Методическая разработка "Какие бывают часы" для детей подготовительной группы
методическая разработка (подготовительная группа)
Данная методическая разработка поможет детям пон=готовительной группы расширить свои знания о часах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_kakie_byvayut_chasy.docx | 33.43 КБ |
prezentatsiya_kakie_byvayut_chasy.pdf | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 57 Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывно-образовательной деятельности по теме:
«Какие бывают часы»
В конспекте непрерывно-образовательной деятельности использованы:
личностно-ориентированные технологии, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии исследовательской деятельности
Выполнила:
Воспитатель
Селуянова О.С.
Санкт-Петербург
2021 г.
Тема: «Какие бывают часы».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Цель: расширить знания о часах
Задачи:
- Познакомить детей с разными видами часов и с историей их возникновения;
- Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени;
- Расширить кругозор, обогащать словарь детей.
Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
«Социально-коммуникативное развитие», задачи:
- Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками;
- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;
«Речевое развитие», задачи:
- Активизировать и расширять словарный запас детей;
- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь;
- Развивать грамматический строй речи .
«Физическое развитие», задачи:
- Восстанавливать работоспособность детей;
- Переключать внимание с одной деятельности на другую;
- Снимать напряжения с мышц, вызванное неподвижным состоянием;
- Развивать координацию.
Материалы и оборудование:
- Презентация «Какие бывают часы»;
- Песочные часы;
- Макет часов с движущимися стрелками.
Ход познавательной беседы:
1. Организационная часть.
- Ребята, отгадайте загадку:
Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
- Что это, ребята? (часы)
- Правильно! А давайте поговорим какие бывают часы?
2. Основная часть.
– Ребята, давайте подумаем - зачем нам часы? А если бы часов у нас не было? Что было бы тогда? (Ответы детей)
- Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, — это солнечные. (Слайд №2 «солнечные часы»)
Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.
Я у солнышка спросила - Но потом я догадалась!
Сколько времени сейчас? Палочку воткнула в грунт,
Солнце палку осветило, Круг вокруг нарисовала,
Показало?! Вот те раз? Числа, цифорки - все тут!
Тень от палочки мгновенно
Показала мне тот час!
Только помнить нужно - север
На двенадцати у нас!
Солнечные часы были разных конструкций:
• Горизонтальные (расположены прямо на земле, их можно построить на песке, да и вообще на любой горизонтальной поверхности);
• Вертикальные (расположены на вертикальной поверхности.) Чаще всего их устанавливали на стенах башен, высоких зданий и сооружений.
(Слайд №3 «солнечные часы вертикальные»)
- Ребята, скажите, а такие часы можно взять с собой? (ответы детей)
- Можно! Народные умельцы тут же среагировали и придумали уменьшенную копию солнечных часов – наручные миниатюрные модели. У путешественников и монахов были специальные посохи с отметками, и, поставив их под определенным углом к Солнцу, они могли определить время. (Слайд №4 «солнечные часы наручные миниатюрные»)
- Самый большой минус солнечных часов – работать-то они могут лишь в солнечную ясную погоду! И люди стали думать и гадать, что же делать, как изобрести прибор для измерения времени.
- И придумали водяные часы и песочные часы.
- Может быть, кто-нибудь из вас видел песочные часы? (ответы детей)
- Песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определенный отрезок времени.
Они представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута. (Слайд №5 «песочные часы»)
*****
Люблю часы песочные.
Пускай они неточные,
Но радуют приятно взгляд,
И время может течь назад!
- Песочные вы уже видели, даже у кого-то они есть.
- А водяные часы – это что такое? (ответы детей)
- И те и другие считаются древнейшими изобретениями человека для более точного определения времени. Воду наливали в высокий узкий сосуд с отверстием около дна. Особые люди, приставленные к часам, на восходе солнца наполняли сосуд водой. Когда вся вода выливалась, они громкими криками извещали об этом жителей города и снова наполняли сосуд. Так они поступали несколько раз в день. И чем меньше был сосуд, тем точнее можно было определить время. Этими изобретениями древние люди пользовались тысячелетиями. (Слайд №6 «водяные часы»)
- Прошли столетия, и людей перестали удовлетворять водяные часы. Почему, спросите вы? Да потому, что все же погрешность в измерении времени была, и нарастала с каждым годом ее использования. Водяные часы попросту «врали». Людям нужны были новые приборы для измерения времени.
Но всегда появится изобретатель, который что-то новенькое да придумает.
Так были придуманы:
• огненные часы (Слайд №7 «огненные часы»)
- На Древнем Востоке, а именно в Китае, три тысячи лет назад появились огневые, или огненные часы. Китайцы придумали до удивления простую конструкцию: брали длинную плошку с бортиками, клали в нее свечу, на бортиках делали равномерные надрезы, обозначающие промежуток времени, через надрезы натягивали нитки, на краях которых были шарики (обычно металлические или из слоновой кости). Зажигали свечу, свеча потихоньку сгорала, нитка плавилась, разрывалась, шарик падал на металлическую тарелочку под плошкой, издавал бой, тем самым сигнализируя, что прошло какое-то время. И так до тех пор, пока свеча не сгорит. Потом свечу меняли. И так до бесконечности.
- Тогда люди стали выдумывать свечи разного состава, с разными фитилями, чтобы свеча горела как можно дольше, ведь воск очень быстро плавится.
