Развитие эмпатии у ребенка
статья
Эмпатия — это сочувствие, сопереживание эмоциональному состоянию других людей, она необходима детям для того, чтобы они стали успешными. Без навыков социальной коммуникации, без навыков сопереживания ребенок не может отстоять свои границы, не может построить свою коммуникацию так, чтобы получить какую-то свою выгоду, он не понимает эмоций своих и других людей, соответственно он не может стать успешным, альтернатива такому развитию – это антисоциальное поведение и неприятие общества. Достаточно пугающая картина для любого родителя.
Большинство родителей переживают, что в нынешней жизни, когда у детей меньше коммуникаций друг с другом, хуже развиваются социальные навыки, тем более эмпатия. И они ищут пути, как же можно развить своим детям эмпатию? Развитие социальных навыков, и, в частности, эмпатии, возможно благодаря имитации, т.е., когда ребенок копирует поведение, которое он получил по отношению к себе и которое он наблюдает между своими родителями и взрослыми , которые находятся в его жизни это и воспитатели, и учителя, и родственники. И если ребенок не получает в свой адрес поддержку, заботу, удовлетворение базовых психических потребностей и безопасность, любовь как вербальную, так и невербальную, конечно же он не сможет тогда ничего имитировать, но, если у него в жизни все хорошо, с ним замечательно общаются, он это все, с удовольствием, проигрывает в самостоятельных играх.
Но многие родители так и не верят, что ребенок может развивать социальные навыки благодаря сольным играм, то есть, когда дети играют самостоятельно. И всего лишь малая часть родителей верят, что самостоятельная игра помогает развивать эмпатию.
Существует несколько способов, как можно во время игры развивать у ребенка социальные навыки и эмпатию:
1)Прежде всего, когда мы играем с детьми, то «идем за ними», позвольте им сочинять условия игры, какие-нибудь сценки, посмотрите, тем самым, что их волнует и какие мысли они озвучивают вслух, как они уже относятся к себе, к другим, осознают свои чувства и чувства окружающих.
2)Позволяйте детям проживать эмоции, очень часто бывает, что дети, когда играют самостоятельно, они больше раскрываются и в этот момент они не думают, хорошо они себя ведут или плохо, хорошие фразы говорят или не очень.
3)Задавайте как можно больше вопросов детям, спрашивайте: «А что ты сейчас чувствуешь?», или обратите внимание на игрушки ребенка, спросите: «По-моему она грустная, как мы можем ей помочь?».
4)Расширяйте горизонты ребенка, обращайте внимание на разную культуру, на разный цвет кожи. Нужно ребенку помочь понять, что люди все разные, но при этом у людей есть потребности, которые нас и объединяют – это потребности быть любимыми, нужными и чувствовать себя в безопасности.
Эмпатия и доброта- это наша душевная потребность, но, к сожалению, мы не рождаемся с навыками как это проявлять, эмпатия- это чувство, которое можно и нужно развивать, и это чувство будет «спящим», если родители не включат это в план воспитания своих детей. Чем больше ребенок будет практиковать доброту, тем больше вероятности, что он усвоит свои ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмпатии в дошкольном возрасте.
В ВВ данной статье описывается, что такое эмпатия, перечисляются основные ее виды. А также раскрывается проблема развития эмпатии у дошкольников. Описывается развитие эмпатии ка...
«Развитие эмпатии как средство объединения детского коллектива разных этнических групп».
СОДЕРЖАНИЕ: Актуальность проблемы. Дети мигрантов детском саду. Развитие эмпатии как средство обьединения детского коллектива разных этнических групп. Детский игровой проект "Какие...
развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
сожетно ролевая игра, как способ развития эмпатии...
методическая разработка "Игры на развитие эмпатии"
картотека игр...
статья "Развитие эмпатии у дошкольников"
статья для родителей и педагогов...
Консультация для родителей "Развитие эмпатии у ребенка"
Эмпатия, этапы ее развития...
Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В. Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая
Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие ...