Взаимодействие детского сада и семьи в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
консультация
Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для успешного развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_detskogo_sada_i_semi_v_muzykalnom_vospitanii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 31.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 137» г.Саратов
Из опыта работы музыкального руководителя
Щукиной Ирины Анатольевны
Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»
«Воспитание есть процесс социальный
в самом широком смысле. Воспитывает
всё: люди, вещи, явления, но прежде
всего и больше всего– люди. Из них
на первом месте– родители и педагоги.»
А. С. Макаренко
Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для успешного развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими сферами своей жизни, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
К сожалению, ещё далеко не все родители в полной мере сознают свою родительскую ответственность и тем более проявляют её на деле. В беседах с ними нередко приходится слышать: “Для нас главное – накормить и одеть ребёнка, а уж воспитанием и образованием занимайтесь вы, мы вам его привели, так будьте добры…”.
Дошкольник наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.
Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.
Одним из важных направлений всесторонне развитой личности является музыкальное воспитание ребенка-дошкольника. Музыка в нашей стране вошла в каждый дом, ее слушают взрослые и дети – классическую, народную, духовную, серьёзную и развлекательную. Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой очень трудно, а детям без помощи взрослых - невозможно. Конечно, хорошо, когда ребёнок растёт в семье, где слушают Моцарта и Баха, в доме есть музыкальный инструмент, на котором играют родители, где малышу поют перед сном колыбельные песни. Но таких семей крайне мало. В детском саду мы учим детей вслушиваться в музыку, проявлять творческую фантазию, импровизировать, петь, танцевать, прививаем культурные и эстетические ценности. А дома взрослые навязывают ему "современную эстраду", ведь ребёнок в семье поневоле слышит то, что включают взрослые. Получается не что иное, как раздвоение эталонов, это неправильная позиция родителей.
Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей. Как привлечь их к совместной работе с детским садом, какую помощь оказать им, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты?
Прежде, чем приводить в систему работу с родителями были изучены рекомендации ведущих педагогов в области музыкального воспитания О.П.Радыновой, Н.Ветлугиной, сформулирована цель, определены задачи, выбраны направления, формы и методы дальнейшей деятельности.
Цель: выстроить доверие и партнерство с семьей на основе стратегии сотрудничества педагога-музыканта и родителей в музыкальном воспитании дошкольников для повышения эффективности позитивного влияния детского сада на семью.
Задачи:
- Вовлечение родителей в музыкально-образовательный процесс
- Формирование у родителей компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку
- Совершенствование развивающей среды в ДОУ и семье с целью формирования творческой обстановки.
Работа по привлечению родителей в процесс музыкального воспитания в нашем ДОУ проводится в нескольких направлениях: организационное-педагогическое, информационное, консультативное, практико-ориентированное.
Организационное направление:
- В начале учебного года я выступаю на родительских собраниях, знакомлю с задачами каждой группы по реализации программы музыкального воспитания.
- Провожу презентацию кружка «Волшебный звук», как дополнительной образовательной услуги.
- Так же в начале учебного года проводится анкетирование родителей для того, чтобы выявить:
а) уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,
б) определить запросы на музыкальное воспитание,
в) провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.
Вот результаты анкетирования родителей 2018-2019 учебного года. В сентябре 2018 года в анкетировании приняло 80 родителей разных возрастных групп.
К сожалению, по результатам анкетирования, музыкальная образованность наших родителей оставляет желать лучшего:
- всего 6% опрошенных обучались в музыкальных школах и студиях, и 5% из них уже не играют на инструментах.
-100% родителей не считают музыку пустой забавой, но в 85% случаев она не занимает в их жизни значительное место, звучит в доме каждый день, «фоном».
Музыкой в детском саду должны заниматься все дети – считают 100% родителей. Но только 45% поют, танцуют и слушают музыку со своими детьми дома. Вопрос - какую?
- популярную и эстрадно-развлекательную музыку слушают- 70% родителей,
- классику (в том числе и в современной обработке) - 10%
- народную музыку слушают всего 2% анкетируемых, (Н.Кадышева, Н.Бабкина)
- остальные 18% предпочитают - джаз, рок, рэп.
