ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШАХМАТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ» (ШАХМАТНЫЙ КРУЖОК)
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Данная дополнительная образовательная программа по шахматам направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_programma_2020g.docx | 119.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 368»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ШАХМАТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»
(ШАХМАТНЫЙ КРУЖОК)
Руководитель кружка:
Антонова Юлия Васильевна
1 кв. категория
г. Нижний Новгород
2020-2021 г.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4
1.1.1. Цель и задачи реализации программы. 6
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы 7
1.2. Планируемые результаты 11
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 14
3.2. Структура учебного плана 14
3.3. Годовой календарный учебный график по программе «Шахматы для дошколят» 15
3.4. Планированиеобразовательной деятельности 15
3.4.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНПРОГРАММЫ «Шахматы для дошколят» 15
Первый год обучения (5-6года) 15
Второй год обучения (6-7 лет) 16
3.4.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 17
ПРОГРАММЫ «Шахматы для дошколят» 17
Первый год обучения (с 5 до 6 лет) 17
Второй год обучения (с 6 до 7 лет) 18
3.4.3. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАНПРОГРАММА «Шахматы для дошколят» 19
Первый год обучения (с 5 до 6 лет) 19
Второй год обучения (с 6 до 7 лет) 21
3.6. Перечень нормативных и нормативно-методических документов 26
3.7. Перечень литературных источников 26
ВВЕДЕНИЕ
В жизни каждого ребёнка непременно наступает время выбора своего вида спорта. Предлагаем вам ШАХМАТЫ – прекрасный и волшебный мир!
Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющимися поток разнообразных знаний в детские умы.
Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием ребёнка. Однако уровень умственного развития определяется не только объёмом усвоенных знаний, но и умением владеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Игра является неотъемлемой формой деятельности ребёнка-дошкольника, это средство самовыражения и моделирования социальных отношений.
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Шахматы - одна из самых справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы - спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо, как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.
В работе воспитателей дополнительного образования на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников. Игра в шахматы даёт возможность человеку реализовать врождённую потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.
Шахматная игра - увлекательное занятие для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. В этом войске есть главный - король. Его помощники - ферзь (учёный, мудрец в переводе с арабского). Ладья - башня, слоны, кони и маленькие пешки, которые в
Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Данная дополнительная образовательная программа по шахматам направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Программа составлена на возраст детей 5-7 лет, её реализация предполагает 2 года. Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 34 шахматных занятия (одно - в неделю). Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.2731-10 и составляет 25минут для детей старшей группы (5-6 лет) и 30минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».
В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».
Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность.
Актуальность
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные дарования.
Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Практическая значимость программы
Сегодня шахматы – популярный и эффективный способ развития интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней игрой. Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность, что является некоторыми признаками готовности к школьному обучению. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Вид программы: модифицированная программа. В основу настоящей программы легла программа М.Г.Смоляковой «Разноцветный мир»
Новизной и отличительной особенностью программы
Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы, первый год" И. Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
- Цель и задачи реализации программы.
Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.
- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий ( шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д.)
- Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.
- Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
- Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии
- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
- Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию,
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
Воспитательные
-Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
- Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, раздаточными материалами, играми, (головоломки, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др).
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала
- Принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих
- Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- Принцип наглядности
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
- Дидактические игры и задания;
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- Практическая игра;
- Теоретические занятия, шахматные игры;
- Шахматные турниры.
Структура занятий:
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; на интерактивной доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.
Отличительные особенности данной образовательной программы
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ребёнок, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ребёнка, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Обучающийся с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Возрастные особенности детей
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек), складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.
Усложняются образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности. Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась цветовая гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки чаще рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.,
Человека дошкольники стали изображать более детализированным и пропорциональным. Появились пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежду дети могут украшать различными деталями.
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными.
Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т.д.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками.
1.2. Планируемые результаты
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правила шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.
Методика проведения педагогического мониторинга критерии диагностики
К концу первого года обучения ребенок должны знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- решать элементарные шахматные задачи.
- правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры
Критерии оценки
2 (Высокий):
Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве» истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита 5 познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве
1 (Средний):
Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 (Низкий):
ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.
