Оснащение книжного уголка в группе десткого сада
консультация (средняя группа)

Ханина Мария Николаевна

Оснащение книжного уголка в группе детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по оснащению книжного уголка в группах ДОО

Методические рекомендации по оснащению книжного уголка

в разных возрастных группах

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметно- пространственной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а оформление и содержание зависит от возраста детей. Уголок должен быть не парадным, а рабочим.

Его цель — не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой.

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя» через книжный уголок группы/ Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребёнка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Важно, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

Основные требования к оформлению книжных уголков в группах старшего дошкольного возраста:

1. Рациональное размещение в группе.

Выберите подходящее место. Книжный уголок по возможности должен располагаться вдали от места для игр, ближе к окну. Это должно быть уютное, тихое и спокойное место, в котором дошкольник сможет "пообщаться" с литературой. Основным критерием при выборе книг служит учет педагогом литературных интересов малышей, их возрастных особенностей.

2. Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы.

При оформлении книжного уголка следует учесть целесообразность и удобство. Уголок должен быть привлекательным, уютным, располагающим малыша к сосредоточенному, неторопливому общению с произведением. Подбор литературы и педагогическая работа, проводимая в книжном уголке, обязаны соответствовать возрастным потребностям и особенностям детей 3. Соответствие интересам детей.

Правильно расставьте книги. В книжном уголке располагают издания, которые хорошо знакомы детям. Следует помнить, что, несмотря на различные вкусы малышей, все они любят сказки, юмористические стишки. Кроме самих книг здесь могут быть и отдельные красочные познавательные картинки, которые наклеиваются на плотную бумагу. По-прежнему одними из самых любимых остаются произведения С. Маршака, Н. Носова, Э. Успенского. Наряду с художественной литературой на полках могут размещаться книги, посвященные флоре и фауне. Рассматривая картинки, дети входят в мир природы, учатся лучше понимать окружающий мир.

4. Постоянная сменяемость. Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

5. Эстетическое оформление.

Книжный уголок должен быть оформлен в соответствии с требованиями САНиП

6. Востребованность.

Каждый ребёнок в книжном уголке должен найти книгу по своему желанию и вкусу.

Содержание книжного уголка подготовительной группы. Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели.

В подготовительной группе рекомендуется помещать в книжный уголок:

книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):

2-3 сказочных произведения;

стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;

издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;

весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;

книги, которые дети приносят из дома;

добавляются книги на школьную тематику;

тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам;

портреты известных детских писателей, поэтов.

Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, можно поместить в книжный уголок азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные.

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотека. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

Дети берут книги из библиотеки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В подготовительной группе можно организовать дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

Детей седьмого года учат понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя.

Беседы со старшими дошкольниками необходимо сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, частым возвращением к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.

Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков составляются альбомы, выставки для книжного уголка.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.

Также в книжном уголке воспитатель с детьми организует тематические выставки.

Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).

Правила, которые важно соблюдать при организации тематической выставки.

Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т.п.)

Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния

Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться

Требования к организации выставки: - тематические выставки планируются за 1 месяц до ее оформления. - в год планируется 5-6 и более. - тема выставки должна быть значимой, актуальной для детей:

•предстоящий праздник; •юбилей писателя, художника - иллюстратора; •предстоящий утренник. - тщательный подбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния.

- выставка не должна быть длительной по времени.

Продолжительность приблизительно 3-4 дня, т.к. далее интерес будет снижаться.

                                                                  Докдад подготовила и провела ;                          

                                                                     Ханина Мария Николавна

                                                                                               Март 2019                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах»

Воспитание любви и бережного отношения к книгам начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. В детском саду воспитатель дает детям первые ...

"Книжный уголок в детском саду" Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будуще...

Презентация "Оснащение логопедического уголка в группах детского сада"

Презентация раскрывает наполняемость речевого уголка по разделам. Создавалась для воспитателей дошкольных учреждений....

Организация книжного уголка в группах детского сада

Представлен материал по организации книжного уголка в группах детского сада...

Оснащение музыкальных уголков в группах детского сада.

Создание музыкальных уголков - главное условие для самостоятельной деятельности детей .Требования к музыкальным уголкам1. Эстетичность в зонах.2. Наличие всех необходимых пособий для детей.3. Учет воз...

Проект по работе с иллюстрацией на занятиях по развитию речи в младшей группе детского сада и грамотному оснащению книжного уголка.

В проекте представлена разработка системы занятий по развитию речи в младшей группе детского сада с опорой на художественную иллюстрацию, а также даны рекомендации по оснащению книжного уголка.Проект ...

Рекомендации по оснащению книжного уголка в группах ДОУ

Рекомендации по оснащению книжного уголка в группах ДОУМетодические рекомендации по оснащению книжного уголкав разных возрастных группахКнижный уголок — необходимый элемент развивающей предметно...