Агрессивность дошкольника
рабочая программа (старшая группа)

Зимель Зоя Петровна

Программа по коррекции агрессивности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_snyatiyu_agressivnosti.docx42.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

детский сад № 4 «Лесовичок».

Программа  по коррекции агрессивного поведения дошкольника в условиях детского сада.

Программу составил:

педагог-психолог: Зимель З.П.

Талакан 2021

Сложная социальная и экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает жестокость и агрессия детей. Несомненная значимость данной проблемы послужила основой написания программы.

К тому моменту, когда у нас появляются дети, мы уже знаем, что же это такое, детская агрессия, на  собственном опыте. Нам не раз приходилось наблюдать агрессивное поведение с экранов телевизоров, в магазинах, на улицах, среди наших ровесников, но самое страшное наблюдать такое поведение со стороны детей. Феномен детской агрессии беспокоит родителей, воспитателей, педагогов.

Методологической основой данной работы явились положения отечественной психологии о развитии личности, сформулированные в трудах JI.C. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, теоретические положения Д.Б. Эльконина и JI.A. Вагнера о социальной природе возрастной нормы развития. Мы руководствовались также некоторыми теоретическими положениями, сформулированными в работах 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Лоренца, Р. Берона, Д. Ричардсона, Г. Паренса, С.Н. Ениколопова, Л.М. Семенюк, Н.Д. Левитова, Г.А. Репиной и других авторов, которые внесли значительный вклад в изучение проблемы агрессии.

Практическая значимость программы состоит в том, что она позволяет разработать и применять на практике систему психолого-коррекционных воздействий арт-терапевтического профиля, направленных на снижение уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста, и применять ее в практике дошкольных  учреждений.

Актуальность программы обусловливается  тем, что в дошкольных  учреждениях и психологических службах недостаточно разработаны научно-обоснованные и систематизированные методы изучения и коррекции детской агрессии, что не позволяет надежно прогнозировать поведение человека в детстве и зрелые годы и, в конечном итоге, не способствует снижению уровня насилия в современном обществе.

Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым − родителям и специалистам (учителям, воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. Чаще всего это случается неожиданно.

 У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия − от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии − как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком, кусаются, плюются и т. п.). Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желаемого результата − будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, − после чего агрессивные действия прекращаются.

Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекционной работы.

 Система психолого-педагогической коррекции, основанная на методах арт-терапии, а также с учетом личностных особенностей ребенка и условий его социального окружения, способствует созданию отношений сотрудничества, развивает адекватные способы реагирования в конфликтной ситуации, разрушает деструктивные тенденции в поведении ребенка и приводит в целом к снижению уровня агрессии.

Программа состоит из 10 занятий и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, при необходимости число занятий увеличивается и редактируется. Занятия  проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30 – 45 минут.

В программе использованы следующие направления арт-терапии:

- сказкотерапия;

- изотерапия;

- музыкальная терапия;

- песочная терапия;

- тканевая терапия.

Требования к специалисту, который будет проводить занятия по данной программе:

•        высшее педагогическое или психологическое образование;

•        компетенция, позволяющая работать с детьми во всех вышеуказанных направлениях программы;

•        понимание методики построения занятий;

•        внутренняя готовность к работе с детьми, «наполненность», искренность;

•        творческий подход, неординарность, умение быть ребенку «взрослым другом» и создавать пространство доверия между собой и ребенком.

Список необходимых материалов:

1.        Бумага формата А4, 30-50 листов;

2.        Простой карандаш;

3.        Ластик;

4.        Цветные карандаши;

5.         Гуашь, акварель, восковые мелки, пастель.

6.        Ксилофон, барабан, бубен, губная гармошка;

7.        Цветной пластилин и полимерная глина;

8.        Картон цветной, 5-10 листов;

9.        Кисти различных диаметров, 3-5 шт;

10.        Песочница;

11.        Манная крупа, 2-3 стакана;

12.        Мелкие игрушки и различные мелкие предметы;

13.        Лоскуты ткани различных цветов, размеров и фактур;

14.        5-10 пуговиц различных форм и размеров;

15.        МАК (колода с эмоциями);

16.        Мячики-попрыгунчики различных цветов и фактур, 5-10 шт.

Ожидаемые результаты, освоения программы:

Развитие коммуникативных навыков;

Снижение эмоциональной тревожности;

Повышение самооценки;

Закрепление положительных поведенческих реакций;

Позитивные изменения в психологическом состоянии детей, и образе Я.

