Проблемы агрессивности дошкольников и пути их разрешения
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Анализ литературы по проблеме детской агрессивности дает возможность заключить: агрессивное поведение деструктивное; существует пять видов агрессии (физическая, вербальная, косвенная, раздражение, негативизм); по стилю поведения в конфликте выделяют защитную, деструктивную, демонстративную агрессию. Причины и факторы, влияющие на проявление агрессивности дошкольников: наследственно-характерологические, биологические, соматические, влияние социального окружения.
Социальный фактор влияет на становление агрессивной модели поведения (семья, окружение сверстников, средства массовой информации). Коррекционная работа с агрессивными дошкольниками заключается в обучении их выражать гнев в приемлемой форме, развивать коммуникативные навыки, формировать личностные качества: доброжелательность, эмпатию, обучать приемам саморегуляции. Решение проблемы агрессивности старших дошкольников возможно исключительно в тесном сотрудничестве с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_agressivnogo_rebenka.docx | 50.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы агрессивности дошкольников и пути их решения
Содержание
Обзор литературы по проблеме детской агрессивности
Причины и факторы, влияющие на проявление агрессии у детей.
Влияние социального фактора на агрессивную модель поведения
Диагностика агрессивного ребенка
Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
Методы сопровождения агрессивного ребенка
Методические приемы в сказкотерапии.
Принципы работы в сказкотерапии.
Прогноз результативности проведения занятий.
Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности.
Работа с родителями агрессивного ребенка
Обзор литературы по проблеме детской агрессивности
Агрессия (от латинского «agressio» –нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Такое поведение наносит вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности) (Психологический словарь, 1997).
Реан А.А. понятия «агрессия» и «агрессивность» предлагает не идентифицировать. Реан пишет: «Агрессия- это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.
Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии». Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия - это действие, то агрессивность-готовность к совершению таких действий.
Э Фромм считает, что есть два вида агрессии: « доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
А.Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии:
1.физическая агрессия (физические действия против кого-либо);
2.вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань);
3.косвенная агрессия направленная (сплетни, злобные шутки), ненаправленная (крики в толпе, топанье);
4.раздражение (вспыльчивость, грубость);
5.негативизм (оппозиционная манера поведения).
О.Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет виды агрессивности:
1.Защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.
2.Деструктивная. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.
3.Демонстративная. Возникает не как защита от внешнего мира и не по причине вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание.
А.А.Романов перечисляет основные признаки для классификации агрессии:
1.направленность агрессии на предметный или животный мир, на другого человека или на себя;
2.наблюдаемость-ненаблюдаемость как скрытое или открытое проявление агрессии;
3.временные признаки, т.е. мера выраженности агрессии по частоте проявлений во времени и длительности состояний агрессии;
4.пространственные признаки - в семье, в детском саду, на улице и т.д.;
5.по особенностям психических действий – физическая агрессия, вербальная, косвенная;
6.по социальной опасности агрессивных действий.
В жизни чаще всего встречается сочетание некоторых видов агрессии. Разнообразие проявлений агрессии у детей и взрослых можно группировать на виды как негативные свойства личности, проявляющиеся в отношениях с другими, в расстройствах поведения и эмоций, таких как жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность.
Причины и факторы, влияющие на проявление агрессии у детей.
-наследственно-характерологические (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопат подобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников);
-биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);
-некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга);
-влияние социального окружения.
Влияние социального фактора на агрессивную модель поведения
Рассмотрим фактор проявления агрессии у детей – влияние социального окружения.
Каким образом социальное окружение влияет на становление агрессивной модели поведения? Для дошкольника значимыми являются три фактора:
1.Семья.
2.Окружающие дети.
3.Средства массовой информации.
В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание ребенка, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей. На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, которые представляют им родители.
1.Родителисистематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку. Существует вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей. Ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях выкрикивает, применяет агрессивную модель поведения в жизни.
2.Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания. Уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям. Вероятность реактивной (ответной) агрессивности в старшем возрасте; проявления защитной агрессивности.
3.Родители игнорируют агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение. Вседозволенность может привести в дальнейшем к проявлению агрессивности, как типичной поведенческой черты.
