Конспект занятия "Как поссорились февраль и март"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Занятие по ОО "Познавательно развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kak_posorilis_fevral_i_mart.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленка»
КОНСПЕКТ
Занятия
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Тема : «Как поссорились март и февраль»
Возрастная группа: (6-7 лет)
2 подготовительная к школе группа
Подготовила:
Воспитатель 1 категории
Дубинина Светлана Александровна
2019г.
Тема: «Как поссорились март и февраль»
Возрастная группа: (6-7 лет) 2 подготовительная группа
Цель: Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы;
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте(весне) по моделям.
Развивающие: Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевых облаков. Закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия «21 марта –день равен ночи);
Образовательные: Дать знания об изменениях в жизни животных и птиц: воробьи устраивают дуэли, синички поют, в начале марта прилетают грачи, в конце марта прилетают скворцы;
Предварительная работа: Подготовка кукол героев, Беседа «Смена дня и ночи» Чтение стихов, пословиц, поговорок о марте. Наблюдение за изменениями в природе, поиск подтверждений известных народных примет о марте.
Работа над словарем: активизировать словарь (капельник, протальник, зимобор, равноденствие, понтонный мост, перелетные и зимующие птицы)
Материалы и оборудование: USB колонка для воспроизведения мелодий звук природы «Звуки весны», «Звуки метели и хруст снега», Куклы –герои «Март» и «Февраль» (посохи, веночки), модели на слова « капельник», «протальник», «зимобор», Модель ручейков. Пособие «Модель увеличения светового дня» . Декорации: подснежники, ручей- ткань, ветки с почками, белый шарфик. Для ручейка льдины разной формы и размера. Для игры «На что похоже?» нарисованные кучевые облака разной формы, размера, похожие на разные предметы. Устройство «Ловец облаков» Для игры «Кто был у ручья?» -коллаж «следы животных». Иллюстрации для игры «Кто зимовал, кто прилетит?»
Приемы руководства деятельностью детей:
1.Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей;
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия;
3. Приемы активизации практической деятельности детей;
4. Приемы поддержания интереса детей;
5.Примы оценки и самооценки.
Виды детской деятельности:
-Индивидуальная работа.
-подгрупповая работа.
-коллективная работа.
Игровая: Дидактические игры «На что похоже?», « Кто был у ручья?», «Кто зимовал, кто прилетит?», отгадывание загадок.
Коммуникативная: развитие воображения детей, поддержание беседы на заданную тему
Цель: расширять представление детей о многообразии окружающего мира.
Трудовая: самообслуживание, совместные действия.
Цель: вырабатывать умение выполнять порученное дело.
Продуктивная: Создание панно модель первого весеннего месяца Март.
Музыкально-художественная: слушание
Цель: формировать способность эмоционально воспринимать речь воспитателя, по средствам музыкального и поэтического произведения.
Восприятие литературных произведений: сопоставление поэтического слова и иллюстрации, повторение известных стихов во время игр.
Цель: развивать умение чувствовать красоту и выразительность.
Планируемые результаты:
Личностные: знание, особенности первого весеннего месяца.
Интеллектуальные: участие в беседе, высказывание своего мнения.
Критерии оценки деятельности детей :
1. Активность
2. Самостоятельность
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым
4. Эмоциональность
5. Проявление волевых усилий.
6. Самооценка.