К концу второго года обучения ребёнок должен знать:
- Имена нескольких выдающихся шахматистов
- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья,
К концу второго года обучения ребёнок должен уметь:
- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;
- ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода
Критерии оценки
2 (Высокий): ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии.
1 (Средний): ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Первый год обучения
Цель занятий:
обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи:
1. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий.
2. Учить обыгрыванию простейших комбинаций.
3. Активизировать мыслительную деятельность. Развивать внимание, память.
4. Выработать уверенность в своих силах, выдержку.
Основные направления и содержание деятельности с детьми по обучению игре в шахматы в первый год обучения:
- Развитие высших психических функций внимания, способности действовать в уме,
- Логического мышления, целостности восприятия.
- Развитие умения ориентироваться на плоскости.
- Обучение дошкольника доступным ему видам моделирования и формирование на этой.
- Основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т. д.).
- Формирование умения классифицировать, сравнивать и обобщать и развивать пространственное мышление.
- Формирование пространственных представлений: между, за, перед, посередине, раньше, позже и т.п..
- Овладение начальными графическими навыками: обводка, штриховка, рисование и срисовывание по клеткам;
- Рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного расположения заданных форм (внутри—снаружи, соприкосновение и т.п.).
- Выработка у ребенка волевых качеств.
- Развитие комбинаторных способностей, смекалки, сообразительности, логического мышления.
- Развитие физической выносливости, физического здоровья.
2.2.Второй год обучения
Цель занятий:
* Формировать представления о шахматах как об игре.
* Познакомить с историей шахматных турниров, королями шахматного мира.
* Использовать знание в шахматных турнирах, викторинах и КВН.
Задачи:
1. Создать условия для развития самостоятельной игровой деятельности.
2. Отрабатывать умения самостоятельно расставлять фигуры на шахматной доске.
3. Учить самостоятельно, выполнять игровые шахматные ходы. Разыгрывать короткие шахматные партии с частью фигур.
4. Использовать полученные знания, умения и навыки в самостоятельной игре с полным набором шахматных фигур.
Основные направления и содержание деятельности с детьми по обучению игре в шахматы в первый год обучения:
- Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний;
- Основы тактики и стратегии шахмат;
- Порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров)
-Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.
- Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре;
-Строить и реализовывать свои стратегические планы;
-Осознавать свои ошибки и видеть ошибки соперника.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Формы и режим занятий
Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.
Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей проводятся во второй половине дня после дневного сна.
Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:
Первый год обучения | дети 5–6 лет | Старший дошкольный возраст | 25 минут (один академический час) |
Второй год обучения | дети 6–7 лет | Подготовительная к школе группа | 30 минут (один академический час) |
В качестве форм организации образовательного процесса по образовательной программе дополнительного образования детей применяются:
- игры;
- занятия;
- беседы;
- аудио и видео занятия;
- открытые занятия для родителей.
Вид детской группы
Группа детей профильная, имеет постоянный состав.
Особенности набора детей
Набор детей производится в свободном порядке.
Количество детей по годам обучения
Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 10 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.
3.2. Структура учебного плана
«Шахматы для дошколят»
для детей от 5 до 7 лет
Рассчитан для детей старших и подготовительных групп по обучению дошкольников шахматам, реализуется по Программе дополнительного образования детей на развитие интеллектуальной направленности , на основе методического пособия «Малыши играют в шахматы», автор Гришин В.Г.
№ | Программа дополнительных образовательных услуг | Вид занятий | Количество учебных месяцев | Кол-во учебных часов в неделю на одну учебную группу | Кол-во учебных групп | Кол-во обучающихся | Итого часов в неделю |
п/п | |||||||
1 | «Шахматы для дошколят» | групповая | Сентябрь2020 Октябрь 2020 | 25-30мин. | 2 | 19 | 25-30 |
для детей от 5-7 лет | Ноябрь 2020 | мин. | |||||
Декабрь 2020 | |||||||
Январь 2021 | |||||||
Февраль 2021 | |||||||
Март 2021 | |||||||
Апрель 2021 | |||||||
Май 2021 |
3.3. Годовой календарный учебный график по программе «Шахматы для дошколят»
Продолжительность учебного года по дополнительному образованию детей:
Начало учебных занятий по дополнительному образованию детей– 1 сентября 2020 Окончание учебных занятий – 30 мая 2021
«Волшебный мир шахмат» для детей от 5-7 лет.
Программа по шахматам направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста.
Регламент образовательного процесса дополнительного образования детей:
Понедельник: 15.40-16.10 1п
Среда с 15.50 -16.20 2п
Режим занятий:
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному заведующим «Детский сад № 368»
Родительские собрания по дополнительному образованию детей проводятся на начало учебного года (сентябрь)
Консультации для родителей по дополнительному образованию детей проводятся согласно утвержденного графика.
3.4. Планирование образовательной деятельности
Структура плана воспитательно-образовательной работы состоит из перспективного и календарного планирования.
3.4.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНПРОГРАММЫ «Шахматы для дошколят»
Первый год обучения (5-6года)
№ | Наименование разделов и тем | ||||
п/п | художественно-изобразительного | Количество часов | |||
творчества и декоративно- | |||||
прикладного искусства | Количество часов | Теория | Практика | ||
1. | В стране шахматных чудес | 1 | 1 | ||
2. | Героическая пешечка. Ни шагу назад! (Пешка). | 1 | 1 | ||
3. | Шахматная шкатулка. | 1 | 1 | ||
4. | Маленькое войско. | 1 | |||
5. | Вежливые слоны | 8 | 1 | ||
6. | Тяжелые и легкие фигуры. | 2 | 1 | ||
7. | Могучая фигура (Ферзь) | 1 | |||
8. | Надежный товарищ | 1 | 1 | ||
9. | Прыг, скок и вбок | 1 | - | 1 | |
10. | Поход на три поля | 2 | 1 | ||
11. | И король жаждет боя | 1 | - | 1 | |
12. | Шах и мат | 2 | 1 | ||
13. | Как ладья похудела | 1 | 1 | ||
14. | Короткая или длинная ? | 4 | 1 | ||
15. | Ответь, как в сказке, сам, без подсказки. (шахматная викторина). | 1 | 1 | ||
16. | В гостях хорошо, а дома лучше. | 1 | 1 | ||
17. | Здоровые телом -сильные духом! | 1 | 1 | ||
18. | Шахматная эстафета. | 1 | 1 | ||
19. | Реши этюд, отгадай задачу. | 1 | 1 | ||
20. | Волшебный квадрат | 1 | 1 | ||
21. | Кто бы не начинал - ничья: я уничтожаю пешку | 1 | 1 | ||
22. | Квадрат пешки | 1 | 1 | ||
23. | Правило квадрата | 1 | 1 | ||
24. | Без поддержки короля. | 1 | 1 | ||
25. | Ответь как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина). | 1 | 1 | ||
26. | Волшебный мир королевства. | 1 | 1 | ||
27. | Ответь как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина). | 1 | 1 | ||
28. | И снова в гости | 1 | 1 | ||
29. | Шахматная эстафета | 1 | 1 | ||
30. | Ответь как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина). | 1 | 1 | ||
31. | Шахматные чудеса | 1 | 1 | ||
32. | Шахматная шкатулка | 1 | 1 | ||
33. | Шахматная эстафета | 1 | 1 | ||
34. | Шахматный праздник | 1 | 1 | ||
Всего: | 34 | 15 | 19 | ||
Второй год обучения (6-7 лет) | |||||
№ | Наименование разделов и тем | ||||
п/п | художественно-изобразительного | Количество часов | |||
творчества и декоративно- | |||||
прикладного искусства | Количество часов | Теория | Практика | ||
1. | Педагогический мониторинг | 1 | 1 | ||
2. | Шах | 1 | 1 | ||
3. | Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах | 1 | 1 | ||
4. | Мат | 1 | 1 | ||
5. | Мат в один ход | 1 | 1 | ||
6. | Что такое связка | 1 | 1 | ||
7. | Ничья | 1 | 1 | ||
8. | Рокировка | 1 | 1 | ||
9. | Непобедимый | 1 | 1 | ||
10. | Волшебный мир комбинаций | 1 | 1 | ||
11. | Реши этюд, отгадай задачу –сыщешь удачу | 1 | 1 | ||
12. | Итальянская партия | 1 | 1 | ||
13. | Сицилианская защита | 1 | 1 | ||
14. | Принятый ферзевый гамбит | 1 | 1 | ||
15. | Подготовка к интеллектуальному турниру | 1 | 1 | ||
16. | Интеллектуальный турнир | 1 | 1 | ||
1717. | Короткие партии | 1 | 1 | ||
18. | Здоровые телом – сильные духом | 1 | 1 | ||
19. | В гостях хорошо, а дома лучше | 1 | 1 | ||
20. | Великие гроссмейстеры | 1 | 1 | ||
21. | Показательная партия | 1 | 1 | ||
22. | Решение шахматных задач и этюдов | 1 | 1 | ||
23. | И король жаждет боя | 1 | 1 | ||
