Рекомендация для родителей "Речевые игры в детском саду и дома"
консультация (старшая группа) на тему
Описание речевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uvazhaemye_roditeli.docx | 136.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендация для родителей
«Речевые игры в детском саду и дома»
Уважаемые родители!
Вам предлагаются игры из методического пособия автором, которого является педагог Нищева Н. В. Эти игры помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
Речевые игры для детей 5 – 6 лет
Игра «Звуковая мозаика»
Цель игры – закрепление в активной речи ребенка изучаемого звука, развитие умения осуществлять звуко – буквенный анализ слов.
Приведем содержание игры на примере автоматизации звука С в словах во всех позициях (в начале, конце и середине слова). Для того чтобы малышу было интересно, можно привлекать в игру старших братьев и сестер, других ребят и взрослых. Кроме этого целесообразно использовать какой-либо игровой предмет, например, мяч. Его можно передавать по цепочке или бросать в разном направлении тем людям, которым переходит в игре ход. Это создаст эффект неожиданности и повысит познавательный интерес. Перед тем как начать игру, следует рассказать ее участникам о правилах. Они таковы: первый человек называет слово со звуком С, например, самолет. Следующий человек, которому попадет мяч, должен придумать слово на последний звук предыдущего слова. Но, тут- то вся трудность! Новое слово должно включать также и закрепляемый звук С. Вот цепочка примерных слов: самолет – тоска – абрикос – сок – коса и т.д.
Игра «Придумай словечко»
Цель игры – закрепление в активной речи ребенка изучаемого звука, развитие умения синтезировать слова.
В качестве примера приведем игру для автоматизации звука С. Первый вариант игры. Вы называете первый слог, который содержит звук С. Ребенку следует дополнить этот слог до слова. Например, вы произносите слог СА. А малыш додумывает новые слова типа САША, САНИ, САРАФАН, КОСА и др. Второй вариант. Вы сообщаете ребенку слоги без звука С. Малышу же нужно придумать слово с данным слогом, но в нем должен быть обязательно звук С. К примеру, вы произносите слог РО. Ребенок может придумать слова типа РОСА, СОРОКА и др.
Игра «Перевертыши»
Цель игры – закрепление в активной речи ребенка изучаемого звука, развитие умения осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слов.
Приведем пример автоматизации все того же звука С. Начать игру можно с удивительного рассказа о том, что в стране Азбукиведии злая волшебница запутала все слова. Конечно же, только малыш может помочь жителям этой страны их «расколдовать». Ребенку предлагаются слова, разные по слоговому составу и различному положению в них звука С, например, «супода» (посуда), «окс» (сок), «сако» (коса). Малышу нужно отгадать «заколдованные» слова. Если ребенок затрудняется, можно назвать первый звук или первый слог.
Игра «Незнайкины ошибки»
Цель игры: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.
В осеннем лесу.
Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес.
Игра «Мама потерялась»
Цель игры: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".
В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.
Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок. Лошадь ищет…(жеребёнка).
Свинья ищет…(поросёнка).
Собака ищет…(щенка).
Кошка ищет…(котёнка).
Коза ищет…(козлёнка).
Овца ищет…(ягнёнка).
Лисица ищет…(лисёнка).
Зайчиха ищет…(зайчонка).
Волчица ищет…(волчонка).
Ежиха ищет…(ежонка).
Медведица ищет…(медвежонка).
Белка ищет…(бельчонка).
В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)
Речевые игры для детей 6 - 7 лет
Игра «Похожие слова»
Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель - друг - враг;
Грусть - радость - печаль;
Еда - очистки - пища;
Труд - завод - работа;
Танец - пляска - песня;
Бежать - мчаться - идти;
Думать - хотеть - размышлять;
Шагать - сидеть - ступать;
Слушать - глядеть - смотреть;
Трусливый - тихий - пугливый;
Старый - мудрый - умный;
Бестолковый - маленький - глупый;
Смешной - большой - огромный.
Игра «Семейная олимпиада»
Цель игры: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы" какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
Игра «Два брата»
Цель игры: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища. Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.
Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.
Игра «Назови ласково»
Цель игры: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
речевые игры в детском саду и дома.
совместная деятельность учителя-логопеда родителей и детей с ОНР старший возраст. Цель: познакомить родителей с работой учителя-логопеда и детей. научить родителей играть с детьми. Речевые развле...
Подвижные игры в детском саду и дома.
Описание игр для разных возрастов для педагогов и родителей....
Подвижные игры в детском саду и дома
Подвижные игры...
Игры в детском саду и дома с разными детьми
Предлагается в помощь серия игр, используемых как воспитателями, так и родителями....
Консультация для родителей "Дидактические игры в детском саду и дома"
«Игра - это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В. А. Сухомлинский....
Игра в детском саду и дома
Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка.В этот период ребёнок активн...
"Дидактические игры в детском саду и дома"
Консультация для родителей . Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра...