Беседа с детьми разновозрастной группы: «Правда и ложь»
план-конспект занятия
Цель:
объяснить детям, чем фантазия отличается ото лжи; чем фантазия отличается от правды; почему лгать плохо.
Задачи:
выяснить, к чему фантазия ближе - к правде или ко лжи; рассмотреть виды лжи, причины возникновения желания лгать.
Воспитатель: - Ребята, предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.
- Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить и конечно улыбнёмся друг другу.
Определение темы.
Воспитатель: - Начинаем наш разговор со сказки:
За высокими горами, за зелёными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй.
Ложь – хитрой, изворотливой. Народ правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесёт».
Честный человек её не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст, да и заснёт. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа. Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и Правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай, себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон.
С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живёт она с нами и ни кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет от неё избавиться.
- О чём мы будем говорить?
- Тема нашего разговора «Правда и ложь»
(Обсуждение определений «правда» и «ложь»)
- Попробуем дать определение этим понятиям.
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою, правда, рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить.
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
Раскрытие темы.
- Обсудите и выберите из списка к каждому слову, близкие по значению слова, синонимы.
правда ложь
истина неправда
действительность обман
откровенность враньё
- Что у вас получилось.
- Что такое правда? Ложь?
- В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:
Правда – это то, что соответствует действительности, истина.
Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.
Игра « Правда или ложь»
Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».
На березе растут шишки.
Волк может сидеть на дереве.
Зимой идет снег.
Иглы ели - видоизмененные листья.
Если у рыбы хорошее настроение, она поет.
Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.
Если дому становиться скучно, он идет гулять.
ЖИ, ШИ пиши с буквой И.
ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.
Вчера был четверг.
Наша земля плоская.
Писатели пишут книги.
Петух играет на рояле.
На елке растут яблоки.
Воспитатель: - А Фантазия? Это правда или ложь?
Воспитатель предлагает детям взять листок, на котором написано слово «фантазия». Дети должны подумать, к чему это слово ближе - к правде или ко лжи.
Вопросы для беседы:
-Чем фантазия отличается от правды?
-Чем фантазия отличается ото лжи?
-Некоторые люди путают фантазию и ложь
-В чем отличие фантазии ото лжи?
-Кто людям более приятен: фантазер или лжец, и почему?
-Нужно ли учиться лгать?
-Нужно ли учиться фантазировать?
Воспитатель: - Всегда ли нужно говорить правду в глаза? Как вы понимаете утверждение: «Самый опасный человек - лжец»?
Как вы считаете, хорошо, или плохо фантазировать всю жизнь?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Способность фантазировать сохраняют на всю жизнь далеко не все люди. Многие так заняты собственными проблемами и неурядицами, что на такую вещь, как фантазия, у них просто нет времени. А люди, которым удалось сохранить способность фантазировать, обычно занимаются творческими профессиями: художники, музыканты, писатели. Их работа - создавать фантазийные иллюзии, и многие занимаются своим любимым делом всю жизнь.
-Каждый из вас слышал и от родителей, от воспитателей, от учителей, что лгать плохо.
Но объясняли ли они вам, почему это делать нехорошо? Пытались ли с вами разобраться, почему люди начинают лгать?
(Ситуации из школьной жизни.)
Воспитатель: - Поговорим о ситуациях из школьной жизни.
Как вы поступаете, если:
- получили двойку;
- потеряли сменную обувь;
- опоздали на урок;
- гуляли, не успели вовремя убрать в комнате?
- разбили красивую вазу?
Воспитатель: - А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?
- Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?
(Работа с пословицами)
Воспитатель: - О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы с ними уже знакомы.
- Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.
Красива ложь, да от правды не уйдёшь.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Воспитатель: - Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.
- А вы знаете пословицы о правде и лжи?
Подведение итога
Воспитатель: - Теперь вы знаете, что ложь бывает разной, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.
Итог.
(Составление правил честного поведения. )
- Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения.
1) Сказал – сделай.
2) Не уверен – не обещай.
3) Ошибся – признайся.
4) Говори только то, что думаешь.
5) Не можешь сказать правду – объясни почему.
6) Поступай только честно.
Воспитатель: - Если вы будете соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою, правда, рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а будем, лишь
Правду говорить!
Воспитатель:предлагает детям рассказать свои истории с ложью (выслушивают,разбирают с детьми)
Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов!
На прогулке чтение
Сказка про Лягушонка Васю — терапевтическая сказка. Сказкотерапия для детей
Жил-был маленький зелёный лягушонок Вася, который всегда обманывал маму с папой. Они жили вкрасивом болоте, где было много мошек и комаров. Лягушонок смамой и папой прыгали с кочки на кочку и ловили их. Вася частокричал: «Ква-ква! Мама! Папа! Я застрял, спасите меня!» Имама с папой бросали свою лягушачью работу и бежали к Васе, а онсмеялся громко-громко: «Ква-ква! Я вас обманул!» Итак повторялось изо дня в день.
Однажды лягушонок прыгал,как обычно, с кочки на кочку и зацепился лапкой за веточку. Он сталзвать маму с папой на помощь, но мама с папой подумали, что Васяопять их обманывает и не пошли к нему.
До вечера просиделлягушонок на кочке. И как только он ни квакал, как только ни звал,никто к нему не пришёл.
Еле-еле он высвободил лапкуи прискакал домой, когда было уже совсем темно. Вася понял, чтонельзя обманывать взрослых, и попросил у мамы и папы прощения. Апотом он лег спать и уснул счастливым лягушачьим сном. Теперь он былуверен, что если ему нужна будет помощь, мама и папа всегда придут ипомогут.
Автор: Людмила Цвирко
В сон час
КАК ЮЛЯ НАУЧИЛАСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВДУ
Ирина Маниченко
Жила-была девочка Юля. Всем она была хороша, да вот только иногда обманывала маму, папу и ребят во дворе. И вот однажды пошла Юля в лес с подружками погулять. В лесу подружки разбрелись в разные стороны: кто грибы искал, кто ягоды собирал, а кто просто лесом любовался. Осталась Юля одна. Увидела ягодку-землянику, побежала за ней и случайно сломала сосновую веточку. Вдруг откуда ни возьмись - старичок-лесовичок. Спрашивает он Юлю: «Это ты, девочка, ветку сломала?» А Юля ему отвечает: «Что ты, дедушка, не я! Это ветер подул и сломал ветку. А я не ломала». Не понравилось старичку, что Юля его обманула, и решил он сделать так, чтобы она больше никого не обманывала. - Угости меня, девочка, ягодками, которые ты насобирала, а я тебе взамен волшебную палочку подарю. Она исполняет любые желания, но только после того, как человек правду скажет. Но помни, - сказал старичок, - если ты хоть раз обманешь, палочка исчезнет! Девочка залюбовалась палочкой и не заметила, как старичок исчез. Она, радостная, побежала домой. Дома мама спрашивает Юлю: «Т ы где была?» Юля только хотела обмануть по привычке, как вспомнила про палочку и сказала маме: «Я была с подружками в лесу, ягоды собирала». Потом она побежала к себе в комнату и попросила у па лочки большую куклу. Кукла тут же появилась. Юля была в восторге. «Оказывается, говорить правду совсем не страшно, а наоборот, ещё и очень приятно», - подумала Юля и побежала во двор к ребятам. Ей не терпелось ещё кому-нибудь сказать правду. С этого дня Юля стала говорить всем только правду, а палочка исполняла все её желания. Юля даже уже не знала, что бы ещё себе попросить. Тогда она решила помогат ь с помощью палочки другим людям. Сначала она исполня ла желания мамы с папой, помогала им. Потом исполнила желания у ребят во дворе. А затем решила помогат ь всем, кому нужна была помощь. С тех пор Юля подросла. У неё появилось много добрых хороших друзей. Юля поняла, что многое может делать сама, без палочки. Тогда она решила подарить её соседскому мальчику: «Пусть и он научится говорить правду!»
