Лаборатория научных забав
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа по дополнительной образовательной программе в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 836.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………. 3
Направленность Программы………………………………………… 3
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность……….. 3
Перечень нормативно-правовых актов …………………………….. 4
Цель и задачи Программы ……………………………………………5
Адресат программы……………………………………………………5
Уровень программы, объем и срок реализации…………………….. 5
Условия реализации Программы(формы обучения, режим и расписание занятий)…………………………………………………………………6
2. Учебный план……………………………………………………….. 5
3. Содержание Программы…………………………………………… 8
4. Планируемые (ожидаемые) результаты………………………….. 9
5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы………… .10
6. Методические материалы…………………………………………. . 11
7. Организационно-педагогические условия реализации
программы……………………………………………………………… 12
7.1. Календарный учебный график……………………………………. 13
7.2. Материально-технические условия………………………………. 14
7.3.Кадровое обеспечение реализации Программы………………….. 14
7.4. Список литературы………………………………………………… 15
1. Пояснительная записка
Одним из основных направлений развития ребёнка-дошкольника является познавательное развитие, а именно, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. Проектно-исследовательская деятельность учит ребенка управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Актуальность.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность познания (исследовать, открыть, изучить) – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыразиться.
Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Новизна.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, разработана программа социально-педагогической направленности «Лаборатория научных забав». Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
В опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Программа разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
Цель и задачи Программы
Цель:
Создание условий для формирования естественно - научных представлений дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.
- Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
- Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи
- Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).
- Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Формировать интерес к поисковой деятельности.
- Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
- Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
- Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
- Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Программа адресована дошкольникам 6-7 лет.
Количество детей в группе: 10-25 человек
Срок реализации программы: 8 месяцев
Объем программы: количество учебных часов - 62
Формы обучения: групповая, очная, во вторую половину дня
Режим занятий: 2 раза в неделю, 62 занятия в год.
Продолжительность занятий: 30 мин.
Уровень программы - стартовый
Место проведения – групповая комната.
2. Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля (аттестации) | ||||
Всего | Теория | Практика | |||||
1. | «Нюхаем, пробуем, трогаем». | 2 | 1 | 1 | Беседа, наблюдение, входная диагностика | ||
2. | «Почему все звучит?» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение Текущий контроль в конце пройденной темы. | ||
3. | «Прозрачная вода»
| 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. | ||
4. | «Разноцветные шарики»
| 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах. | ||
5. | «Вода принимает форму»
| 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах. | ||
6. | «Какие предметы могут плавать» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах. | ||
7. | «Делаем мыльные пузыри» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. | ||
8. | «Подушка из пены» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. | ||
9. | «Что растворяется в воде» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах. | ||
10. | «Замерзшая вода» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. | ||
11. | «Ледяной секрет» | 1 | 1 | Закрепление правила поведения (безопасности) на льду, просмотр видеофильмов. | |||
12. | «Взаимодействие воды и снега» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах. | ||
13. | «Почему снег греет»
| 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах. Текущий контроль в конце пройденной темы. | ||
14. | «Поиск воздуха» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. | ||
15. | «Воздух работает» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах. Текущий контроль по пройденной теме. | ||
16. | «Как согреть руки» | 2 | 1 | 11 | Выполнение опытов. Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов. | ||
17. | «Откуда берется иней» | 1 | 1 | Беседа, наблюдение | |||
18. | «Волшебная рукавичка» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах. | ||
19. | «Что отражается в зеркале» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. Закрепить правила безопасности при работе с зеркалом, хрупкими предметами. | ||
20. | «Песок и глина» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах. | ||
21. | «Каждому камешку свой домик» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Показать детям возможность использования камней в игровых целях. Текущий контроль по пройденной теме. | ||
22. | «Свет по всюду» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Воспитывать соблюдение техники безопасности. | ||
23. | «Свет и тень» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах. | ||
24. | «Испытание магнита» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. Текущий контроль по пройденной теме. | ||
25. | «Как развивается растение»
| 2 | 1 | 11 | Беседа, рассматривание иллюстраций, формирование умения вести календарь наблюдений, делать выводы. | ||
26. | «Дерево и его свойства» | 2 | 1 | 11 | Беседа, выполнение опытов, развивать умение определять существенные признаки и свойства материала, его особенности в сравнении с другими материалами. | ||
27. | «Необычные кораблики» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Формировать умение соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. | ||
28. | «Здравствуй, солнечный зайчик»
| 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах. Текущий контроль по пройденной теме. | ||
29. | «Волшебное сито»
| 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах. | ||
30. | «Свойства песка» | 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах, развитие конструктивных умений. | ||
31. | «Цветной песок»
| 2 | 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах, текущий контроль знаний по пройденной теме. | ||
32. | «Фонтанчики»
| 1 | 11 | Беседа, наблюдение. Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах. |
3.Содержание Программы
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого-педагогических условий организаций учебного процесса:
- Материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
- В ходе деятельности должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
- Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- Материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;
- Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса деятельности, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая предложенный материал.
