Консультация для педагогов «Воспитание целеустремленности у дошкольников подготовительной к школе группе»
материал по психологии

Ерова Екатерина Сергеевна

Начав работу по воспитанию у детей целеустремленности в старшей группе, педагог вместе с воспитанниками подготовительной группы переходит ко второму этапу – “детская целеустремленность”.

Основная цель данного этапа – передать ребенку опыт успешного целеполагания в ближайшем будущем. Важно, чтобы этот опыт был осознан и позитивно прочувствован. Если на предыдущем этапе “фундамент целеустремленности” работа педагога предусматривала осознание и прочувствование ребенком его прошлого опыта, то на этапе “детская целеустремленность” проводится работа по обеспечению и сопровождению его будущего опыта. Еще одно существенное различие между этапами воспитания целеустремленности состоит в том, что работа взрослого связана с помощью дошкольнику не только в осознании средств и путей достижения цели, но и в постановке конкретной цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей № 11 г.о. Химки                

Консультация для педагогов

«Воспитание целеустремленности у дошкольников подготовительной к школе группе»

Подготовил:

педагог-психолог

Ерова Е.С.

г.о. Химки

Начав работу по воспитанию у детей целеустремленности в старшей группе, педагог вместе с воспитанниками подготовительной группы переходит ко второму этапу – “детская целеустремленность”.

Основная цель данного этапа – передать ребенку опыт успешного целеполагания в ближайшем будущем. Важно, чтобы этот опыт был осознан и позитивно прочувствован. Если на предыдущем этапе “фундамент целеустремленности” работа педагога предусматривала осознание и прочувствование ребенком его прошлого опыта, то на этапе “детская целеустремленность” проводится работа по обеспечению и сопровождению его будущего опыта. Еще одно существенное различие между этапами воспитания целеустремленности состоит в том, что работа взрослого связана с помощью дошкольнику не только в осознании средств и путей достижения цели, но и в постановке конкретной цели.

 Вместе с тем второй этап – естественное продолжение первого, он основывается на полученном ребенком опыте, используются уже задействованные механизмы. Основной вид работы с детьми на данном этапе – индивидуальные беседы, которые завершаются групповым обсуждением. Содержание бесед сводится преимущественно к разговору о близкой цели ребенка и способах ее достижения. Чем руководствоваться во время такой беседы? Какие важные психологические механизмы следует задействовать? Для того чтобы ребенок приобрел опыт успешного и реалистического целеполагания и целедостижения, необходимо начать с помощи ему в осознании и постановке цели на ближайшее время (от нескольких дней до месяца). Следует работать с ближними, а не дальними целями, потому что именно они сильнее мотивируют. Для воспитания целеустремленности важно, чтобы ребенок получил опыт “поставил цель – достиг”. Подобный подход, конечно, не означает, что у дошкольника не может быть желаний, связанных с долгосрочной целью (например, стать в будущем военным). Если мы хотим дать ребенку опыт реалистического целеполагания и целедостижения, то в случае, если его цель – стать военным, педагогу следует спросить: “А чему бы ты хотел научиться в ближайшее время, чтобы в будущем это помогло тебе стать военным?”. Ребенок может ответить на этот вопрос сам или педагог поможет ему: “Может быть, научиться отжиматься или поднимать детские гантели”. В ходе работы с детьми подготовительной группы необходимо активизировать в словаре слово “цель” – то, что ребенок хочет достичь. Так, беседуя, можно спросить, например: “Что бы ты хотел научиться делать в ближайшее время?”. Когда ребенок ответит “поднимать детские гантели”, педагог поможет сформулировать цель: “Итак, твоя цель – научиться поднимать детские гантели”. Когда ребенок что-то делает, следует периодически задавать вопросы типа: “Какая у тебя цель? Чего ты хочешь достичь, что сделать?”.Психологические исследования показали, что деятельность более точно и активно регулируется, если цель формулируется конкретно, а не общими словами. Чем более конкретный образ желаемого сформируется у ребенка, тем понятнее ему будет “куда он идет” и к чему стремится. Поэтому, если дошкольник сказал, что хочет научиться поднимать гантели, необходимо задать ему вопросы, которые помогут ребенку представить свое желание более конкретно, например: “Сколько раз ты хочешь поднимать гантели?”, “Как поднимать: от плеча вверх или снизу вверх?”. Другими словами, педагог вопросами помогает дошкольнику представить конкретную цель. В этом и заключается искусство взрослого – задать нужный вопрос.

Важно, чтобы ребенок выбирал трудные, но достижимые цели, поскольку достижение трудного, высокого результата позволяет радоваться и гордиться собой, а легко достижимые цели не дают такого всплеска позитивных эмоций. Вместе с тем цель должна быть достижима для конкретного ребенка (исходя из его возможностей и особенностей), иначе ситуация станет для него непосильным испытанием, стрессом.

Задача взрослого – зная возможности конкретного ребенка, помочь ему принять трудную, но достижимую цель. Это тоже можно сделать в процессе диалога с дошкольником, например: “Если сейчас мальчик Ваня поднимает гантели 7 раз, то насколько достижимо его желание научиться поднимать их 15 раз? Может быть, 12 достаточно?”.

