Эффективные методы и способы развития познавательной активности у дошкольников.
консультация (средняя группа)
Как заинтересовать современных детей, вовлечь в мир познания? С помощью современных гаджетов и интерактивных технологий? Возможно....Только всегда стоит помнить какова осмновная цель обучения и воспитания дошкольников и , что мы можем упустить, погрузив ребенка в виртуальный мир компьютерных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие дошкольников
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии
Познавательная активность дошкольников
Образовательный процесс, в первую очередь, должен быть направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию.
Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
—.применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти , развитие речи
Основной принцип работы с детьми:
---поддержание познавательной активности детей с опорой на познавательный интерес в познании предметов, явлений , событий окружающего мира.
Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста требует от педагога проявления творческого подхода к организации педагогического процесса.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
— интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
— эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
- регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
—творческие — воображение, создание новых моделей, образов.
Для формирования и развития познавательного интереса следует:
— развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
- развивать у детей чувство собственного достоинства.
Особую роль в процессе познавательного развития дошкольников играет создание предметно-развивающей среды в группе в соответствии с возрастом воспитанников.
Предметно-развивающая среда – совокупность объектов материального характера, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников для их развития. Необходима особая организация пространства, с целью обеспечения активного использования его детьми: разделение на игровые зоны, уголки или центры развития.
Требования к их содержанию и наполняемости определяются в соответствии с возрастной группой. Так, например, в группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста могут быть представлены следующие центры игровой активности:
- Центр конструирования.
- Центр экспериментирования и уголок природы.
- Центр логики и размышления.
- Центр сенсорных игр.
Правильный выбор настольных игр и пособий.
Современная дидактическая игра.
Часто бывает, что новое – это хорошо забытое старое.
Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций.
Отличительная особенность дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.
Для успешного развития творческих способностей нужны игры нового типа. Игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Выбирая ту или иную игру важно помнить:
- детей необходимо знакомить с разными способами передачи информации (задание может быть как в виде чертежа, схемы, картинки, так и письменной и устной инструкции);
- -игра может иметь несколько задач постепенно возрастающей сложности, что позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно;
- - решением задач игры может быть в виде рисунка, узора, сооружения, а не просто в абстрактной форме (число, слово,…);
- -игра может быть очень разнообразна по своему содержанию.
Современные требования, предъявляемые к воспитателю детского дошкольного учреждения, немного отличаются от их привычной, классической версии. Педагогу, работающему с детьми младших возрастов, приходится применять больше различных приемов и использовать знаний, чтобы заинтересовать современных малышей, привить дисциплину, ответственность, грамотность, желание учиться.
Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему игры и организацию игровой деятельности детей дошкольного возраста. Профессиональная игровая компетентность воспитателя является неотъемлемым качеством личности современного педагога
Современная система образования и современное общество требует от педагога постоянного повышения своей квалификации, усвоения новых технологий, использования игр нового типа.
Всем успехов и новых достижений в любимом деле!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"
Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является умение перено...
Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников.
В этой работе я постаралась собрать и объединить материал, который мог бы помочь воспитателям, родителям и главное- детям без особых усилий найти новое увлекательное занятие, к которому относится созд...
Сообщение из опыта работы "Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников"
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопле...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности дете...
Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)
Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...
Самообразование: «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников»
https://www.youtube.com/watch?v=hNSdYBO71zs&t=8...
«Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников».
laquo;Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников»....