Презентация "Создание психолого-педагогических условий для социального образования детей раннего возраста в условиях внедрения ГОС ДО"
презентация к уроку (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya-ranniy_vozrast.pptx | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В соответствии с ГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Развитие ребёнка раннего возраста в образовательном процессе обеспечивается целостным процессом социализации.
Социализация - от латинского слова socialis - общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.
Государственный образовательный стандарт выдвигает ряд требований к социальному развитию детей: - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; - готовности к совместной деятельности со сверстниками; - уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых; - формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества; - безопасного поведения в социуме, природе, быту.
Социализация ребенка - явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития. Цель социализации - становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного - к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного - к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного - к людям, природе, окружающему миру
Цель социализации ребенка раннего возраста: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы педагог признавал право ребёнка «быть самим собой».
Выделяют три группы задач, которые необходимо решать на этапе социализации дошкольника: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические
Естественно-культурные задачи связаны с достижением определенного уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, у него формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребенка, на базе которых воспитываются социально-нравственные качества.
Социально-культурные - задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. Д.И . Фельдштейн писал: «К трем годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя свое новое социальное положение, выделяя свое «Я», начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми - взрослыми и сверстниками.
Социально-психологические задачи связаны со становлением сознания личности ребенка. В раннем дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определенной меры самопознания и уровня самоуважения. Основа самооценки - умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, произвольное поведение.
Педагогическая технология социализации детей раннего возраста в образовательном процессе ДОО вариативна и осуществляется поэтапно: - сбор информации об индивидуальных личностных особенностях детей; - перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию; - использование различных форм и методов социализации и индивидуализации в образовательном процессе; - организация педагогического пространства для социализации-индивидуализации детей; - индивидуальная коррекция имеющихся социально-личностных проблем ребенка.
Важной особенностью организации процесса позитивной социализации детей – осуществление его в активной деятельности по освоению предметного мира и мира взаимоотношений между людьми, а также в ходе влияния внешних социальных факторов и в организованном образовательном процессе.
Пространство социализации в ДОО выстраивается на различных принципах расширения и обогащения социального и предметного компонентов: - расширение сферы общения и взаимодействия ребёнка с детьми разных возрастов и окружающими взрослыми; («играем вместе», «дом, в котором мы живём», «поможем малышам», «идем в гости» и др.) - предоставление детям разнообразных атрибутов, материалов для различных видов индивидуальной и совместной деятельности (развивающая предметно-пространственная среда группы, обеспечивающая возможность выбора детьми деятельности, видов активности, участников совместной деятельности, общения).
увеличение и постепенное обогащение в социальной и предметной составляющей пространства элементов, способствующих индивидуализации ребёнка: личных вещей (одежды, фотографий, подарков, альбомов, рисунков и др.), территорий уединения, доступных для ребёнка; - гибкого сочетания индивидуализирующих и социализирующих аспектов в организационно-технологическом компоненте с учётом задач и хода развития индивидуальности каждого ребёнка. Сочетание разных позиций педагога («наблюдателя», «информатора», «советчика», «партнера»).
Сферами социализации является многообразная детская деятельность: игровая , коммуникативная, познавательная , исследовательская .
Эффективность условий социально-личностного развития детей, определяется педагогами на основе ежедневных наблюдений за проявлениями ребенка в различных ситуациях, индивидуальных беседах, общении с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слухового внимания детей раннего возраста – главное условие качества дошкольного образования
Материал разработан для методического объединения...
Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задача: создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
В презентации представлены такие вопросы, как Социальная адаптация, как она протекает....
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, в группе детей раннего возраста, в условиях реализации ФГОС ДОО.
Создание работниками ДОО психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей....
Социальное развитие детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки
Социальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребенка в целом.ФГОС ДО предусма...