Во всех семьях имеются детские музыкальные игрушки и инструменты, с которыми ребенок действует, самостоятельно организовывая свой досуг. Все родители указали, что у ребенка есть любимая песня, но назвать ее не смогли (только один указал «Чебурашка», и «Антошка», видимо вспомнил свое счастливое детство).
Вот еще очень «интересные» данные, касающиеся непосредственно педагога, осуществляющего музыкальное воспитание детей в детском саду. 45% родителей считают, что музыкальный руководитель детского сада – это массовик-затейник, или организатор праздничных мероприятий (так ответили в основном родители младших групп), 12%- считают, что аккомпаниатор (концертмейстер), и только 57% считают, что музыкальный руководитель – это педагог-музыкант, отвечающий за музыкальное воспитание ребенка. Некоторые родители указали, что музыкальный руководитель, это «3 в одном» и затейник, концертмейстер, педагог.
Информационное направление
Для информирования семьи в области музыкального воспитания и просвещения использую следующие наглядные формы:
- музыкальный информационный стенд «Музыка и дети». Тематика материалов стенда разнообразна: «Из истории рождения праздника», «Встречи с музыкантами», «Композиторы – детям», «Музыка в жизни ребенка» и другие.
- буклеты («Музыканты в коротких штанишках», «Инструменты своими руками»), которые предлагаю родителям на консультациях или собраниях.
- тематические папки-передвижки в каждой группе, тематика их так же разнообразна
- тематические ширмы, с различными рекомендациями по проведению праздников дома, материалы для закрепления репертуара дома «Повторите с детьми дома».
Для оформления стендов, папок и ширм использую интернет-ресурсы. Яркие, красочные плакаты привлекают внимание родителей, повышают интерес к помещенной на них информации. Вот некоторые из них: «Музыкальный сад», «Про школу», «Все для детского сада», «МАААМ.ru», «Дошкольник» и другие.
Вот так нетрадиционно мы пригласили родителей на «Праздник осени»:
На праздничный утренник вас приглашаем,
С правилами поведения ознакомиться предлагаем:
Мы в музыкальном зале рады видеть всех!
Всегда звучат здесь песни, детский смех.
И чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать, и кричать,
Нехорошо артистов огорчать.
В день праздника вы постарайтесь раньше встать.
Чтоб на утренник в детсад не опоздать.
Чтоб Ваша дочка или ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник нам снимите.
А что же можно? Спросите вы нас!
Мы очень просим, дорогие, Вас
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.
А если уж пришлось вам опоздать,
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь,
Пройдите в зал и у дверей садитесь.
И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»
Ещё хотим, друзья вам предложить -
Свои таланты в зале проявить.
Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить, на сцене роль сыграть.
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами.
И знайте, ждем всегда мы встреч приятных с вами!
Консультативное направление
- проведение тематических консультаций. Каждый год в нашем учреждении проводится «День открытый дверей», в рамках данного мероприятия работают консультативные пункты, где все специалисты детского сада проводят консультации по тем или иным вопросам. В 2018-2019 году я консультировала родителей на тему «Охрана детского голоса», рассказала о том, какую музыку подбирать для слушания дома, в этом году планирую объяснить родителям «Правила поведения на праздничном утреннике».
- так же провожу индивидуальные консультации и рекомендации для родителей проблемных детей и по дальнейшему обучению одаренных детей музыке.
Для меня большая гордость то, что наши выпускники продолжают музыкальное образование. Так в 2017 году – 4 выпускника поступили и продолжают обучение в музыкальной школе по классу фортепиано, в 2018 году – двое, в 2019 – 2 девочки обучаются игре на фортепиано, а мальчик – поступил и учится по классу баяна, 8 детей – занимаются в танцевальных коллективах города.
Практико-ориентированное направление
- Второй год в детском саду работает «Школа молодых родителей», занятия «учеников» проходят один раз в квартал. Я, как музыкант-педагог, так же принимаю активное участие в работе данного сообщества. Провожу мастер-классы по изготовлению инструментов из природного и бросового материала, костюмов, шапочек для игр, атрибутов для подвижных игр, танцев.