24. | Это интересно | 1 | 1 | ||
25. | Повторение пройденного | 1 | 1 | ||
26. | Король | 1 | 1 | ||
27 | Конь против ферзя, ладьи, слона | 1 | 1 | ||
28. | Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня | 1 | 1 | ||
29. | Так много их, но мы уже их знаем | 1 | 1 | ||
30. | Ферзь | 1 | 1 | ||
31. | Ферзь против ладьи и слона | 1 | 1 | ||
32. | Шахматный турнир | 1 | 1 | ||
33. | Шахматный праздник | 1 | 1 | ||
34. | Педагогический мониторинг | 1 | 1 | ||
Всего: | 34 | 14 | 20 |
3.4.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММЫ «Шахматы для дошколят»
Первый год обучения (с 5 до 6 лет)
Месяц | Календарные | Занятие | Тема занятия | Кол-во |
сроки | № | занятий | ||
освоения | ||||
Сентябрь | 21 | 1 | «В стране шахматных чудес» | 1 |
28 | 2 | «Героическая пешечка. Ни шагу назад! (Пешка)» | 1 | |
Октябрь | 5 | 3 | «Шахматная шкатулка.» | 1 |
12 | 4 | «Маленькое войско». | 1 | |
19 | 5 | «Вежливые слоны» | 1 | |
26 | 6 | «Тяжелые и легкие фигуры.» | 1 | |
Ноябрь | 2 | 7 | «Могучаяфигура (Ферзь)» | 1 |
9 | 8 | «Надежный товарищ» | 1 | |
16 | 9 | «Прыг, скок и вбок» | 1 | |
23 | 10 | «Поход на три поля» | 1 | |
Декабрь | 7 | 11 | «И король жаждет боя» | 1 |
14 | 12 | «Шах и мат» | 1 | |
21 | 13 | «Как ладья похудела?» | 1 | |
28 | 14 | «Короткая или длинная ?» | 1 | |
Январь | 11 | 15 | «Ответь, как в сказке, сам, без подсказки. (шахматная викторина)» | 1 |
18 | 16 | «В гостях хорошо, а дома лучше» | 1 | |
25 | 17 | «Здоровые телом -сильные духом!» | 1 | |
30 | 18 | «Шахматная эстафета» | 1 | |
Февраль | 1 | 19 | «Реши этюд, отгадай задачу» | 1 |
8 | 20 | «Волшебный квадрат» | 1 | |
15 | 21 | «Кто бы не начинал - ничья: я уничтожаю пешку» | 1 | |
22 | 22 | «Квадрат пешки» | 1 | |
Март | 1 | 23 | «Правило квадрата» | 1 |
15 | 24 | «Без поддержки короля» | 1 | |
22 | 25 | «Ответь как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина).» | 1 | |
29 | 26 | «Волшебный мир королевства» | 1 | |
Апрель | 5 | 27 | «Ответь как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина)» | 1 |
12 | 28 | «И снова в гости» | 1 | |
19 | 29 | «Шахматная эстафета» | 1 | |
26 | 30 | «Ответь как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина)» | 1 | |
Май | 3 | 31 | «Шахматные чудеса» | 1 |
17 | 32 | «Шахматная шкатулка» | 1 | |
24 | 33 | «Шахматная эстафета» | 1 | |
31 | 34 | «Шахматный праздник» | 1 | |
ВСЕГО | ЗАНЯТИЙ В | ГОД | 34 |
Второй год обучения (с 6 до 7 лет)
Месяц | Календарные | Занятие | Тема занятия | Кол-во |
сроки | № | занятий | ||
освоения | ||||
Сентябрь | 23 | 1 | «Педагогический мониторинг» | 1 |
30 | 2 | «Шах» | 1 | |
Октябрь | 7 | 3 | «Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах» | 1 |
14 | 4 | «Мат» | 1 | |
21 | 5 | «Мат в один ход» | 1 | |
28 | 6 | «Что такое связка» | 1 | |
4 | 7 | «Ничья» | 1 | |
Ноябрь | 11 | 8 | «Рокировка» | 1 |
18 | 9 | «Непобедимый» | 1 | |
25 | 10 | «Волшебный мир комбинаций» | 1 | |
Декабрь | 2 | 11 | «Реши этюд, отгадай задачу –сыщешь удачу» | 1 |
9 | 12 | «Итальянская партия» | 1 | |
16 | 13 | «Сицилианская защита» | 1 | |
23 | 14 | «Принятый ферзевый гамбит» | 1 | |
Январь | 9 | 15 | «Подготовка к интеллектуальному турниру» | 1 |
13 | 16 | «Интеллектуальный турнир» | 1 | |
20 | 17 | «Короткие партии» | 1 | |
27 | 18 | «Здоровые телом – сильные духом» | 1 | |
Февраль | 3 | 19 | «В гостях хорошо, а дома лучше» | 1 |
10 | 20 | «Великие гроссмейстеры» | 1 | |
17 | 21 | «Показательная партия» | 1 | |
24 | 22 | «Решение шахматных задач и этюдов» | 1 | |
Март | 3 | 23 | «И король жаждет боя» | 1 |
10 | 24 | «Это интересно» | 1 | |
17 | 25 | «Повторение пройденного» | 1 | |
24 | 26 | «Король» | 1 | |
Апрель | 7 | 27 | «Конь против ферзя, ладьи, слона» | 1 |
14 | 28 | «Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня» | 1 | |
