Фольклор как интегратор образовательных областей
статья (старшая группа)

Лоскутова Марина Николаевна

    Знакомство детей с народной историей, культурой является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача, особенно актуальна сегодня!!!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклор как интегратор образовательных областей

                                                                                    М.Н.Лоскутова

МАДОУ «Детский сад №5 «Норильчонок», воспитатель

    Знакомство детей с народной историей, культурой является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача, особенно актуальна сегодня.

     Патриотическое чувство по своей природе интегрально. Оно объединяет в единое целое все стороны личности: нравственную, трудовую, умственную. Эстетическую, физическую. Сохранить свою культуру, заронить в души детей любовь ко всему русскому, народному, как можно раньше приобщить детей к народному творчеству, считаем одним из важных направлений воспитательно - образовательной работы МАДОУ.

    Не секрет, что современные мультфильмы и кинофильмы развращают наших детей, которые в силу своего возраста не всегда могут сделать правильный выбор, в пользу добра. Именно фольклор помогает любознательным первооткрывателям развивать внутренний мир, повысить уровень культуры и найти свой путь для самореализации в этой жизни. Несмотря на столь малый возраст, ведь знакомство с фольклором происходит практически с первых дней жизни ребёнка (колыбельные, потешки).

    Применение фольклора в работе с детьми помогает открыть многогранный мир и удивительное величие фольклора, ведь оно оказывает благоприятное воздействие на устную речь, умственное развитие, а мышление детей делает кративным. Такой ребёнок не будет чувствовать душевную пустоту. Ведь он всегда найдёт для себя хорошее увлечение, поскольку фольклор привнесёт в его жизнь мого доброты и позитива.

    Под фольклором следует понимать культурное наследие нескольких поколений. В которое вошло самое лучшее. Народные мудрости, частушки, загадки, заклички, игры, скороговорки и прибаутки, забавные и удивительно добрые песни - всё это воздействует словно бальзам на детское сознание, отчего ребёнок становится чуточку отзывчивее и добрее.

    Не основе ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ в нашем дошкольном учреждении идёт интеграция образовательных областей. Единение и взаимодействие - главное в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению познавательного материала. Развитию интегративных качеств. Развитию художественно - творческих способностей, устраняет перегрузки в процессе образовательной деятельности. Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов. Развитие, которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально - положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания). С другой стороны, основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического и художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах деятельности специфическими средствами выразительности. В том числе и фольклора. Интегративная технология, реализуемая в воспитательно - образовательном процессе в ДОУ, позволяет качественно на новом, более эффективном, доступном для ребёнка уровне освоить большинство разделов программы. Раньше интегрировались области образования одного или близких друг другу направлений. Например, разные виды изобразительной деятельности или различные виды художественного творчества (обычно изобразительное искусство и музыка), сейчас этот процесс охватывает всё более широкий спектр разных видов деятельности и образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, музыка, здоровье, чтение художественной литературы, здоровье.

    Интеграция образовательных областей в процессе образовательной деятельности позволяет активно сотрудничать с родителями и взаимодействовать со специалистами дошкольного учреждения. Педагогический коллектив нашей группы в своей профессиональной деятельности реализует интеграцию образовательных областей, взяв за основу интеграции фольклор. При разработке календарно - тематического планирования, учитываем традиции и праздники русского народа, стараясь отразить их в различных образовательных областях: подготовка к празднику «Осенины» прошла у нас через тематическое планирование таких тем, как «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы и лесные ягоды»; подготовка к «Новому году и Рождеству»- «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы и развлечения»; итогом недели «Рождественские сказки» был праздник «Коляда, коляда, открывай ворота»; а неделя «Жизнь и быт народов севера» закончилась этническим праздником «Хейро».   Мы не смогли остаться и равнодушными к народному празднику «Масленица» и разработали тематический план по теме. Написали сценарий, совместно с родителями подготовили и провели праздник «Масленица». Познакомили детей с первым весенним праздником прилёта птиц «Сорок сороков» (интегрированное занятие). В дальнейшем мы планируем дать представления о весенних православных праздниках Вербное воскресение, Пасха. Праздник «Русская ярмарка» станет итогом «Недели детской книги». Лето мы встретим праздником русской берёзки «Троицын день», «Васильковым днём»- праздник полевых цветов. Не пройдут незамеченными праздники «Ивана Купала», «Медовый спас», «Яблочный спас».

