Лаборатория научных забав
рабочая программа (подготовительная группа)

Агафонова  Ольга Владимировна

Программа по дополнительной образовательной программе в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_agafonova_na_isprav.docx836.97 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………. 3

Направленность Программы………………………………………… 3

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность……….. 3

Перечень нормативно-правовых актов …………………………….. 4

Цель и задачи Программы ……………………………………………5

Адресат программы……………………………………………………5

Уровень программы, объем и срок реализации…………………….. 5

Условия реализации Программы(формы обучения, режим и расписание занятий)…………………………………………………………………6

2. Учебный план……………………………………………………….. 5

3. Содержание Программы…………………………………………… 8

4. Планируемые (ожидаемые)  результаты………………………….. 9

5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы………… .10

6. Методические материалы…………………………………………. .  11

7. Организационно-педагогические условия реализации

программы……………………………………………………………… 12

7.1. Календарный учебный график……………………………………. 13

7.2. Материально-технические условия………………………………. 14

7.3.Кадровое обеспечение реализации Программы………………….. 14

7.4. Список литературы………………………………………………… 15

1. Пояснительная записка

        

        Одним из основных направлений развития ребёнка-дошкольника является познавательное развитие, а именно, познавательно-исследовательская  деятельность  (исследование  объектов   окружающего  мира экспериментирование  с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. Проектно-исследовательская деятельность учит ребенка управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

        Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Актуальность.        

        Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность познания (исследовать, открыть, изучить) – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыразиться.

                Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

        Новизна.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, разработана программа социально-педагогической направленности «Лаборатория научных забав».  Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

        В опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Программа разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);
  • Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

Цель и задачи Программы

Цель:

Создание условий для формирования естественно - научных представлений дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  • Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  • Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи
  • Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).
  • Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  • Формировать интерес к поисковой деятельности.
  • Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
  • Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
  • Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
  • Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Программа адресована  дошкольникам 6-7 лет.

Количество детей в группе: 10-25 человек

Срок реализации  программы: 8 месяцев

Объем программы: количество учебных часов - 62

Формы обучения: групповая, очная, во вторую половину дня

Режим занятий: 2 раза в неделю, 62 занятия в год.

Продолжительность занятий: 30 мин.

Уровень программы - стартовый

Место проведения  – групповая комната.

2. Учебный план

п/п

       Название раздела, темы

      Количество часов

Форма контроля (аттестации)

Всего

Теория

Практика

1.

«Нюхаем, пробуем, трогаем».

2

1

1

Беседа, наблюдение, входная  диагностика

2.

«Почему все звучит?»

2

1

11

Беседа, наблюдение

Текущий контроль в конце пройденной темы.

3.

«Прозрачная вода»

                                           

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов.

4.

«Разноцветные шарики»

                                         

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах.

5.

 «Вода принимает форму»    

                                                                                                               

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов.

Зарисовка опытов в альбомах.

6.

 «Какие предметы могут       плавать»

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов.

Зарисовка опытов в альбомах.

7.

 «Делаем мыльные пузыри»                                

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов.

8.

 «Подушка из пены»        

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов.

9.

 «Что растворяется в воде»

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах.

10.

«Замерзшая вода»

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов.

11.

«Ледяной секрет»

1

1

Закрепление правила поведения (безопасности) на льду, просмотр видеофильмов.

12.

 «Взаимодействие воды и снега»

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах.

13.

 «Почему снег греет»      

                                       

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах. Текущий контроль в конце пройденной темы.

14.

«Поиск воздуха»

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов.

15.

«Воздух работает»

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах. Текущий контроль по пройденной теме.

16.

«Как согреть руки»                                            

2

1

11

Выполнение опытов. Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов.

17.

«Откуда берется иней»   

1

1

Беседа, наблюдение

18.

«Волшебная рукавичка»                                             

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах.

19.

«Что отражается в зеркале»

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов. Закрепить правила безопасности при работе с зеркалом, хрупкими предметами.

20.

«Песок и глина»

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах.

21.

«Каждому камешку свой домик»      

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Показать детям возможность использования камней в игровых целях. Текущий контроль  по пройденной теме.

22.

«Свет по  всюду»

2

1

11

Беседа, наблюдение. Воспитывать соблюдение техники безопасности.

23.

 «Свет и тень»

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах.

24.