ДВОРЕЦ ВРУЛЕЙ
Михаил Андрианов
Иногда случается так, что человек, немножко соврав, с большим трудом может остановиться. Тогда приходится обманывать все больше и больше, аж до самого конца. А ещё бывает, что человек завирается так сильно, что его вранье начинает ему казаться правдой. Вот тут-то бессовестного лжеца и подстерегает главная опасность: в любой момент он может незаметно для себя очутиться во дворце врулей. 82 В этом необычном призрачном дворце все обманы и враки начинают сбываться. Но, очутившись раз в этом дворце, выбраться из него не так просто. Не найдет человек выхода из бесчисленных комнат, пока не станет честным и не сделает все свои обманы правдой. Впрочем, некоторым, кому нравится обманывать, эту историю можно и не слушать. Ведь они сами могут попасть во дворец и все увидеть своими глазами. Ну, а если комуто из вас врать не нравится и попадать в эту страну не хочется, то приготовьтесь слушать об удивительных приключениях девочки Лизы. Лиза была, в общем-то, неплохой девочкой, но иногда, если ей очень было нужно, она могла запросто соврать. А если уж она начинала кого-нибудь обманыват ь, то остановиться не могла. Как-то раз, выйдя во двор, Лиза увидела у Маши большую новую куклу. Она была в красивом платьице, умела ходит ь за ручку и говорить слово «мама». Увидев такую куклу, Лизе вдруг захотелось соврать, и она заявила Маше, что у неё тоже дома есть точно такая же кукла. Только она намного больше и лучше, потому что может не только говорить и ходить, но и громко плакать. Не поверила Маша словам Лизы и стала расспрашивать о кукле: какая у неё одежда, когда и кто её купил, где она сейчас лежит и можно ли на эту куклу взглянуть. И тут пришлось Лизе все больше и больше завираться. А когда она совсем завралась, то перед её глазами стали появляться разноцветные большие круги и пятна. Они становились все больше, и вскоре Лиза перестала видеть и слышать. Очну лась она в незнакомой комнате рядом с огромной куклой. - Вот это да, - воскликнула Лиза. - Ну, прямо точь-в-точь такая, о какой я Маше наврала. Не успела Лиза обрадоваться, как вдруг кукла стала очень громко плакать. Сначала Лиза закрыла свои уши, а потом решила убежать из комнаты. Она толкнула дверь, но та оказалась запертой. И зачем это я врала, что у меня такая огромная кукла есть, - подумала Лиза. - Что мне теперь делать с ней - такая тяжелая, что даже поиграть с ней нельзя. И тут Лиза искренне подумала: Вот увижу Машу, обязательно признаюсь, что про свою большую куклу я ей соврала. Только Лиза об этом подумала, как кукла стала превращаться в облачко, а потом и вовсе исчезла. Дверь из комнаты сама отворилась, и Лиза, осторожно озираясь по сторонам, прошла в большой безлюдный зал с колоннами. Как только Лиза дошла до середины зала, вдруг неожиданно стало темнеть. Лизе сделалось страшновато, потому что на потолке появились какие-то тени, очень похожие на привидения. И тут вспомнила Лиза, как вчера она, хвасталась ребятам в школе, что совсем не боится темноты и что даже темные подвалы с привидениями её не испугают. А в зале тем временем становилось все темнее и страшнее. Вспомнила Лиза, как кукла исчезла сразу после того, как она решила рассказать Маше правду и сознаться в своем вранье, и тут же решила обмануть темноту: - Вот встречу ребят, - громко сказала она на весь зал, -обязательно скажу им всю правду о том, что я очень боюсь темноты и привидений. Но темнота как будто не услышала её хитрости. В зале с каждой минутой все больше и больше темнело, а одна тень на стене стала даже похожа на зубастое чудовище. 