Речевые игры в детском саду
методическая разработка

Григорьева Екатерина Николаевна

Речевые игры в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_v_detskom_sadu.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры в детском саду

Речевое развитие – это показатель интеллектуального развития ребенка. Развитие речи начинается в дошкольном возрасте, когда происходит активное формирование речевых навыков и умений, и происходит во всех видах деятельности.

1. Звуковая культура речи.

 Звуковая культура речи – это ключевая задача речевого развития. Это умение правильно произносить звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно и без спешки, тренировать лицевые мышцы, в особенности мышцы нижней челюсти, языка и губ. С этой целью проводят артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения. Достаточно выполнять за один раз 3-4 упражнения: «Улыбка-трубочка», «Лошадка», «Качели», «Часики». Можно обыгрывать при помощи игрушек, картинок. Ставить песочные часы или использовать презентацию. Затем переходим к развитию правильного дыхания. Вдох через нос, выдох через рот. Для этого можно брать ваточку – сдуть с носа, перышко – сдуваем с ладони, смятые бумажки – «задуваем» гол в ворота.

2. Формирование словаря. При формировании словаря ребенка важно не просто произносить как можно больше слов. Все слова, которые произносит и слышит ребенок, должны нести для него смысловую нагрузку, соотноситься с какими-либо образами.

Приемы, направленные на обогащение словаря:

- демонстрация карточек с названиями;

- употребление новых слов в сочетании с уже известными;

- многократное повторение новых слов;

- пояснения к действиям, предметам, новым явлениям.

Игры на употребление существительных.

  1. Игра «Что чем делают?».

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах; употребление существительных в дательном падеже.

Ход игры.

На столе разложены картинки – орудия труда, в перевернутом виде. Дети по очереди берут, называют предмет и рассказывают, что этим предметом можно делать.

  1. Игра «Город гномиков».
  2. Игра «Кому угощение».
  3. Игра «Расскажи о картинке».
  4. Игра «Назови три слова».
  5. Игра «Полслова за вами».
  6. Игра «Я один».
  7. Игра «Лови да бросай – цвета называй».
  8. Игра «Животные и их детеныши».

Игры на употребление прилагательных.

Игра  с мячом «Строим дом», «Скажи ласково», «Один – много», «Из чего сделано», «Горячий – холодный», «Что бывает круглым», «Угадай игрушку».

Игры на употребление глаголов.

«Сорока», «Кто кем хочет стать?», «Чья голова?», «Кто как передвигается?», «Кто может совершать эти движения?»

3. Слуховое восприятие и развитие слуха. Чтобы правильно говорить, ребенку необходимо научиться слушать и слышать.

Цель развития слуха:

- различать громкие и тихие звуки;

- отличать медленную речь от быстрой;

- обращать внимание на эмоциональный окрас звуков и речи.

Игры: «А можешь ли ты?», «Внимание!», «Молоточек», «Громко – тихо», «Угадай по голосу», «Где я?», «Громкие прятки», «Ать – два», «Звучащие коробочки», «Угадай, что звучит», «Да или нет», «Съедобное – несъедобное», «Справа или слева», «Скажи, что звучит», песенки Железновой. Для старшей и подготовительной группы: «Общий звук», «Доскажи словечко», «Хлопаем и топаем», «Повтор ритм», «Испорченный телефон», «Флажки», «Внизу-вверху – на носу».

4. Формирование грамматического строя речи.

Грамматический строй речи отвечает за правильность речи.

Цель – научить ребенка говорить правильно, обучить следующим навыкам:

- постановка ударений;

- склонение слов;

- использование множественного числа;

- правильное сочетание слов.

К методам формирования грамматически правильной речи относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.

Например, игра «День рождения куклы». У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим чайник. Какой он? Большой или маленький? Из чего Машины друзья будут пить чай?

Игры: «Что за зверь?», «У кого сколько?», «Чьи это вещи?», «Лесник», «Что на елке, что рядом, что под елкой?», «Где бабочка?», «Покатаем в машине игрушки», «Что растет в лесу» и др.

5. Развитие связной речи и овладение речью как  средством общения и культуры.

Связность речи отвечает за умение вести монологи или поддерживать диалог.

Цель – привить ребенку следующие навыки:

- понимать речь взрослых;

- грамотно изъясняться на родном языке;

- формулировать ответы на поставленные вопросы.

Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Игры: «Сочини предложение», «Внимание! Розыск!», «Кто с какими буквами дружит», «Теремок», «Составь рассказ».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

речевые игры в детском саду и дома.

совместная деятельность учителя-логопеда родителей и детей с ОНР старший возраст. Цель: познакомить родителей с работой учителя-логопеда и детей. научить родителей играть с детьми. Речевые развле...

Консультация для воспитателей "Речевые игры в детском саду"

Целью консультации является систематизация знаний воспитателей о возможностях использования речевых игр....

Рекомендация для родителей "Речевые игры в детском саду и дома"

Описание речевых игр для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по реализации ОО "Речевое развитие" "Дружно играем в детском саду"(младшая группа")

В детском саду очень актуален вопрос дружеских взаимоотношений. М ы учим быть их дружными, доброжелательными друг к другу, уметь делиться друг с другом игрушками. Это занятие ведет к тому, что надо иг...

Практикум для воспитателей младших групп "Речевые игры в детском саду"

Цель практикума: повышение компетенции воспитателей по развитию речи детей младшего возраста,практическое  осуждение  игр, которые можно использовать в работе с детьми.Материал полезен педаг...

Музыкально - речевые игры в детском саду

Буклет № 3 для  педагогов  по  элементам  Орф - педагогики в  ДОУ...