21 | 29 | «Так много их, но мы уже их знаем» | 1 | |
28 | 30 | «Ферзь» | 1 | |
Май | 5 | 31 | «Ферзь против ладьи и слона» | 1 |
12 | 32 | «Шахматный турнир» | 1 | |
19 | 33 | «Шахматный праздник» | 1 | |
26 | 34 | «Педагогический мониторинг» | 1 | |
ВСЕГО | ЗАНЯТИЙ В | ГОД | 34 |
3.4.3. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «Шахматы для дошколят»
Первый год обучения (с 5 до 6 лет)
Месяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Метод. приёмы |
Сентябрь | 1 | «В стране шахматных чудес» | Вызвать заинтересованность детей к игре в шахматы | Чтение сказки, беседа. |
2 | «Героическая пешечка. Ни шагу назад! (Пешка)» | Ввести понятие о значении пешки на шахматной доске. | Игры, вопросы воспитателя, беседа. | |
Октябрь | 3 | «Шахматная шкатулка» | Закрепить знания детей о действиях пешек и их взаимодействии в игре. | Приветствие, игра, эстафета. |
4 | «Маленькое войско» | Закрепить знания детей о действиях пешек и ладей и их взаимодействии в игре | Игровые упражнения | |
5 | «Вежливые слоны» | Ввести понятие о значении и действиях слонов в игре | Игровые упражнения, беседа. | |
6 | «Тяжелые и легкие фигуры» | Закрепить знания о взаимодействии изученных фигур. | Игровые упражнения, беседа. | |
Ноябрь | 7 | «Могучая фигура (Ферзь)» | Ввести понятия о ферзе. | Игра, практическая работа, рассказ воспитателя, вопросы. |
8 | «Надежный товарищ» | Закрепить знания детей о взаимодействии ферзя с другими фигурами. | Игра, упражнения. | |
9 | «Прыг, скок и вбок» | Ввести понятие о значении и действиях коней в игре. | Игровые упражнения, чтение сказки, беседа. | |
10 | «Поход на три поля» | Закрепить знания об особенностях коня и его взаимодействии с другими фигурами и пешками.. Развивать логическое мышление. | Игровые упражнения, Практическая работа в парах, вопросы воспитателя. | |
Декабрь | 11 | «И король жаждет боя» | Познакомить детей с главной шахматной фигурой-король. | Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки. |
12 | «Шах и мат» | Закрепить знания детей о взаимодействии короля с другими фигурами и пешками. | Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки, беседа | |
13 | «Как ладья похудела» | Познакомить детей с правилами рокировки. | Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки, беседа. | |
14 | «Короткая или длинная ?» | Закрепить знания детей об особенностях проведения рокировки. | Игра, чтение сказки, практическая работа. | |
Январь | 15 | «Ответь, как в сказке, сам, без подсказки. (шахматная викторина).» | Закрепление полученных знаний. | Игра, эстафета, шахматная викторина. |
16 | «В гостях хорошо, а дома лучше.» | Закрепить знания детей об особенностях поведения коня на шахматной доске. | Игра, чтение сказки, упражнение, шахматные партии. | |
17 | «Здоровые телом -сильные духом!» | Ввести понятие о прямой зависимости теоретической шахматной подготовки от физкультуры и спорта. | Игра, чтение сказки, шахматные партии. | |
18 | «Шахматная эстафета» | Закрепление полученных знаний. | Игра, эстафета, загадки. | |
Февраль | 19 | «Реши этюд, отгадай задачу» | Научить детей рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске. | Игры, практические упражнения. |
20 | «Волшебный квадрат» | Ввести понятие об элементарных комбинациях. | Игры, чтение сказки, практические упражнения. | |
21 | «Кто бы не начинал - ничья: я уничтожаю пешку» | Развивать наблюдательность, память, умение анализировать позицию на шахматной доске. | Игры, практические упражнения. | |
22 | «Квадрат пешки» | Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи. | Игры, практические упражнения. | |
Март | 23 | «Правило квадрата» | Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи. | Игра, эстафета, объяснение. |
24 | «Без поддержки короля» | Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи. | Загадка, игра. | |
