Проект Блокада Ленинграда
проект (подготовительная группа)

Черняева Юлия Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 р.п.Шемышейка

 

 

 

 

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию

в подготовительной группе

«Блокада Ленинграда»

(Информационно-практико-ориентированный.)

Срок реализации: одна неделя

 

 

 

 

Выполнили: воспитатель Черняева Ю.Н.

Хорина Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

2021г.

 

 

Актуальность

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников

Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров,

самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

 

Цель проекта:

Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

 

Задачи проекта:

1.Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.

2.Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

3.Познакомить детей с художественными и музыкальными

произведениями посвящёнными Блокаде Ленинграда.

4.Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и

исторических фактов.

5.Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

 

Прогнозируемые результаты:

1.Расширять знание детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

2.Развивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

3.Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения посвящённые Блокаде Ленинграда.

Участники проекта:

30 Детей подготовительной группы «Почемучки»,

воспитатели, специалисты, родители.

 

Реализация проекта по этапам

Подготовительный этап:

Определение цели и задачи проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности. Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность: Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны. Хотите об этом узнать?

 

Основной этап:

Проведение запланированных мероприятия для реализации проекта (беседы, занятия, презентации, дидактические игры, чтение периодической печати и художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность, анализ проблемных ситуаций, участие в конкурсе творческих работ «Блокада Ленинграда, тематическая выставка ).

 

Заключительный этап:

Подведение итогов, презентация «Блокадный Ленинград», выставка детских рисунков «Блокада Ленинграда».

 

Реализация проекта с детьми

Художественно эстетическое развитие

Чтение художественной литературы:

Стихи: О. Берггольц «Мы – ленинградцы», С. Маршак «Ленинградское кольцо».

Рассказы: С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда».

Рисование «Блокада Ленинграда»

Цель: Систематизировать знание детей о великом подвиге защитников блокадного Ленинграда через изобразительное творчество, художественную литературу.

 

Социально – коммуникативное развитие

Посещение мероприятия посвященного «900 блокадных дней».

Сюжетно-ролевая игра «Военный корреспондент».

Цель: Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.

 

Познавательное развитие

Тематическая беседа: «Блокада Ленинграда».

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.

Дидактические игры: «Что изменилось»; «Шифровка»; «Военная техника».

Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления

 

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций «Дорога жизни».

Цель: Обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации.

 

Физическое развитие

Подвижные игры: «Разведчики»; «Полоса препятствий».

Цель: Продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры. Развитие ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве.

 

Работа с родителями:

1. Информация для родительского уголка по теме «Маленькие герои Ленинграда».

2. Привлечение родителей в участии в конкурсе творческих работ и рисунков «Блокада Ленинграда».

3.Буклеты - «История блокадного Ленинграда», «Читаем детям книги о войне».

Заключительный этап:

1.Проанализировать результативность.

2. Презентация на тему «Блокадный Ленинград».

3. Выставка детских работ «Блокада Ленинграда глазами ребенка».

 

По реализации проекта «Блокада Ленинграда» получены следующие результаты:

1.Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

2.Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.

3. В патриотическом уголке группы созданы условия для углубленного изучения детьми истории блокадного Ленинграда: - Внесен наглядный и дидактический материал по теме «Блокадный Ленинград», «Защитники отечества».

4. В ИЗО уголке выставка рисунков «Блокада Ленинграда глазами ребенка».

5. У детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг другу поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях.

6. Родители приняли активное участие в проекте.

 

 

 

 

 

Приложение

Конспект образовательной деятельности «Блокада Ленинграда».

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.

Задачи:

1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.

2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

 

Ход совместной деятельности:

Воспитатель:

Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны.

Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня «Священная война»).

Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?

 

Ответы детей:

Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и

летчики.

 

Воспитатель:

В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны

линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?

 

Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.

 

Воспитатель: Связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ фотографий)

Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года… В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода....

 

Ребенок: Скрипят, скрипят по Невскому  полозья.

На детских санках

узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова, людей умерших и больных...

 

Воспитатель: Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать Кусочек хлеба)

Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, они больше

походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать хлеб ребятам).

 

Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?

Ответы детей:

Жизнь была тяжелая, голодная......

 

Наш хлебный суточный паек

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слег,

Теперь - все чаще – умирает. (Показ иллюстраций)

 

Воспитатель:

В это же время на заводах города для фронта делали снаряды,

танки, реактивные установки. За станками стояли женщины и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы

рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами. Ребята давайте поможем жителям блокадного Ленинграда поможем перенести снаряды для защитников города.

 

Дидактическая игра «Доставь снаряды артиллеристам».

 

Воспитатель:

Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на

город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды.

(Показ фотографий)

Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима.

Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть...

Ребята, как вы думаете оправдались надежды фашистов?

 

Ответы детей: Ладожское озеро замерзло, через него была проложена дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни.

 

Воспитатель:

Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами

и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.

 

Ребенок: Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцев стала,

И помогла в войне им победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

 

Воспитатель: Не хватало еды и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым.

Ребята, как дети могли помогать взрослым?

 

Они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду

из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам. (Показ фотографий)

 

Воспитатель:

Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало

радио, которое передавало последние новости с фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия

в школах. Люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. Долгих 900 дней город находился в блокадном кольце. Неполных три года ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий,минометов и «катюш» обрушились на

врага. Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину.

Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто

совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. (Показ иллюстраций)

 

Ребенок: В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Петербург на морском берегу.

С дворцами и парками строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд.

 

Воспитатель: Светлая память героям, о освободившим Ленинград!

А сейчас ребята, я предлагаю вам пройти к столам и свои впечатления отобразить в своих  работах с помощью  аппликации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект образовательной деятельности «Дорога жизни»

 

Цель: Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по

иллюстрации, соблюдая структуру повествования.

2. Закреплять умение детей составлять план рассказа и придерживаться его, использовать в речи рассуждение, объяснительную речь.

3. Воспитание нравственных чувств ( любви, ответственно

сти, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества.

 

Ход совместной деятельности

Воспитатель:

Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и

сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято

решение проложить дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Ребята внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите?

Ответы детей.

 

Воспитатель:

Да, ребята, это «Дорога жизни». Если не эта ледовая дорога,

не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Работать в те дни на ледовой дороге могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной

смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты. Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации. Что везли на грузовиках в блокадный Ленинград? Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах? В каких условиях

находились солдаты и шоферы?

 

Дети высказывают свои предположения.

 

Воспитатель: Молодцы ребята. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек.

Ребята, что еще можно было вывезти из осажденного города?

 

Дети высказывают свои мысли.

 

Воспитатель:

Правильно, так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек и что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная «дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград – 6 вагонов лука – водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах.

Ребята, еще раз внимательно рассмотрите иллюстрации о легендарной «Дороге жизни» , какой подвиг совершили защитники Ленинграда? Дети высказывают свои предположения.

 

Воспитатель:

Ребята, а теперь попробуйте составить описательный рассказ

по любой иллюстрации, которая вам больше всего понравилась.

 

Дети составляют описательный рассказ с опорой на схему.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились замечательные рассказы.

 

Враги кричали: «Нет конца

У ленинградского кольца!»

Мечом рассек его боец –

И вот кольцу пришел конец....

...Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень –

памятник героям.

Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»

А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»

 

Только через два с половиной года Ленинград был свобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова

перешли в наступление и освободили Ленинград. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой.

А сейчас ребята, я предлагаю вам пройти к столам, на которых находятся альбомные листы и цветные карандаши и нарисовать свою «Дорогу жизни».

 

 

 

 
 

 

Тематическая беседа с показом презентации «27 января — День снятия блокады Ленинграда» в подготовительной группе детского сада

Черняева Ю.Н.
Тематическая беседа с показом презентации «27 января — День снятия блокады Ленинграда» в подготовительной группе детского сада

Цель:

- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Задачи:

- Познакомить детей с жизнью людей в это время.

- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.

- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.

- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.

- Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;

- Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».

- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;

2. Заучивание стихов о Блокаде;

3. Беседы с детьми;

4. Слушание военных песен.

5. Чтение художественной литературы по теме.

Оборудование и материалы : презентация «Блокада Ленинграда», стенд с наглядным материалом о блокаде.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, Вы знаете, по какому поводу мы с вами собрались?

Слайд 1

Завтра исполняется 75 года со дня снятия блокады Ленинграда. Это очень памятная дата для нашего города. Наш город раньше назывался Ленинградом, и во время Великой отечественной войны он был окружен блокадным кольцом 872 дня.

Много лет отделяют нас от суровых дней войны, но время никогда не изгладит её из памяти людей. В первые годы войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна огромная!» (запись песни)

И весь русский народ встал на защиту своей Родины!

Много испытаний выпало и на долю нашего прекрасного города: наводнения, пожары, революции. Но война была самым страшным испытанием.

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась и в мирную жизнь жителей нашего города- ленинградцев. На долю нашего города выпало очень страшное испытание. Армия фашистов хотела уничтожить наш город. Фашисты говорили, что Москва- сердце России, а Ленинград ее душа. Враги решили подорвать боевой дух нашей страны и стереть наш город с лица земли. Они подошли так близко, что могли видеть улицы нашего прекрасного города. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий.

Слайд 2

Стреляли прицельно, потому что на солнце хорошо был виден шпиль Адмиралтейства, золотом сиял купол Исаакиевского собора. Надо было спасать город. И жители мужественно его обороняли. Ленинградцы решили замаскировать высокие точки нашего города. Для этого пригласили альпинистов, которые забрались на шпиль Адмиралтейства и закрыли его специальным чехлом.

Слайд 3

Самые красивые памятники нашего города сняли с постаментов и закопали в землю, вокруг Медного всадника, и других памятников которые нельзя было снять возвели деревянный короба, и укрыли мешками с песком.

Слайд 4

Полыхали пожары, гибли люди, но все же Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой. Он сказал «этот город надо уморить голодом, перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить, и тогда этот город падет». Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. Но жители Ленинграда, ленинградцы – дети, женщины, пожилые люди проявляли стойкость и мужество, и защищали город.

Слайд 5

В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду. Наступила зима. Не ходил транспорт. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года.

Слайд 6

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм. И всё, больше ничего - только вода.

Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

Слайд 7

В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби.

Слайд 8 А потом долго, долго везли домой. По пути часто останавливались и отдыхали

Слайд 9

Город жил напряженной жизнью. Изменилось лицо города. Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги - чтобы осколки стёкол не ранили кого- нибудь при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы - чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Ведь фашистские самолёты летали ночью над городом и бомбили его. А когда совсем темно, то вражескому лётчику не видно - где же дома, город?

Слайд 10, 11,

Невский проспект, главный проспект нашего города тоже изменился. Не было толпы прохожих, разрывались снаряды, падали бомбы.

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Кружился снег, а город наш бомбили.

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима!

Слайд 12

-Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога (запись воздушной тревоги) Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище

Слайд 13

Во время блокады на домах было размещено 1500 громкоговорителей, для того чтобы люди слышали голос диктора и сигнал воздушной тревоги. Громкоговорители работали днем и ночью. Когда заканчивалась бомбежка по радио раздавался медленный звук стук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой. (запись звучания метронома)

Слайд 14

Ленинград оказался отрезанным от большой земли. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. Женщины рыли окопы, но это было нелегко, так как с воздуха вражеские самолёты бросали бомбы. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки.

Слайд 15,16

Работали на станках женщины и даже школьники. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.

Слайд 17,18

Для маленьких детей открылись детские сады при заводах. Туда на шестидневку отводили детей, где их учили и кормили как могли, пока мамы были на работе.

Слайд 19

Несмотря на такое тяжёлое время, работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Записей не вели, так как в холодных классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

(запись песни "Ленинградские мальчишки")

Слайд 20

Дети помогали раненым в госпиталях, читали письма от родных.

Слайд 21, 22, 23

Жизнь в городе становилась всё труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро, по которому пролегла «Дорога жизни». По этой дороге под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно везли детей, стариков, раненых.

Слайд 24

К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика…

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Слайд 25,26

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить

Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января…», «Дядя Алеша 10 мая…», «Мама 13 мая в 7.30 утра…», «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним из грозных обвинений фашизму, одним из символов блокады.

Слайд 27

В январе 1943 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага. А 27 января 1944 года город Ленинград был освобождён от блокады. (голос Левитана) За заслуги перед Родиной, за мужество и героизм, проявленный жителями города в борьбе с фашистскими захватчиками, наш город получил звание города-героя, многие защитники города были награждены медалью “За оборону Ленинграда.