- Участие родителей в организации и проведении культурно-досуговой деятельности дошкольников. Например, на празднике, посвященному «Дню пожилого человека» бабушки соревнуются с внуками в умении «Перематывать клубочки», или «Собирать овощи с грядки». Традиционно празднование «Дня 8 марта» в подготовительной группе проводим в форме «КВН», где дети и родители соревнуются в умении петь частушки, пеленать куколок, в игре на музыкальных инструментах, в чтении стихов и т.д. С какой гордостью дети наблюдают за выступлением мам, бабушек! На новогоднем празднике Дед Мороз обращается к родителям с поздравлением, и приглашает всех, и детей, и гостей, в хоровод «В лесу родилась елочка». В прошлом году провели совместный детско-родительский новогодний праздник в 1 младшей группе, где родители были не зрителями, наблюдающими за детьми, а непосредственно участниками праздничного действия. Естественно, прежде чем решиться на проведение такого мероприятия, нами была проведена большая предварительная работа. Это и консультирование на тему: «Новый год в детском саду», в родительские уголки поместили репертуар, используемый на утреннике (тексты песен, игр, танцев), провели практическое занятие по ознакомлению с репертуаром, напомнили о внешнем виде родителей (вторая обувь, прическа, праздничный наряд). Праздник «прошел на ура», малыши вместе с родителями танцевали, пели, водили хороводы, играли на музыкальных инструментах, играли в снежки с дедушкой Морозом, смотрели сказку «Колобок спешит на Новый год», получили от Деда Мороза новогодний подарок, а самое главное – массу позитива, радости и счастья.
Безусловно, родители – мои активные помощники. Я ощущаю их помощь и поддержку во всем, особенно при подготовке к проведению праздников и развлечений. В этом году родители подготовительной группы организовали пошив костюмов к постановке музыкально-театрализованного представления «Пых». Не обходится без их помощи и участие детского сада в городских конкурсах и фестивалях. Для участия в фестивале «Аленький цветочек» родители сшили костюмы для танцевального номера «Ангел летит». Так же оказывают помощь в оформлении музыкального зала к праздникам.
Родители наших воспитанников имеют представление о различных видах музыкальной деятельности, музыкальных кружках, реализуемых проектах и постепенно становятся непосредственными участниками музыкально-педагогического процесса. Вышеперечисленные направления, формы и методы работы очень плодотворны. Они приносят положительные результаты. У детей повышается интерес к музыкальным занятиям, улучшаются результаты диагностики музыкальных способностей, а родители становятся более компетентны в вопросах музыкального воспитания.
Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа дошкольного учреждения по взаимодействию с семьей — залог успешности ребенка, поэтому работу в данном направлении следует продолжать, используя разнообразные методы и формы.
Литература
- Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и др. «Дошкольные учреждения и семья» ЛИНКА-ПРЕСС, 2001
- Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» М «Просвещение», 1983
- О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников» М. «Академия» 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи в нравственном воспитании детей.
Материал представляет собой объединение наиболее эффективных методов и приёмов для работы с родителями в детском саду....
«Взаимодействие детского сада с семьей в физическом воспитании детей»
Вырастить ребенка здоровым - это желание каждого родителя и одна из ведущих задач стоящих перед детским садом. Семья и детский сад, те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоро...
«Формы взаимодействия детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережение детей дошкольного возраста».
Выступление на городском методическом оъединение....
Доклад «Формы взаимодействия детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста»
Выступление на ГМО...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Работа детского сада и семьи по правовому воспитанию детей дошкольного возраста"
Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Для того, чтобы работа с семьей по этому направлению была эффективней педагоги должны иметь достаточный уровень знаний и умений. В материале пр...
Совместная ответственность детского сада и семьи в процессе воспитания детей дошкольного возраста.
Аннотация: в этой статье авторы пишут о совместной работе детского сада и семьи, которая строится на следующих основных принципах, которые определяют содержание, организацию и методы этой работы: един...
Использование современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи в музыкальном воспитании дошкольников
Статья содержит материал по работе с родителями музыкального руководителя...