Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста
статья на тему
Одним из важнейших волевых качеств, формированию которого придается большое значение в общем процессе воспитания детей дошкольного возраста, является целеустремленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_tseleustremlennosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста
Одним из важнейших волевых качеств, формированию которого придается большое значение в общем процессе воспитания детей дошкольного возраста, является целеустремленность.
Целеустремленность поведения дошкольников заключается в умении поставить реальную цель, выбрать средства для ее достижения, спланировать примерный ход действий, преодолевать трудности.
Воспитание у детей целеустремленности – длительный и сложный процесс, который наилучшим образом осуществляется в игре. Вначале целеустремленность всецело зависит от заинтересованности, удовольствия, которое игра доставляет ребенку. По мере накопления им знаний и впечатлений об окружающем игровые цели ребенка становятся богаче.
Развитие целеустремленности в игре связано с развитием личности ребенка: его
– мышления;
– воображения;
– моральных качеств;
– эмоций.
Кроме того, зависит от отношения играющего к своей роли, от его увлеченности игрой, ее тематикой. Если тема осознана, связана с воображением, мечтами ребенка, то целеустремленность проявляется ярче. Необходимо, прежде всего, учитывать индивидуальные особенности детей, обычно проявляющиеся в мотивах выбора темы игры (у одного – подражание на основе заинтересованности, у другого – сознательный интерес и так далее).
Целеустремленность формируется главным образом в длительных играх. Однако работу в этом направлении надо начинать с игр несложных, имеющих быстрое развитие действия. Игры с длительным содержанием вызывают коллективную заинтересованность, развитие у детей эмоций, творческого воображения. Вхождение ребенка в роль на длительное время помогает достижению общей цели, целенаправленность приобретает общественный характер.
В длительных коллективных играх имеется больше возможностей для предварительного обдумывания, обсуждения игры, что способствует развитию самостоятельности мысли, переходу от подражания к творческому выполнению задуманного. Цель игры, выраженная словами, становится для детей более ясной, а само предварительное обдумывание является как бы первым этапом игры, мысленным действием.
Воспитатель должен учить детей не только ставить в игре четкую цель, но и добиваться ее осуществления – именно это способствует развитию целеустремленности. Для этого нужно приучать их к планированию игры. В знакомых, привычных играх дети легче справляются с развитием и уточнением сюжета, с подбором нужного материала, при необходимости готовят его сами. Обогащение знаниями, приобретение опыта игровой деятельности позволяет ребятам планировать и новые игры.
Труднее всего дается согласованность действий. В индивидуальной игре ребенку легче быть сосредоточенным, ибо ему не нужно согласовывать свой замысел с другими. Коллективная же игра требует общих усилий, и педагог должен помочь детям скоординировать их.
В игре дети нередко отвлекаются от цели. В одних случаях причиной этого является нехватка знаний, недостаток воображения, в других – конфликты, возникающие из – за несогласованности замыслов, стремления некоторых ребят командовать, подчинять себе остальных и так далее. Иногда малыш отвлекается от задуманного сюжета из – за появления у него новых, более интересных ему в данный момент замыслов. В этом случае необходимо, не подавляя инициативы ребенка, настоять на том, чтобы он довел начатое до конца; поняв его новую идею, нужно суметь связать ее с уже начатой игрой.
Развитие целеустремленности во многом зависит от развития творческого воображения. Между целеустремленностью и уровнем воображения существует прямая связь. Богатое воображение помогает ребенку ставить интересные цели, тогда как недостаток его может помешать их выполнению.
Тесная связь существует также между целеустремленностью и эмоциями. Когда ребенок отображает благородные поступки людей, его чувства и переживания соответствуют этим поступкам, усиливается и целенаправленность его действий в игре.
Наиболее ярко целеустремленность у детей проявляется в играх, связанных с трудом. Вместе с тем общий уровень целеустремленности в труде ниже, чем в игре, что объясняется особым интересом детей к игре. Именно поэтому цели игры обычно бывают более сложными и увлекательными, чем цели еще недостаточно развитой трудовой деятельности. В то же время для воспитания целеустремленности особое значение имеет труд, связанный с игрой. Так, в работу по изготовлению пособий для игры дети включаются с большим увлечением, несмотря на то что этот вид труда сложнее, чем остальные, ибо требует умения работать с материалом.
В труде, как и в игре, проявляются индивидуальные особенности детей. Однако в труде больше, чем в игре, имеет значение наличие определенных навыков, привычка работать. Поэтому нередко дети, активные и целеустремленные в игре, оказываются на низком уровне в трудовой деятельности. У таких детей трудовую целеустремленность следует воспитывать через игру, предлагая им определенные роли, вызывая у них уважение к труду, желание трудиться.
Некоторые же дети, наоборот, в труде, особенно хозяйственно – бытовом, оказываются на более высоком уровне, чем в игре. В данном случае следует идти обратным путем: основываясь на интересе к труду, развивать их игровую деятельность сначала в играх на бытовые темы.
Чтобы определить степень целеустремленности детей в игре и в соответствии с этим наметить пути своей дальнейшей работы в этом направлении, воспитатель должен внимательно понаблюдать за играми детей своей группы, стремясь при этом выяснить:
– каковы эти игры (однообразные или различные);
– какие цели ставят перед собой дети;
– как (самостоятельно, с помощью взрослого или стараясь подражать товарищу) обдумывают и планируют игру, чтобы достичь поставленной в ней цели;
– все ли дети добиваются намеченной игровой цели, получают ли удовлетворение при ее достижении;
– в каких играх больше проявляется целеустремленность.
В результате таких наблюдений выявить уровни развития целеустремленности у детей. В работе с детьми низкого уровня задачей педагога должно стать расширение их знаний и представлений, развитие у них интереса к разнообразным играм через внесение новых игрушек, формированию их навыкам коллективной игры, самостоятельному планированию ее. У детей среднего уровня целеустремленности следует воспитывать навыки согласованных действий, настойчивость при достижении цели и самостоятельно выбирать материал для игры. Во всех случаях педагог должен создать условия для активного участия детей в разнообразных длительных играх. Для ребят, проявляющих в играх целеустремленность, нужно организовывать коллективные длительные игры, требующие от участников проявления инициативы, активности, творчества. Например, «Строительство», «Путешествие на корабле», «Путешествие». Для этого нужно расширять и углублять представления о разных профессиях, показывать их взаимосвязь, а также согласованность действий взрослых в труде. В результате проведения таких игр происходят значительные изменения в развитии целеустремленности у детей. В создающихся больших коллективах играющих многие дети, проявляя инициативу, вносят свои предложения в игру, делая ее перспективной, а коллективное изготовление многочисленных атрибутов игры, необходимых для реализации ее сюжета, помогает всем участникам довести задуманное и начатое до конца. Дети целеустремленные становятся увереннее, смелее при решении практических задач, спорных вопросов, они активно воздействуют на товарищей.
Работа по воспитанию целеустремленности будет эффективнее, если начинать ее в младших группах детского сада. В старшем дошкольном возрасте это волевое качество, если оно систематически развивается и укрепляется во всех видах деятельности, служит основой подготовки ребенка к школьному обучению и труду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание дошкольников на основе реализации авторской программы "Надежда России" Социально-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, перспективы. Киров, 2007г.
Статья посвящена вопросам приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Ирина Ивановна Сорокинамузыкальный руководитель, ,Муниципальное бюджетное дошкольн...
Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения....
Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Статья «Воспитание КГН у детей дошкольного возраста - одна из задач физического воспитания детей»
Одна из главных задач физического воспитания - оздоровление ребенка.Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому ра...
Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста.
Одним из важнейших волевых качеств, формированию которого придается большое значение в общем процессе воспитания детей дошкольного возраста, является целеустремленность....
Презентация. Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста в игре.
Воспитание целеустремленности у детей дошкольного возраста в игре....