83 - Что же мне делать, - думала испуганная Лиза, - Как мне избавиться от придуманных мною врак? Может, мне надо исправиться и перестать бояться темноты. Вдруг вра ки, став правдой, исчезнут. Надо мне сделать так, как будто я никого не обманывала и не боюсь темноты и привидений. Так Лиза и поступила. Она заставила себя не бояться темноты и принялась ходить по залу, заглядывать в темные углы и дотрагиваться до теней на стенах. Она угадала. Как только её вранье перестало быть враньем и превратилось в правду, темнота сразу же пропала, и в зале снова стало светло. Лизе сильно захотелось домой, она огляделась вокруг и увидела ещё одну дверь. - Может быть, через эту дверь можно выйти из этого противного дворца, наполненного моими враками, - подумала она. Но это был не выход. В следующей комнате стоял стол с кастрюлей, тарелкой и ложкой. Заглянула Лиза в кастрюлю, а там самая обыкновенная гречневая каша, которую Лиза терпеть не могла. Каждый раз, когда мама давала ей эту кашу, Лиза незаметно несколько ложек выкидывала в мойку и смывала водой. Маму она при этом каждый раз обманывала, притворяясь, что съела всю кашу и очень наелась. Теперь же вся эта выкинутая каша, про которую она врала, стояла на столе и ждала её. Испугалась Лиза, что кастрюля сейчас к её рукам прилипнет, быстро руки от кастрюли отдернула и бегом к следующей двери, хотела открыт ь эту дверь, а она заперта. Поняла Лиза, что схитрить ей опять не удастся. Пока всю кашу не съешь, двери ни за что не откроются. Даже заплакать ей захотелось. Но плачь - не плачь, а кашу ей все же пришлось съесть до последней ложки, чтобы её вранье правдой стало и исчезло. Много комнат ещё пришлось пройти Лизе, и каждый раз приходилось ей исправлять свои давние обманы. А когда все её враки закончились, она открыла последнюю дверь, и перед глазами опять поплыли цветные круги и пятна. Оч нувшись, Лиза увидела, что она стоит во дворе, на том же месте, где и стояла, а Маша ей вопрос следующий задает про куклу. Оказалось, что все её долгие приключения во дворце врулей на самом деле были только одним мгновением, и Маша даже совсем не заметила отсутствия Лизы. И тут Лиза вспомнила то, что пообещала сделать, когда была во дворце врулей. Потупив от стыда глаза, она честно призналась: - Маша, у меня нет на самом деле никакой большой куклы. Я просто тебя обманула, потому что хотела поиграть с твоей куклой. - На, играй, мне не жаль, - сказала Маша и протянула Лизе свою куклу. Так закончилась эта история. Лиза и теперь помнит про дворец врулей и знает, что надо делать, чтобы там не оказаться опять. А всем врунам и лгунам она советует стараться быть честными. Ведь тогда, случись что, комнат с их враками в этом дворце окажется совсем мало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа для родителей разновозрастной группы № 1 МБДОУ Д/С № 14 «Чайка» Тема: «Проблемы родителей во время адаптации». Провела воспитатель Козырева В. Н.
Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать малыша в детский сад. Что ждет кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто б...
Конспект беседы с детьми разновозрастной группы с использованием ИКТ "Витамины"
Конспект беседы с детьми дошкольного возраста "Витамины" с использованием ИКТ...
Тематическая беседа с детьми "Тематическая беседа с детьми старшей группы «Юные герои. Освобождение города Ростов-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков 14 февраля 1943 года»
Конспект беседы с детьми старшей группы о жизни города в военное время. Рассказ о юном герое Вите Черевичкине....
конспект беседы с детьми разновозрастной группы на тему "Овощи и фрукты-полезные продукты"
расширение представлений детей о полезных продуктах-овощах и фруктах для здоровья....
Тематическая беседа с детьми разновозрастной группы, посвященная Дню памяти и скорби
Тематическая беседа с детьми разновозрастной группы, посвященная Дню памяти и скорби...
Конспект беседы с детьми разновозрастной группы на тему " Наша дружная семья".
Формирование у детей представлений о семье как о людях, живущих вместе, любящих друг друга, заботящихся друг о друге....
Беседа с детьми разновозрастной группы «Знай и соблюдай правила дорожного движения»
Расширять знания детей о названиях улиц родного города. Расширять представления детей о правилах поведения на улице, уточнить назначение «островка безопасности». Закрепить умение...