Интеграция образовательных областей:
Области | Интеграция | Решаемые задачи |
Познавательное развитие | Выявление признаков первого весеннего месяца | уточнять и расширять знания о весне, ее признака,; познакомить с народными названиями месяца марта. |
Социально коммуникативно развитие | Коммуникативные игры | Развивать воображение детей, умение поддержать беседу на заданную тему, расширять представление детей об окружающем мире |
Речевое развитие | Чтение стихов, отгадывание загадок, участие в беседе и обсуждении | Закрепить знание загадок, стихов, повторить известные стихи во время игр; организовать беседу-рассуждение по теме весна |
Художественно-эстетическое развитие | Оформление панно «Модель первого весеннего месяца» Март. | привлекать детей к созданию предметных и сюжетных композиций с целью закрепления знаний о первом весеннем месяце |
Физическое развитие | физкультминутки | Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни |
Ход занятия
Педагог: Ребята, чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, вам необходимо отгадать загадку:
Тает снежок, Зеленеет лужок, День прибывает, Когда это бывает? (весной)
Правильно действительно, все это бывает весной. И сегодня я хочу поздравить вас с наступлением долгожданной весны, Посмотрите, как все повеселело вокруг, какие ясные солнечные деньки стоят. Вы рады приходу весны? (да) . Я тоже этому очень рада. Посмотрите, а вот и первый месяц весны сам пришел к нам. (Дети садятся полукругом перед ширмой)
Звучит фонограмма – журчание ручейка, пение птиц
Кукла –герой «Март»: Как хорошо стало вокруг! Как все повеселело! Наконец-то наступил мой черед. Я – первый месяц весны Март. Я должен пробудить природу от долгого зимнего сна. Мой верный помощник, весеннее солнышко, обогреет все вокруг, и побегут веселые ручейки, зазвенит капель, растает снег и потянуться к солнышку первые цветочки. Просыпайтесь, просыпайтесь, встречайте весну!
( Затем музыка резко меняется на зимнюю – завывание ветра, пурга)
Появляется кукла- герой «Февраль»: Это что за озорство?! Кто хозяйничает здесь без меня? – Ты кто?
«Март»: Я – месяц Март, первый месяц весны!
«Февраль»: Какой еще Март? Ты посмотри вокруг кругом сугробы, лед на дорожках, деревья стоят голые, люди тепло одеты, мороз на улице! А ты говоришь – весна! Я – Февраль! Еще мое время! Уходи!
«Март»: Ну как же твое?! Посмотри на календарь- сегодня уже 11 марта. Мое время пришло.
«Февраль»: Знать ничего не хочу! Не вижу ничего весеннего, и тебя видеть не хочу! Цветочки ту вылезли, почки набухли, тепла им хочется! Вот вам! Вот вам! Спите, спите! Спите! И ты, Март, спи! (дотрагивается до Марта) Вот теперь порядок! Можно и отдохнуть! (уходит).
Педагог: Ребята, что же делать? Только мы с вами порадовались наступлению весны, а тут такое случилось. Неужели опять холода? Нужно скорей выручать Март, а то весна никогда не наступит. Чем же мы можем ему помочь? (выслушать варианты детей) Ребята, я думаю, мы должны вспомнить все, что знаем о марте. О том, что уже произошло и что произойдет с наступлением весны. Мы должны доказать, что пришло время Марта, а не Февраля. Справимся? (Да) Давайте сначала вспомним, как народ называет март, какие имена он ему придумал. А чтобы вам легче было вспоминать, я приготовила картинки-подсказки.
Проводится беседа по моделям.
«Капельник» Вопросы детям: Что здесь нарисовано? Откуда капают капельки весной? Как называется это явление? Что нужно, чтоб началась капель? Мы видели с вами сосульки и капель на улице? Значит уже есть тепло? Какое название марта, связанное с капелью, придумал народ?
Педагог: Все верно, март – капельник. Модель помещается на экран. Я предлагаю вам игру «Сосульки». Я превращаю вас в звонкие длинные, блестящие сосульки. Вы «висите» вниз головой…. А теперь вас стало нагревать солнышко, и вы начали таять и зазвенели капелью (прыгают на корточках). Растекаетесь в лужи. Превращаю вас обратно в детей. (Дети садятся)
«Протальник» Вопросы детям: А как можно назвать март глядя на эту картинку? (Протальник) Что вам подсказало такое название? Как получаются проталинки? Мы уже видели проталинки на улице?