Деятельность по достижению цели будет более организованной, если ребенок осознает, к какому времени он хочет достичь цели. Конечно, представления дошкольника о времени еще недостаточны, поэтому разговор о нем – искусство взрослого: можно воспользоваться известным ориентиром, например, к лету, к приезду брата. При этом можно высказать собственное мнение, например: “Я думаю, тебе потребуется целых четыре недели”. Итак, можно спросить ребенка: “А за какое время (за сколько дней или недель) ты хочешь достичь своей цели – научиться поднимать гантели 12 раз?”. Также в диалоге можно откорректировать представления ребенка отребуемом времени (больше – меньше). Цель больше вдохновляет, если она важна и значима, поэтому нужно обязательно порадоваться за ребенка и похвалить его за желание учиться и чего-либо достичь. Теперь, когда цель представлена и сформулирована дошкольником, следует помочь ему осознать шаги (этапы) и средства (способы) ее достижения. Другими словами, от обсуждения вопроса “Чего я хочу достичь?” мы переходим к вопросу “Как этого достичь?”. Педагог может задать следующий вопрос: “А что нужно сделать, чтобы достичь желаемого, т. е. своей цели?”.

Известный психолог Альберт Бандура (автор теории самоэффективности личности) показал, что важнейший путь приобретения человеком самоэффективности – это его умение выстроить свое поведение по достижению цели. Другими словами - важен план, видение шагов и средств достижения цели. Затем дошкольника можно спросить: “А что ты собираешься делать, чтобы к лету научиться поднимать гантели 12 раз?”. И если он скажет, что нужно заниматься каждый день, можно уточнить, в какое время (утром, вечером), как заниматься, как долго? Тем самым ребенку станет более ясен план достижения цели. Также важно спросить ребенка, нужна ли ему помощь педагога или он собирается обратиться за ней к кому-либо еще. Тем самым взрослый показывает дошкольнику, что он не один, другие люди готовы и желают помочь, поддержать, подсказать. Иногда ребенок думает, что помощь не нужна. Тогда можно задать наводящий вопрос: “Может быть, тебе интересно узнать у папы (тренера) о других упражнениях с гантелями, о том, как нужно дышать, когда занимаешься, как лучше организовать тренировки?”. Тем самым педагог обратит внимание ребенка на нюансы, о которых он не догадывался, и активизирует его взаимодействие с взрослыми, а возможно, и с другими детьми. Важно вдохновить ребенка на работу по достижению цели. Педагогу следует интересоваться его продвижением, успехами. Обязательно радоваться и хвалить дошкольника на каждом этапе продвижения к цели. Например: “Молодец, ты уже научился поднимать гантели 10 раз”. Но бывает, что ребенок сталкивается с неудачей, у него что-то не получается. В таких случаях взрослому следует связывать неудачу только с недостаточностью усилий самого ребенка. Например: “Ты еще мало тренировался”. Нельзя объяснять неудачу нехваткой способностей, внешними факторами или невезением.

Можно подумать и о реалистичности цели или времени ее достижения. В нашем примере возможные варианты: “поднимать гантели 10 раз” или “12 раз к концу лета”. В дальнейшем ребенок будет считать самого себя источником своих достижений или неудач, научится полагаться только на себя, выстраивать свое поведение так, чтобы оно вело к достижению целей, и добьется большего успеха в жизни. В ходе работы по воспитанию целеустремленности необходимо использовать пословицы и поговорки об упорстве и терпении.

Вместе с воспитанниками педагог может сделать альбом с иллюстрациями пословиц или предложить им оформить его дома с родителями. Не менее важно напоминать ребенку о его прошлых достижениях. Например, “Вспомни, как долго тебе пришлось учиться хорошо ездить на велосипеде, но ты научился!”. Это поможет дошкольнику поддерживать веру в себя, свои силы в случае трудностей, неудач, когда нужно долго чему-нибудь учиться.

Следует продолжать знакомить детей с рассказами и сказками, в которых героям приходится справляться с трудностями, прикладывая собственные усилия.

Этим педагог сможет закрепить образец желаемого поведения в психике ребенка.

Воспитание целеустремленности, как и воспитание в целом, должно проходить при активном участии членов семьи дошкольника.

Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей имеет особое значение для сопровождения ребенка в достижении им поставленной цели. Совместное обсуждение, интерес и поддержка позволяют дошкольнику получить позитивный опыт успешного целеполагания и целедостижения, осознать его и гордиться этим.

Пословицы и поговорки об упорстве и терпении

*Терпение и труд все перетрут.

*Усердие все превозмогает.

*Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

*Без терпенья нет уменья.

*Поспешишь – людей насмешишь.

*Делу – время, потехе – час.

*Как ни высока гора, не отступай: пойдешь – перейдешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительной к школе группе "Игра-поход на богатырскую заставу"

 Участие дошкольников в "Игре-походе на богатырскую заставу" воспитывает у них чувство гордости за богатырскую силу Россию, уважение к русским воинам, желание им подражать.Формирует представления дете...

Консультация педагога-психолога для родителей детей подготовительной к школе группы "Готовность ребенка к школе"

Данную консультацию для родителей я разработала  для того, чтобы объяснить им, что подготовка детей к школе заключается не только в обучении их письму, чтению, счету, но и в формировании у них пс...

Воспитание альтруистичности у дошкольников подготовительной к школе группы

Примерное содержание занятий по воспитанию альтруистичности у дошкольников старшей возрастной группы....

Воспитание целеустремленности у дошкольников подготовительной группы

Начав работу по воспитанию у детей целеустремленности в старшей группе, педагог вместе с воспитанниками подготовительной группы переходит ко второму этапу – “детская целеустремленность”....

Воспитание целеустремленности у дошкольников подготовительной группы

Воспитание целустремленности, как и воспитание в целом, должно проходить при активном участии членов семьи дошкольника. Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей имеет особое значение для сопровождения...

Консультация для педагогов «Воспитание целеустремленности у дошкольников подготовительной к школе группе»

Основная цель данного этапа – передать ребенку опыт успешного целеполагания в ближайшем будущем. Важно, чтобы этот опыт был осознан и позитивно прочувствован....

Консультация для родителей «Все о развитии речи дошкольника» (Подготовительная к школе группа)

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и четко произносить звуки, связывать ме...