Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа)
Тема: "Времена года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_12_mesyatsev.docx | 992.55 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
на тему: «Времена года»
для детей старшей группы
Подготовила и выполнила:
воспитатель старшей группы
Семёнова Анжела Камаловна
г.Реутов
2017г
Тема: «Времена года»
Цели: Систематизация знаний детей о временах года, расширение представления детей о весне как времени года. развивать мышление, фантазию, закрепить у детей знания об изменениях, происходящих в природе.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания детей о явлениях природы весной.
Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.
Формировать представление о разнообразии состояний воды в окружающей среде, познакомить с некоторыми свойствами воды.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
Способствовать развитию фантазию, творческого мышления
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью; воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга, при необходимости дополнять.
Активизация словаря детей: обогащать словарь детей с помощью глаголов.
Материалы и оборудование: магнитная доска, проектор, игрушка- Незнайка, кусочки льда, пластмассовые формочки для льда, термос с горячей водой, зеркало.
Методы и приемы: наглядные (работа с демонстрационным материалом); практические (работа детей с раздаточным материалом); словесные (вопросы, указания поощрения); игровые (физминутки, подвижная игра).
Предварительная работа:
- Просмотр презентации по теме: «Времена года».
- Чтение художественной литературы, разучивание стихов, загадок по данной теме.
- Использование настольно-печатных игр по данной теме
- Зарисовки, обводки по данной теме.
-Здравствуйте ребята!
- Ребята, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень!
-Ребята я сегодня обнаружила в своем почтовом ящике необычное письмо и предназначено оно вам. А пишет вам Незнайка: «Здравствуйте, дорогие ребята! Решил обратиться к вам с просьбой. Может быть, вы сможете мне помочь. Я все никак не могу запомнить названия месяцев и путаю времена года»
-Я предлагаю нам с вами отправиться в путешествие по сказке и взять Незнайку с собой.
А по какой сказке вы мне скажете в конце занятия.
- Итак, наше путешествие началось, слушайте внимательно.
Было у матери две дочки: одна - родная, другая - падчерица. Родную она очень любила, а падчерицу терпеть не могла.
Пока Олёна то наряжалась да прихорашивалась, Марушка в доме прибирала, варила, стирала, всю работу делала. А мачеха знай бранит её да ругается целый день.
Однажды - было это вскоре после Нового года, в трескучий мороз, -захотелось Олене фиалок. Она и говорит:
- Ступай, Марушка, в лес, набери мне букет фиалок.
- Боже мой! Милая сестрица, что это пришло тебе в голову? Слыханное ли дело, чтобы под снегом фиалки росли? - отвечала бедная Марушка.
Но мачеха выгнала Марушку из дому.
Заливаясь слезами, пошла девушка в лес. Снегу там целые сугробы, и нигде ни следа ноги человеческой. Долго бродила Марушка по лесу. Вдруг видит вдали огонёк. Пошла она на тот огонёк. Там горел большой костёр, а вокруг костра сидели двенадцать человек. Это были двенадцать месяцев.
Испугалась Марушка. Но потом набралась храбрости, подошла поближе и попросила:
- Люди добрые, позвольте мне погреться, я дрожу от холода. Январь кивнул головой и спрашивает её:
- Зачем пришла, девица? Чего здесь ищешь?
- Я пришла за фиалками, - ответила Марушка.
- Не время теперь фиалки рвать, кругом снег. - возразил Январь.
- Знаю, - сказала Марушка, - да сестра моя Олёна с мачехой велели принести им из лесу фиалок.
- Про какое время года говорится в сказке? (дети отвечают)
- Какие зимние месяцы вы знаете? (дети отвечают и на магнитной доске размещают круги, обозначающие три зимних месяца)
- Как вы узнали, что это зима? (дети отвечают)
- Что дети делают зимой? (дети отвечают)
(Картина «Зимние забавы»)
- - Скажите, а цветы растут зимой на улице? (дети отвечают)
- Ну, а теперь продолжим путешествие…
Тут Январь подошёл к самому младшему месяцу, дал ему в руку палку и сказал:
- Братец Март, садись на моё место.
Месяц Март взмахнул палкой, снег начал таять, зазеленела трава. Наступила весна, и зацвели фиалки.
Марушка стала рвать фиалки и скоро нарвала большой букет, сказала месяцам спасибо и поспешила домой.
Удивились Олёна и мачеха, когда увидели, что она спешит домой с фиалками.
Олёна вырвала букету неё из рук, но сестре спасибо не сказала.
- Про какое время года говорится в этом отрывке? (дети отвечают)
- Какие весенние месяцы вы знаете? (дети отвечают и располагают на магнитной доске в соответствии с цветом круги, обозначающие три весенних месяца)
- Как можно узнать, что это весна? (дети отвечают)
(Картина «Весна»)
-На другой день Олене захотелось ягод.
-Ступай, Марушка, принеси мне ягод из лесу.
-Боже мой! Милая сестрица, что это пришло тебе в голову? Слыханное ли дело, чтобы под снегом ягоды росли?
Мачеха выгнала Марушку вон. Заливаясь слезами, пошла девушка в лес. А там сугробы снега стеной стоят. Вдруг видит она вдали тот же огонёк. Вокруг него опять сидели двенадцать месяцев и выше всех - Январь, белый и бородатый.
- Люди добрые, позвольте мне погреться, - попросила Марушка. Январь кивнул головой и спрашивает её:
- Зачем опять пришла, девица? Чего здесь ищешь?
- Пришла по ягоды, - ответила девушка. -Да ведь теперь зима, на снегу ягоды не
растут, - промолвил Январь.
- Знаю, - печально ответила Марушка. - Да сестрица Олёна с мачехой велели ягод им набрать.
Тут сошёл со своего места Январь и сказал:
- Братец Июнь, садись ты теперь на моё место.
Июнь взмахнул палкой, огонь взвился,
снег растаял, зацвели цветы, созрели ягоды. Наступило лето.
Марушка быстро набрала ягод полный передник, сказала месяцам спасибо и поспешила домой.
Удивились Олёна и мачеха, когда увидали, что Марушка спешит домой, и ягод у неё полный передник.
- Про какое время года говорится в этом отрывке? (дети отвечают)
- Какие летние месяцы вы знаете? (дети отвечают и располагают на магнитной доске в соответствии с цветом круги, обозначающие три летних месяца)
- Молодцы, ребята!
Полакомилась Олёна ягодами, а на третий день захотелось ей уж яблока отведать.
- Ступай, Марушка, в лес, принеси мне яблок румяных, приказала она.
- Боже мой! Милая сестрица, слыханное ли дело, чтобы зимой яблоки зрели?
Заливаясь слезами, пошла Марушка в лес. Вдруг видит -вдали опять тот же огонёк. Пошла она на огонёк и вышла к костру. Вокруг него сидели двенадцать месяцев - и выше всех Январь.
- Люди добрые, позвольте мне погреться- попросила Марушка.
Январь кивнул головой и спросил:
- Зачем опять пришла, девица?
- Пришла за яблоками румяными, - ответила девушка.
- Теперь зима. Разве в такое время года зреют румяные яблоки? - говорит Январь.
- Сошёл со своего места Январь и сказал:
- Братец Сентябрь, садись на моё место.
Сентябрь взобрался на высокий камень и взмахнул палкой. Наступила осень.
Марушка вдруг увидела яблоню, а на ней высоко-высоко на ветвях висят румяные яблоки.
—Марушка схватила два яблока, сказала месяцам спасибо и поспешила домой.
Удивились Олёна и мачеха, когда Марушка вернулась с двумя яблоками.
Таких сладких яблок они ни разу в жизни не едали.
- Про какое время года говорится в этом отрывке? (дети отвечают)
- Какие осенние месяцы вы знаете? (дети отвечают и располагают на магнитной доске в соответствии с цветом круги, обозначающие три осенних месяца)
(Картина «Осень»)
- Мама, дай мне сумку, я сама в лес пойду. Найду то место и все яблоки стрясу.
Пришла Олёна в лес. Вдруг увидала вдали огонёк и пришла к костру, вокруг которого сидели двенадцать месяцев. Но она не поклонилась им, не попросила пустить её к костру, а просто протянула руки и стала греться.
- Зачем пришла? Чего тебе надо? - рассердился Январь.
- Не твоё дело, куда и зачем хожу! - отрезала Олёна.
Январь нахмурился и взмахнул палкой. В одно мгновение небо покрылось тучами, костёр погас, повалил снег. Олёна вернулась домой ни с чем.
- Какие времена года мы вспомнили сегодня? (дети отвечают)
- Почему Олена вернулась домой ни с чем? (дети отвечают)
- А какая Олена (дети отвечают)
- А какая Марушка? (дети отвечают)
Физминутка.
В году четыре месяца (показать 4 пальца правой руки)
и все они дружны (ладони обхватывают др. др.)