Слайд 28

Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников Не все жители нашего города дожили до радостного дня освобождения от блокады На Пискаревском кладбище захоронены тысячи ленинградцев, погибших в это страшное время. В память о героизме людей здесь горит вечный огонь. Сюда благодарные потомки приносят цветы.

В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Слайд 29

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строчки эти.

Слайд 30

На берегу Ладожского озера, на месте прорыва блокады, стоит памятник разорванному кольцу блокады.

Посмотрите, на что он похож?

Это не единственные места, которые напоминают нам о времени блокады.

В нашем городе есть площадь, которая называется “Площадь Победы”.

На этой площади есть музей, посвященный блокадным дням.

Слайд 31,32

в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

Давайте на него посмотрим и послушаем стихотворение В. Молчанова об этом памятном месте.

По Дороге Жизни – сглаженной, спрямленной,

Залитой асфальтом – мчит машин поток.

Слева, на кургане, к солнцу устремленный

Их встречает каменный Цветок.

Памятью нетленной о блокадных детях

На земле священной он навек взращен,

И к сердцам горячим всех детей на свете

Он призывом к Дружбе, к Миру обращен.

Тормозни, водитель! Задержитесь, люди!

Подойдите ближе, головы склоняя

Вспомните о тех, кто взрослыми не будет,

Тех, кто детским сердцем город заслонял.

У Дороги Жизни шепчутся березы,

Седины лохматит дерзкий ветерок.

Не стыдитесь, люди, и не прячьте слезы,

Плачет вместе с вами каменный Цветок.

Сколько их погибло – юных Ленинградцев?

Сколько не услышат грома мирных гроз?

Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться

Чтобы всех оплакать, нам не хватит слез.

Их похоронили в братские могилы.

Был обряд блокадный, как война жесток.

И цветов тогда мы им не носили,

Пусть теперь в их память здесь цветет Цветок.

Он пророс сквозь камни, что сильней столетий,

Поднял выше леса белый лепесток

Всей земле Российской, всей земле планеты

Виден этот белый каменный Цветок.

Слайд 33

И мы с вами, как настоящие петербуржцы, будем помнить о трудных годах жизни нашего города и о том, что в нашем городе живут люди, которые пережили блокаду Ленинграда. Нам с вами заботиться и помогать им. (запись песни «День победы»)


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_leningrad.docx45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 р.п.Шемышейка

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию

в подготовительной группе

«Блокада Ленинграда»

(Информационно-практико-ориентированный.)

Срок реализации: одна неделя

Выполнили: воспитатель Черняева Ю.Н.

Хорина Н.А.

2021г.

Актуальность

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников

Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров,

самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

Цель проекта:

Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.

Задачи проекта:

1.Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.

2.Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.

3.Познакомить детей с художественными и музыкальными

произведениями посвящёнными Блокаде Ленинграда.

4.Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и

исторических фактов.

5.Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

Прогнозируемые результаты:

1.Расширять знание детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

2.Развивать интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

3.Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения посвящённые Блокаде Ленинграда.

Участники проекта:

30 Детей подготовительной группы «Почемучки»,

воспитатели, специалисты, родители.

Реализация проекта по этапам

Подготовительный этап:

Определение цели и задачи проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности. Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность: Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны. Хотите об этом узнать?

Основной этап:

Проведение запланированных мероприятия для реализации проекта (беседы, занятия, презентации, дидактические игры, чтение периодической печати и художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность, анализ проблемных ситуаций, участие в конкурсе творческих работ «Блокада Ленинграда, тематическая выставка ).

Заключительный этап:

Подведение итогов, презентация «Блокадный Ленинград», выставка детских рисунков «Блокада Ленинграда».

Реализация проекта с детьми

Художественно эстетическое развитие

Чтение художественной литературы:

Стихи: О. Берггольц «Мы – ленинградцы», С. Маршак «Ленинградское кольцо».

Рассказы: С. Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда».

Рисование «Блокада Ленинграда»

Цель: Систематизировать знание детей о великом подвиге защитников блокадного Ленинграда через изобразительное творчество, художественную литературу.

Социально – коммуникативное развитие

Посещение мероприятия посвященного «900 блокадных дней».