«Испытание магнита»

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов. Текущий контроль по пройденной теме.

25.

«Как развивается

             растение»

     

                                           

2

1

11

Беседа, рассматривание иллюстраций, формирование умения вести календарь наблюдений, делать выводы.

26.

 «Дерево и его свойства»

2

1

11

Беседа, выполнение опытов, развивать умение определять существенные признаки и свойства материала, его особенности в сравнении с другими материалами.

27.

 «Необычные кораблики»

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Формировать умение соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

28.

«Здравствуй, солнечный         зайчик»

                                 

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах. Текущий контроль по пройденной теме.

29.

 «Волшебное сито»

   

                                           

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах.

30.

«Свойства песка»

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах, развитие конструктивных умений.

31.

«Цветной песок»

                             

2

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах, текущий контроль знаний по пройденной теме.

32.

«Фонтанчики»

 

                             

1

11

Беседа, наблюдение.

Выполнение опытов. Зарисовка опытов в альбомах.

3.Содержание Программы

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

        Фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого-педагогических условий организаций учебного процесса:

  • Материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
  • В ходе деятельности должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
  • Активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
  • Материал должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решений задач;
  • Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но и процесса деятельности, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая предложенный материал.

Направления работы

  • Познавательно-экологическое направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Экспериментально - исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.

4.Планируемые (ожидаемые) результаты

Ребенок знает:

  • Явления неживой природы (солнце, воздух, вода, песок, глина);
  • Правила охраны природы;
  • Правила личной безопасности;
  • Графические и практические способы фиксирования результатов наблюдений

Имеет представление

  • о неживой природе, как факторе жизни для всего живого;
  • о приспосабливании растений к условиям жизни;
  • о свойствах металла;
  • о построении простейших гипотез
  • предвидеть последствия действий, выполняемых впервые

Умеет

  • выслушивать инструкции и запоминать;
  • проводить элементарные исследования и эксперименты;
  • уметь спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде;
  • формулировать выводы, делать небольшие заключения.

5.Формы аттестации (контроля), оценочные материалы

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

По методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», цель которой выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей; исследовать предпочитаемый вид деятельности. По методике «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования. По методике «Радости и огорчения» Н. В. Ковалевой, которая помогает выявить место исследовательской деятельности в системе целостных ориентаций дошкольников.

(Приложение 2. Диагностические упражнения).

Показатели

Диагностические методики

Отношение детей к экспериментальной   деятельности

Методика «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности

Уровень навыков владения экспериментальной деятельностью

Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей  овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.).

Уровень развития любознательности, познавательной активности

Мини тесты «Изучение познавательной инициативы».  «Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер

Уровень  представлений  о предметах и объектах неживой природы

Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой  

Показатели уровня овладения  детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

  • Выбирает экспериментирование   как ведущий вид деятельности.
  • Подбирает разнообразные материалы для экспериментирования по образцу.
  • В большинстве случаев проявляется познавательный  интерес к  опытно-экспериментальной деятельности        
  • Ставит цель иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)
  • Принимает участие при планировании деятельности  на равных позициях со взрослым. Пытается выделить  основные этапы опытно-экспериментальной деятельности.         
  • Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы, обращаясь к схемам , алгоритмам.        
  • Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

6.Методические материалы

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми:

  1. Метод наблюдения
  • распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
  • за изменением и преобразованием объектов;
  1. Игровой метод
  • Опыт
  1. Словесные методы
  • Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
  • Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
  • Художественное слово
  • Загадки
  • Напоминание о последовательности работы
  • Совет
  • Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения исистематизации.
  1. Информационно-коммуникативные технологии:
  • Компьютер
  • мультимедийный проектор

Формы работы с детьми:

  • фронтальные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Формы реализации программы:

  • целевые экскурсии;
  • тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
  • чтение художественной литературы;
  • конкурсы и викторины;
  • сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
  • открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными

персонажами.

