Выступление из опыта работы по теме "Направления взаимодействия совместной деятельности воспитателя и родителей по приобщению детей к чтению"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Курникова Наталья Владимировна

«Сотрудничество с родителями по приобщению детей средней группы к чтению художественной литературы» «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность» В.А.Сухомлинский

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Чтение художественной литературы — одно из лучших средств педагогического воздействия: оно не просто открывает для ребёнка возможность приобщиться к культуре и знаниям, но помогает научиться размышлять, понимать мотивы человеческого поведения, знакомит с духовными ценностями. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Все чаще первое знакомство детей с классической литературой происходит через интернет и телевидение. Всевозможные «стрелялки» и «бродилки», мультфильмы и видеоролики кажутся детям гораздо интереснее художественной литературы. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей. Задача сегодняшнего дня - приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы с помощью родителей, ведь по ФГОС они являются полноценными участниками учебного процесса.

Задачи работы с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы:

- Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой.

- Проведение пропаганды книги и литературных произведений среди родителей.

- Организация совместной проектной и продуктивной деятельности родителей и детей.

- Вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе используем следующие формы работы:

- анкетирование;

- беседы;

- выставки книг;

- литературные конкурсы и викторины;

- совместная творческая деятельность родителей и детей;

- помощь в создании библиотечного фонда группы;

- рекомендации и консультации;

- родительские собрания.

Мы пополнили наши центры ЧХЛ портретами детских писателей, художников-иллюстраторов детских книг, иллюстрациями к детским произведениям, сюжетно-ролевыми играми, новыми настольными театрами («Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Маша и медведь» - средняя группа; «Три поросенка», «Красная шапочка», «Волк в сапогах» - старшая группа) и макетами к ним. Родители совместно с детьми пополнили центр книжками-самоделками, книжки-малышки сделали и сами педагоги. Для непредвиденных ситуаций создали «Книжкину больницу», где есть всё необходимое для ремонта книг (клей, скотч, карандаш, клей, линейка, ластик, карандаш, полоски белой, цветной бумаги и картона, клеенка).

На недавней выставке детских работ, посвященной произведению П.П.Бажова «Серебряное копытце», дети могли не только рассмотреть портрет автора, но и проверить свои знания через дидактические игры по сказам («Что изменилось?», «Да-нет», «Похож-не похож», «Узнай по словам», «Скажи по-другому», «Кто больше заметит небылиц и другое», «Кто что делает», «Отгадай-ка!», «Назови трех героев», «А если бы», «А что потом», ребусы, викторины).

Периодически обновляем пазлы по сказкам, устраиваем викторины по произведениям и сказочным героям, пытаемся с помощью пантомим показать их. Начиная с ясельного возраста, разучивали пальчиковые игры на основе сказок, поэтому при чтении произведений по интонации и поведению дети легко угадывают героев.

Стараемся в работе использовать мнемотаблицы, недавнее произведение по ним - В.Бианки «Купание медвежат». Для обогащения книжного центра периодически проводим акции «Книга из дома». Дети с удовольствием рассказывают о книгах, которые приносят в детский сад (русские народные сказки, хрестоматии, книги Чуковского, о космосе и динозаврах, можем увидеть по книгам интересы детей). Также родители безвозмездно дарят новые книги (самая последняя - «Три поросенка», приложили ее к настольному театру по этому произведению, книга с музыкальным сопровождением).

Участвуем периодически в конкурсах:

- 6 Всероссийский ежегодный литературный конкурс: «Времена года: Зимние краски» (диплом победителя, 2  место, Ярослава Н.);

- районный литературно-творческий конкурс «Рисуем сказку» (Варвара Е., Павел У.);

- муниципальный онлайн-фестиваль творчества «Подарок маме» (Софья К. - 2 место, Дмитрий В. - 2 место, Руслана С. - 3 место);

- новогодний онлайн-конкурс стихов и песен «Дед Мороз ищет таланты»  Варвара Е., Дмитрий В., Артем Н.);

- конкурс чтецов «Вдохновение» (2 место).

Организовали для родителей папки-передвижки и консультации по темам: «Как превратить чтение в удовольствие», «Приобщение детей к чтению», «Чтобы ребенок стал Читайкой!: 7 секретов воспитания интереса к чтению», «Сказка в жизни ребенка», «Тест: готов ли ребенок к чтению?».

На будущее планируем организовывать творческие мастерские и проекты по художественной литературе, периодически пополнять центры новыми играми и книгами.

Таким образом, взаимодействуя с родителями, мы не только обогащаем знания детей о художественной литературе, но и повышаем интерес и компетентность родителей в вопросах воспитания грамотного читателя и возрождаем традиции домашнего чтения. Сотрудничество с родителями улучшает микроклимат в группе, они становятся полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сотрудничество с родителями по приобщению детей средней группы к чтению художественной литературы» «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность» В.А.Сухомлинский

 

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Чтение художественной литературы — одно из лучших средств педагогического воздействия: оно не просто открывает для ребёнка возможность приобщиться к культуре и знаниям, но помогает научиться размышлять, понимать мотивы человеческого поведения, знакомит с духовными ценностями. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Все чаще первое знакомство детей с классической литературой происходит через интернет и телевидение. Всевозможные «стрелялки» и «бродилки», мультфильмы и видеоролики кажутся детям гораздо интереснее художественной литературы. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей. Задача сегодняшнего дня - приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы с помощью родителей, ведь по ФГОС они являются полноценными участниками учебного процесса.