Сюжетно-ролевая игра «Военный корреспондент».

Цель: Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.

Познавательное развитие

Тематическая беседа: «Блокада Ленинграда».

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.

Дидактические игры: «Что изменилось»; «Шифровка»; «Военная техника».

Цель: Развитие внимания, памяти, логического мышления

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций «Дорога жизни».

Цель: Обогащение словаря по заданной теме, умение детей грамматически правильно строить предложение, составлять небольшой рассказ по иллюстрации.

Физическое развитие

Подвижные игры: «Разведчики»; «Полоса препятствий».

Цель: Продолжать закреплять умение детей договариваться, выполнять правила игры. Развитие ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве.

Работа с родителями:

1. Информация для родительского уголка по теме «Маленькие герои Ленинграда».

2. Привлечение родителей в участии в конкурсе творческих работ и рисунков «Блокада Ленинграда».

3.Буклеты - «История блокадного Ленинграда», «Читаем детям книги о войне».

Заключительный этап:

1.Проанализировать результативность.

2. Презентация на тему «Блокадный Ленинград».

3. Выставка детских работ «Блокада Ленинграда глазами ребенка».

По реализации проекта «Блокада Ленинграда» получены следующие результаты:

1.Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

2.Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.

3. В патриотическом уголке группы созданы условия для углубленного изучения детьми истории блокадного Ленинграда: - Внесен наглядный и дидактический материал по теме «Блокадный Ленинград», «Защитники отечества».

4. В ИЗО уголке выставка рисунков «Блокада Ленинграда глазами ребенка».

5. У детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг другу поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях.

6. Родители приняли активное участие в проекте.

Приложение

Конспект образовательной деятельности «Блокада Ленинграда».

Цель: Расширять знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей переживших блокаду.

Задачи:

1. Познакомить детей с защитниками города во время войны.

2. Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

3. Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель:

Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны.

Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками (звучит песня «Священная война»).

Враг подступал к городу Ленинграду. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Ребята, как вы думаете, кто защищал город?

Ответы детей:

Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и

летчики.

Воспитатель:

В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны

линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Город оказался блокированным с суши и с моря. Ребята, как вы думаете, что такое блокада?

Ответы детей: Ленинград оказался окруженным фашистами.

Воспитатель: Связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Началась блокада Ленинграда. (Показ фотографий)

Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены и вода, и электричество. Наступила холодная зима. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года… В городе наступили холод и голод. Люди болели и умирали от холода и голода....

Ребенок: Скрипят, скрипят по Невскому  полозья.

На детских санках

узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова, людей умерших и больных...

Воспитатель: Рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а служащие и дети по 125 грамм. (показать Кусочек хлеба)

Этот хлеб не был похож на тот хлеб, что мы едим сейчас с вами, так как муки в этом хлебе почти не было, они больше

походил на вязкую массу, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. (дать подержать хлеб ребятам).

Ребята, какая жизнь была у жителей Ленинграда?

Ответы детей:

Жизнь была тяжелая, голодная......

Наш хлебный суточный паек

Ладонь и ту не закрывает.

И человек, который слег,

Теперь - все чаще – умирает. (Показ иллюстраций)

Воспитатель:

В это же время на заводах города для фронта делали снаряды,

танки, реактивные установки. За станками стояли женщины и даже школьники. Они работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, оставались до утра здесь же, на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. Вокруг города мирные жители – ленинградцы

рыли окопы, создавая противотанковые укрепления. А это было нелегко под вражескими бомбежками и артобстрелами. Ребята давайте поможем жителям блокадного Ленинграда поможем перенести снаряды для защитников города.

Дидактическая игра «Доставь снаряды артиллеристам».

Воспитатель:

Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на

город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Невский проспект, главный проспект города, изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды.

(Показ фотографий)

Кольцо блокады сжималось, враг подходил все ближе. Наступала зима.

Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть...

Ребята, как вы думаете оправдались надежды фашистов?

Ответы детей: Ладожское озеро замерзло, через него была проложена дорога по льду, названная ленинградцами Дорогой жизни.

Воспитатель:

Отважные шоферы повели по ледовой трассе, под обстрелами

и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.

Ребенок: Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцев стала,

И помогла в войне им победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Воспитатель: Не хватало еды и ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды. Дети помогали взрослым.