   Тематическая интеграция разработана нами через различные формы,  методы и средства работы с дошкольниками с учётом их возрастных особенностей. Пример проведённой нами интеграции образовательных областей на тему «Масленица»- один из самых весёлых. Шумных, озорных народных праздников.

   Работа по реализации и усвоению детьми этой темы начинается с информационного стенда в уголке родителей, где располагается развёрнутый материал о празднике «Масленица», потешки, частушки, слова песен, разучиваемых с детьми к празднику. Так как самый лучший способ пробудить интерес детей к народному творчеству - это активное участие родителей в образовательном процессе. Родители помогли в оформлении развивающей среды, сборе дополнительной информации по данной теме, участвовали в подготовке к празднику: разучивали с детьми потешки, заклички. Песни; изготавливали атрибуты к народным играм, обрядам, готовили костюмы себе и детям, а так же угощение – напекли блинов, калачей.

   Большое внимание мы уделяем оформлению и оснащению развивающей среды, подбору музыкального фона, в соответствии с темой. Дети обращают внимание на изменение в среде. Что очень заинтересовывает их и побуждает вести диалог на определённую тему с воспитателем. Рассказываем им о традициях празднования первого дня: «Встрече». Предлагаем пригласить в гости Масленицу закличками.

   Вносим в группу куклу - чучело Масленицу. Обыгрываем её появление. Используя элементы кукольного театра и русского костюма (косынки, фуражки). Стимулируем интерес детей сообщением, что каждый день Масленицы особенный: имеет своё название, своё обрядовое значение, по- своему празднуется. Затем возникший интерес детей подкрепляется художественным творчеством» Рисуем Масленицу». Рисунками украшаем группу. Знакомим детей с народной игрой «Гори, гори ясно», которую продолжаем на прогулке. Там на прогулке, предлагаем детям покататься на санках с горки. Покатать друг друга на санках. Перед обедом читаем детям русскую народную сказку «Снегурочка».

   В первый день недели мы делаем акцент на формирование познавательного интереса по данной теме. В последующие дни лишь продолжаем стимулировать интерес через: беседы о традициях каждого дня масленичной недели: «Вторник-Заигрыш», «Среда - Лакомка», «Четверг - Разгуляй», «Пятница - Тёщины вечера», «Суббота - Золовкины посиделки», «Воскресение - Прощёный день»; сюжетно - ролевые игры «Ярмарка», «Семья»; ежедневно оформляем в группе выставки: «Русская матрёшка», «Золотая Хохлома», «Голубая Гжель», «Городецкие узоры», «Волшебная Дымка» - знакомим детей с народным декоративно - прикладным искусством; продуктивную деятельность (разрисовывание матрёшек, лепка калачей и конфет), украшение группы продуктами творческой деятельности детей; чтение детям соответствующей литературы, разучивание потешек. Частушек, закличек, разгадывание загадок; рассматривание репродукций картин; разучивание песен, танцев, народных игр. Данный вид интегративной деятельности обеспечил получение детьми целостных представлений по данной теме.

   Для закрепления познавательного материала по завершению изучения темы подготовили и провели развлечение «Широкая Масленица», где была предоставлена возможность не только детям, но и родителям окунуться в традиции русского народа.

   Считаем, что фольклор является основой интеграции различных образовательных областей и применим в любой возрастной период жизни ребёнка.

Литература

  1. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду», Мозаика - Синтез, 2008 г.
  2. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей».- М.:ТЦ Сфера, 2008 г.
  3. Соломенникова О.А. «Радость творчества», Мозаика - Синтез, 2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Игра как интегратор образовательного процесса в ДОУ

В современных научных исследова­ниях всё чаще отмечается тенденция увеличения продолжительности пе­риода детства. Данный феномен объ­ясняется необходимостью детства для подготовки человека к вхождению...

Игра как интегратор образовательного процесса в ДОУ

В современных научных исследова­ниях всё чаще отмечается тенденция увеличения продолжительности пе­риода детства. Данный феномен объ­ясняется необходимостью детства для подготовки человека к вхо...

Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста Тема: февраль 1неделя. «Русский народный фольклор»

Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей.Группа: 2 группа раннего возраста.   1 группа раннего возрастаТема: февраль 1неделя. ...

Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкально-ритмическая деятельность) для детей старшего возраста "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"

Цель занятия: посредством народной игры вызвать интерес ребенка к русскому народному фольклору, приобщать к русским народным традициям....

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 29.01.18г. - 04.02.18г. Тема: февраль 1неделя. «Знакомство с русским народным фольклор -

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.Группа: 2 группа раннего возраста.   1 группа раннего возраста. С 29.01.18г. ...