Конспект занятия "Как поссорились февраль и март"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дубинина Светлана Александровна

Занятие по ОО "Познавательно развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kak_posorilis_fevral_i_mart.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленка»

КОНСПЕКТ

 Занятия

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Тема : «Как поссорились март и февраль» 

Возрастная группа: (6-7 лет)

2 подготовительная к школе группа

Подготовила:

Воспитатель 1 категории

Дубинина Светлана Александровна

2019г.

Тема: «Как поссорились март и февраль»

Возрастная группа: (6-7 лет) 2 подготовительная группа

Цель:   Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы;

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте(весне) по моделям.

Развивающие: Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевых облаков. Закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия «21 марта –день равен ночи);  

Образовательные: Дать знания об изменениях в жизни животных и птиц: воробьи устраивают дуэли, синички поют, в начале марта прилетают грачи, в конце марта прилетают скворцы;

Предварительная работа: Подготовка кукол героев, Беседа «Смена дня и ночи» Чтение стихов, пословиц, поговорок о марте. Наблюдение за изменениями в природе, поиск подтверждений известных народных примет о марте.

Работа над словарем: активизировать словарь (капельник, протальник, зимобор, равноденствие, понтонный мост, перелетные и зимующие  птицы)

Материалы и оборудование: USB колонка для воспроизведения мелодий звук природы «Звуки весны», «Звуки метели и хруст снега», Куклы –герои «Март» и «Февраль» (посохи, веночки), модели на слова « капельник», «протальник», «зимобор», Модель ручейков. Пособие «Модель увеличения светового дня» .  Декорации: подснежники, ручей- ткань, ветки с почками, белый шарфик. Для ручейка льдины разной формы и размера. Для игры «На что похоже?» нарисованные кучевые облака разной формы, размера, похожие на разные предметы. Устройство «Ловец  облаков»  Для игры «Кто был у ручья?» -коллаж «следы животных». Иллюстрации для игры «Кто зимовал, кто прилетит?»

Приемы руководства деятельностью детей:

1.Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей;

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия;

3. Приемы активизации практической деятельности детей;

4. Приемы поддержания интереса детей;

5.Примы оценки и самооценки.

Виды детской деятельности:

-Индивидуальная работа.

-подгрупповая работа.

-коллективная работа.

Игровая: Дидактические игры  «На что похоже?», « Кто был у ручья?», «Кто зимовал, кто прилетит?»,  отгадывание загадок.

Коммуникативная: развитие воображения детей, поддержание беседы на заданную тему

Цель: расширять представление детей о многообразии окружающего мира.

Трудовая: самообслуживание, совместные действия.

Цель: вырабатывать умение выполнять порученное дело.

Продуктивная: Создание панно модель  первого весеннего месяца Март.

Музыкально-художественная: слушание

Цель: формировать способность эмоционально воспринимать речь воспитателя, по средствам музыкального и поэтического произведения.

Восприятие литературных произведений: сопоставление  поэтического слова и иллюстрации, повторение известных стихов во время игр.

Цель: развивать умение чувствовать красоту и выразительность.

 Планируемые результаты:

Личностные: знание, особенности  первого весеннего месяца.

Интеллектуальные: участие в беседе, высказывание своего мнения.

Критерии оценки деятельности детей :

1. Активность

2. Самостоятельность

3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым

4. Эмоциональность

5. Проявление волевых усилий.

6. Самооценка.

                      Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Выявление признаков первого весеннего месяца

уточнять и расширять знания о весне, ее признака,; познакомить с народными названиями месяца марта.

Социально коммуникативно развитие

Коммуникативные игры

Развивать воображение детей, умение поддержать беседу на заданную тему, расширять представление детей об окружающем мире

Речевое развитие

Чтение стихов, отгадывание загадок, участие в беседе и обсуждении

Закрепить знание  загадок, стихов,  повторить известные стихи  во время игр; организовать беседу-рассуждение по теме весна

Художественно-эстетическое развитие

Оформление панно «Модель  первого весеннего месяца» Март.