Ребята, как дети могли помогать взрослым?

Они тушили пожары и зажигательные бомбы; носили воду

из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам. (Показ фотографий)

Воспитатель:

Ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало

радио, которое передавало последние новости с фронта, звучали музыка и стихи, а дети продолжали занятия

в школах. Люди верили, что победа придет, потому что вся страна встала на борьбу с фашизмом. Долгих 900 дней город находился в блокадном кольце. Неполных три года ленинградцы защищали свой город. 27 января 1944 года залпы 14 тысяч орудий,минометов и «катюш» обрушились на

врага. Блокада была прорвана, но полная победа над врагом пришла позже. Наши воины отстояли Родину.

Каждый день отдаляет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Тех кто не щадил своей жизни. В память о павших в те дни на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто

совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. (Показ иллюстраций)

Ребенок: В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Петербург на морском берегу.

С дворцами и парками строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд.

Воспитатель: Светлая память героям, о освободившим Ленинград!

А сейчас ребята, я предлагаю вам пройти к столам и свои впечатления отобразить в своих  работах с помощью  аппликации.

Конспект образовательной деятельности «Дорога жизни»

Цель: Посредством рассматривания иллюстраций закрепить знание детей о великом подвиге ленинградцев во время Великой отечественной войны.

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей составлять рассказы по

иллюстрации, соблюдая структуру повествования.

2. Закреплять умение детей составлять план рассказа и придерживаться его, использовать в речи рассуждение, объяснительную речь.

3. Воспитание нравственных чувств ( любви, ответственно

сти, гордости) к людям старшего поколения, уважение к защитникам Отечества.

Ход совместной деятельности

Воспитатель:

Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и

сопереживала им. Со всех концов огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это адресатам – немцы не давали приблизиться к Ленинграду. И чтобы подарки могли попасть в Ленинград, было принято

решение проложить дорогу по льду Ладожского озера, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. Ребята внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите?

Ответы детей.

Воспитатель:

Да, ребята, это «Дорога жизни». Если не эта ледовая дорога,

не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Работать в те дни на ледовой дороге могли только люди, превыше всего ставившие свой долг перед Отчизной. Они знали, что Ленинград обязательно переживет тяжелые дни, что только они могут спасти жителей великого города от мучительной

смерти. И они гнали свои грузовики вперед, через пургу и стальную метель фашистских обстрелов, стараясь как можно быстрее довезти так необходимые ленинградцам продукты. Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации. Что везли на грузовиках в блокадный Ленинград? Какими были люди, которые везли грузы на этих машинах? В каких условиях

находились солдаты и шоферы?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Молодцы ребята. «Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города грузовики вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. За зиму по ледовой дороге из Ленинграда было вывезено около полумиллиона человек.

Ребята, что еще можно было вывезти из осажденного города?

Дети высказывают свои мысли.

Воспитатель:

Правильно, так же вывозили по Ладожскому озеру культурные ценности, промышленное оборудование, сокровища искусства – все, что могло пострадать во время бомбежек и что непременно надо было успеть сохранить. Легендарная «дорога жизни» просуществовала до середины апреля, до того момента, когда Ладожское озеро окончательно растаяло. Последний груз в Ленинград – 6 вагонов лука – водители, которым запретили выезжать на лед, перенесли в город на собственных плечах.

Ребята, еще раз внимательно рассмотрите иллюстрации о легендарной «Дороге жизни» , какой подвиг совершили защитники Ленинграда? Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель:

Ребята, а теперь попробуйте составить описательный рассказ

по любой иллюстрации, которая вам больше всего понравилась.

Дети составляют описательный рассказ с опорой на схему.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились замечательные рассказы.

Враги кричали: «Нет конца

У ленинградского кольца!»

Мечом рассек его боец –

И вот кольцу пришел конец....

...Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень –

памятник героям.

Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»

А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»

Только через два с половиной года Ленинград был свобожден от вражеской блокады. 19 января 1944 года наши войска под командованием генерала Леонида Александровича Говорова

перешли в наступление и освободили Ленинград. И вот 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта издал приказ, в котором поздравил ленинградцев с их великой Победой.