Педагог: Действительно, солнышко нагревает снег на пригорках и он начинает протаивать на этих местах, получаются проталинки. Вот и еще одно название мы вспомнили – протальник . Это еще одна примета марта (помещается модель на экран)
«Модель ручья». Вопросы детям: А что нарисовано на этой картинке? Как вы думаете, в марте уже есть первые ручейки? А где вы их видели? (выслушать ответы детей)
Педагог: Ручейки-то есть, а вот названия, похожего на ручейки, нет. Давайте сами придумаем такое название! (Модель помещается на экран)
Модель «Зимобор» Вопросы детям: Как можно связать эту картинку с мартом? Какой вид спорта здесь изображен? (борьба) А с чем же может бороться март? ( с морозами , с зимой) Какое название придумал народ марту, который борется с зимой? (Зимобор) (размещаем модель на экран)
Педагог: А сейчас давайте немного отдохнем, а потом продолжим наш путь (физкультминутка)
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу. Ветки согнули, снег отряхнули - Деревья встречают весну. Плавно руками помашем - Это к нам птицы летят. Как они сядут – покажем: Руки сложили назад. | Руки вверху, качаются из стороны в сторону. Руки согнуты в локтях, встряхивают ими. …………………………………………… Машут руками как крыльями …………………………………………….. Присели, руки за спиной в «замке» |
Педагог: Ребята! В марте есть еще один особенный день. Посмотрите как он выглядит. «Модель увеличения светового дня» (круг разделен на две равные половинки черная и белая) Вопросы детям: Чем похожи половинки круга? (Размером, они одинаковые) А чем они отличаются? (Цветом, одна черная, а другая- белая) Черной половинкой я обозначила ночь. А что обозначает белая половинка? (день)
Правильно вы заметили эти две половинки одинаковые. Значит, в тот день, о котором я говорю, день и ночь одинаковы по своей продолжительности. Это случиться 21 марта, Это день весеннего равноденствия. С этого числа день будет прибывать, а ночь убывать( становиться короче). Посмотрите как это будет. (демонстрация). Вопросы детям: Что было длиннее до 21 марта – день или ночь? А что короче? Какие дни будут теперь у нас? А ночи? Педагог: День весеннего равноденствия бывает только в марте, и это еще одна из примет и особенностей марта (размещаем модель на экран)
Педагог: Предлагаю вам ребята отправиться к реке. Дни стали длиннее, солнышко светит дольше, припекает больше. Тает снег, бегут первые ручейки, наполняют речку. Воде в реке тесно подо льдом и она ломает его. Поплыли по реке первые льдинки. Лед сломался, а как же нам перебраться на другой берег. По моему на том берегу нас ждут нужные подсказки. А давайте, построим мост из льдинок и перейдем на тот берег. ( Двое мальчиков приступают к «строительству», остальные дети рассматривают картину с облаками)
Пока мальчики строят мост, давайте посмотрим на мартовское небо, оно тоже не такое как зимой. Посмотрите, сколько облаков на небе, какие они пушистые, белые! На что похожи облака? Я предлагаю рассматривать облака с помощью устройства «Ловец облаков». Необходимо сказать, на что похоже понравившееся облако и назвать его координаты ( Пример: Мне понравилось облако, которое находится в среднем ряду – первое слева, оно похожее на ромашку). Проводится Дидактическая игра «На что похоже?».
Мы увидели много интересного на небе. Оказывается, мартовские облака имеют свое научное название – «Кучевые облака». Именно в марте таких облаков особенно много на небе. И это тоже одна из примет марта (помещаем модель «Кучевые облака» на панно) Пока мы рассматривали небо, наши строители уже закончили свою работу, Мостик получился широкий или узкий .
Дети: узкий
Педагог: Как мы пойдем через мост?
Дети: по одному, друг за другом .
