Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День Наума Грамотника".
методическая разработка (старшая группа)

Знакомить детей с традициями русских праздников, с красотой  и величием русского языка, воспитание любви к православной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2den_nauma_gramotnika._stsenariy.docx554.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой».

                                      Развлечение

                                                        «ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА»

https://fs00.infourok.ru/images/doc/138/161181/img0.jpg

                                                                                                                                Составители:

учителя – логопеды: Крамаренко Е. Г.

Ломанова И. Н.

                                                         

                                                              г. Стрежевой, 2018 г.

Пояснительная записка.

С целью познакомить детей с традициями русских праздников, с красотой и величием русского языка, воспитания любви и уважения к православной культуре и образованию - традиционно в нашем детском саду 14 декабря проходит развлечение «День Наума Грамотника», посвященное Наумову дню, в честь пророка Наума «День образования, учения и грамоты». В ученье закладывались народная мудрость, вековые традиции, наблюдательность и красота русского языка.

Ученье свет, а не ученье – тьма. Эта пословица говорит о значении знаний в жизни человека. Люди живут с давних времён. Как учились и получали знания дети раньше? Это и захотели узнать ребята нашего сада. Был собран интересный материал. И оказалось, что и в старину был день знаний и назывался он – День Наума Грамотника

 Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста

«ДЕНЬ НАУМА ГРАМОТНИКА».

 Цель: создать условия для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традициями русских праздников, с красотой и величием русского языка, воспитания любви и уважения к православной культуре и образованию.

Задачи:

Образовательные: 

- расширять знания детей об устном народном творчестве;

- совершенствовать практические умения и навыки детей;

- закрепить навыки пользования исправленной речью, правильно произносить все звуки;

Развивающие: 

-развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление

- развивать быстроту, сообразительность, ориентировку в пространстве;

- развивать творческие способности.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному языку, культуре.

- совершенствовать навыки коммуникативного общения.

Оборудование: игрушки, карточки, узелки, пазлы, разрезные картинки, презентация «День Наума Грамотника».  

Ключевые слова: культура, народная мудрость, традиции, день Наума Грамотника, соревнование.

Ход развлечения.

Дети под народную музыку входят в зал.

Логопед. Здравствуйте, гости дорогие.

Собрались мы не случайно, сегодня отмечаем День Наума Грамотника.

Наум Грамотник был покровителем ребят – учеников.  В старину говорили: «Батюшка Наум, наведи меня на ум». Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью – в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. А как раньше учились мы сейчас узнаем. (Просмотр слайдовой презентации)

Мы просмотрели с вами презентацию. Как вы поняли, кто такой Наум Грамотник? (ответы детей).

Логопед. Я сейчас напомню вам   пословицы и поговорки про ученье, а вы скажите, как вы понимаете их смысл?

«Наум наведет на ум» (ответы детей).

Ученье - свет, а не ученье - тьма (ответы детей).

Возьми книгу в руки - не будет скуки (ответы детей).

Правильно, ребята, вы запомнили, что Наум Грамотник это святой, который помогал в ученье ученикам.

Вот и пришло время проверить, чему же вы научились. Готовы ли вы показать свои знания? Красны девицы! Добры молодцы! Ученый человек – дело хорошее, не зря говорят « За одного грамотного двух неграмотных дают».

Да вот только сомневаюсь я, не трудное ли это дело – грамотой заниматься? Сумеете ли справиться с нашими заданиями? А вообще - то зачем надо грамоте учиться?

Ответы детей.

Вот мы и проверим ваши знания. У нас сегодня соревнуются две команды. Команды подготовительных групп. За каждый правильный ответ команда будет получать фишки, а в конце вы сами подсчитаете заработанные балы, и мы узнаем, кто победит в сегодняшней игре. Представляю вам команды.

«Знайки»

Подготовительная группа «Семицветики»

«Умейки»

Подготовительная группа «Звёздочки»

Логопед: Сейчас мы с вами проведем общую разминку для обеих команд.

- Сколько дней в неделе?

- Сколько ног у осьминога?

- Чей дом берлога?

- Как называется дом у белки

 - Зимой идёт снег или дождь?

- Где получают знания?

Логопед. Молодцы. Ответили на все вопросы. А сейчас продолжаем нашу игру.

Задание 1. «Отгадай загадку». Командное соревнование.

-Давайте загадки друг другу загадывать и правильный ответ давать.

Черный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом ведет,

Там заметку кладет. (Карандаш).

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга).

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.  
(Кисточка)

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель)

Логопед. -А есть загадки шуточные. Для ума зарядка – хитрая загадка.

Отвечают представители каждой команды по очереди.

Задание 2. Зимой в берлоге видит сон

Лохматый, косолапый, слон (медведь).

Быстрее всех от страха

Несётся …     черепаха (заяц).

В тёплой лужице своей

Громко квакал… муравей (лягушонок).

С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает… корова (обезьяна).

Длиннее шеи не найдёшь.