А сейчас ребята, я предлагаю вам пройти к столам, на которых находятся альбомные листы и цветные карандаши и нарисовать свою «Дорогу жизни».

Тематическая беседа с показом презентации «27 января — День снятия блокады Ленинграда» в подготовительной группе детского сада

Черняева Ю.Н.
Тематическая беседа с показом презентации «27 января — День снятия блокады Ленинграда» в подготовительной группе детского сада

Цель:

- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Задачи:

- Познакомить детей с жизнью людей в это время.

- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма.

- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.

- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.

- Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;

- Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».

- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций блокадного Ленинграда;

2. Заучивание стихов о Блокаде;

3. Беседы с детьми;

4. Слушание военных песен.

5. Чтение художественной литературы по теме.

Оборудование и материалы : презентация «Блокада Ленинграда», стенд с наглядным материалом о блокаде.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, Вы знаете, по какому поводу мы с вами собрались?

Слайд 1

Завтра исполняется 75 года со дня снятия блокады Ленинграда. Это очень памятная дата для нашего города. Наш город раньше назывался Ленинградом, и во время Великой отечественной войны он был окружен блокадным кольцом 872 дня.

Много лет отделяют нас от суровых дней войны, но время никогда не изгладит её из памяти людей. В первые годы войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна огромная!» (запись песни)

И весь русский народ встал на защиту своей Родины!

Много испытаний выпало и на долю нашего прекрасного города: наводнения, пожары, революции. Но война была самым страшным испытанием.

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась и в мирную жизнь жителей нашего города- ленинградцев. На долю нашего города выпало очень страшное испытание. Армия фашистов хотела уничтожить наш город. Фашисты говорили, что Москва- сердце России, а Ленинград ее душа. Враги решили подорвать боевой дух нашей страны и стереть наш город с лица земли. Они подошли так близко, что могли видеть улицы нашего прекрасного города. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий.

Слайд 2

Стреляли прицельно, потому что на солнце хорошо был виден шпиль Адмиралтейства, золотом сиял купол Исаакиевского собора. Надо было спасать город. И жители мужественно его обороняли. Ленинградцы решили замаскировать высокие точки нашего города. Для этого пригласили альпинистов, которые забрались на шпиль Адмиралтейства и закрыли его специальным чехлом.

Слайд 3

Самые красивые памятники нашего города сняли с постаментов и закопали в землю, вокруг Медного всадника, и других памятников которые нельзя было снять возвели деревянный короба, и укрыли мешками с песком.

Слайд 4

Полыхали пожары, гибли люди, но все же Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой. Он сказал «этот город надо уморить голодом, перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить, и тогда этот город падет». Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город. Но жители Ленинграда, ленинградцы – дети, женщины, пожилые люди проявляли стойкость и мужество, и защищали город.

Слайд 5

В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду. Наступила зима. Не ходил транспорт. Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900. Это почти 2,5 года.

Слайд 6

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда- 125 грамм. И всё, больше ничего - только вода.

Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

Слайд 7

В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби.

Слайд 8 А потом долго, долго везли домой. По пути часто останавливались и отдыхали

Слайд 9

Город жил напряженной жизнью. Изменилось лицо города. Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги - чтобы осколки стёкол не ранили кого- нибудь при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы - чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Ведь фашистские самолёты летали ночью над городом и бомбили его. А когда совсем темно, то вражескому лётчику не видно - где же дома, город?

Слайд 10, 11,

Невский проспект, главный проспект нашего города тоже изменился. Не было толпы прохожих, разрывались снаряды, падали бомбы.

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь они отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Кружился снег, а город наш бомбили.

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима!

Слайд 12

-Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога (запись воздушной тревоги) Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище

Слайд 13

Во время блокады на домах было размещено 1500 громкоговорителей, для того чтобы люди слышали голос диктора и сигнал воздушной тревоги. Громкоговорители работали днем и ночью. Когда заканчивалась бомбежка по радио раздавался медленный звук стук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой. (запись звучания метронома)

Слайд 14

Ленинград оказался отрезанным от большой земли. А в городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. Женщины рыли окопы, но это было нелегко, так как с воздуха вражеские самолёты бросали бомбы. На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки.

Слайд 15,16

Работали на станках женщины и даже школьники. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.

