Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста.
консультация (младшая группа)
Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста.
Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств психики
ребенка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без
внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребенка
выполнять то или иное действие самостоятельно. В желании «Я сам!»
выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению.
Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми
к каким-либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые.
Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за ребенка то, что он
может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать.
Воспитание самостоятельности
тесно связано прежде всего с привлечением ребенка к участию в одевании,
умывании, кормлении. Участие в этих процессах привлекает малыша,
удовлетворяет растущую потребность в самоутверждении. Первые такие
проявления можно наблюдать у ребенка в начале второго года жизни: он уже не
хочет пассивно сидеть за столом во время кормления, а тянется за ложкой.
Неловкими движениями он зачерпывает ложкой кашу, а подносит её ко рту...
пустой. Не беда, что пока только «по усам текло, а в рот не попало»! Взрослый
докормит его. Но важно его стремление к самостоятельности, и это надо
поддержать. С 1 года 2 месяцев он учится есть только густую пищу, а потом и
суп. Теперь кормление приобретает для него особый интерес, а вместе с тем
повышается и аппетит. К полутора годам дети, которых своевременно начали
приобщать к этому, с завидным усердием полностью справляются с обедом.
Очень важно не упустить благоприятный момент. Если время упущено, ребенок
привыкает к тому, что его постоянно кормят взрослые. Ведь по мере
расширения круга интересов ребенка и возрастания умелости в обращении с
разными игрушками ложка теряет для него свою таинственную
привлекательность. Теперь его манит поющий волчок, заводная птичка или
машина. Он более или менее послушно открывает рот, чтобы его поскорее
накормили, и можно было отправиться в мир покоренных им вещей: заводить,
катать, строить. В это время научить его есть самостоятельно значительно
труднее.
С 1,5 лет ребенка учат мыть руки: сначала он только подставляет их под
струю, потом учится потирать одной другую, а после 2 лет - мыть руки с мылом
и вытирать их. Малышу удобнее умываться, если он стоит на скамеечке,
подставленной к умывальнику. Если же его на руках подносят к крану, научить
умыванию в таком неудобном положении очень трудно. Для ребенка все новое
сложно. Задача взрослых - облегчить малышу овладение новыми для него
действиями.
В этом возрасте можно приучать его принимать участие в одевании и
раздевании: сначала снимать с себя расстегнутую и расшнурованную
взрослыми обувь, затем носки и штанишки. К трем годам он уже сможет
полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы. Правда, по началу
дело идет медленно и случаются конфузы: ботинки оказываются надетыми не
на ту ногу, платье - задом наперед.
Если малыш не изъявляет желания одеваться, может выручить присутствие
куклы, которая, как объясняет взрослый будет «учиться это делать, глядя на
тебя».
Не надо спешить с помощью! Пусть ошибку ребенок исправит
сам. Проявленная малышом настойчивость ценное приобретение, которое
пригодится ему в дальнейшем.
Навыки самообслуживания надо воспитывать не для удобства
взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, так как они
развивают у малыша способность к усилию, которая в будущем явится
необходимым условием трудового воспитания ребенка.
Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя все за
ребенка, пекутся о его же благе, "облегчают" будто бы его жизнь. Взрослые
должны взять за правило никогда не делать за малыша то, что он в состоянии
сделать сам.
Ребенок второго года жизни может собрать игрушки и отнести их на место,
указанное взрослым. Однако надо приучать его не только убирать все после
игры, но и поддерживать порядок во время разнообразных занятий. Для детских
вещей родители должны отвести полочки, вешалки, которые расположены так,
чтобы детям было удобно доставать до них.
Самостоятельность ребенка проявляется не только в умении выполнять то
или иное дело без посторонней помощи, но и в способности приняться за него
по собственной инициативе. Особенно отчетливо стремление к
самостоятельности начинает проявляться на третьем году жизни, когда ребенок
то и дело заявляет: "Я сам!"