Направления работы
- Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Экспериментально - исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)
Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.
4.Планируемые (ожидаемые) результаты
Ребенок знает:
- Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
- Правила охраны природы;
- Правила личной безопасности;
- Графические и практические способы фиксирования результатов наблюдений
Имеет представление
- о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
- о приспосабливании растений к условиям жизни;
- о свойствах металла;
- о построении простейших гипотез
- предвидеть последствия действий, выполняемых впервые
Умеет
- выслушивать инструкции и запоминать;
- проводить элементарные исследования и эксперименты;
- уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
- формулировать выводы, делать небольшие заключения.
5.Формы аттестации (контроля), оценочные материалы
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
По методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», цель которой выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей; исследовать предпочитаемый вид деятельности. По методике «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования. По методике «Радости и огорчения» Н. В. Ковалевой, которая помогает выявить место исследовательской деятельности в системе целостных ориентаций дошкольников.
(Приложение 2. Диагностические упражнения).
Показатели | Диагностические методики |
Отношение детей к экспериментальной деятельности | Методика «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности |
Уровень навыков владения экспериментальной деятельностью | Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.). |
Уровень развития любознательности, познавательной активности | Мини тесты «Изучение познавательной инициативы». «Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер |
Уровень представлений о предметах и объектах неживой природы | Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой |
Показатели уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.
- Выбирает экспериментирование как ведущий вид деятельности.
- Подбирает разнообразные материалы для экспериментирования по образцу.
- В большинстве случаев проявляется познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности
- Ставит цель иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)
- Принимает участие при планировании деятельности на равных позициях со взрослым. Пытается выделить основные этапы опытно-экспериментальной деятельности.
- Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы, обращаясь к схемам , алгоритмам.
- Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
6.Методические материалы
Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- Метод наблюдения
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
- за изменением и преобразованием объектов;
- Игровой метод
- Опыт
- Словесные методы
- Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
- Художественное слово
- Загадки
- Напоминание о последовательности работы
- Совет
- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения исистематизации.
- Информационно-коммуникативные технологии:
- Компьютер
- мультимедийный проектор
Формы работы с детьми:
- фронтальные;
- групповые;
- индивидуальные.
Формы реализации программы:
- целевые экскурсии;
- тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
- чтение художественной литературы;
- конкурсы и викторины;
- сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
- открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными
персонажами.
7. Организационно-педагогические условия реализации программы
7.1.Календарный учебный график
Учебный период | Количество учебных недель | Объем программы (неделя/месяц/уч. период) | Продолжительность каникул | Мониторинг |
01.10.2020 – 31.05.2021 | 62 | 2/8/62 | 28.12.2020 – 09.01.2021 | Диагностика проводится в начале и конце года |
7.2.Материально-технические условия
Центр детской экспериментально-исследовательской деятельности – это один из элементов развивающей предметной среды. Этот центр создан в групповой комнате с целью развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и формирования основ научного мировоззрения. В то же время центр является площадкой для организации специфической игровой деятельности ребёнка, так как ведущим видом деятельности остаётся игра. В этой специально оборудованной зоне дети, как на занятиях, так и в свободной деятельности, могут проводить опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
Оформление центра
Центр детского экспериментирования располагается рядом с окном, достаточно просторный (при необходимости можно поставить дополнительные, рабочие столики). Для хранения оборудования и различных материалов размещены небольшие полки. Подоконник окна можно использовать для размещения на нём ящиков с растениями, посадками для наблюдений.