25 | «Ответь как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина).» | Закрепление полученных знаний. | Игры, шахматная викторина. | |
26 | «Волшебный мир королевства» | Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи. | Загадки, решение задач, игры в парах | |
Апрель | 27 | «Ответь как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина).» | Закрепление полученных знаний. | Игра, шахматная викторина |
28 | «И снова в гости» | Закрепление полученных знаний. | Игра, рассказывание сказки, шахматная физкультура, игры в парах. | |
29 | «Шахматная эстафета» | Закрепление полученных знаний. | Игра, вопросы воспитателя. | |
30 | «Ответь как в сказке, сам, без подсказки (шахматная викторина).» | Закрепление полученных знаний. | Игры, эстафета, викторина. | |
Май | 31 | «Шахматные чудеса» | Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи. | Игры, задачки – шутки. |
32 | «Шахматная шкатулка» | Закрепление полученных знаний. | Шахматная физкультура, вопросы, игры в парах. | |
33 | «Шахматная эстафета» | Закрепление полученных знаний. | Чтение стихов, викторина, игры в парах. | |
34 | «Шахматный праздник» | Закрепление полученных знаний | Чтение стихов, викторина, игры в парах. |
Второй год обучения (с 6 до 7 лет)
Месяц | Занятие № | Тема занятия | Задачи | Метод. приёмы |
Сентябрь | 1 | «Педагогический мониторинг» | Уточнение уровня освоения программного материала. | Выполнение тестовых заданий. |
2 | «Шах» | Формировать представление о позиции «шах» Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». | |
Октябрь | 3 | «Двойной шах с выигрышем фигуры, лучший шах» | продолжать учить играть всеми фигурами из начального положения учить сравнивать фигуры, показывать их различие и сходства; развивать произвольное внимание, логическое мышление, тонкую моторику. | Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра. «Первый шах» - проведение игры всеми фигурами из начального положения. |
4 | «Мат» | Формирование представлений о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций. | Чтение сказки «До свидания, Шахматная страна» Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». | |
5 | «Мат в один ход» | Закрепить представления детей о позиции «мат» Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». | |
6 | «Что такое связка» | Закрепление знаний и умений полученных ранее; Формирование понятия «Связка» | Закрепление хода слоном. Понятие «связка» решение шахматных задач и этюдов Д/и «Расставь на доске», «Пройди и назови поле» | |
Ноябрь | 7 | «Ничья» | Формирование представлений о положении «пат» , выделение отличий пата от мата. | Чтение сказки «Мат и пат», Рассказ о позициях «мат» и «пат» Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание « Пропавшая фигура» |
8 | «Рокировка» | знакомство с понятием «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развитие творческое мышление, логического мышления | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». | |
9 | «Непобедимый» | Формирование представлений о важности первых ходов, этикете шахматной игры, совершенствование умения доказывать правильность своего решения, развитие интеллектуальных способностей. | Слушание сказки «Непобедимый», беседа по содержанию, решение шахматных задач, Д/И «Узнай и назови» | |
10 | «Волшебный мир комбинаций» | Формирование первичных представлений о том, что должен знать игрок, чтобы уверенно разбираться в партии чувствовать себя спокойно во время игры | Логическая минутка; Слушание шахматной сказки «Волшебный мир комбинаций», беседа по содержанию; решение шахматных задач; | |
Декабрь | 11 | «Реши этюд, отгадай задачу –сыщешь удачу» | Упражнение в решении шахматных этюдов | Логическая минутка; слушание «Волшебной истории» Решение шахматных этюдов |