Слайд 17,18

Для маленьких детей открылись детские сады при заводах. Туда на шестидневку отводили детей, где их учили и кормили как могли, пока мамы были на работе.

Слайд 19

Несмотря на такое тяжёлое время, работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Записей не вели, так как в холодных классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

(запись песни "Ленинградские мальчишки")

Слайд 20

Дети помогали раненым в госпиталях, читали письма от родных.

Слайд 21, 22, 23

Жизнь в городе становилась всё труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро, по которому пролегла «Дорога жизни». По этой дороге под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно везли детей, стариков, раненых.

Слайд 24

К весне поездки по льду стали опасными: часто машины шли прямо по воде, иногда проваливались, и водители снимали дверцы кабины, чтобы успеть выскочить из тонущего грузовика…

Наш город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Слайд 25,26

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить

Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января…», «Дядя Алеша 10 мая…», «Мама 13 мая в 7.30 утра…», «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним из грозных обвинений фашизму, одним из символов блокады.

Слайд 27

В январе 1943 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага. А 27 января 1944 года город Ленинград был освобождён от блокады. (голос Левитана) За заслуги перед Родиной, за мужество и героизм, проявленный жителями города в борьбе с фашистскими захватчиками, наш город получил звание города-героя, многие защитники города были награждены медалью “За оборону Ленинграда.

Слайд 28

Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников Не все жители нашего города дожили до радостного дня освобождения от блокады На Пискаревском кладбище захоронены тысячи ленинградцев, погибших в это страшное время. В память о героизме людей здесь горит вечный огонь. Сюда благодарные потомки приносят цветы.

В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Слайд 29

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строчки эти.

Слайд 30

На берегу Ладожского озера, на месте прорыва блокады, стоит памятник разорванному кольцу блокады.

Посмотрите, на что он похож?

Это не единственные места, которые напоминают нам о времени блокады.

В нашем городе есть площадь, которая называется “Площадь Победы”.

На этой площади есть музей, посвященный блокадным дням.

Слайд 31,32

в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

Давайте на него посмотрим и послушаем стихотворение В. Молчанова об этом памятном месте.

По Дороге Жизни – сглаженной, спрямленной,

Залитой асфальтом – мчит машин поток.

Слева, на кургане, к солнцу устремленный

Их встречает каменный Цветок.

Памятью нетленной о блокадных детях

На земле священной он навек взращен,

И к сердцам горячим всех детей на свете

Он призывом к Дружбе, к Миру обращен.

Тормозни, водитель! Задержитесь, люди!

Подойдите ближе, головы склоняя

Вспомните о тех, кто взрослыми не будет,

Тех, кто детским сердцем город заслонял.

У Дороги Жизни шепчутся березы,

Седины лохматит дерзкий ветерок.

Не стыдитесь, люди, и не прячьте слезы,

Плачет вместе с вами каменный Цветок.

Сколько их погибло – юных Ленинградцев?

Сколько не услышат грома мирных гроз?

Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться

Чтобы всех оплакать, нам не хватит слез.

Их похоронили в братские могилы.

Был обряд блокадный, как война жесток.

И цветов тогда мы им не носили,

Пусть теперь в их память здесь цветет Цветок.

Он пророс сквозь камни, что сильней столетий,

Поднял выше леса белый лепесток

Всей земле Российской, всей земле планеты

Виден этот белый каменный Цветок.

Слайд 33

И мы с вами, как настоящие петербуржцы, будем помнить о трудных годах жизни нашего города и о том, что в нашем городе живут люди, которые пережили блокаду Ленинграда. Нам с вами заботиться и помогать им. (запись песни «День победы»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта "Блокада Ленинграда" для детей старшего возраста.

В методической разработке представлен проект мероприятий по теме "БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА"....

Проект "Блокада Ленинграда"

Проект "Блокада Ленинграда" ....

Проект "Блокада Ленинграда" в подготовительной группе

Проект "Блокада Ленинграда" в подготовительной группе...

Проект "Блокада Ленинграда"

Цель проекта: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны....

творческий проект "Блокада Ленинграда"

творческий краткосрочный проект...

Проект "Блокада Ленинграда"

Проект по познавательно-речевому развитию в старшем дошкольном возрасте....

Проект "Блокада Ленинграда"

Информационная карта проекта, презентация проекта....