Но как поступить, если малыш тянется, например, к ножницам, которыми
взрослый вырезает флажки для украшения елки, и требует: "Я сам!" В таком
случае полезно не ограничиваться объяснением, что это пока ещё опасное для
него занятие, а определить и для ребенка посильную долю участия: пусть,
например, аккуратно складывает уже готовые флажки, собирает и относит в
указанное место обрезки бумаги. Тогда у него будут все основания для того,
чтобы, показывая другим детям красивые флажки на елке, сказать с чувством
гордости: "Это мы сами сделали".
Если малышу поручили вытереть пролитую на подоконнике воду, надо
проследить, чтобы он выполнил
поручение старательно и аккуратно, а не бегал по комнате,
размахивая тряпкой, как флажком. Постепенно надо подводить ребенка к тому,
чтобы он понимал, где игра, а где труд, и не превращал его в забаву. Этому
помогает закрепление за ребенком постоянных поручений. Возможности
маленького ребенка в этом отношении еще очень невелики, но и не равны нулю.
Его обязанностью может стать помощь в приготовлении стола к обеду:
поставить хлебницу, разложить приборы и салфетки; поддержание порядка в
игровом уголке, помощь в кормлении рыбок в аквариуме или в поливке
комнатных растений. Все это воспитывает у ребенка ответственность, сознание
того, что он должен выполнить дело, которое ему доверили взрослые. В этом
заключено большое нравственное значение. Ребенок учится заботиться о
других, он привыкает к тому, что не всегда можно делать только то, что
хочется, но приходится выполнять и то, что надо делать. Предупреждение всех
желаний ребенка , освобождение от каких бы то ни было обязанностей, от
необходимости затрачивать усилия, напротив воспитывают у ребенка лень,
апатию, эгоизм.
Привлекая малыша к посильной помощи взрослым, к выполнению их
поручений, надо позаботиться о том, чтобы действия сопровождались
радостными переживаниями: не требовать от ребенка выполнения задания, а
заинтересовать самим процессом труда или его результатом, не скупиться на
похвалу, а порадоваться с ним успеху. Все это создает бодрую, жизнерадостную
атмосферу, желание быть полезным для других, помогать им.
Большую ошибку допускают, когда наказывают ребенка трудом.
"Не послушался, шумел при гостях – будешь за это помогать мне посуду
мыть".
Вполне закономерно, что в следующий раз, когда мама, давно забывшая про
это происшествие, предлагает сыну помыть ложки, мальчик протестует и с
плачем заявляет:
"Я ничего плохого не сделал". Так дети начинают рассматривать труд как
наказание.
Самостоятельность - это не только навыки, связанные с
самообслуживанием. Это и умение занять себя. Уже на первом году жизни
важно приучить ребенка часть времени проводить без участия взрослого,
занимаясь предложенными им игрушками. Эту линию надо продолжить и в
дальнейшем. Воспитание самостоятельности не означает, безусловно,
устранения взрослого. Напротив, детскую деятельность необходимо
направлять, надо разумно руководить ею, оставляя место для проявления
самостоятельности и инициативы. Скажем, малыш длительное время играет
однообразно: возит машину вперед и назад. Надо посоветовать ему, как
продолжить игру. Может быть для той же машины построить гараж. В
следующий раз это поможет ему самостоятельно придумать продолжение игры.
Повседневная жизнь предоставляет множество разнообразных возможностей
для воспитания у ребенка желания быть самостоятельным. На прогулке полезно
обратить внимание малыша на проявления этого качества у других детей, а
читая книжку – у персонажей литературных произведений. Если ребенок не
сразу сообразит, как сложить разрезные картинки или кубики с картинками, не
надо торопиться подсказывать, полезнее предложить ему догадаться самому.
Решающее значение в воспитании ребенка имеет вся атмосфера, принятая в
семье, господствующие в ней стиль и тон обращения друг с другом,
взаимоотношения между ее членами. Доброжелательность, стремление помочь
друг другу, общий трудовой настрой оказывают благоприятное влияние на
формирование личности ребенка и, в частности, самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_samostoyatelnosti_u_detey_rannego_vozrasta.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста.
Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств психики
ребенка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без
внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребенка
выполнять то или иное действие самостоятельно. В желании «Я сам!»
выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению.
Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми
к каким-либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые.
Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за ребенка то, что он
может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать.
Воспитание самостоятельности
тесно связано прежде всего с привлечением ребенка к участию в одевании,
умывании, кормлении. Участие в этих процессах привлекает малыша,
удовлетворяет растущую потребность в самоутверждении. Первые такие
проявления можно наблюдать у ребенка в начале второго года жизни: он уже не
хочет пассивно сидеть за столом во время кормления, а тянется за ложкой.
Неловкими движениями он зачерпывает ложкой кашу, а подносит её ко рту...
пустой. Не беда, что пока только «по усам текло, а в рот не попало»! Взрослый
докормит его. Но важно его стремление к самостоятельности, и это надо
поддержать. С 1 года 2 месяцев он учится есть только густую пищу, а потом и
суп. Теперь кормление приобретает для него особый интерес, а вместе с тем
повышается и аппетит. К полутора годам дети, которых своевременно начали
приобщать к этому, с завидным усердием полностью справляются с обедом.
Очень важно не упустить благоприятный момент. Если время упущено, ребенок
привыкает к тому, что его постоянно кормят взрослые. Ведь по мере
расширения круга интересов ребенка и возрастания умелости в обращении с
разными игрушками ложка теряет для него свою таинственную
привлекательность. Теперь его манит поющий волчок, заводная птичка или
машина. Он более или менее послушно открывает рот, чтобы его поскорее
накормили, и можно было отправиться в мир покоренных им вещей: заводить,
катать, строить. В это время научить его есть самостоятельно значительно
труднее.
С 1,5 лет ребенка учат мыть руки: сначала он только подставляет их под
струю, потом учится потирать одной другую, а после 2 лет - мыть руки с мылом
и вытирать их. Малышу удобнее умываться, если он стоит на скамеечке,
подставленной к умывальнику. Если же его на руках подносят к крану, научить
умыванию в таком неудобном положении очень трудно. Для ребенка все новое
сложно. Задача взрослых - облегчить малышу овладение новыми для него
действиями.
В этом возрасте можно приучать его принимать участие в одевании и
раздевании: сначала снимать с себя расстегнутую и расшнурованную
взрослыми обувь, затем носки и штанишки. К трем годам он уже сможет
полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы. Правда, по началу
дело идет медленно и случаются конфузы: ботинки оказываются надетыми не
на ту ногу, платье - задом наперед.
Если малыш не изъявляет желания одеваться, может выручить присутствие
куклы, которая, как объясняет взрослый будет «учиться это делать, глядя на
тебя».
Не надо спешить с помощью! Пусть ошибку ребенок исправит
сам. Проявленная малышом настойчивость ценное приобретение, которое
пригодится ему в дальнейшем.
Навыки самообслуживания надо воспитывать не для удобства
взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, так как они
развивают у малыша способность к усилию, которая в будущем явится
необходимым условием трудового воспитания ребенка.
Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя все за
ребенка, пекутся о его же благе, "облегчают" будто бы его жизнь. Взрослые
должны взять за правило никогда не делать за малыша то, что он в состоянии
сделать сам.
Ребенок второго года жизни может собрать игрушки и отнести их на место,
указанное взрослым. Однако надо приучать его не только убирать все после
игры, но и поддерживать порядок во время разнообразных занятий. Для детских
вещей родители должны отвести полочки, вешалки, которые расположены так,
чтобы детям было удобно доставать до них.
Самостоятельность ребенка проявляется не только в умении выполнять то
или иное дело без посторонней помощи, но и в способности приняться за него
по собственной инициативе. Особенно отчетливо стремление к
самостоятельности начинает проявляться на третьем году жизни, когда ребенок
то и дело заявляет: "Я сам!"
Но как поступить, если малыш тянется, например, к ножницам, которыми
взрослый вырезает флажки для украшения елки, и требует: "Я сам!" В таком
случае полезно не ограничиваться объяснением, что это пока ещё опасное для
него занятие, а определить и для ребенка посильную долю участия: пусть,
например, аккуратно складывает уже готовые флажки, собирает и относит в
указанное место обрезки бумаги. Тогда у него будут все основания для того,
чтобы, показывая другим детям красивые флажки на елке, сказать с чувством
гордости: "Это мы сами сделали".
