяющее шире использовать различные упражнения, варьировать задания в педагогическом процессе, с целью совершенствования физических качеств, развития творческих способностей дошкольников. Новизна заключается в необычной форме и красочности нестандартного оборудования, которое привлекает внимание детей и повышает их интерес к выполнению основных движений и упражнений, способствует высокому эмоциональному тонусу во время занятий. Нетрадиционное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним и скучным.
Педагогические средства, используемые в опыте
Форма проведения: занятия, утренняя гимнастика, развлечения, праздники, досуги, подвижные игры, физкультминутки, самостоятельная игровая деятельность (Приложение 5,6,7,8,9,10)
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Методы: наглядные - использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, диафильмы, кинофильмы), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов. Показ физических упражнений.
Словесные - с помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.
Практические методы. Применяются для создания мышечно- двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений. У детей легко образуются временные связи, но без повторения они быстро угасают, поэтому важно уметь рационально распределять повторение упражнений во времени, чтобы не утомлять детей на одном занятии.
Приёмы: вводная беседа, показ, команды, игровой приём, художественное слово, индивидуальная работа, анализ, поощрение.
Технология работы
Успех физкультурных занятий, и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов, индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия необходимой материально – технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.
С.Я Файнштейн утверждала, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия. Это и побудило меня к поиску и внедрению нового нестандартного оборудования для использования его на физкультуре, с целью повышения интереса к образовательной деятельности по физическому развитию, для укрепления здоровья детей и совершенствования физических качеств.
Разработанное и изготовленное мною нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения образовательной деятельности и интересу детей к ним, формирует потребность к движению. Нетрадиционное оборудование я применяла во всех спортивных мероприятиях: образовательная деятельность, эстафеты, спортивные праздники и досуги, в подвижных играх, на утренней зарядке.
Совместно с детьми и родителями разработали проект «В здоровом теле - здоровый дух!» (Приложение 1) В группе функционирует уголок здоровья и физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное детьми, педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, «ловушки», мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и многое другое.
Проведение мероприятий по физическому развитию с использованием нетрадиционного оборудования показало, что интерес к ним возможен за счет его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки. Спортивно-игровое нетрадиционное оборудования призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
- Обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
- Приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём;
- Создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;
- Приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
- Пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Создавая нестандартное оборудование, я придерживалась следующих правил
- Соответствие гигиеническим и техническим требованиям;
- Оборудование легкое, прочное и безопасное. Все детали крепления зачищены, стационарное надежно, что подтверждается 1 раза в год актом осмотра физкультурного зала;
- Потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Оборудование обеспечивает в полной мере условия для развития двигательных умений и навыков;
- Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии;
- Оборудование должно привлекать ребенка, формировать его эстетический вкус, оборудование должно быть ярким, красочным, привлекательным.
Главное место в двигательном режиме детей отведено физкультурно-оздоровительным занятиям с использованием нетрадиционного оборудования, в которых применяются традиционные виды двигательной деятельности:
- утренняя гимнастика; (Приложение 5).
- подвижные игры; (Приложение 8)
- физические упражнения во время прогулок;
- физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой. (Приложение 6)
В дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, с варьированием нетрадиционных форм и методов их проведения входят:
- оздоровительный бег на воздухе;
- ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
- гимнастика после дневного сна;
- двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах;
- индивидуальная работа с детьми по развитию движений;
- корригирующая гимнастика.
Также в двигательном режиме детей мы проводим занятия по физической культуре:
- интегрированные (Приложение 2,3,4,11);
- комплексные;
- сюжетные;
- тематические.
Большое значение имеет самостоятельная двигательная деятельность детей, возникающая по инициативе детей, с использованием изученных ранее игровых действий с нетрадиционным оборудованием.