 Взаимодействие строится таким образом, чтобы ребенок учился корректному общению, сопереживанию, бережному взаимоотношению со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

ЗАНЯТИЕ 1

Ритуал приветствия. Создание положительного настроения. Настрой на работу.

Техника «Дом моих эмоций».

Цель: дифференциация эмоций ребенка.

Задачи:

  1. Научить ребенка распознавать свои чувства.
  2. Выявить преобладающую эмоцию.

Инструменты: бумага, цветные мелки.

Просим ребенка изобразить эмоции радости, злости, страха и печали в виде сосудов с кранами, лейками, и т.д.

 Инструкция: «Представьте, что внутри вас живут эмоции радости, злости, страха, печали, каждая эмоция в своем сосуде, их поток с помощью краников можно регулировать, как мы регулируем напор воды, когда пользуемся душем. Почувствуйте, а как эти эмоции живут внутри тебя? Нарисуйте». Приводим метафору наполненности эмоциями.

 Ребенок рисует свое актуальное состояние.  Спрашиваем, какую эмоцию каким цветом будем рисовать.  Определяем сколько ее внутри в емкости, как проявляется (насколько открыт кран, метафора регуляции эмоционального состояния), обращаем внимание, есть ли у ребенка возможность ее проявлять.

Расспросить про каждую эмоцию: «Грустишь как?, Радуешься как?» Что мама говорит, когда ты (грустишь, злишься и т.д.)?

Рефлексия.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 2

Ритуал приветствия. Создание положительного настроения. Настрой на работу.

«Барашек в бутылке».

Тема: Диагностика взаимоотношений в семье.

Цель: Получить понимание о детско-родительских отношениях и общем психологическом климате в семье.

Задачи:

•        понять уровень психологического комфорта ребенка в семье;

•        исследование особенностей восприятия ребенка родителем;

•        выявление наличия/отсутствия конфликтной ситуации в семье;

•        прояснение в сознании родителя его реальных отношений с ребенком и совместный поиск возможных вариантов улучшения этих отношений.

Ход занятия:

1.        Диагностическая техника «Барашек в бутылке».

Инструменты: белый лист бумаги, цветные карандаши. Продолжительность – 20 мин.

Ребенку за 5-7 минут предлагается цветными карандашами нарисовать на белом листе бумаги барашка в бутылке. Необходимо уточнить, что барашек – это животное, а не «барашек» на волнах, а также, что рисовать нужно именно барашка-детеныша, а не взрослого барана. После того, как рисунок создан, психолог просит ребенка ответить на шесть вопросов:

•        О чем мечтает барашек?

•        О чем мечтает бутылка?

•        Как чувствует себя барашек?

•        Как чувствует себя бутылка?

•        Что может тревожить барашка?

•        Что может тревожить бутылку?

Таким образом, исходя из интерпретации рисунка и полученных ответов на вопросы, психолог может получить информацию о том, в каком окружении живет ребенок, насколько ему комфортно в семье.

 Ритуал окончания занятия. Наше занятие заканчивается. Я  благодарю тебя за работу. Мне было очень приятно, что сегодня мы замечательно поработали. Игра «Солнечные лучики». Протягиваем руки вперёд и соединяем их. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

ЗАНЯТИЕ 3

Ритуал приветствия. Создание положительного настроения. Настрой на работу.

Методика «Нарисуй себя зверем» (для выполнения этого упражнения необходимо приготовить рулон бумаги).

Инструкция: от рулона отрезать столько бумаги, сколько необходимо и нарисовать себя зверем.

- Кто это?

- Что умеет делать?

- Расскажи, что умеет делать ужасного.

- Похож ли ты на этого зверя?

- И кого он хочет укусить?

Если ребенок говорит только хорошее, можно спросить:

- А может твой зайка кусаться? Задача разблокировать гнев. Ребенок должен чувствовать, а психолог сопровождать его в этом процессе. «Я замечаю, что сейчас тебе трудно продолжать. Мы можем вернуться к этому позже. Предлагаем другие упражнения.

Упражнение «Охотник и зверь»

(играем на листе бумаги, используя ручки )

Инструкция: не отрывая ручки от бумаги охотник догоняет зверя.

Ритуал прощания.

 ЗАНЯТИЕ 4

Ритуал приветствия. Создание положительного настроения. Настрой на работу.

