Методическая разработка
методическая разработка
«Создание предметно-развивающей среды
для ребёнка в домашних условиях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_predmetno.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание предметно-развивающей среды
для ребёнка в домашних условиях»
Как вы уже знаете, основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.
Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах и различных явлений окружающего мира.
Сенсорное восприятие в своей основе направлено на формирование у детей ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения систем сенсорных эталонов.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Эталоны цвета: семь цветов спектра и их оттенки.
Эталоны формы: геометрические фигуры.
Эталоны величины: метрическая система мер.
Эталоны слуха: звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
Эталоны вкуса: сладкий, солёный, горький, кислый.
Эталоны запаха: свежий, тяжелый, легкий, сладкий, горький, и т.д.
Сенсорное воспитание и развитие детей включает в себя:
- Развитие поисковых способов ориентировки – методов проб и примеривания.
-Формирование ориентировочной деятельности – действия рассматривания, выслушивания, ощупывания.
- Обеспечение освоения систем сенсорных эталонов – цвет, форма, величина.
- Формирование психических процессов – памяти, внимания, сферы образов представлений, мышления, речи, воображения.
- Фундаментальную предпосылку для становления все видов детской деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой.
Маленький ребёнок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации, В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.
Именно поэтому так важно, чтобы предметно-развивающая среда планомерно и систематически включалась во все моменты жизни малыша.
Работа по этим направлениям значима для развития детей.
Для этого предлагается несколько рекомендаций по созданию в уютной домашней обстановке условий для обогащения зрительного сенсорного опыта ребёнка в различных центрах активности, разработать и использовать в совместной деятельности с ребёнком игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей.
Развивающие игры направленные на сенсорное развитие нужно планировать и организовать ежедневно, с ребёнком в сенсомоторных уголках, как впервой половине дня, так и во второй.
В современной жизни создаётся дефицит сенсорного опыта детей. Ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами поможет создание дома мини-центры сенсорного развития.
Мини-центры сенсорного развития в домашних условиях – это адаптированный вариант сенсорной комнаты, без приобретения дорогостоящего оборудования. Сенсомоторные мини-центры предназначены главным образом:
- Для стимуляции сенсорных функций ( зрение, осязание, слух, обоняние и т.д)
- Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
- Снятие мышечного и психоэмоциональго напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей.
- Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка.
- Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
- Повышения мотивации к самостоятельной деятельности дошкольников.
Для формирования зрительного восприятия обязательно нужно проводить игры: способствующие различению цвета (2-3), контрастных размеров (большой и маленький), формы ( шарик, кирпичик, пирамидки, вкладыши).
Использовать следующие дидактические игры:
Цвет: «Подбери блюдце к чашке», «Воздушные шары», «Подбери куклам бусы, игрушки», « Волшебная мозаика », «Красивый забор», «Посади цветок», «Жучок заблудился» и т.д.
Форма: «Собери любой предмет», «Строитель, «волшебная мозаика», «Цветные квадраты», «квадратные забавы»и т.д.
Величина: «Оденем кукол», «Шары», «Строитель», «Собери любой предмет» и т.д.
Мини-центр развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук содержит материалы и оборудование для активизации познавательных процессов, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики – мозаики разного размера и формы, шнуровки, замочки, застёжки, прищепки, лабиринты, пазлы, логические домики, тактильные мешочки, и другие игры.
Для развития тактильных ощущений в центре подберите различные материалы разной фактуры ( кусочки меха, шёлка, шнурки, бархатная
бумага), выпуклые буквы и цифры.
Дети очень любят играть с разными по форме мелкими предметами.
Игры: «Найди на ощупь», «Найди и покажи», « Чудесный мешочек».
Можно изготовить такое пособие, как « Весёлая лужайка». Ребята с удовольствием пристёгивают различные предметы на липучки, крючки, кнопки, упражняются в застёгивании и расстёгивании пуговиц и замков.
Проводить работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук во время утренней стимулирующей гимнастики, физминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты.
В мини-центре строительных и конструктивных игрушек сосредоточены разного размера конструкторы, которые позволяют создать необходимую игровую ситуацию для развития сюжета игры. Нужно подготовить рисунки-схемы разнообразных построек.
Мини-центр слухового восприятия способствует обогащению восприятия и воображения, релаксации под воздействием слуховых образов, умение выражать различные эмоциональные состояния.
Для развития музыкального слуха можно играть на музыкальных инструментах, в музыкально-дидактические игры» «Кто в домике живёт», «Динь – дон», « Угадай, на чём играю», «Солнышко и дождик», «Чудесный ларец»
Для снижения нервно – психического напряжения можно слушать аудиозаписи с музыкой природы, любимые детские песни.
Центр двигательной активности предусматривает развитие кинестетической и тактильной чувствительности, рецепторов стопы, вестибулярного аппарата, профилактику плоскостопия, коррекцию страхов и формирование коммуникативных навыков. Очень хорошо проводить занятия в « сухом бассейне», использовать игры: « Цветные дорожки», «Через ручеёк», « Быстро, медленно», «Победи свой страх», «Кто за кем» и др.
Летом можно организовать центр « Воды и песка», приобрести различные атрибуты для игр: совочки, лопатки, ведёрки, формочки, игрушки, удочки, рыбки и т.д.
Правильно организованная среда: помогает обеспечить всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, сопутствует созданию эмоционально положительной атмосферы, приучает детей к самостоятельным играм.
Необходимо отметить, что сенсорные мини-центры мобильны, оборудование и игрушки в основном можно расположить в шкафах и менять их расположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.
Таким образом, сенсорное развитие ребёнка – буквально с первых дней его жизни является:
- Залогом успешного осуществления разных видов деятельности,
- Формирования различных способностей,
- Обеспечивает приток новых впечатлений,
- Способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....
- Мне нравится (1)