привлекать детей к созданию предметных и сюжетных композиций с целью закрепления знаний о первом весеннем месяце

Физическое развитие

физкультминутки

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни

Ход занятия

Педагог: Ребята, чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, вам необходимо отгадать загадку:

Тает снежок, Зеленеет лужок, День прибывает, Когда это бывает? (весной)

Правильно действительно, все это бывает весной. И сегодня я хочу поздравить вас с наступлением долгожданной весны, Посмотрите, как все повеселело вокруг, какие ясные солнечные деньки стоят. Вы рады приходу  весны? (да) .           Я тоже этому очень рада. Посмотрите, а вот и первый месяц весны сам пришел к нам. (Дети садятся полукругом перед ширмой)

Звучит фонограмма – журчание ручейка, пение птиц

Кукла –герой «Март»: Как хорошо стало вокруг! Как все повеселело! Наконец-то наступил мой черед. Я – первый  месяц весны Март. Я должен пробудить природу от долгого зимнего сна. Мой верный помощник, весеннее солнышко, обогреет все вокруг, и побегут веселые ручейки, зазвенит капель, растает снег и потянуться к солнышку первые цветочки. Просыпайтесь, просыпайтесь, встречайте весну!

( Затем музыка резко меняется на зимнюю – завывание ветра, пурга)

Появляется кукла- герой «Февраль»:  Это что за озорство?! Кто хозяйничает здесь без меня? – Ты кто?

«Март»: Я – месяц  Март, первый месяц весны!

«Февраль»: Какой еще Март? Ты посмотри вокруг кругом сугробы, лед на дорожках, деревья стоят голые, люди тепло одеты, мороз на улице! А ты говоришь – весна! Я – Февраль! Еще мое время! Уходи!

«Март»: Ну как же твое?! Посмотри на календарь- сегодня уже 11 марта. Мое время пришло.

«Февраль»: Знать ничего не хочу! Не вижу ничего весеннего, и тебя видеть не хочу! Цветочки ту вылезли, почки набухли, тепла им хочется! Вот вам! Вот вам! Спите, спите! Спите! И ты, Март, спи! (дотрагивается до Марта) Вот теперь порядок!  Можно и отдохнуть! (уходит).

Педагог: Ребята, что же делать? Только мы с вами порадовались наступлению весны, а тут такое случилось.  Неужели опять холода? Нужно скорей выручать Март,  а то весна никогда не наступит. Чем же мы можем ему помочь?                                                (выслушать варианты детей)     Ребята, я думаю, мы должны вспомнить все, что знаем о марте. О том, что уже произошло и что произойдет с наступлением весны. Мы должны доказать, что пришло время Марта,  а не Февраля. Справимся?   (Да) Давайте сначала вспомним, как народ называет март, какие имена он ему придумал. А чтобы вам легче было вспоминать, я приготовила картинки-подсказки.

Проводится беседа по моделям.

«Капельник» Вопросы детям: Что здесь нарисовано? Откуда капают капельки весной? Как называется это явление? Что нужно, чтоб началась капель? Мы видели с вами сосульки и капель на улице? Значит уже есть тепло? Какое название марта, связанное с капелью, придумал народ?

Педагог: Все верно, март – капельник.  Модель помещается на экран.                                  Я предлагаю вам игру «Сосульки». Я превращаю вас в звонкие длинные, блестящие сосульки. Вы «висите» вниз головой…. А теперь вас стало нагревать солнышко, и вы начали таять и зазвенели капелью (прыгают на корточках). Растекаетесь в лужи. Превращаю вас обратно в детей. (Дети садятся)

«Протальник» Вопросы детям: А как можно назвать март глядя на эту картинку? (Протальник) Что вам подсказало такое название? Как получаются проталинки? Мы уже видели проталинки на улице? 