Педагог: Давайте я первая попробую перейти на другую сторону ( пытается вступить на мост, сомневается, правильно ли поступает)
Вопросы детям: - В чем будет наша ошибка, если мы пойдем по льду?- Чем опасен весенний лед?(выслушиваем ответы детей) ( демонстрируется модель – «Запрещающий знак «По льду не ходить») – Как же нам поступить в данной ситуации? ( варианты ответов детей) Весной ребята на больших реках где начинается ледоход, строят временные мосты «Понтонные», вот и мы с вами это сделаем ( раскатываем массажную дорожку) Перебираемся друг за другом на другой берег
Педагог: Кто-то из лесных жителей приходил к воде напиться. Дидактическая игра «Чей след ?» Видите потихоньку начинают просыпаться после зимы лесные жители. Скоро и птицы начнут возвращаться из теплых краев. Я вам загадаю загадку о первой весенней птице, а вы мне ее назовите. Всех перелетных птиц черней, Чисти пашню от червей, Целый день по полю вскачь, А зовется птица…(грач)
Птичий календарь нам сообщает, что Грачи начинают возвращаться после 7 марта, а в конце марта к нам возвратятся Скворцы. И так все птицы прилетят из теплых краев каждый в свое время. Дидактическая игра «Кто зимовал, а кто прилетит?» (Дети делятся на две группы, одни отбирают картинки с перелетными птицами, другие – с зимующими).
После игры демонстрируется модель «Перелетные птицы» Ребята мы хорошо прогулялись пора нам возвращаться, может март проснулся. Все возвращаются по мосту к стульям. Нет, не проснулся март, я знаю чтобы март проснулся нужно солнышко, а чтобы солнышко ярче светило необходимо произнести закличку:
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облачка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек
Педагог за ширмой: Март: Как хорошо я выспался, пора за работу! Солнце землю согревает, Почерневший снег ворчит. Он ворчит и дружно тает, А потом ручьём журчит.
Теперь порядок! Здравствуйте ребята, спасибо, что вы позвали солнышко и разбудили меня. А вы февраль видели,(ответы детей) Ох он такой хмурый , я ни как не могу ему объяснить, что мое время пришло. Если он вернется, вы уж помоги мне доказать что я прав.
Февраль: Вот чего не понятного, а. Говорю ,спите, нет опять шумят, покоя никакого нет.
Март: Погоди февраль, не ворчи. Лучше послушай, что ребята тебе расскажут обо мне!
Февраль : Ну ладно слушаю внимательно! ( ответы детей по моделям) Ребята вы все это точно видели? (Да) Как жаль, а я думал, что еще мое время (печалится)
Март: Ребята, чтобы февраль не расстраивался, давайте его похвалим и вспомним что интересного было зимой ( ответы детей). Вот видишь февраль, ребята очень любят зиму. Просто каждому свое время.
Февраль : Хорошо, прощаюсь с вами до следующего года. До свидания! (Уходит)
Март: Спасибо, ребята, за вашу помощь! Вы провели сегодня большую работу, и помогли мне убедить февраль, что я прав. У меня хорошее настроение, а у вас? У кого хорошее настроение похлопайте! У кого плохое настроение потопайте! Я рад что вы веселые, а мне пора. Нужно, всем, сказать что весна началась! До свидания!
Релаксация:
Педагог: Какие герои с вами общались? Чем занимались? Что вам больше всего понравилось делать? Что мы узнали?
А мне понравилось с вами заниматься. Наше занятие подошло к завершению!
Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"
конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД «Поссорились – помирились»
Цель: научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развить чувство юмора. Развить ответственность, самоконтроль, умение «читать» эмоциональное с...
сценарий досуга "Как февраль с мартом встретились"
семейный досуг, направленный на приобщение к народным традициям...
23 февраля - 8 Марта
Сценарии совмещенных утренников на 23 февраля и 8 Марта...
Перспективное планирование 25 февраля - 1 марта
Рекомендации для родителей...
Календарно-тематическое планирование старшая группа март 2022 (28 февраля - 5 марта)
Календарно-тематическое планирование старшая группа март 2022...
Весенний утренник в подготовительной группе, посвященный 23февраля и 8 марта, на тему: «Февраль и Март в гостях у ребят».
Сценарий весеннего утренника в подготовительной группе....