С успехом в работе применяются комплексы гимнастик с нетрадиционным оборудованием для предупреждения плоскостопия, нарушения осанки, повышения сопротивляемости организма при проведение корригирующей гимнастики. (Приложение 9)
Характеристика нестандартного оборудования, используемого в работе с детьми дошкольного возраста
№ п\п | Оборудование | Применение | Развитие |
1. | «Косы» | ОРУ, ОВД, прыжки, подвижные игры | Развивает быстроту реакции, силу, ловкость, координацию движений, равновесие, вестибулярный аппарат |
2. | «Забавные воротики» | Применяется в ОВД, эстафета, соревнованиях, спортивных играх | Развивает координацию движений, гибкость, ловкость, умение лазать на четвереньках |
3. | «Цветные колпачки» | Подвижные игры, метание, подбрасывание, ОРУ, ОВД, ориентир, ограничитель, строительство пирамидок | Развитие глазомера, координации движений, равновесия, сохранения правильной осанки |
4. | «Ручеёк» | ОВД (перепрыгивание, ходьба, перешагивание), игры, сюжетные занятия, массаж стоп. | Координация движений, профилактика плоскостопия, ловкость, равновесие, прыгучесть. |
5. | Массажёр «Ёжик» | ОРУ, ОВД, самомассаж стоп, голени, спины | Профилактика плоскостопия, нарушения осанки |
6. | «Лужи» | ОВД, игровые задания, метание в горизонтальную цель | Ловкость, координацию движений, равновесие, меткость |
7. | «Эспандер» | ОРУ, самомассаж спины | Профилактика нарушения осанки |
8. | Балансир «Следочки» | ОВД, корригирующая гимнастика, самостоятельная двигательная деятельность. | Формирование правильной осанки и коррекция её нарушений, равновесие, коор динация движений, укрепление мышц ног и поясничного отдела. |
9. | «Массажные коврики» | ОВД, корригирующая гимнастика, самостоятельная двигательная деятельность. | Формирование и укрепление свода стопы, осанки, профилактика плоскостопия, стимулирование внутренних органов. |
10. | «Волшебные классики» | «Дорожка следов», «Классики», «Цифровой квадрат» и др. ОВД, эстафеты, развлечения. | Ориентировка в пространстве, координация движений, умение различать правую и левую ноги, закрепление счёта от 1-10 |
11. | «Весёлая змейка» | ОВД, закаливание, профилактика плоскостопия. | Массаж стоп, координация движений, равновесие |
12. | «Бусы» | ОРУ, игровые задания, подвижные игры, атрибут в развлечениях. | Быстрота, ловкость, координация движений. |
13. | «Цветные палочки» | ОРУ; метание на дальность; эстафетная палочка; игра «Городки»; палочки-кегли; палочки-ориентиры; массажёр стопы. | Ловкость, глазомер, внимание, ориентировку в пространстве, закрепление знаний основных цветов, профилактика плоскостопия. |
14. | «Парашют» | Перешагивание, ориентир, ограничитель, ОРУ, ОВД. | Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений |
15. | «Бильбоке» | Самостоятельная деятельность, для игр | Развития ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умения регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля |
16. | «Ветерок в бутылке» | Дыхательная гимнастика | Органы дыхания |
17. | «Труба здоровья» | Для основных видов деятельности (перешагивания, перепрыгивания, обегания) | Устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений |
18. | «Рыбалка» | Подвижная игра | Развивает мелкую моторику пальцев рук, ловкость |
19. | «Осьминожка» | ОРУ, ОВД, игры – соревнования, сюрпризный и игровой момент в сюжетном занятии | Укрепление мышц ног, рук, спины, плечевого пояса, брюшного пресса, равновесия |
21. | «Султанчики» | Для общеразвивающих упражнений (ОРУ), помогают в создании веселой, красочной атмосферы, праздника, развлечения, соревнования. | Развивает мускулатуру рук |
22. | «Силачи» ОРУ | Тренажёр для рук, | Развивает мускулатуру рук |
23. | Дорожки «Здоровья | » Для профилактики плоскостопия у детей | Массаж стоп |
24. | «Мягкие мячики» | Игра с мячом, для метания | Развитие глазомера, меткости |
25. | «Разноцветные ленточки» | Подвижные игры, при выполнении ОРУ, на праздниках и для забав, для выполнения музыкальных упражнений | Развития координационных способностей |
26. | «Липкие рукавички» | Самостоятельная, свободная деятельность, игры -соревнования | Развивает координацию движений, глазомер, ловкость, умение играть в паре, положительные эмоции |
27. | «Весёлые колечки» | Кольцебросс, самостоятельная деятельность | Развитие меткости, глазомера |
28. | «Необычные гантели» | ОРУ, самостоятельная деятельность | Развитие мускулатуры рук |
29. | «Мешочки для метания» | ОРУ, для метания вдаль, в горизонтальную и вертикальную цель | Развитие силы рук, профилактики нарушений осанки |
30. | «Боулинг» | Свободная, самостоятельная деятельность детей, игры соревнования. | Ловкость, глазомер, меткость, координация движений, мелкая моторика рук, ориентировка в пространстве |
31. | «Геометрические фигуры | ОРУ, ОВД, самостоятельная деятельность детей, игры соревнования. | Развитие ловкости, прыгучести, меткости |
Следует заметить, что эффективность работы по сохранению и укреплению здоровья детей зависит от чёткой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов - если она не решается совместно с семьёй. Мною проводилось анкетирование родителей (Приложение 12 ), результаты которого показали что, физическое воспитание в семье проводится в основном в выходные дни, двигательная активность ребёнка проявляется стихийно, во время прогулок. Поэтому учитывая полученные результаты, я решила сделать родителей своими союзниками, организовав сотрудничество через:
- родительские собрания на актуальные темы (Приложение );
- консультации (Приложение 13, 15,22 )
- совместные праздники, досуги, развлечения;
- сайт ДОУ и персональная страница
Также я периодически провожу мастер-классы по изготовлению нетрадиционного оборудования под названием «В стране здоровья живут нестандартно» (Приложение 16), где принимают участие все желающие – педагоги, родители и даже сами дети, нужно лишь вооружиться желанием, фантазией . Совместное изготовление оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогом.