Так появились фитильные часы. (Слайд №8 «фитильные часы»)
- Очень интересная конструкция: изготавливали фитиль (делали его из материалов, которые долго горят или тлеют, например, из смеси опилок с дёгтем), закручивали его спиралью в виде конуса, к каждому витку спирали привязывали нитку со знакомым нам шариком, подвешивали спираль на штырь или крючок (как будто фонарь), под спиралью была металлическая подставка. Поджигали фитиль, он тлел, нитка обрывалась, падала на металлическую подставку, издавала звук.
- Как вы думаете, удобно? Довольно-таки удобно.
• масляные часы (это глиняная чаша с фитильком, наполненная маслом). (Слайд №9 «масляные часы»)
Это жидкие часы. Люди поджигали фитиль, он горел, масло испарялось. На боку глиняной чаши были нанесены цифры. Люди смотрели, какой был
уровень масла, столько значит и времени.
- Все огневые и масляные часы были ненадежны. Они были зависимы от ветра. Почему? (ответы детей)
- Правильно, если дул сильный ветер (например, сквозняк), они гасли. Нужно было постоянно наблюдать за свечой или фитилем. Кроме того, они «врали» - если в помещении свежий сухой воздух, свеча горела ярко, пламя играло, часы быстро «сгорали», а если было сыро или недостаточно кислорода, то соответственно свеча еле-еле тлела.
- Вот видите ребята, какими изобретательными были древние люди!
- А теперь давайте с вами встанем и немножко подвигаемся. (Физминутка «Кот Антипка»)
Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.)
Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх — вдох.)
В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)
В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)
В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)
В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)
В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)
В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)
В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)
В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.)
Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)
- Ребята, а давайте еще посмотрим - какие бывают часы.
- Умельцы придумали знакомые нам механические часы.
(Слайд №10 «механические часы»)
- Как вы думаете, для чего были придуманы механические часы? Ведь и так столько часов люди уже изобрели, (ответы детей).
- Правильно! Во все времена людям хотелось точности. Да и чтобы эти самые часы не зависели от сторонних сил – от Солнца, от огня, от масла или свечи.
- Почему механические? Да потому, что они состояли из бесчисленного количества гаечек, болтиков, винтиков, пружинок, зубчатых колесиков, маятника, цепей и прочее.
- Механические часы дорабатывали в течение пяти веков, пока они дошли до нас в таком виде, в каком мы привыкли их видеть. К ним добавили и спиральки, и циферблат, и кукушку, и бой. А некоторые часы показывали целое представление, когда отбивали какой-то час. (Слайд №11 «механические часы башенные»)
- Люди для удобства придумали и маленькие карманные механические часы, чтобы можно было брать их с собой повсюду. (Слайд №12 «механические часы карманные»)
- Потом, находчивые мастера, прикрепили к ним кожаные ремешки. Так появились наручные часы, позволявшие моментально видеть, сколько сейчас времени. (Слайд №13 «механические наручные часы»)
- Кроме механических, не так давно (в начале прошлого века), люди изобрели электрические и электронные часы.
(Слайд №14 «электрические и электронные часы»)
- Они были очень точные и самые надежные.
- Электронные часы стали обязательным элементом таких устройств как телевизор, видеомагнитофон, компьютер, сотовый телефон и прочее, и прочее.
- Но во время открытия атомной энергии люди изобрели наиточнейшие, очень надежные часы – атомные. (Слайд №15 «атомные часы»)
- Они работают на атомной энергии вместо батареек или электричества.
- Ребята, я вам рассказала про часы, которые придумал человек. Но, оказывается, и природа создала свои часы.
- Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми?
(Слайд №16 живые часы Петух)
В старину в деревне такими живыми часами был, конечно, Петя-петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз — примерно в четыре часа утра.
Послушайте об этом стихотворение "Петушок".
Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку,
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы!
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил нас петушок.
Распушил он хвост блестящий,
И расправил гребешок.
- А слышали ли вы о цветочных часах? (Слайд №17луговые часы)
Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.
У реки — зеленый луг,
Одуванчики вокруг.
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"
Одуванчики — это часы луговые. А вот кувшинки — часы речные.
(Слайд №18 речные часы)
Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.
3. Заключительная часть.
- Ребята, какие вы молодцы! Вы вспомнили, какие часы вы знаете, где мы видим их каждый день. Узнали много нового и интересного о том, какие часы были раньше, какие часы мы можем встретить в природе. Теперь вы знаете, что часы – это очень важный прибор, и обращаться с ним нужно очень бережно.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка досуга для детей подготовительной группы "Сказка за сказкой" по А.С. Пушкину
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста можно использовать, как итоговое мероприятие к проекту о А.С. Пушкине....
Методическая разработка «Беседа для детей подготовительной группы о празднике «День Победы»»
Методическая разработка «Беседа для детей подготовительной группы о празднике «День Победы»» Задачи: познакомить детей с историей праздника, как начиналась война, что пришлось пережить...
Методическая разработка - презентация для детей подготовительной группы на тему: "Космос"
Презентация "Путешествие в космос"...
Методическая разработка занятия для детей подготовительной группы "Времена года.Весна."
Презентация может быть использована для закрепления представлений о временах года, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о особенностях природы весной....
Методическая разработка Проект для детей подготовительной группы «Каменная сказка»
Камни издревле наделялисьлюдьми магическими свойствами....
Методическая разработка:НОД для детей подготовительной группы «Право на образование»
Методическая разработка:НОД для детей подготовительной группы «Право на образование» Цель: познакомить детей с правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению учени...
Методическая разработка занятия для детей подготовительной группы по теме "Путешествие по планетам Солнечной системы"
Методическая разработка занятия для детей подготовительной группы по теме "Путешествие по планетам Солнечной системы"Цель: формирование у детей представлений о космосе, Солнечной систем...