Задачи работы с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы:

- Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой.

- Проведение пропаганды книги и литературных произведений среди родителей.

- Организация совместной проектной и продуктивной деятельности родителей и детей.

- Вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе используем следующие формы работы:

- анкетирование;

- беседы;

- выставки книг;

- литературные конкурсы и викторины;

- совместная творческая деятельность родителей и детей;

- помощь в создании библиотечного фонда группы;

- рекомендации и консультации;

- родительские собрания.

Мы пополнили наши центры ЧХЛ портретами детских писателей, художников-иллюстраторов детских книг, иллюстрациями к детским произведениям, сюжетно-ролевыми играми, новыми настольными театрами («Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Маша и медведь» - средняя группа; «Три поросенка», «Красная шапочка», «Волк в сапогах» - старшая группа) и макетами к ним. Родители совместно с детьми пополнили центр книжками-самоделками, книжки-малышки сделали и сами педагоги. Для непредвиденных ситуаций создали «Книжкину больницу», где есть всё необходимое для ремонта книг (клей, скотч, карандаш, клей, линейка, ластик, карандаш, полоски белой, цветной бумаги и картона, клеенка).

На недавней выставке детских работ, посвященной произведению П.П.Бажова «Серебряное копытце», дети могли не только рассмотреть портрет автора, но и проверить свои знания через дидактические игры по сказам («Что изменилось?», «Да-нет», «Похож-не похож», «Узнай по словам», «Скажи по-другому», «Кто больше заметит небылиц и другое», «Кто что делает», «Отгадай-ка!», «Назови трех героев», «А если бы», «А что потом», ребусы, викторины).

Периодически обновляем пазлы по сказкам, устраиваем викторины по произведениям и сказочным героям, пытаемся с помощью пантомим показать их. Начиная с ясельного возраста, разучивали пальчиковые игры на основе сказок, поэтому при чтении произведений по интонации и поведению дети легко угадывают героев.

Стараемся в работе использовать мнемотаблицы, недавнее произведение по ним - В.Бианки «Купание медвежат». Для обогащения книжного центра периодически проводим акции «Книга из дома». Дети с удовольствием рассказывают о книгах, которые приносят в детский сад (русские народные сказки, хрестоматии, книги Чуковского, о космосе и динозаврах, можем увидеть по книгам интересы детей). Также родители безвозмездно дарят новые книги (самая последняя - «Три поросенка», приложили ее к настольному театру по этому произведению, книга с музыкальным сопровождением).

Участвуем периодически в конкурсах:

- 6 Всероссийский ежегодный литературный конкурс: «Времена года: Зимние краски» (диплом победителя, 2  место, Ярослава Н.);

- районный литературно-творческий конкурс «Рисуем сказку» (Варвара Е., Павел У.);

- муниципальный онлайн-фестиваль творчества «Подарок маме» (Софья К. - 2 место, Дмитрий В. - 2 место, Руслана С. - 3 место);

- новогодний онлайн-конкурс стихов и песен «Дед Мороз ищет таланты»  Варвара Е., Дмитрий В., Артем Н.);

- конкурс чтецов «Вдохновение» (2 место).

Организовали для родителей папки-передвижки и консультации по темам: «Как превратить чтение в удовольствие», «Приобщение детей к чтению», «Чтобы ребенок стал Читайкой!: 7 секретов воспитания интереса к чтению», «Сказка в жизни ребенка», «Тест: готов ли ребенок к чтению?».

На будущее планируем организовывать творческие мастерские и проекты по художественной литературе, периодически пополнять центры новыми играми и книгами.

Таким образом, взаимодействуя с родителями, мы не только обогащаем знания детей о художественной литературе, но и повышаем интерес и компетентность родителей в вопросах воспитания грамотного читателя и возрождаем традиции домашнего чтения. Сотрудничество с родителями улучшает микроклимат в группе, они становятся полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы По теме: «Познавательно-исследовательская деятельность при изучении истории родного детского сада»

Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, бабушке, дедушке, любви к своему дому, улице, на которой живешь, микрорайону, детскому саду, городу. История нашего детског...

Выступление из опыта работы "Инновационные технологии в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

  Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у детского сада нет иного выбора, как адаптации его к информационному веку. По сравнению с традиционными формами музыкальн...

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

Выступление из опыта работы на тему:«Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»

Цель: 1. Познакомить детей со сказкой В. Сутеева «Палочка-выручалочка». 2. Продолжать работать над усвоением норм и ценностей, принятых в обществе, воспитанием моральных и нравст...

Выступление на педсовете Организация совместной деятельность воспитателей с родителями и детьми 2-3 лет

Выступление на педсовете Организация совместной деятельность воспитателей с родителями и детьми...

Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию».

Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию является главной задачей в дошкольном воспитании. Детский сад работает над этой темой...