12 | «Итальянская партия» | Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта и важности первых ходов | Разыгрывания дебюта на примере «Итальянской партии» с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода» | |
13 | «Сицилианская защита» | Формирование представлений о принципах разыгрывания дебюта; и важности первых ходов Закрепление Знаний правил ведения шахматной партии | Рассказ педагога о принципах разыгрывания дебюта на примере «Сицилианской защиты» с пояснениями о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода» | |
14 | «Принятый ферзевый гамбит» | Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. | Показ педагогом разыгрывания дебюта «Принятый ферзевый гамбит» Игра всеми фигурами из начального положения без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода» | |
Январь | 15 | «Подготовка к интеллектуальному турниру» | Развитие познавательной активности, воображения, сообразительности, быстроты реакции, посредством игровых развивающих заданий, | Мини-конкурс «Её величество Загадка», Обучение отгадыванию ребусов; Решение словесных логических задач. Жеребьевка продумывание заданий |
16 | «Интеллектуальный турнир» | Развитие познавательной активности, воображения, сообразительности, быстроты реакции, посредством игровых развивающих заданий. | Выполнение игровых заданий | |
17 | «Короткие партии» | Закрепление знаний о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Логическая минутка; Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Партии 1 – 2 | |
18 | «Здоровые телом – сильные духом» | Пропаганда здорового образа жизни, Воспитание культуры игры | Слушание сказки «Здоровые телом – сильные духом. Работа по содержанию. Обсуждение психологических этюдов | |
Февраль | 19 | «В гостях хорошо, а дома лучше» | Вызвать положительные эмоции, желание поделиться своими впечатлениями , закрепление хода конем. | Конкурс «Ответь как в сказке, сам без подсказки», Д/и «Ход конем» с любого поля 1 и 8 горизонтали. Рисование на тему: Моя шахматная страна; выставка работ |
20 | «Великие гроссмейстеры» | продолжать воспитывать устойчивый интерес к игре в шахматы ; Закреплять умение решать шахматные задачи, этюды | Д/и «Расставь на доске», «Пройди и назови поле»; работа с диаграммами . Знакомство с именами великих шахматистов (М.Ботвинник, и др.) | |
21 | «Показательная партия» | продолжать воспитывать устойчивый интерес к игре в шахматы ; Закреплять умение решать шахматные задачи, этюды | Практические занятия в парах Графический диктант | |
22 | «Решение шахматных задач и этюдов» | Закреплять знания о принципах разыгрывания дебюта; учить рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находясь в трудном положении. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения | |
Март | 23 | «И король жаждет боя» | Закрепление представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Закрепления умения записывать шахматную нотацию | Игра всеми фигурами из начального положения. |
24 | «Это интересно» | Побуждать детей к самостоятельному поиску знаний, развивать познавательный интерес познакомить с интересными фактами из истории шахмат | Логическая минутка; слушание сообщений об известных шахматистах, Графический диктант. Конкурс на лучшую шахматную загадку | |
25 | «Повторение пройденного» | Закрепление пройденного, развитие логического мышления, умения отстаивать свое мнение | Дидактическое задание «Пат или не пат», «Дай мат в один ход», «Дешифровщики» | |
26 | «Король» | Познакомить с правилами ходов «королем». Показать на примере как можно ставить «мат» «конем», «пешкой» и «королем» в один ход. | Чтение сказки «И король жаждет боя!» Д/и «Поворот», «Задача направления», «Туда – сюда», «По всем углам», «Прямо и наискосок» | |