Сорвёт любую ветку … ёж (жираф).

Логопед. - Молодцы, назвали быстро. Мы все знаем, что надо буквы знать, чтобы книги читать. Коли человек грамотный, он из книг такого ума наберется, что только сердце радуется. Ведь в книгах про все на свете написано – какие, и где есть страны, какие люди в них живут, какие цветы растут, и какие звери водятся.

Задание 3. Сейчас по два участника из команды поучаствуют в соревновании «Знатоки азбуки».

Приглашаются по два ребенка из команд. Перед вами на столе лежат картинки. Из них нужно выбрать те, какие начинаются на гласные звуки.

 А мы с вами поиграем в снежки, пока наши участники выполняют задание. (Логоритмическое упражнение «Снежки»)

1,2. 3, 4 - мы с тобой снежок слепили круглый, крепкий, очень гладкий.

И совсем, совсем не сладкий.

Раз - подкинем, два - поймаем,

Три - уроним и сломаем.

Логопед. У нас участники уже выполнили задание. Сейчас проверим. Молодцы, справились. А сейчас участники выполнят следующее задание.

Задание 4. «Собери картинку».

Вызываются по два ребенка из каждой команды. Им даются разрезные картинки (первая команда получает картинку - заяц, а вторая – белка) и они собирают ее.

Логопед. Быстро наши участники стравились и с этим заданием. Сейчас продолжим наше соревнование и поиграем в эстафету:

Задание 5. «Прочитай слово». 

Приглашаются по два игрока из каждой команды. Детям даются карточки, на которых картинки, по первым звукам которых, нужно составить и назвать слово.

(слова дом, сад)

Пока они выполняют задание, мы выполним следующее задание.

Задание 6 Командное соревнование .«Доскажи словечко».

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын жираф.

Не колючий, светло - синий,

По кустам развешан …иней.

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно … карандаш.

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц? …мел.

Логопед. Угадали и всё назвали. Молодцы. А сейчас мы с вами отправимся в страну сказок.

Задание 7. «Знаете ли вы сказки». Вызываются по три участника из каждой команды.

Сейчас вы услышите отрывки из сказок и попробуете быстро ответить.

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня.  «Гуси - лебеди».

Покатилась печка.

Прямо из деревни

к царю да царевне

и за что, не знаю, повезло лентяю.

«По щучьему веленью».

Не лежалось на окошке - покатился по дорожке  «Колобок».

А дорога не легка, а дорога -далека.

А корзинка - нелегка.

Сесть бы на пенек.

Съесть бы пирожок. …. «Маша и Медведь».

Логопед. Здорово. Хорошо вы знаете и сказки. Сегодня вы показали свои знания, и думаю, если бы здесь присутствовали ваши родители, то были бы рады увидеть ваши успехи, и плетей вам бы не досталось. Чтобы больше знать, ещё многому нужно учиться.

Будем грамоте учиться!

Всегда в жизни пригодится.

Много добрых светлых дум

Дарит Грамотник Наум!

Сейчас мы с вами подведём итоги. Посчитайте, сколько вы заработали фишек, и мы узнаем, кто сегодня победил в игре. Результат оказался одинаков. Победу одержала – дружба.

Логопед. Напоследок я хочу вам сказать, раньше, чтобы не забыть, что-то сделать, завязывали узелок на память. (Достает верёвочки с узелками).

Первый узелок гласит: «Во время ученья нельзя есть, а то заешь выученное».

Второй узелок гласит: «Если учишь по книге, то, окончив, должен её закрыть, в противном случае всё позабудешь».

Помните об этом, когда грамоте обучаетесь!

И не забудьте, что 14 декабря - день Наума Грамотника. Будьте грамотными.

Литература:

1.А. Г. Арушанова. Формирование грамматического строя речи. Методическое пособие для воспитателей. М.: Мозаика – синтез, 2005.

2.В. Волина. Праздник букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1995.

3.М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М.:ТЦ Сфера, 2005.

4.А. И. Максакова., Г. А. Тумакова. Учите, иурая. – М., 1983.

4.«Русские народные сказки». – М., 1990.

5.Сборник  загадок. / Сост. М.Т. Карпенко. – М., 1988.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»

«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День Наума Грамотника"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День Наума Грамотника» Цели:·         познакомить детей с историей возник...

Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста по ПДД. Сценарий развлечения в детском саду «Музыкальное происшествие на дорогах города»

Мероприятие  разработано для детей старшего дошкольного возраста. Данное развлечение рекомендовано музыкальным руководителям и педагогам по ОБЖ и ПДД детских садов в совместной деятельности.Развл...

развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Весеннее развлечение с домовенком Кузей"

Материал предназначен для музыкальных  руководителей ,составлен на основе фольклора....

День ягод.Развлечение «В гостях у лета !» Праздник ягод. развлечение для детей старшего дошкольного возраста

День ягод.Развлечение «В гостях у лета !» Праздник ягод. развлечение для детей старшего дошкольного возраста...