Таким образом, можно сказать, что только ежедневный , системный подход к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ и семье позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст положительную динамику оздоровления организма, позволит добиться высоких результатов. Грамотная организация развивающей предметно – пространственной среды в физкультурном зале и группах, пополнение спортивного инвентаря нетрадиционным физкультурным оборудованием и его регулярное и правильное использование в процессе работы с детьми, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребёнка, его всестороннему психофизическому развитию
Результативность опыта
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить положительные результаты:
- возрос интерес детей к разным видам движений;
- появилась изобретательность в самостоятельной двигательной активности;
- положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости;
- повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости;
- положительная динамика в коррекционной работе по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.
В конце года я еще раз провела мониторинг физического развития воспитанников (Таблица 2)
Таблица 2
Если проанализировать мою работу по развитию двигательной активности можно отметить положительные изменения. Возрос интерес детей к разным видам упражнений. Повысилась двигательная активность детей, разнообразилась игровая деятельность, двигательная активность стала более целенаправленной. Малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх. Гиперактивные дети стали более уравновешенными, спокойными. У них появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее воспринимать двигательные задания и выполнять их более качественно.
Дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата. Можно сделать вывод, что использование нетрадиционного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективного средства развития двигательной активности детей дошкольного возраста, позволило повысить уровень физического развития детей.
Перспективы и возможности использования опыта
Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, руководителями по физическому воспитанию.
Нетрадиционное спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения.
Распространение педагогического опыта:
Своим опытом я делюсь с коллегами, провожу консультации «Игры с использованием нетрадиционного спортивного оборудования в ДОУ» (Приложение 14,19,17 ), «Волшебный парашют» (Приложение 20)
Выступала на педагогическом совете «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционного спортивного оборудования» (Приложение 21)
В дальнейшем я намерена продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нетрадиционного оборудования. Продолжать оснащать уголки нетрадиционным оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей.
Литература
- Гуленина О.А. Использование нестандартного физкультурного
оборудования « Дошкольная педагогика». – 2008. – № 2. – С. 35-38.
- Бочарова Н.И. Самостоятельная двигательная деятельность детей в
условиях групповой комнаты // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 1. С. 5-9.
- Ильиных Ю.А. «Физкультдизайн» /Обруч. 2009 г. № 5 с. 38-41/
- Воронова Е.К, Калабина И.А. / Инструктор по физкультуре. 2011г. №5
с. 10 – 20/.
- Нагорных Н.С. Нестандартное оборудование для физкультурных
занятий « Дошкольная педагогика». – 2003. – № 7. – С. 9-10.
- Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду». 2010
- Утрубина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников». 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционного спортивного оборудования для развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.
Использование нетрадиционного спортивного оборудования для развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. ...
Консультация для педагогов: "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"
Всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью, с нежеланием и неумением общаться. В современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценн...
Консультация для педагогов: "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"
laquo;Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и...
Развитие двигательной активности детей дошкольников через нетрадиционные формы и методы обучения
laquo;Здоровью научить нельзя - надо воспитывать потребность быть здоровым».Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществ...
Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”
Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....
Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"
В косультации даются рекомендации по развитию двигательной активности у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....