Апрель | 27 | «Конь против ферзя, ладьи, слона» | Показать детям выбор ходов «коня». | Показать на схеме как можно поставить «мат» черному «королю» «конем», «пешкой» и белым «королем» в разных шахматных позициях |
28 | «Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня» | Повторить признаки, особенности, способы действий пешек и ладьи. | С помощью схем разыграть разные положения. Соревнование в двух командах «Пешки против ладьи». | |
29 | «Так много их, но мы уже их знаем» | Дать знание, что означает понятие «Пат» в шахматной игре. | Д/и «Найди на схеме, где пат» | |
30 | «Ферзь» | Познакомить с правилами передвижения ферзя | Чтение сказки « Могучая фигура – Ферзь» Д/и «Задача направления», «Туда – сюда», «Большой прыжок», «Прямо и наискосок», «Длинный ход» | |
Май | 31 | «Ферзь против ладьи и слона» | Показать детям как взаимодействует ферзь с пешками и фигурами. | Д/и « Ферзь против ферзя: белый против черного», «Ферзь против ладьи и слона». |
32 | «Шахматный турнир» | Закрепление полученных знаний | Приветствие, игра, награждение. | |
33 | «Шахматный праздник» | Закрепление полученных знаний | Чтение стихов, викторина, игры в парах. | |
34 | «Педагогический мониторинг» | Оценить уровень овладения шахматной игрой. | Диагностические задания |
3.5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРОГРАММЕ «Шахматы для дошколят»
На занятиях используются:
- комплекты шахматных фигур с досками – 6-7 штук.
3.6. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
Дополнительная образовательная программа «Шахматы для дошколят»
разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
с международными правовыми актами:
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990);
Законами РФ и документами Правительства РФ:
- ст.30 Конституция РФ ст.7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Документами Федеральных служб:
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26);
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
3.7. Перечень литературных источников
При разработке Программы использовались следующие литературные источники, представленные в данном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их на содержание Программы.
ЛИТЕРАТУРА
- Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
- Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
- Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
Интернет-ресурсы:
- Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
- Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
- Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная развивающая программа "Шахматы и шашки"
Дополнительная общеразвивающая программа "Шахаматы и шашки"...
дополнительная общеразвивающая программа "Шахматы"
Программа "Шахматы" расчитана на 1 год (6-7 лет). В ней содержатся: паспорт программы, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, список литературы....
Дополнительная образовательная программа «Шахматы»
Программа предназначена для детей 5-7 лет и реализуется в течение 2 лет.Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности.У...
Конспект НОД по дополнительной образовательной программе "Шахматы"
Занятие № 6 "Как пешка Королевой стала"...
Дополнительная образовательная программа «Шахматы»
Программа предназначена для детей 5-7 лет и реализуется в течение 2 лет.Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности.У...
Дополнительная образовательная программа "Шахматы в детском саду" физкультурно-спортивной направленности для детей возраста 6-7 лет
Дополнительная образовательная программа "Шахматы в детском саду" физкультурно-спортивной направленности для детей возраста 6-7 лет...
Дополнительная образовательная программа "Шахматы в детском саду" физкультурно-спортивной направленности для детей возраста 6-7 лет
Дополнительная образовательная программа "Шахматы в детском саду" физкультурно-спортивной направленности для детей возраста 6-7 лет...