Воспитание целеустремленности у дошкольников
статья

Мальцева Алла Михайловна

Ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_tseleustremlennosti_u_doshkolnikov.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Целеустремленность как нравственно- волевое качество личности старших дошкольников.

Темп и содержание развития ребенка до 7 лет его жизни столь стремительны и разнообразны, что для того, чтобы проследить это развитие и создать адекватные этому условия, действительно, нужно выделить определенные этапы и их границы. Такая детализация рассмотрения и изучения возрастных изменений будет благоприятна для становления личности, так как позволит не пропустить существенные новообразования. Но хотя каждый ребенок и развивается по «собственной программе», есть общие закономерности, которым это развитие подчинено: то, что может ребенок в 3 года, недоступно для младенца, то, что не составляет труда в 5 лет, невыполнимо в 3 года и т.д. Необходимость ориентироваться в этих закономерностях и как-то их упорядочить по отношению к развитию привела к возникновению возрастной  периодизации. Весь период жизни человека состоит из смысловых отрезков, внутри и осуществляется накопление, вызывающее новообразование и качественный переход на очередной этап.

В науке разработано несколько разных подходов к возрастной периодизации.  В каждом из них сделана попытка выделить какое-то единое основание, позволяющее проследить динамику развития человека и определенные, более или менее законченные этапы. Например. П.П. Блонский в основу  периодизации детства положил периоды смены зубов. Он утверждал, что дентиции- появление и смена зубов- не только характеризуют физический рост и укрепление организма, но непосредственно связаны с умственным развитием человека, с процессом его социализации.

Наиболее основательным и отсюда правомерным можно считать подход, предложенный Л. С. Выготским: «…только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастами». Как известно. Л.С. Выготский разработал теорию стабильного возраста и кризисов в развитии, на основании которых и выстраивается возрастная периодизация: новорожденность, младенчество, ранний возраст.

Д.Б. Эльконин связывал возрастную периодизацию со сменой ведущего вида детской деятельности. Его теория не противоречит теории Выготского, более того, она опирается на нее и дополняет. Появление деятельности связанно с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяются друг друга, обеспечивая полноценность развития.

Д.Б.Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.

Основной. или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. При  этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

Основные новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее «взрыву» - кризису.

Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная  форма – это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей.

Дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме , как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.)

Ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Как же осуществляется эта связь?  Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность ,которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в уже смоделированные отношения и действовать этой модели,- это сюжетно- ролевая игра.

Игра –ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра относится к символико- моделирующему типу деятельности, в котором операционально- техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д. Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста

Презентация раскрывает методы и приемы воспитания целеустремленности у дошкольников....

Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших волевых качеств, формированию которого придается большое значение в общем процессе воспитания детей дошкольного возраста, является целеустремленность....

Воспитание целеустремленности у дошкольников подготовительной группы

Начав работу по воспитанию у детей целеустремленности в старшей группе, педагог вместе с воспитанниками подготовительной группы переходит ко второму этапу – “детская целеустремленность”....

Воспитание целеустремленности у дошкольников подготовительной группы

Воспитание целустремленности, как и воспитание в целом, должно проходить при активном участии членов семьи дошкольника. Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей имеет особое значение для сопровождения...

Воспитание целеустремленности у дошкольников

Ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь р...

Консультация для педагогов «Воспитание целеустремленности у дошкольников подготовительной к школе группе»

Основная цель данного этапа – передать ребенку опыт успешного целеполагания в ближайшем будущем. Важно, чтобы этот опыт был осознан и позитивно прочувствован....

Консультация для педагогов «Воспитание целеустремленности у дошкольников подготовительной к школе группе»

Начав работу по воспитанию у детей целеустремленности в старшей группе, педагог вместе с воспитанниками подготовительной группы переходит ко второму этапу – “детская целеустремленность&rdq...