Роль театрализованных игр активизации речевой дея-ти дошкольников
материал

Исаева Лидия Владимировна

Речевая активность через театрализованные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_deyatelnost.odt212.61 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад  «Рябинушка» структурное подразделение  государственного бюджетного общеобразовательного учреждения  Самарской области средней образовательной  школы  имени А.А. Кузьмичева с. Преполовенка муниципального района  Безенчукский Самарской области

Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности дошкольников.

Выполнила воспитатель:

Исаева Лидия Владимировна

Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников

  Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

 Задачи развития речи дошкольников решаются как традиционными, так и нетрадиционными средствами. Одним из таких средств является организация театрализованной игры.

 Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.  Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу.

 Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

- вербальные средства– интонация, лексика;

- невербальные средства – мимика, жесты, поза;

 В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, мы используем знакомые любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движение).

Игра наиболее доступный ребенку и интересный  способ   представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

 Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами и т.п.).

Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети 3-4 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образноконкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.

 Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли , инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал .

Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры мы уделяем взаимодействию с семьей. Родители участвуют в работе над театрализацией. Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые предстоит сыграть. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми посещают театры, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.

Заканчивая, я хочу подчеркнуть, что на основе театрализованной игры можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей-дошкольников.


План-схема оформления игрового центра для организации театрализованных игр в группе.

Оборудование и материалы: Для развития речи, артистических качеств, раскрытия творческого потенциала детей в группе создан театральный уголок, в котором имеются различные виды театров: пальчиковый, настольный, костюмы для драматизации сказок, маски, шапочки, ширма , наборы кукол  сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации); театр-драматизации – готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; могут находиться книги (или рядом находится книжный уголок). 

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства активизации речевого общения у дошкольников с нарушением слуха.

В статье освещается  теоретический и психологический аспекты коммуникативной системы обучения языку неслышащих детей.  Развитие всех видов речевой деятельности и правильное их сочетание...

Роль театрализованных игр в речевом развитии ребенка

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрос...

Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физиче...

Буклет: "Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка"

Театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, н...

Активизация речевого общения старших дошкольников.

Дошкольный возраст- уникальный период развития человека. Как мы постигаем мир дошкольного детства?...

«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019

quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...