Диагностика "КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ 4-5 л. «ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА»"
опыты и эксперименты (средняя группа)
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ 4-5 л.
«ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА»
Вывод по результатам проведения диагностики показал:
|
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.
Диагностика показала, что для ребенка игра - это способ самореализации и самовыражения. У каждого малыша свой мир игры, и, попадая в общество сверстников, он открывает для себя «миры» других детей. Это увлекательно и интересно, но и очень трудно - понять и принять мир другого, раскрыть для него свой мир.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.
А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.
Таким образом, можно отслеживать положительную динамику, и это показывает, что низкий уровень развития игры не может обеспечить реализации заложенных в ней развивающих возможностей. Без специального обучения игра у детей с интеллектуальными нарушениями не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.5 КБ |
![]() | 829.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика уровня овладения игровой деятельностью 2019-2020 уч.гг.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ 4-5 л.
«ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА»
Критерий сформирован (Достижения ребёнка (что нас радует) | Критерий в стадии формирования | Критерий не сформирован (Вызывает озабоченность, требует совместных усилий педагогов и родителей) |
Критерий: Замысел игры | ||
Предварительно обозначает тему игры (выдвигает игровые замыслы). | Не всегда предварительно обозначает тему игры. | Предварительно не обозначает тему игры. |
Критерий: Сюжеты игр | ||
Сюжеты игр разнообразны, инициативен в придумывании новых вариантов сюжета. | Сюжеты игр разнообразны, не всегда проявляет инициативу в придумывании новых вариантов сюжета. | Сюжеты игр однообразны, не проявляет инициативу в придумывании новых вариантов сюжета (в конкретной игре повторяются однообразные сюжетные события). |
Критерий: Роль | ||
Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль при её смене по ходу игры. | Называет игровую роль до начала игры, но затрудняется обозначить свою новую роль при её смене по ходу игры. | Затрудняется назвать игровую роль до начала игры и при её смене по ходу игры. |
Критерий: Игровые действия | ||
Выполняет разнообразные игровые действия, использует их речевое замещение («как будто …»). | Выполняет разнообразные игровые действия, но затрудняется в их речевом замещении. | Выполняет однообразные игровые действия, не использует их речевое замещение. |
Критерий: Ролевой диалог | ||
Ведёт ролевой диалог с партнёром от имени разных игровых персонажей, меняет интонацию голоса в зависимости от роли. | Ведёт ролевой диалог с партнёром от имени разных игровых персонажей, но не всегда меняет интонацию голоса в зависимости от роли. | Затрудняется вести ролевой диалог с партнёром от имени разных игровых персонажей, менять интонацию голоса в зависимости от роли. |
Критерий: Использование предметов-заместителей | ||
Самостоятельно подбирает предметы - заместители. | В основном самостоятельно подбирает предметы - заместители, но иногда требуется побуждение воспитателя. | Подбирает предметы - заместители только по побуждению воспитателя. |
Критерий: Создание игровой обстановки | ||
Проявляет творчество в создании игровой обстановки. | Иногда проявляет творчество в создании игровой обстановки, преобразуя отдельные её элементы. | Не проявляет творчества в создании игровой обстановки, использует готовую игровую обстановку. |
Критерий: Игровое взаимодействие со сверстниками | ||
Проявляет интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, умеет согласовывать свои действия в игре с другими детьми. | Проявляет интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, но иногда затрудняется согласовывать свои действия в игре с другими детьми. | Проявляет интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, но не умеет согласовывать свои действия в игре с другими детьми. |
Критерий: Игра-экспериментирование | ||
Проявляет интерес к играм - экспериментированиям, организованным взрослым, охотно включается в них. | Не всегда проявляет интерес к играм - экспериментированиям, организованным взрослым, не всегда охотно включается в них. | Не проявляет интереса к играм - экспериментированиям, организованным взрослым, неохотно включается в них. |
Критерий: Игры с готовым содержанием и правилами | ||
Принимает игровую задачу, в основном выполняет правила, проявляет интерес к результату, выигрышу. | Принимает игровую задачу, но часто нарушает правила, не всегда проявляет интерес к результату, выигрышу. | Не всегда принимает игровую задачу, не выполняет правила, не проявляет интерес к результату, выигрышу. |
Критерий: Игровые предпочтения | ||
Имеет любимые игры, называет их. | Имеет любимые игры, называет некоторые из них. | Имеет любимые игры, но не называет их. |
Диаграмма уровня развития игровой деятельности
Вывод по результатам проведения диагностики показал:
|
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек, как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.
Диагностика показала, что для ребенка игра - это способ самореализации и самовыражения. У каждого малыша свой мир игры, и, попадая в общество сверстников, он открывает для себя «миры» других детей. Это увлекательно и интересно, но и очень трудно - понять и принять мир другого, раскрыть для него свой мир.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.
А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.
Таким образом, можно отслеживать положительную динамику, и это показывает, что низкий уровень развития игры не может обеспечить реализации заложенных в ней развивающих возможностей. Без специального обучения игра у детей с интеллектуальными нарушениями не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ
ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА...
Рекомендация для педагогов на тему: «ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»
Материал в себя включает: Задачи развития игровой деятельности, Сюжетно-ролевые игры, Режиссерские игры, Игровые импровизации и театрализация,Игра-экспериментирование с различными предметами и ма...

Презентация. Игра, как особое пространство развития ребенка от 3-х до 7-ми лет по программе "Детство" в контексте ФГОС ДО
Игра сопровождает младших дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками поднимают настроение, сближают ...

Игра как особое пространство развития ребенка
Содержание психолого-педагогической работы с детьми по ФГОС ДО в рамках образовательных областей...
Консультация для родителей "Игра-как особое пространство развития ребенка"
Игра- самая любимая и естейственная деятельность дошкольников.Игра сопроваждает дошкольников в течении всего времени пребывания в детском саду и дома.Веселые хороводные игры,игры-экспериментирования,с...

Игра как особое пространство развития ребенка от трех до семи лет
Игра как особое пространство развития ребенка от трех до семи лет...

Игра как особое пространство развития ребёнка.
Презентация описывает организацию театрализованную игровую деятельность в детском саду....