Статья на тему: Методы работы с агрессивными дошкольниками.
статья на тему

В своей работе я использую  следующие методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gaponenko_e.a._gmo.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Методы работы с агрессивными  дошкольниками.

Воспитатель: Гапоненко Екатерина Андреевна, I квалификационная категория.

МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка»

В своей работе я использую  следующие методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

1.Игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игры. Как ведущая деятельность, она не только предоставляет особые возможности для изучения эмоциональной сферы детей с агрессивным поведением, но и является адекватным средством для перестройки различных отклонений в эмоциональном развитии.  На первых этапах работы с агрессивными детьми мной подобраны такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.

Перечислю несколько игр:

"Ругаемся овощами" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!"

"Два барана" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.

"Уходи, злость, уходи!"

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушка. Закрыв глаза, они начинают со всей силы бить ногами по полу, а руками по подушке с громким криком «Уходи, злость, уходи!». Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.

 (подвижная игра для агрессивных детей)

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Ход игры: взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, ведущий говорит: "Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения".

2. Использование произведений детских писателей и поэтовфольклор.

Восприятие художественных произведений является особой внутренней творческой деятельностью, в результате нее происходит сопереживание и сочувствие персонажам, у ребенка появляется новое отношение к окружающим, развивается образное мировидение, отзывчивость.

3. В работе по коррекции агрессивного поведения использую  психогимнастику – набор этюдов, упражнений, игр, направленных на снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекцию настроения, предупреждение эмоциональных расстройств, в том числе и агрессивного поведения.

4. Проективное рисование. Через рисунок дошкольник проецирует свои личностные особенности, символическое отношение к миру. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы опыта, переживать внутренние психические конфликты и постепенно их разрешать. С помощью форм, цвета ребенок выплескивает на бумаге все то, что он хочет донести до окружающих, суть своих проблем. Выражая свои эмоции, ребенок учится находить оптимальные выходы продуктивными, а не агрессивными действиями. Кроме того, когда мы рисуем с детьми красками, то в качестве инструмента используем руки и пальцы, что помогает снять напряжение и активизировать рецепторы. 

Т.е. с помощью рисования ребенок приобретает возможность найти выход собственным эмоциям (в том числе и отрицательным) новыми формами, не прибегая к агрессивному воздействию.

5.  Методический прием - куклотерапия. Ребенок в этой игре выступает в двух ролях – своей собственной и куклы. Исполняя различные роли,  он приобретают позитивный опыт поведения и общения со сверстниками, с другими людьми.

6.  Релаксация – физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление. Предлагаю несколько примеров релаксационных упражнений, которые дети выполняют с удовольствием.

«Путешествие в волшебный лес»

«Сядь удобно, можно закрыть глаза. Ты видишь перед собой лес, деревья и разные цветы. В самой чаще стоит скамейка. Присядь на неё, прислушайся к звукам и насладись запахами. Пахнут влажная земля, сосны. Ты слышишь пение птиц. шорохи. Они рассказывают секреты, смешат тебя. Подружись с ними… а теперь тебя ждет дорога из сказочного леса домой».

«Путешествие на облаке»

  Лягте поудобнее на ковер и закройте глаза.

 Прыгните на белое, пушистое облако.  Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположилась на этой большой облачной подушке. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Оно везет вас назад, домой. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас прокатило… Теперь понаблюдайте, как оно медленно растворяется в воздухе…

Главное в моей работе с агрессивными детьми - помочь увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а партнёра по общению и совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию"

Многообразие форм и методов работы с детьми помогают не только воспитать патриота, но и всесторонне развивать детей....

Статья " Формы и методы работы по Экологическому воспитанию ДОУ"

В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы: наглядные ( наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диа – кинофильмов), практические ( игровой ...

Статья. Мульттерапия как метод работы с детьми с ВОЗ по развитию эмоциональной сферы.

Статья.Мульттерапия как метод работы с детьми с ВОЗ по развитию эмоциональной сферы.Метод мульттерапии, в силу своей новизны, универсальности, доступности и привлекательности, по праву может считаться...

Статья "ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

В статье рассмотрена проблема создания условий для воспитания и развития детей с задержкой психического развития. Описаны основные формы и методы работы с данной категорией детей в условиях дошкольной...

Статья на тему «Метод сказкотерапии в работе с дошкольниками »

В данной статье рассматриваются некоторые особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками....

Статья на тему: «Методы и приемы работы с детьми с ЗПР»

Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Поэтому они нуждаются в особом индивидуальном под...