Речевые игры в детском саду
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Речевые игры в детском саду
Речевое развитие – это показатель интеллектуального развития ребенка. Развитие речи начинается в дошкольном возрасте, когда происходит активное формирование речевых навыков и умений, и происходит во всех видах деятельности.
1. Звуковая культура речи.
Звуковая культура речи – это ключевая задача речевого развития. Это умение правильно произносить звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно и без спешки, тренировать лицевые мышцы, в особенности мышцы нижней челюсти, языка и губ. С этой целью проводят артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения. Достаточно выполнять за один раз 3-4 упражнения: «Улыбка-трубочка», «Лошадка», «Качели», «Часики». Можно обыгрывать при помощи игрушек, картинок. Ставить песочные часы или использовать презентацию. Затем переходим к развитию правильного дыхания. Вдох через нос, выдох через рот. Для этого можно брать ваточку – сдуть с носа, перышко – сдуваем с ладони, смятые бумажки – «задуваем» гол в ворота.
2. Формирование словаря. При формировании словаря ребенка важно не просто произносить как можно больше слов. Все слова, которые произносит и слышит ребенок, должны нести для него смысловую нагрузку, соотноситься с какими-либо образами.
Приемы, направленные на обогащение словаря:
- демонстрация карточек с названиями;
- употребление новых слов в сочетании с уже известными;
- многократное повторение новых слов;
- пояснения к действиям, предметам, новым явлениям.
Игры на употребление существительных.
- Игра «Что чем делают?».
Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах; употребление существительных в дательном падеже.
Ход игры.
На столе разложены картинки – орудия труда, в перевернутом виде. Дети по очереди берут, называют предмет и рассказывают, что этим предметом можно делать.
- Игра «Город гномиков».
- Игра «Кому угощение».
- Игра «Расскажи о картинке».
- Игра «Назови три слова».
- Игра «Полслова за вами».
- Игра «Я один».
- Игра «Лови да бросай – цвета называй».
- Игра «Животные и их детеныши».
Игры на употребление прилагательных.
Игра с мячом «Строим дом», «Скажи ласково», «Один – много», «Из чего сделано», «Горячий – холодный», «Что бывает круглым», «Угадай игрушку».
Игры на употребление глаголов.
«Сорока», «Кто кем хочет стать?», «Чья голова?», «Кто как передвигается?», «Кто может совершать эти движения?»
3. Слуховое восприятие и развитие слуха. Чтобы правильно говорить, ребенку необходимо научиться слушать и слышать.
Цель развития слуха:
- различать громкие и тихие звуки;
- отличать медленную речь от быстрой;
- обращать внимание на эмоциональный окрас звуков и речи.
Игры: «А можешь ли ты?», «Внимание!», «Молоточек», «Громко – тихо», «Угадай по голосу», «Где я?», «Громкие прятки», «Ать – два», «Звучащие коробочки», «Угадай, что звучит», «Да или нет», «Съедобное – несъедобное», «Справа или слева», «Скажи, что звучит», песенки Железновой. Для старшей и подготовительной группы: «Общий звук», «Доскажи словечко», «Хлопаем и топаем», «Повтор ритм», «Испорченный телефон», «Флажки», «Внизу-вверху – на носу».
4. Формирование грамматического строя речи.
Грамматический строй речи отвечает за правильность речи.
Цель – научить ребенка говорить правильно, обучить следующим навыкам:
- постановка ударений;
- склонение слов;
- использование множественного числа;
- правильное сочетание слов.
К методам формирования грамматически правильной речи относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.
Например, игра «День рождения куклы». У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим чайник. Какой он? Большой или маленький? Из чего Машины друзья будут пить чай?
Игры: «Что за зверь?», «У кого сколько?», «Чьи это вещи?», «Лесник», «Что на елке, что рядом, что под елкой?», «Где бабочка?», «Покатаем в машине игрушки», «Что растет в лесу» и др.
5. Развитие связной речи и овладение речью как средством общения и культуры.
Связность речи отвечает за умение вести монологи или поддерживать диалог.
Цель – привить ребенку следующие навыки:
- понимать речь взрослых;
- грамотно изъясняться на родном языке;
- формулировать ответы на поставленные вопросы.
Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Игры: «Сочини предложение», «Внимание! Розыск!», «Кто с какими буквами дружит», «Теремок», «Составь рассказ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
речевые игры в детском саду и дома.
совместная деятельность учителя-логопеда родителей и детей с ОНР старший возраст. Цель: познакомить родителей с работой учителя-логопеда и детей. научить родителей играть с детьми. Речевые развле...
Консультация для воспитателей "Речевые игры в детском саду"
Целью консультации является систематизация знаний воспитателей о возможностях использования речевых игр....
Рекомендация для родителей "Речевые игры в детском саду и дома"
Описание речевых игр для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД по реализации ОО "Речевое развитие" "Дружно играем в детском саду"(младшая группа")
В детском саду очень актуален вопрос дружеских взаимоотношений. М ы учим быть их дружными, доброжелательными друг к другу, уметь делиться друг с другом игрушками. Это занятие ведет к тому, что надо иг...
Практикум для воспитателей младших групп "Речевые игры в детском саду"
Цель практикума: повышение компетенции воспитателей по развитию речи детей младшего возраста,практическое осуждение игр, которые можно использовать в работе с детьми.Материал полезен педаг...
Музыкально - речевые игры в детском саду
Буклет № 3 для педагогов по элементам Орф - педагогики в ДОУ...
"Речевые игры в детском саду"
Консультация...