И эти 4 времени (обхватывают 4 пальца левой руки)
Ребята знать должны (указательный палец приставить ко лбу)
Зимой год начинается, все снегом покрывается.
Весною продолжается, листочки появляются.
Летом солнце греет, и листья зеленеют.
Осенью листва желтеет, ветер ее по полям развеет.
А после осени опять зима год будет продолжать.
- Молодцы, ребята!
А теперь я предлагаю нам превратиться в исследователей и заглянуть в нашу лабораторию.
Эксперимент: «Откуда берется дождь».
-Ребята, мы с вами говорили про весну. Что происходит весной с природой? (тает снег, идет дождь, птицы прилетают).
- Ребята, а как вы думаете, почему идет дождь? Дети предлагают свои варианты ответов.
Правильно, мы свами можем сами попробовать сделать небольшой дождь прямо в группе.
-Ребята куда девается снег? Куда исчезает вода в луже?
Часть воды уходит в землю, а часть под действием тепла испаряется.
А давайте мы сейчас с вами и попробуем увидеть, что такое испарение.
Перед проведением эксперимента вспомним правила безопасности.
-Ребята, аккуратно поднесите руку, там, где идет пар. Что вы почувствовали? Идет тепло.
-Сейчас необходимо закрыть сухой крышкой и наблюдать, что происходит.
Поднимается пар, и мы его видим в банке. Какой он? Белый, похожий на туман.
Сверху крышки положите лед и наблюдайте.
Кто хочет рассказать, что же происходит.
- мы видим капельки воды на крышке, и они начинаю течь по стенкам банки, как капельки дождя по стеклу.
Ребята мы свами увидели, как получается дождь? Давайте сделаем вывод;
Из горячей воды идет пар, тепло это вода испаряется, поднимается вверх, там встречается с холодом и пар превращается в капельки воды и падает вниз, течет по стенкам банки.
Восп: (на доске картина круговорот воды, показав на картину воспитатель объясняет, как все происходит в природе). Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Физминутка: «Свойства воды».
- А сейчас мы немного отдохнем. Мы превратимся в капельки воды и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то маленькие капельки, очень плотно прижаты друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то её капельки берутся за руки и могут двигаться и менять положения. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеёк. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее частицы отпускают ручки друг от друга и разлетаются. И мы разомкнем руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
- Ребята, вы отлично справились. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
(ответы детей)
- Какое сейчас время года?
- Ребята, что мы узнали нового?
Что еще хотели бы вы узнать на следующем занятии?
- Молодцы, мы справились, мы узнали много нового и интересного, спасибо вам!
Использованная литература:
- ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ
- Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Веракса Н., Комарова Т., Васильева М.
- 3.Саломенникова О.А. ФГОС «Ознакомление с природой в детском саду» (4-5 лет). Средняя группа
- Гербова В.В., Губанова Н.Ф., Дыбина О.В. ФГОС Примерное комплексно-тематическое планир.к пр. "От рождения до школы". Ср. гр. (4-5 л.)
- Дыбина О. В. ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. (4-5 лет). Средняя группа
- Дыбина О. В. СD. ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением. (4-5 лет). Средняя группа
- Соломенникова О. А. СD. ФГОС Ознакомление с природой. (4-5 лет). Средняя группа.
- Соломенникова О. А. ФГОС Парциальная программа «Юный эколог»
- Николаева С. Н. ФГОС Парциальная программа «Юный эколог» 3 – 7лет
- Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада 4-5 лет. ФГОС, 2017 г.
- Хрестоматия для чтения детям 4-5 лет. Библиотека программы «От рождения до школы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы "Цирковое представление"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы«Цирковое представление»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы "Волшебный город мастеров"
Роль декоратвно-прикладного творчества в воспитании детей дошкольного возраста огромна. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, но и рассказывает об истории народа и его трад...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Вредные привычки человека» (из программы «Здоровый дошкольник»)
Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни...
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Освобождение города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков»
Конспект организованной образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей старшей группы«Освобождение города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков»...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы: Тема: «Птицы родного края» Игра «Что? Где? Когда?».
Образовательные задачи: Формировать у воспитанников умение работать в команде, взаимодействовать друг с другом. Расширять знания о птицах родного края. Мотивировать детей...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Мой аквариум», старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Сапежко С.В. ГБДОУ детский сад № 30 Петродворцового района СПб
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы общеразвивающей направленности "Мой аквариум" с использованием игровой, здоровьесберегающей, информационно-коммуникативной т...