Если малышу поручили вытереть пролитую на подоконнике воду, надо
проследить, чтобы он выполнил
поручение старательно и аккуратно, а не бегал по комнате,
размахивая тряпкой, как флажком. Постепенно надо подводить ребенка к тому,
чтобы он понимал, где игра, а где труд, и не превращал его в забаву. Этому
помогает закрепление за ребенком постоянных поручений. Возможности
маленького ребенка в этом отношении еще очень невелики, но и не равны нулю.
Его обязанностью может стать помощь в приготовлении стола к обеду:
поставить хлебницу, разложить приборы и салфетки; поддержание порядка в
игровом уголке, помощь в кормлении рыбок в аквариуме или в поливке
комнатных растений. Все это воспитывает у ребенка ответственность, сознание
того, что он должен выполнить дело, которое ему доверили взрослые. В этом
заключено большое нравственное значение. Ребенок учится заботиться о
других, он привыкает к тому, что не всегда можно делать только то, что
хочется, но приходится выполнять и то, что надо делать. Предупреждение всех
желаний ребенка , освобождение от каких бы то ни было обязанностей, от
необходимости затрачивать усилия, напротив воспитывают у ребенка лень,
апатию, эгоизм.
Привлекая малыша к посильной помощи взрослым, к выполнению их
поручений, надо позаботиться о том, чтобы действия сопровождались
радостными переживаниями: не требовать от ребенка выполнения задания, а
заинтересовать самим процессом труда или его результатом, не скупиться на
похвалу, а порадоваться с ним успеху. Все это создает бодрую, жизнерадостную
атмосферу, желание быть полезным для других, помогать им.
Большую ошибку допускают, когда наказывают ребенка трудом.
"Не послушался, шумел при гостях – будешь за это помогать мне посуду
мыть".
Вполне закономерно, что в следующий раз, когда мама, давно забывшая про
это происшествие, предлагает сыну помыть ложки, мальчик протестует и с
плачем заявляет:
"Я ничего плохого не сделал". Так дети начинают рассматривать труд как
наказание.
Самостоятельность - это не только навыки, связанные с
самообслуживанием. Это и умение занять себя. Уже на первом году жизни
важно приучить ребенка часть времени проводить без участия взрослого,
занимаясь предложенными им игрушками. Эту линию надо продолжить и в
дальнейшем. Воспитание самостоятельности не означает, безусловно,
устранения взрослого. Напротив, детскую деятельность необходимо
направлять, надо разумно руководить ею, оставляя место для проявления
самостоятельности и инициативы. Скажем, малыш длительное время играет
однообразно: возит машину вперед и назад. Надо посоветовать ему, как
продолжить игру. Может быть для той же машины построить гараж. В
следующий раз это поможет ему самостоятельно придумать продолжение игры.
Повседневная жизнь предоставляет множество разнообразных возможностей
для воспитания у ребенка желания быть самостоятельным. На прогулке полезно
обратить внимание малыша на проявления этого качества у других детей, а
читая книжку – у персонажей литературных произведений. Если ребенок не
сразу сообразит, как сложить разрезные картинки или кубики с картинками, не
надо торопиться подсказывать, полезнее предложить ему догадаться самому.
Решающее значение в воспитании ребенка имеет вся атмосфера, принятая в
семье, господствующие в ней стиль и тон обращения друг с другом,
взаимоотношения между ее членами. Доброжелательность, стремление помочь
друг другу, общий трудовой настрой оказывают благоприятное влияние на
формирование личности ребенка и, в частности, самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с самого раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнить различные действия самостояте...
Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста
Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств психики ребенка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ре...
"Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста". Статья для родителей
Третий год жизни- период интенсивного развития самостоятельности. Промедление в её формировании, приводит к появлению у детей капризов, упрямству или лени. Самостоятельность формируется в процессе при...
Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста.
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Она воспитывается с раннего детства....
Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста
Первые годы жизни ребенка являются важнейшим этапом в его формировании. Уникальность этого периода состоит в стремительности развития ребенка, что требует пристального внимания и родителей, и пед...
Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни....
Консультация "Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста"
Консультация для родителей детей младшего возраста "Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста"...