Лабораторное оборудование.
Для проведения опытов, в качестве оборудования используем бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры–пластиковые стаканчики, бутылочки, трубочки для коктейля, пластиковые ложечки, различные мерные стаканчики, бумажные салфетки в качестве фильтровальной бумаги, воронки, не большие миски, тазики, резиновые груши.
В центре имеются: микроскопы «Эврики», термометры, песочные часы, штатив, бинокль, весы, пробирки и стеклянные колбы, фонарик, глобус, лупы.
В центре экспериментирования размещены наборы для игр с водой и песком, с ветром.
Чтобы одежда детей во время проведения опытов оставалась чистой, для каждого ребёнка имеется клеенчатый фартук и нарукавники.
Материалы для работы.
Центр детского экспериментирования оснащен разнообразными природными материалами для проведения разных исследований: глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений, а так же сахар, соль, маслянистые жидкости, пищевые красители.
Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств предметов (магнетизм, звук и т.д.) имеется наборы металлических предметов, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, колокольчики, стеклянные призмы (5 штук на подгруппу детей), маленькие зеркала. Весь этот материал используется непосредственно для проведения опытов, поэтому он имеется в количестве из расчёта на одного ребёнка.
Для наблюдения за живыми объектами в центре имеется большая стеклянная ваза для наблюдения за ростом корней у веток деревьев, а так же небольшой прозрачный стакан за наблюдением корневой системы лука.
Для демонстрации некоторых природных явлений и процессов изготавливаются различные макеты. Например, макет строения земной коры, макет для демонстрации образования почвенного слоя, макет солнечной системы, макет действия вулкана и т.д.
Для фиксирования наблюдений, опытов, исследований, оформлен дневник наблюдений, который заполняется детьми с помощью воспитателя.
7.3. Кадровое обеспечение реализации программы
Программу реализует педагог с уровнем образования не ниже среднего профессионального, без предъявления требований к категории и педагогическому стажу работы.
7.4. Список литературы.
- Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ « СФЕРА», 2005.
- Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.,ТЦ Сфера, 2004 г.
- Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий \ авт. – сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012 г
- Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005
- План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада. СП6 «Детство-пресс»,2004 г.
- Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1998 г.
- Рыжова Н.А. Волшебница – вода; Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1997 г. 7.Хабарова Т.В. Экологические проекты в ДОУ и начальной школе. Сыктывкар, 2004 г.
- Шапира А.Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - М.,Мозаика-Синтез, 2002 г.
- Интернет-ресурсы
- Журналы по дошкольному воспитанию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Лаборатория научных забав"для детей 6-7 лет
Цель программы: Формирование элементарных научно-исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность....
Лаборатория научных забав. Какие опыты можно проводить с дошкольниками
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой которые о...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-345037-1482240430.jpg)
Мастер - класс для родителей совместно с детьми. Тема «Лаборатория научных чудес» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Мастер - класс для родителей совместно с детьми. Тема «Лаборатория научных чудес» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-1292728-1637008408.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЛАБОРАТОРИЯ НАУЧНЫХ ЗАБАВ»
Направленность дополнительной образовательной программы научно-познавательная. Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в осн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/16/picture-428768-1400266153.jpg)
Веселая лаборатория научных опытов и экспериментов
В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. В условиях города всегда можно найти природные объекты, которые привлекут наших маленьких исследо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/29/picture-1431524-1667056939.jpg)
Научная лаборатория -"Лаборатория молока" конспект занятия по экспериментированию в старшей и подготовительной группах.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня в нашей «Научной лаборатории» был день открытых дверей. Родители получили возможность увидеть как проходят наши занятия!Сегодня мы работали ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/08/picture-1520138-1712568500.jpg)
Совместная деятельность с детьми старшей группы по формированию представлений об окружающем мире посредством экспериментирования «Лаборатория научных фокусов»
Открытое занятие по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...