4.Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева. Ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции. Возникает деструктивная агрессивность: насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапные вспышки гнева.
5.Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (например, отрицательно высказываются по поводу соседей или по поводу педагогического стиля в детском саду). У ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед. Вероятно, что дошкольник возьмет эту модель поведения за основу своего дальнейшего поведения: проявления агрессии.
6.Конфликты между родителями, развод. Демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».
«Дети, выбирая методы выяснения в отношениях с братьями и сестрами, бездумно копируют их с методов разрешения семейных конфликтов, используемых их родителям. Более того, когда дети вырастают и вступают в брак, они начинают использовать эти методы, ставшие неотъемлемой частью их поведенческого репертуара, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим детям посредством создания характерного стиля дисциплины» - подчеркивают в книге «Агрессия» Р. Бэрон, Д.Ричардсон.
Научаются агрессивному поведению дети и в ходе взаимодействия с другими детьми во время игр. К этим играм относятся те, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся. Многим детям нравятся шумные игры, и они хорошо относятся к партнерам по шумным играм.
В дошкольном возрасте наиболее характерна реактивность или так называемая ответная агрессивность на действия сверстников. Часто агрессия может возникать как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, то есть как акт возмездия за что-либо.
На становление агрессивного поведения дошкольника оказывает влияние семейное окружение и особенности взаимодействия с другими детьми.
Особую озабоченность у родителей и педагогов вызывает фактор влияния средств массовой информации. В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.
При воздействии социально-бытового фактора агрессивное поведение может появиться как реакция на фрустрацию. При чрезмерной интенсивности или длительности эмоционально-негативных состояний возникает потеря эмоционального контроля и снижается порог агрессивных поведенческих реакций.
Существуют также ситуационные, провоцирующие агрессивное поведение условия и факторы:
-реактивность или ответная агрессивность;
-введение жестких ограничений в поведение ребенка;
-новые незнакомые условия, увеличивающие тревогу ребенка;
-нарастание утомления и пресыщения у ребенка и другие.
Диагностика агрессивного ребенка
Для выявления агрессии у детей дошкольного возраста, выяснения ее причин используются следующие методы диагностики:
-наблюдение;
-беседа и анкетирование родителей;
-помощь психолога: консультирование, проективные методики: «Кинетический рисунок семьи», «Несуществующее животное» и др.
Наблюдение позволяет выявить, какой вид агрессивного поведения свойственен данному ребенку, какие ситуации провоцируют появление агрессии, помогает установить частоту и легкость возникновения агрессивных проявлений, степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает, степень напряженности в агрессивных реакциях. Наблюдение за игровой деятельностью дошкольника является наиболее информативным, так как игра- ведущий вид деятельности дошкольника.
Беседа с родителями ребенка, проявляющего агрессию, строится по схеме (заранее намеченный план, установление эмоционального контакта) и может включать блоки:
-корректное информирование о проблеме;
-анамнестические сведения;
-любимые занятия ребенка дома;
-предпочитаемые игры, книги, телепередачи, мультфильмы, игрушки;
-отношения с родственниками;
Каждый блок включает в себя вопросы, направленные на выявление возможных причин подобного поведения ребенка, уточнение семейной ситуации. Необходимо узнать, наблюдает ли родитель дома вспышки гнева и проявления агрессии у ребенка. Особое внимание следует уделить ответам на вопросы, возникающие у родителей в процессе совместного общения.
Преимущества метода анкетирования заключаются в значительной экономии времени. Варианты анкет: «Агрессивность: виды, направленность, чувствительность к присутствию других», « Агрессивность: ребенок глазами взрослого»(А.А.Романов). Перечень ситуационно-личностных вариантов агрессии, приведенной в анкете можно дополнить новыми сведениями, полученными в процессе беседы и наблюдения за поведением ребенка в спонтанных и специально организованных игровых ситуациях. Агрессивное поведение зачастую сочетается с другими расстройствами поведения и эмоций: гиперактивностью, эмоциональной неустойчивостью, страхами.
Психолог использует в работе не только проективные методики, но методики И.Н.Агафоновой, направленные на изучение эмоционально-волевой сферы и другие.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии решений провоцирует ребенка на капризы, вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего. Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, родителям в качестве профилактики следует больше уделять внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных жизненных этапах дочери или сына проявлять твердость и решительность. Эти рекомендации адресованы не только родителям, но и педагогам.
Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:
1.обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2.обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
3.отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
4.формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.
Рассмотрим каждое из направлений.
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, поэтому проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.
Сто такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Термин «гнев», употребляемый на Руси с 11 века, произошел от слова «гной». Так называли состояние больного, тело которого было покрыто гноящимися ранами. Позднее у слова «гнев» появился синоним « ярость».
По мнению Вирджинии Н.Квинн существует четыре способа выражения гнева:
1.Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
2.Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое название гнева получило название переноса.
3.Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся чувства будут способствовать возникновению стресса. Если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосоматических расстройств. Невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, мигрень, гипертония и др.
4.Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.
При проявлении агрессивности в поведении любой ребенок нуждается в поддержке, несмотря на то «доброкачественная» это агрессия или «злокачественная». Но пути, направления работы будут различными. В первом случае основной задачей будет профилактика конфликтного поведения, агрессии. Большое внимание следует уделить самооценке ребенка, Я - концепции, проблеме адаптации в коллективе. Во втором речь идет об индивидуальном сопровождении. Мы будем работать с личностным потенциалом ребенка и с его ближайшим окружением: семьей, друзьями.
Тактика психолого-педагогического воздействия строится в зависимости от природы агрессивного поведения. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию; в другом - включать агрессивные действия в контекст игры, придав ему социально приемлемый смысл. В третьем - не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом - активно включиться в игровой ситуации к разворачиванию агрессивных действий, в основе которых лежит страх, и добиваться эмоционально положительного разрешения проблемы.
У дошкольников гнев не возникает внезапно. Наблюдательная мама, педагог могут увидеть предвестники вспышки ярости, например, покусывает губы, хмурит лоб. Проявление гнева имеет три стадии: зарождение, вспышка, угасание.
Если удается распознать признаки зарождения гнева, можно избежать второй стадии, переключив внимание ребенка на другой вид деятельности. На стадии вспышки утешение и наказание не принесут пользы взрослому и утешения ребенку. Дайте ребенку немного времени, затем мягко попытайтесь утешить и предложить свою помощь. Не запугивайте, не читайте нотаций, не кричите - ребенок вас не слышит. Попытаться поговорить с ребенком нужно тогда, когда закончится третья стадия- угасание. Необходимо поговорить, почему возникла проблема, и можно ли было ее избежать. Попытайтесь проанализировать ситуацию.
При обучении детей конструктивным способам выражения гнева следует использовать два направления: учить детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.
Многие авторы считают, что одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева, словесно в вежливой форме. Если же это невозможно, то все же лучше достигнуть примирения и взаимопонимания. Чтобы гнев или обида не остались неотреагированными, взрослые могут поделиться своими чувствами с друзьями, родственниками, а дети- с родителями.
Лучшей технологией для обучения детей выражению гнева является «Лестница гнева» Р.Кэмпбелла. На нижней ступени лестницы – пассивная агрессия. Ребенок открыто не выражает гнев, загоняя его внутрь, но в неподходящий момент (в гостях) капризничает, манипулирует родителями, добиваясь своей цели. Ребенка необходимо научить выплескивать гнев в словесной форме. Он еще в грубой форме выражает гнев, но поднимается на более высокую ступень. Следует установить зрительный контакт с ребенком, спокойно посмотреть на него и дать ему возможность выговориться. Затем рассказать, как можно выразить гнев в позитивной форме. К позитивным способам выражения гнева относятся:
- умение направить гнев на объект (конкретная жалоба);
- вежливость в обращении;
- стремиться найти конструктивное решение.
Взрослый является примером и подает образцы зрелого поведения.
В.Квинн описывает другой способ выражения гнева - перенос чувств на неопасные предметы. Этот способ приемлем в работе с маленькими детьми, которые не могут вербализовать свои мысли и чувства. Для работы с детьми используют резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, кусок мягкого бревна, молоток и гвозди. Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы в игровой форме. Такая техника работы полезна с робкими, неуверенными в себе детьми.
Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания.
Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому полезны релаксационные и психогимнастические упражнения. Например, этюд «Штанга». Дети поднимают «тяжелую штангу» и затем бросают ее, отдыхают.