«Мое чувство безопасности»

Тема: Формирование ощущения внутреннего комфорта.

Цель: Снятие общего фона тревожности и психоэмоционального напряжения у ребенка.

Задачи:

•        дать ребенку идею и способы приемлемого выражения негативных эмоций;

•        вернуть ребенку ощущение контроля над ситуацией;

•        снизить уровень тревожности и сформировать в ребенке ощущение эмоционального комфорта и внутренней гармонии.

Ход занятия:

После вступительной беседы арт-терапевта о целях занятия, приступаем к технике «Лики гнева».

Инструменты: бумага А4, цветной пластилин или соленое тесто. Продолжительность – 40 мин.

Просим ребенка вспомнить  ситуации, в которых он испытывал гнев, обиду, раздражение. Задаем прямой и понятный вопрос: «Что тебе неприятно?», а также спрашиваем о том, какие эмоции, на его взгляд, объединяют эти ситуации. Когда эмоции названы, можно переходить к лепке.

1.        Просим ребенка из  трех кусочков пластилина слепить три образа эмоций, которые он назвал: гнева, обиды, раздражения;

2.        Получившиеся работы нужно разместить на листе бумаги в одну линию с расстоянием примерно в 10 см – образы «выстроились на парад»;

3.        Теперь предлагаем ребенку «отказаться» от каждого переживания: ладонью правой руки (для левши – левой) нужно придавить по очереди образы гнева, обиды и раздражения и почувствовать удовольствие от процесса. Должно получиться три расплющенных «блинчика»;

4.        Один из блинчиков делится пополам, по кусочку в каждую руку, просим ребенка разминать пластилин одновременно в обеих руках;

5.        Снова предлагаем ребенку создать все три образа, но так, будто они совсем маленькие, только-только появились на свет. Полученные образы ребенку также необходимо разместить на листе бумаги, желательно в центре;

6.        Далее предлагаем ребенку поставить руки по краям листа, так, чтобы кисти стояли на ребре, как будто это два щита. Теперь ребенку необходимо медленно свести руки, чтобы в какой-то момент пластилиновые образы были смяты и слеплены в один кусочек;

7.        Из полученного кусочка ребенок лепит «колбаску», сворачивает ее в кольцо и методом вытягивания превращает кольцо в «заборчик» (оградку). Таким образом, негативная эмоция трансформируется в то, что дает защиту и ощущение безопасности;

8.        Теперь предлагаем ребенку взять другой кусочек пластилина того цвета, который ему нравится, и слепить что-то, что он любит, что символически будет изображать самого ребенка (цветок, мячик, грибочек…). Когда образ готов, просим ребенка поместить его в середину кольца-заборчика. Возможно, ребенку захочется как-то видоизменить оградку, чтобы его персонажу было там очень удобно и комфортно. Можем сказать: «Сделай так, чтобы тот, кто в середине, был абсолютно счастлив, чтобы ему было безопасно и хорошо».

Таким образом, мы помогаем ребенку будто бы «измельчить» чувства для того, чтобы они были прожиты и отпущены. И нам очень важно превратить негативные эмоции в то, что создает безопасность или причастно к этому. В момент этой трансформации арт-терапевту необходимо дать мощную эмоциональную поддержку: похвалу, хороший заряд доброй силы.

 Ритуал прощания.

 

ЗАНЯТИЕ 5

Ритуал приветствия. Создание положительного настроения. Настрой на работу.

«Мое чувство безопасности».

Ход занятия:

После вступительной беседы арт-терапевта о целях занятия, приступаем к технике «Зеркало».

Инструменты: зеркало или стекло, размером 20*20см, палитра гуаши, кисть. Продолжительность – 15 мин.

Предлагаем ребенку нарисовать гуашью на зеркале (стекле) свою самую большую боль (разочарование) за последнее время. Затем просим его очень медленно смыть этот рисунок под тонкой струей проточной воды. Потом предлагаем ребенку нарисовать себя, грустного от переживания этой ситуации и, тем же способом, что и в первом случае, смыть рисунок водой. Затем просим ребенка нарисовать те последствия, которые, в его понимании, могла бы повлечь в ближайшем будущем ситуация, отозвавшаяся болью в его душе. Третий рисунок ребенок также медленно смывает под проточной водой.

Таким образом, боль, вынесенная на пространство стекла, размывается водой. Точно так же она размывается и растворяется в сознании ребенка.