Педагог: Действительно, солнышко нагревает снег на пригорках и он начинает протаивать на этих местах, получаются проталинки. Вот и еще одно название мы вспомнили – протальник . Это еще одна примета марта (помещается модель на экран)

«Модель ручья».  Вопросы детям: А что нарисовано на этой картинке? Как вы думаете, в марте уже есть первые ручейки? А где вы их видели? (выслушать ответы детей)

Педагог: Ручейки-то есть, а вот названия, похожего на ручейки, нет. Давайте сами придумаем такое название! (Модель помещается на экран)

Модель «Зимобор» Вопросы детям: Как можно связать эту картинку с мартом? Какой вид спорта здесь изображен? (борьба) А с чем же может бороться март? ( с морозами , с зимой) Какое название придумал народ марту, который борется с зимой? (Зимобор) (размещаем модель на экран)

Педагог: А сейчас давайте немного отдохнем, а потом продолжим наш путь (физкультминутка)

Руки подняли и помахали –                                              это деревья в лесу.                                           Ветки согнули, снег отряхнули -            Деревья встречают весну.                                     Плавно руками помашем  -                      Это к нам птицы летят.                          Как они сядут – покажем:                      Руки сложили назад.

Руки вверху, качаются из стороны в сторону.                                                              Руки согнуты в локтях, встряхивают ими.                                                                                          ……………………………………………  Машут руками как крыльями                              ……………………………………………..       Присели, руки за спиной в «замке»

Педагог: Ребята! В марте есть еще один особенный день. Посмотрите как он выглядит. «Модель увеличения светового дня» (круг разделен на две равные половинки черная и белая)                                                                                                                 Вопросы детям: Чем похожи половинки круга? (Размером, они одинаковые) А чем они отличаются? (Цветом, одна черная, а другая- белая) Черной половинкой я обозначила ночь. А что обозначает белая половинка? (день)

 Правильно вы заметили эти две половинки одинаковые. Значит, в тот день, о котором я говорю, день и ночь одинаковы по своей продолжительности. Это случиться 21 марта, Это день весеннего равноденствия. С этого числа день будет прибывать, а ночь убывать( становиться короче). Посмотрите как это будет. (демонстрация).                                                                                                                   Вопросы детям: Что было длиннее до 21 марта – день или ночь? А что короче? Какие дни будут теперь у нас? А ночи?                                                                                    Педагог: День весеннего равноденствия бывает только в марте, и это еще одна из примет и особенностей марта (размещаем модель на экран)

Педагог: Предлагаю вам ребята отправиться к реке. Дни стали длиннее, солнышко светит дольше, припекает больше. Тает снег, бегут первые ручейки, наполняют речку. Воде в реке тесно подо льдом и она ломает  его. Поплыли по реке первые льдинки.  Лед сломался, а как же нам перебраться на другой берег. По  моему на том берегу нас ждут нужные подсказки. А давайте, построим мост из льдинок и перейдем на тот берег. ( Двое мальчиков приступают к «строительству», остальные дети рассматривают картину с облаками)

     Пока мальчики строят мост, давайте посмотрим на мартовское небо, оно тоже не такое как зимой. Посмотрите, сколько облаков на небе, какие они пушистые, белые! На что похожи облака? Я предлагаю рассматривать  облака с  помощью устройства «Ловец облаков». Необходимо  сказать, на что похоже понравившееся облако и назвать его координаты  (  Пример: Мне понравилось облако,  которое находится в среднем ряду – первое   слева, оно похожее на ромашку).     Проводится Дидактическая игра «На что похоже?».

Мы увидели много интересного на небе. Оказывается, мартовские облака имеют свое научное название – «Кучевые облака». Именно в марте таких облаков особенно много на небе. И это тоже одна из примет марта (помещаем модель «Кучевые облака» на панно) Пока мы  рассматривали небо, наши строители уже закончили свою работу, Мостик получился широкий или узкий .

Дети: узкий

Педагог: Как мы пойдем через мост?

Дети: по одному, друг за другом .