Игра, направленная на мышечное напряжение и расслабление «Камень-веревка». Дети, сидя в кругу, передают друг другу камень (другой твердый предмет). «Камень крепкий, твердый, не мнется. Сожмите сильно-сильно кулачки, чтоб они стали крепкими, как камушек». Затем по кругу ребята передают веревку. Дети ее сравнивают с камнем. Она гибкая, мягкая. Дети делают свои руки мягкими, как веревочка. Освоив игру, дети играют без веревки и камня, выполняя команды: «камень», «веревка».
Эффективен метод саморегуляции. Упражнение «Возьми себя в руки». «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-нибудь стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».
Интересные и эффективные релаксационные упражнения в книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать».
Игра «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра». Дети с закрытыми глазами, представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести заботы. Ярко - голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.
Отработка навыков общения
Задача воспитателя – научить детей выходить из конфликтных ситуаций, развить коммуникативные формы общения. И.Н. Агафонова разработала программу социально- психологического обучения детей, в которой выделены базовые коммуникативные умения:
-приветствие и прощание;
-обращение;
-просьба о поддержке, помощи, услуге;
-оказание поддержки, помощи, услуги;
-благодарность;
-отказ.
Процессуальные коммуникативные умения:
-говорить перед другими;
-слушать других;
-сотрудничать;
-управлять;
-подчиняться.
Используя модули программы И.Н.Агафоновой, можно решить проблемы общения агрессивных детей.
Ролевая игра – один из приемов работы с агрессивными детьми. Например, разыгрывается ситуация: в гости в детский сад пришли два игрушечных Лисенка. Они поссорились, потому, что один из них хотел играть с машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока Лисята ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Ни один из драчунов не поиграл с машинкой. Детям предлагается помирить Лисят. Проигрываются варианты и обсуждаются способы разрешения конфликта.
В гости приглашаются литературные герои. Например, Буратино и Мальвина, который поставил в тетради кляксу, не хотел мыть руки. Дети советуют Мальвине, как помочь Буратино стать послушным. Порекомендуют Буратино, как отвечать Мальвине, чтобы не оказаться запертым в чулане.
Беседы о разрешении конфликтных ситуаций помогут расширить поведенческий репертуар. Иногда дети проявляют агрессию не потому,
что это им нравится, а потому, что не знают других способов реагирования.
Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты)
Известный отечественный психолог А.В.Запорожец выделяет динамику эмпатийного процесса: от сопереживания к сочувствию, к реальному содействию. Развитие эмпатии включает в себя три компонента:
-когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации);
-эмоциональный (я сочувствую ему);
-поведенческий (я делаю то, что может отразиться на чувствах другого, улучшит его состояние).
Чтение литературных произведений и обсуждение их с ребенком способствует развитию эмпатии.
Методы сопровождения агрессивного ребенка
1.Сказкотерапия или психотерапевтические истории для детей.
Сказка или предлагаемая ребенку история – это замечательный материал для работы с эмоционально- волевыми нарушениями. Сказка помогает сформировать адекватную Я - концепцию ребенка с проблемами, систематизировать хаос, который находится внутри ребенка. Сказкотерапия может проводиться индивидуально и в группе с использованием разнообразных форм сказкотерапии (песочницы, куклы, волшебные краски, костюмы).
Для работы с агрессивными детьми можно использовать программу «Волшебная страна внутри нас» (Т.Грабенко, Т. Зинкевич- Евстигнеева, Д. Фролов), а также психотерапевтические истории для детей Дорис Бретт «Жила – Была девочка, похожая на тебя».
2.Игровая коррекция агрессивного поведения (игротерапия).
Наиболее эффективной для дошкольника является игровая коррекция агрессивного поведения. Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста.
В целях коррекции агрессивности следует использовать индивидуальную и групповую формы игровой коррекции.
Игры, предлагаемые для работы с агрессивными детьми.
«Гномики».
Цель: развитие чувства эмпатии, сочувствия и желания помочь.
Для игры нужны колокольчики по числу участников (5-6). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).
Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу – он может загадать любое желание, которое когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный колокольчик). «Давайте послушаем, как звенят наши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть, и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У Коли не звенит колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать желание… Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои решения). А может, кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы Коля смог позвенеть им и загадать свое желание?». Кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик и получает благодарность товарища и одобрение взрослого.
«Да и нет».
Цель: игра направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на побуждение их жизненных сил.
В игре задействован только голос. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто – «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал ведущего (например, колокольчик), остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите внимание, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.
Игра полезна для тех, детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни.
Совместные настольные игры.
Для работы с агрессивными детьми могут использоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Конструктор». По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.
В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.
Тематическая беседа.
Агрессивных детей необходимо обучать понимать свои чувства. Это можно делать как при помощи игр, так и в процессе беседы. На чувстве гнева можно заострить особое внимание, поговорив с детьми о физических ощущениях, связанных с ним.
Взрослый задает вопросы: «Что чувствует твое лицо, когда ты злишься?», «Какое оно в этот момент?», «Что делают и чувствуют твои руки и спина?», «Какого цвета твоя злость?».
Дети учатся понимать свои чувства, эмоциональные состояния.
Проигрывание ситуаций с последующим их анализом.
Полезной формой работы с агрессивными детьми является проигрывание различных ситуаций. После проигрывание ролей задаются вопросы для анализа ситуации. Ситуация может быть такая:
-Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.
Вопросы для анализа:
-Какие лица были у дерущихся мальчиков?
-Из-за чего они могли драться?
-Могли ли они разобраться по-другому? Как?
-Тебе было страшно, когда ты их разнимал? Что ты чувствовал?
Такая форма работы помогает научиться понимать не только свои чувства, но и чувства других.
Метод рисунка.
В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста очень хорошо использовать арт-терапию. Она направлена на снижение эмоционального напряжения, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние.
Для снижения эмоционального напряжения возможно рисование пальцами, ладошками, локтями и даже пятками. Подобная деятельность расслабляет детей, дает им положительный эмоциональный заряд. Необходимо создать такие условия, чтобы ребенок мог творить свободно. Для обучения детей понимать собственные чувства, а также эмоциональные состояния другого человека ребенку предлагают нарисовать себя счастливым, обиженным. Можно заранее подготовить листы с фигурками детей с не прорисованными деталями лица. Попросить ребенка изобразить на лице чувство, которое он сейчас испытывает и назвать его.
Цели и задачи сказкотерапии.
Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутри личностные конфликты и успешно разрешить их.
Следующими приемами снятия агрессивности у детей через сказку являются:
прорисовывание, лепка, аппликация, конструирование сказки. Они дают возможность выразить свои чувства с помощью образов, т.е. освободиться от гнетущих эмоций.
Рассказывание сказки по кругу, драматизация сказки, рассказывание сказки наоборот помогают корректировать проявление негативных поведенческих реакций, помогают ребенку встать на позицию, противоположную своему обыденному поведению, формируют новый опыт поведения, помогают выразить свои чувства, мысли, умения выслушивать собеседника.
Разыгрывание сказочных проблемных ситуаций помогает ребенку встать на позицию обиженного героя, почувствовать себя в роли слабого.
Методические приемы в сказкотерапии.
Коррекционные занятия включают в себя ряд методических приемов, способствующих преодолению ребенком агрессивных проявлений.
1.Чтение сказки или художественного произведения
2.Беседа по содержанию.
3.Проигрывание проблемных ситуаций.
4.Тренинг эмоций.
5.Установление правил поведения.
6.Психогимнастика.
7.Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
8.Проигрывание своего эмоционального состояния в прорисовывании,
драматизации, играх, лепке, конструировании и др.
Цель: коррекция агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи занятий:
1.Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.
2.Учить детей определять разные эмоциональные состояния у себя и окружающих его людей и соотносить эти состояния с реальной ситуацией.
3.Развивать эмоциональную произвольность.
4.Развивать эмпатийность, чувство ответственности за себя и других людей.
5.Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от негативных эмоций, разрешать конфликтные ситуации).
В занятие включены методические приемы:
рисунок, лепка, конструирование, цель - моделирование ситуации успеха и ощущение удовольствия. В ходе занятия используется приятная музыка, знакомые детям песни, которые способствуют фиксированию положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.
Принципы работы в сказкотерапии.
Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения педагогом на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении и доверии, взаимопонимании ребенка и взрослого, взаимопомощи.
Прогноз результативности проведения занятий.
исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
преобладание положительных эмоций;
способность сдерживать негативные эмоции;
изменение характера общения с использованием конструктивных приемов;
изменение в продуктивной деятельности детей: появление ярких красочных рисунков, выбор позитивных ролей в играх, изменения в речевых высказываниях (исчезновение нецензурной лексики, брани).
Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности.
КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ И СО СВЕРСТНИКАМИ.
1.Л.Киселева. «И так бывает»
2.Сказка «Петушок и бобовое зернышко»
3.Немецкая сказка «Кукушка»
4.Сказка «Волк и семеро козлят»
5.Л.Н.Толстой. «Отец и сыновья. Дед и внуки»
6.К.Ушинский. «Умей обождать»
7.О.Пройслер. Сказка «Неприятности»
8.Как поссорилась иголка с ниткой
9.В.Щергин. Рифмы-обзывания.
10Л. Киселева. «Крошка Енот».
11.Л.Киселева «Мальчик-Огонек»
12.У.Дисней. «Приключение маленького щенка».
13.Притча. Ядовитая змея. И.Фурманова.
14.Сказка «Два жадных медвежонка»
15.О.Уальд. «Мальчик-звезда».
16.Африканская сказка «Кто лучше».
17.Сказка. «Лиса и кувшин».
18.Басни Крылова. Лебедь, рак и щука.
19.Стрекоза и муравей.
20.Ворона и лисица. Лиса и виноград
21.А.Толстой. «Приключения Буратино».
22Н. Носов. «Фантазеры»
23.Л.Фесюкова Сказка «Как лисичка бычка обидела».
Песочная терапия.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок обладает свойством пропускать воду. Он поглощает негативную психическую энергию, стабилизирует эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка.
В основе реализации плана работы с агрессивными детьми используется программа под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко «Песочная терапия».
Песочная терапия в системе здоровье сберегающих технологий обладает колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук ребенок учится прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Работа с мягким материалом.
Снятию агрессивных состояний способствует работа с мягкими, податливыми материалами: тестом, пластилином, глиной. Ребенок, как правило, сам знает, что ему делать: лепить, или мять, стучать по глине кулачком. Все это пойдет ему на пользу и поможет избавиться от лишнего напряжения. Работа с пластилином бывает для детей привычной и обыденной, поэтому желательно чаще давать детям для работы и другой материал. Работа с тестом доставит удовольствие не только от процесса, но результата.
Использование воды.
В целях снятия агрессивности и излишнего напряжения у детей можно использовать воду. Игры, предложенные в книгах Е.К.Лютовой и Г.Б.Мониной, имеют психотерапевтический характер:
1.Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие в воде.
2.Сдувать из дудочки кораблик.
3.Сначала топить, а затем наблюдать, как «выплывает» из воды легкая пластмассовая фигурка.
4.Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде.
Используя воду, как успокоительное средство, надо помнить, что вода на разных детей воздействует по-разному: одних успокаивает, других возбуждает. Один ребенок перед сном, купаясь в ванне перед сном, успокаивается и снимает напряжение, а другого вода может возбуждать. Чтоб не получить бессонную ночь, важно понаблюдать и выяснить, как же вода действует на малыша.
Работа с родителями агрессивного ребенка
Работая с агрессивными детьми, необходимо наладить контакт с семьей. Работу с родителями целесообразно проводить в двух направлениях:
-информирование о проблеме (что такое агрессивность, каковы причины ее проявления, чем она опасна для ребенка и окружающих);
-обучение эффективным способам общения с ребенком.
Информирование родителей может проходить:
-в индивидуальных беседах,
- в виде лекций;
-в виде сообщений на родительских собраниях;
-на встречах в «Семейном клубе» и т.д.;
-в виде наглядной информации.
Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми может проходить через тренинги детско-родительских отношений. «Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми» (Марковская И.М., Е.К.Лютова, Г.Б. Монина).
В процессе этой работы решаются следующие задачи:
-переосмысление роли и позиции родителя;
-Развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
-снижение тревожности и приобретение уверенности в себе;
-формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье;
-выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.