7. Организационно-педагогические условия реализации программы

7.1.Календарный учебный график

Учебный период

Количество учебных недель

Объем программы

(неделя/месяц/уч. период)

Продолжительность каникул

Мониторинг

01.10.2020 – 31.05.2021

62

2/8/62

28.12.2020 – 09.01.2021

Диагностика проводится в начале и конце года

7.2.Материально-технические условия

Центр детской экспериментально-исследовательской деятельности – это один из элементов развивающей предметной среды. Этот центр создан в групповой комнате с целью развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и формирования основ научного мировоззрения. В то же время центр является площадкой для организации специфической игровой деятельности ребёнка, так как ведущим видом деятельности остаётся игра. В этой специально оборудованной зоне дети, как на занятиях, так и в свободной деятельности, могут проводить опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

Оформление центра

 Центр детского экспериментирования располагается рядом с окном, достаточно просторный (при необходимости можно поставить дополнительные, рабочие столики). Для хранения оборудования и различных материалов размещены небольшие полки. Подоконник окна можно использовать для размещения на нём ящиков с растениями, посадками для наблюдений.

Лабораторное оборудование.

Для проведения опытов, в качестве оборудования используем бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры–пластиковые стаканчики, бутылочки, трубочки для коктейля, пластиковые ложечки, различные мерные стаканчики, бумажные салфетки в качестве фильтровальной бумаги, воронки, не большие миски, тазики, резиновые груши.

        В центре имеются: микроскопы  «Эврики», термометры, песочные часы,  штатив, бинокль, весы, пробирки и стеклянные колбы, фонарик, глобус, лупы.

        В центре экспериментирования размещены наборы для игр с водой и песком, с ветром.

Чтобы одежда детей во время проведения опытов оставалась чистой, для каждого ребёнка имеется клеенчатый фартук и нарукавники.

Материалы для работы.

Центр детского экспериментирования оснащен разнообразными природными материалами для проведения разных исследований: глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений, а так же сахар, соль, маслянистые жидкости, пищевые красители.

Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств предметов (магнетизм, звук и т.д.) имеется наборы металлических предметов, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, колокольчики, стеклянные призмы (5 штук на подгруппу детей), маленькие зеркала. Весь этот материал используется непосредственно для проведения опытов, поэтому он имеется в количестве из расчёта на одного ребёнка.

Для наблюдения за живыми объектами в центре имеется большая стеклянная ваза для наблюдения за ростом корней у веток деревьев, а так же небольшой прозрачный стакан за наблюдением корневой системы лука.

Для демонстрации некоторых природных явлений и процессов изготавливаются различные макеты. Например, макет строения земной коры, макет для демонстрации образования почвенного слоя, макет солнечной системы, макет действия вулкана и т.д.

Для фиксирования наблюдений, опытов, исследований, оформлен  дневник наблюдений, который заполняется детьми с помощью воспитателя.

7.3. Кадровое обеспечение реализации программы

        Программу реализует педагог с уровнем образования не ниже среднего профессионального, без предъявления требований к категории и педагогическому стажу работы.

7.4. Список литературы.

  1. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ « СФЕРА», 2005.
  2. Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.,ТЦ Сфера, 2004 г.
  3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий \ авт. – сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012 г
  4. Прохорова. Л. Н.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005
  5. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада. СП6 «Детство-пресс»,2004 г.
  6. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1998 г.
  7. Рыжова Н.А. Волшебница – вода; Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1997 г. 7.Хабарова Т.В. Экологические проекты в ДОУ и начальной школе. Сыктывкар, 2004 г.
  8. Шапира А.Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - М.,Мозаика-Синтез, 2002 г.
  9. Интернет-ресурсы
  10. Журналы по дошкольному воспитанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Лаборатория научных забав"для детей 6-7 лет

Цель программы: Формирование элементарных научно-исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность....

Лаборатория научных забав. Какие опыты можно проводить с дошкольниками

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой которые о...

Мастер - класс для родителей совместно с детьми. Тема «Лаборатория научных чудес» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)

Мастер - класс для родителей совместно с детьми. Тема «Лаборатория научных чудес»  (старший дошкольный возраст 5-6 лет)...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЛАБОРАТОРИЯ НАУЧНЫХ ЗАБАВ»

Направленность дополнительной образовательной программы научно-познавательная. Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в осн...

Веселая лаборатория научных опытов и экспериментов

В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. В условиях города всегда можно найти природные объекты, которые привлекут наших маленьких исследо...

Научная лаборатория -"Лаборатория молока" конспект занятия по экспериментированию в старшей и подготовительной группах.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня в нашей «Научной лаборатории»  был день открытых дверей. Родители получили возможность увидеть как проходят наши занятия!Сегодня мы работали ...