Педагог: Давайте я первая попробую  перейти на другую сторону ( пытается вступить на мост, сомневается, правильно ли поступает)

Вопросы детям: - В чем будет наша ошибка, если мы пойдем по льду?- Чем опасен весенний лед?(выслушиваем ответы детей)  ( демонстрируется модель – «Запрещающий знак «По льду не ходить») – Как же нам поступить в данной ситуации? ( варианты ответов детей) Весной ребята на больших реках где начинается ледоход, строят временные мосты «Понтонные», вот и мы с вами это сделаем ( раскатываем массажную дорожку) Перебираемся друг за другом на другой берег

Педагог: Кто-то из лесных жителей приходил к воде напиться.  Дидактическая игра «Чей след ?»  Видите потихоньку начинают просыпаться после зимы лесные жители. Скоро и птицы начнут возвращаться из теплых краев. Я вам загадаю загадку о первой весенней птице, а вы мне ее назовите.                                                                                     Всех перелетных птиц черней,                                                                                                        Чисти пашню от червей,                                                                                                      Целый день по полю вскачь,                                                                                                        А зовется птица…(грач)                                                                                                             

           Птичий календарь нам сообщает, что Грачи начинают возвращаться после 7 марта, а в конце марта к нам возвратятся Скворцы. И так все птицы прилетят из теплых краев каждый в свое время. Дидактическая игра «Кто зимовал, а кто прилетит?» (Дети делятся на две группы, одни отбирают картинки с перелетными птицами, другие – с  зимующими).  

После игры демонстрируется модель «Перелетные птицы» Ребята мы хорошо прогулялись пора нам возвращаться, может март проснулся. Все возвращаются по мосту  к стульям. Нет, не проснулся март, я знаю чтобы март проснулся нужно солнышко, а чтобы солнышко ярче светило необходимо произнести закличку:  

Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облачка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек

Педагог за ширмой: Март: Как хорошо я выспался, пора за работу!                                           Солнце землю согревает, Почерневший снег ворчит.                                                                                                                    Он ворчит и дружно тает, А потом ручьём журчит.                               

Теперь порядок! Здравствуйте ребята, спасибо, что вы  позвали солнышко и разбудили меня. А вы февраль видели,(ответы детей) Ох он такой хмурый , я ни как не могу ему объяснить, что мое время пришло. Если он вернется, вы уж помоги мне доказать что я прав.

Февраль: Вот чего не понятного, а. Говорю ,спите, нет опять шумят, покоя никакого нет.

Март: Погоди февраль, не ворчи. Лучше послушай, что ребята тебе расскажут обо мне!

Февраль : Ну ладно слушаю внимательно! ( ответы детей по моделям) Ребята вы все это точно видели? (Да) Как жаль, а я думал, что еще мое время (печалится)

Март: Ребята, чтобы февраль не расстраивался, давайте его похвалим и вспомним что интересного было зимой ( ответы детей). Вот видишь февраль, ребята очень любят зиму. Просто каждому свое время.

Февраль : Хорошо, прощаюсь с вами до следующего года. До свидания! (Уходит)

Март: Спасибо, ребята, за вашу помощь! Вы провели сегодня большую работу, и помогли мне убедить февраль, что я прав.  У меня хорошее настроение, а у вас?               У кого хорошее настроение похлопайте! У кого плохое настроение потопайте! Я рад что вы веселые, а мне пора. Нужно, всем, сказать что весна началась! До свидания!

Релаксация:

Педагог: Какие герои с вами общались?   Чем занимались? Что вам больше всего понравилось делать?  Что мы узнали?

 А мне понравилось с вами заниматься. Наше занятие подошло к завершению!  

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД «Поссорились – помирились»

Цель: научить сдерживать негативные побуждения, избегать кон­фликтов, находить слова для оценки поведения, развить чувство юмора. Развить ответственность, самоконтроль, умение «читать» эмоциональное с...

сценарий досуга "Как февраль с мартом встретились"

семейный досуг, направленный на приобщение к народным традициям...

23 февраля - 8 Марта

Сценарии совмещенных утренников на 23 февраля и 8 Марта...

Календарно-тематическое планирование старшая группа март 2022 (28 февраля - 5 марта)

Календарно-тематическое планирование старшая группа март 2022...