Педагог и психолог знакомят родителей с доступными для них техниками и приемами работы над агрессивным поведением их ребенка. Родители дома могут играть, рисовать, лепить со своим ребенком. Для домашнего чтения можно порекомендовать книги Элизабет Крейри из серии «Учимся владеть чувствами». Эти книги помогут детям разобраться в своих чувствах и решить, как правильно на них реагировать.
Рекомендации родителям.
-первым делом нащупать все болевые точки в семье;
-нормализовать семейные отношения;
-ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких людей, помня, что ребенок, подражая, видит все;
-принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.
-попытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло;
-дать понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный;
-научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад;
-при драчливости ребенка, главное – не разъяснить, а предотвратить удар;
-будьте последовательны в воспитании ребенка;
-старайтесь быть внимательными к нуждам ребенка;
-не вводите много запретов и не повышайте голос на ребенка, помните, что это самые не эффективные способы преодоления агрессивности;
-все вводимые запреты должны высказываться в тактичной форме;
-давайте возможность ребенку выплескивать свой гнев, смещайте его на другие объекты;
-показывай те ребенку личный пример эффективного поведения;
-не допускайте при ребенке вспышек вашего собственного гнева;
- если вы в гневе – старайтесь не прикасаться к ребенку, лучше уйдите в другую комнату;
-наказывайте ребенка только за конкретные проступки, наказания не должны унижать ребенка;
-не стесняйтесь ребенка приласкать, пожалеть, он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его;
-понимать ребенка!
Литература:
1.Н.В.Клюева. Учим детей общению. Ярославль. Академия развития.1996.
2.Е.И.Синицына. Умные сказки. Умные стихи. Москва. Лист.1997.
3.И.А.Фурманов. Детская агрессивность. Диагностика и коррекция. М.1996.
4.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пос. под ред. И.В.Дубровиной М.Академия.1999.
5.С.А.Игумнов. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М.2000.
6.Л.П.Стрелкова Уроки сказки. М.Мир.1989.
7.Л.Б.Фесюкова. Воспитание сказкой. М.Фолио.2000.
8.С.И.Семенака. Учимся сочувствовать, сопереживать. М.Аркти.2003.
9.С.И.Семенака. Уроки добра. М.Аркти.2005.
10.Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Тренинг Эффективного взаимодействия с детьми, СПб, 2005г.
11.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста под редакцией Л.М.Шипицыной, СПб, 2003.
12. А.А.Реан. Агрессия и агрессивность личности, СПб, 1999.
13.А.А.Романов. Направленная игротерапия агрессивности у детей, СПб, 2001.
14.А.Фромм. Азбука для родителей, СПб, 2001.
15.О.Хухлаева. Классификация нарушений. М.,2003.
16.Р.Кэмпбелл. Как справиться с гневом ребенка. СПб,1997.
17.И.Н. Агафонова. Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет. СПб,2001.
18.Д.Варга. Дела семейные. М., 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое обследование детей по проблемам агрессивного поведения.Практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения.
Психодиагностическое исследование состояло из трех этапов:1. Сбор анамнестических и психодиагностических данных с использованием психодиагн...
«Проблема гиперактивности детей-дошкольников и пути ее решения»
Кто они-гиперактивные дети? Работа с воспитателями, работа с родителями гиперактивных детей....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Театральная деятельность в детском саду – вопросы, проблемы и пути их разрешения»
Цель: обратить внимание административного состава дошкольного образовательного учреждения на проблемы организации работы по театральной деятельности в детском саду. Задачи: 1. создать условия для ак...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КВЕСТ-ИГРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «ДОБРЫЙ ПУТЬ»
Игра-квест «Добрый путь» отличается многогранностью упражнений и заданий, направленных, в основном, на эмоционально-волевое развитие ребенка. Но, несмотря на это, дошкольников она уч...
План-конспект родительского собрания «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»
Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понима...
Совместное с детьми родительское собрание «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»
Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах в понимании проблем детской агрессивности.Задачи:познакомить родителей с понятиями «агрессия», «агрессивность»;предо...
План-конспект родительского собрания «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»
План-конспект родительского собрания«Агрессивность дошкольников.Причины и пути ее преодоления» ...