Второй этап занятия – техника «Резиновая перчатка».

Инструменты: медицинская перчатка, фломастеры. Продолжительность – 25 минут.

Просим ребенка вспомнить все неприятные моменты, ситуации раздражения и негативные эмоции, с которыми он сталкивался в последнее время. Затем просим его представить, как все это нехорошее превращается в темное туманное облако у него в душе. Это облако нужно выдуть в перчатку. Все-все выдохнуть, чтобы не осталось и капельки этого тумана. Перчатка должна быть надута очень сильно. Когда уже все «выдуто», помогаем ребенку закрутить низ перчатки, как у шарика.

Рассказываем ребенку, что все нуждается в свежем и чистом воздухе для того, чтобы жить. Перчатка сейчас закрыта, в нее не поступает кислород, а там, где нет кислорода, начинаются нехорошие трансформации. Спрашиваем у ребенка, как ему кажется, когда он наполняется гневом и раздражением, не похож ли он снаружи на эту перчатку, у которой нет ни настроения, ни личности, ни красоты… И не похожи ли люди в состоянии негатива на несметное количество таких вот перчаток, ничем не отличающихся друг от друга?

Затем развязываем узел на перчатке и даем ей медленно сдуться (можно в открытое окно), и вместе с ребенком наблюдаем, как растворяются его негативные эмоции.

Далее снова берем перчатку и помогаем ребенку связать большой палец с каким-либо другим из четырех пальцев, а после снова надуть перчатку, выгрузив все последние капли своего раздражения. Говорим с ребенком о том, что, по его мнению, происходит, когда мы подключаем к плохим эмоциям всего лишь маленькую каплю творчества; какие происходят изменения. На завершающем этапе работы с перчаткой, предлагаем ребенку нарисовать забавную рожицу на этой перчатке и придумать историю о «перчаточном существе». Оставляем это «существо» понемногу сдуваться от времени (до окончания программы), чтобы ребенок мог пронаблюдать неприглядные трансформации перчатки.

Таким образом, работа с перчаткой – хороший способ выгрузить через дыхание свое внутреннее напряжение и обрести состояние эмоционального комфорта.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 6.

Ритуал приветствия. Создание положительного настроения. Настрой на работу.

Ход занятия:

После вступительной беседы арт-терапевта о целях занятия, приступаем к технике «Рисование-обсуждение-лепка-засыпание-пение».

Инструменты: бумага А4, палитра акварели, карандаши, пластилин, песочница с манкой. Продолжительность – 40 минут.

Первый этап: рисование. На листе А4 ребенок рисует образ тревожащей его ситуации в семье в детском саду или др. месте.  Объясняем ребенку, что здесь важно в красках (ребенку разрешается использовать сколько угодно цветов), образах и символах, которые для него откликаются в данный момент, отобразить свое состояние тревоги (свой страх).

Второй этап: обсуждение. Обсуждаем с ребенком то, что он сейчас создал: откуда эта тревога? как ее зовут? где она живет? как давно она там живет? почему этой тревоге важно жить рядом с ребенком?

Третий этап: лепка. Предлагаем образ того, что нарисовано ребенком на бумаге, передать в виде объемной фигуры. Важно этому страху дать плоть, потому что, когда ребенок испытывает что-то внутри, он думает, что это нечто большое. Но когда дети создают свой страх (тревогу) в лепке, переживание это оказывается очень маленьким. То есть, давая возможность ребенку осязать объемы своего страха (тревоги), мы помогаем маленькому человеку понять реальные масштабы этого переживания, тем самым нивелируя его значимость для ребенка.

Четвертый этап: засыпание.  Предлагаем ребенку засыпать вылепленную фигурку манкой в песочнице или, поместив в любую другую емкость (стакан, коробку и т.п.), придавив ее сверху так, чтобы создавалось ощущение контроля над этой фигуркой.

Пятый этап: пение. Этот этап – самый веселый. Предлагаем ребенку ходить по комнате и придумывать какую-то нелепую мелодию, песню о тревожащей ситуации, с которой работали на всех предыдущих этапах. Например: «Жил-был у меня страх, что мы никогда больше не будем праздновать мой день рождения всей семьей, и вот однажды я решил этот страх нарисовать и назвать его …, а потом его слепить, а затем и закопать…». Арт-терапевт напевает эту песню вместе с ребенком, так же весело расхаживая по кабинету. Все это должно проходить весело и необычно, и, тем самым, мы даем ощущению детской тревоги раскрываться в совсем другом ключе.

Когда ребенок напел свою мелодию, спрашиваем и записываем, какое чувство у него сейчас по отношению к этой тревожащей ситуации.

Таким образом, арт-терапевт вместе с ребенком проходит этапы по выявлению, контейнированию, нивелированию тревожащей ситуации.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 7

Ритуал приветствия. Создание положительного настроения. Настрой на работу.

 «Мир эмоций»

Тема:  Формирование навыков контроля над эмоциями

Цель:  Научить ребенка «работать» со своими настроениями, в том числе, связанными с общим эмоциональным фоном в семье.

Задачи:

•        Дать идею контроля над силой эмоций;

•        Научить ребенка осознавать и упорядочивать свои чувства;

•        Показать дополнительные (к уже имеющимся в арсенале ребенка) приемлемые способы снятия эмоционального напряжения.

Ход занятия:

Этап 1.

После вступительной беседы о целях занятия, приступаем к технике «Пять пуговиц».

Инструменты: 5 пуговиц различной формы и размеров. Продолжительность – 10-15 минут.

1.        Пуговицы выкладываются в ряд на небольшом расстоянии друг от друга;

2.        Щелчком пальца ребенку необходимо запустить пуговицы на равное расстояние. В начале это задание кажется простым, но затем ребенок понимает, что, на самом деле, не всегда с первого раза удается правильно распределить силу удара;

3.        Просим повторить упражнение, теперь уже, предлагая ребенку использовать все комбинации пальцев, не только указательный и большой. Просим ребенка отследить, как по-разному работают его пальцы, и как по-разному распределяется сила удара.    

Идеальный вариант этой практики – когда ребенок делает упражнение одновременно двумя руками, и левой, и правой, но на правой руке работают, например, большой и указательный пальцы, а на левой – мизинец и большой палец. Это очень похоже на полушарное рисование песком. Пуговицы используются разные по размеру и по весу.

Таким образом, данная техника является очень увлекательным для ребенка занятием, которое помогает ему контролировать силу эмоционального посыла, понимать, какой силы выброс энергии он может создать, и к чему это может привести.

После «разогрева» с пуговицами, арт-терапевт предлагает перейти в более спокойный ритм, и поработать с метафорическими ассоциативными картами.

Этап 2. Техника МАК. Инструменты: метафорические ассоциативные карты  с детскими эмоциями. Продолжительность – 15 минут.

Ребенку предлагается выбрать из колоды МАК 3 карточки с различными эмоциями:

•        1я карта – мое настроение, в детском саду;

•        2я карта – мои чувства сейчас, в текущий момент времени;

•        3я карта – мое любимое настроение.

Далее предлагаем ребенку ряд вопросов к каждой из выбранных карт-эмоций:

•        1я карта – какой страх заставил тебя переживать такое настроение (о чем именно ты тревожился) взамен того настроения, которое ты любишь больше всего? что мы с тобой уже научились делать, чтобы бороться со своими страхами и тревогами?

•        2я карта – что в твоей жизни дает тебе настроение, которое с тобой сейчас, в этот момент времени? каким ты сам(-а) его считаешь: веселым, грустным, спокойным, подходящим/не подходящим именно для тебя?

•        3я карта – что могло бы тебе помочь чаще чувствовать то настроение, которое ты любишь больше всего (предлагаем ребенку перечислить как можно больше вариантов того, чему он радуется в повседневной жизни).    

Таким образом, в результате работы с данной техникой, мы учим ребенка выстраиванию линии понимания собственных эмоций, разницу в эмоциях и настроениях, способность управлять эмоциями различного спектра, глубже понимать причины тех или иных собственных эмоций и эмоций других людей.  

Этап 3. Техника «Брюс Всемогущий».

Инструменты: мячики-попрыгунчики разных цветов и фактур. Продолжительность – 10-15 минут.

Предлагаем ребенку выбрать мячик, напоминающий ему неприятную для него ситуацию с разводом родителей. Просим оценить уровень раздражения от этой ситуации по 10-бальной шкале, где 0 – полное спокойствие, а 10 – «закипание» гнева. Далее предлагаем проделать следующие упражнения:

1.        10 раз подбросить мячик каким-нибудь оригинальным способом: плечом, коленом, носом, тыльной стороной ладони. Ловить мячик разрешаем любым удобным способом;

2.        Мячик на блюдечке: нужно соединить ладони и покатать мячик по ладоням-«блюдечку». Здесь важно, чтобы мячик катался по кругу, не падая на пол;

3.        Путешествие мячика: нужно выпрямит руки, соединить кисти, положить мячик на руки, и сделать так, чтобы мячик укатился сначала к груди, а затем вновь опустился в ладони.

После всех проделанных упражнений снова просим ребенка оценить уровень эмоционального напряжения от тревожащей (вызывающей злость) ситуации. Что изменилось?

Таким образом, вышеперечисленные упражнения всегда ведут к эмоциональной разрядке и снятию общего напряжения. Когда уровень напряжения снижен, «включается» в работу мозг, и, тем самым, ненужные эмоции отодвигаются на задний план.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 8

Ритуал приветствия. Создание положительного настроения. Настрой на работу.

Сочинение сказки про агрессивного кого-то.

Данное занятие посвящено сочинению совместной сказки про агрессивного кого-то. Одновременно проигрываем сюжет сказки в песочнице?

Вопросы после сессии:

Какой герой тебе понравился и почему?

Какой герой тебе не понравился?

На какого героя ты хотел быть похожим?

Как бы ты поступил на месте хорошего героя, а на месте плохого?

Что бы ты посоветовал плохому герою, чтоб стать лучше?

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 9 

Ритуал приветствия. Создание положительного настроения. Настрой на работу.

Игра «УПРЯМАЯ ПОДУШКА» (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства)

Психолог  подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (подушка с темной наволочкой) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки».

Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: “Сильнее, сильнее, сильнее!” (снимается стереотип и эмоциональный зажим).

Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально — от нескольких секунд до 2-3 минут).

Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке:

Все ли упрямки вылезли и что они делают? Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат. Упрямки испугались и молчат в подушке”, — отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

 «Брыкание»

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит “Нет”, увеличивая интенсивность удара.

Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 10

Ритуал приветствия. Создание положительного настроения. Настрой на работу.

Веерная кукла. Основу куклы образует изготовленный из бумаги веер. На центральной части веера в развернутом виде рисуется сказочный герой. Эту работу ребенок может сделать как сам,  психолога.

В такой кукле есть особое волшебство. Веер разворачивается − и получается кукла, с которой можно играть, разыгрывать сказку. Можно прикрыть веером лицо − и это уже сказочная маска. Такие куклы удобно хранить, так как веер в сложенном виде занимает совсем немного места. При желании можно изготовить подобные куклы для работы с конкретной сказкой, все куклы-веера прекрасно поместятся в коробку из-под конфет, на которую наклеивается название сказки.

Использование кукол в психологической практике помогает решить следующие задачи:

1) развитие саморегуляции и самоуправления, так как ребенок (взрослый), идентифицируется с персонажем-куклой, учится в первую очередь управлять собой;

2) самовыражение через действия и слова куклы;

3) отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения;

4) приобретение многочисленных алгоритмов разрешения проблемной ситуации через манипуляции с куклами;

5) развитие        гибкости поведения и др.

Ритуал прощания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Баркан А. О чем говорят рисунки детей. Руководство для родителей и педагогов.
  2. Грегг М. Тайный мир рисунка: исцеление через искусство.
  3. Зинкевич-Естигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.
  4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми6 руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.
  5. Колягина В. Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников.
  6. Тарарина Е. Практикум по арт-терапии в работе с детьми.
  7. Хухлаева О.Е Лабиринт души. Терапевтические сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивность дошкольника

Основные причины, способствующие возникновению агрессивного поведения:...

Агрессивный дошкольник

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число  детей с таким поведением постоянно растет....

Презентация "Агрессивность дошкольников"

Агрессивность дошкольников...

Проблемы агрессивности дошкольников и пути их разрешения

Анализ литературы по проблеме детской агрессивности дает возможность заключить: агрессивное поведение деструктивное; существует пять видов агрессии (физическая, вербальная, косвенная, раздражение, нег...

Консультация "Игровые методы в психокоррекции агрессивности дошкольников"

Консультация "Игровые методы в психокоррекции агрессивности дошкольников"...

Статья на тему: Методы работы с агрессивными дошкольниками.

В своей работе я использую  следующие методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей дошкольного возраста....