Социальное развитие детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки
статья
Социальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребенка в целом.
ФГОС ДО предусматривает создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, одним из которых, является игра. Игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка, способствует
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta_v_tsipr.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное развитие детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки
Ст. воспитатель Кальченко Ю.Л.
МБДОУ д/с № 53
Социальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребенка в целом.
ФГОС ДО предусматривает создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, одним из которых, является игра. Игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка, способствует включению семьи ребенка в систему дошкольного образования.
Родители, безусловно, заинтересованы в развитии ребенка, но понимают его чаще как обучение каким-либо навыкам – счету, письму и т.д. Ведущую же детскую деятельность – игровую – считают в большинстве своем скорее развлечением. Однако, значение детской игры неоценимо в воспитании и развитии ребенка. Именно в игре развивается мышление, общение, воображение и эмоции. Игра – это естественная потребность ребенка, и в ней он развивается как личность, и именно она в дошкольном, и тем более в раннем возрасте является самым активным методом обучения и воспитания.
У большинства малышей раннее детство проходит в семье. И действительно, любовь близких, общение с родственниками являются необходимыми условиями для нормального развития малыша и его благоприятного эмоционального самочувствия. Но, к сожалению, не все родители понимают возрастные особенности детей этого возраста и не всегда умеют найти правильные педагогические методы. Кроме того, многие современные родители испытывают потребность в повышении психологической и педагогической культуры, которая существенно помогла бы им продуктивно взаимодействовать со своими маленькими детьми, осмысливать и обогащать свой жизненный опыт их воспитания.
Все выше сказанное актуализирует проблему развития альтернативных форм дошкольного образования, которые представляют собой взаимодействие семейного и общественного воспитания детей, на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду.
Исходя из запроса родителей, анализа потребностей социума, имеющихся условий в ДОУ, может быть выбрана одна из таких форм – Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР), которая призвана стать первой ступенью дошкольного образования для малышей, не посещающих детский сад. Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности.
Целью ЦИПР является содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения на основе использования современных игровых технологий.
Одной из основных задач ЦИПР является оказание содействия в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности. Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка, укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей, формированию партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Важно отметить, что специфика ЦИПР заключается в том что, для детей, которые приходят в детский сад несколько раза в неделю, образовательный процесс организован максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. Игровые занятия в ЦИПР построены с учетом возрастных психологических особенностей раннего возраста, а именно специфики социальной ситуации развития, которую можно обозначить формулой «ребенок-предмет-взрослый», причем имеется ввиду именно близкий взрослый, прежде всего мать. Именно она способствует формированию у ребенка чувства безопасности и защиты, и первой социальной адаптации. В соответствии с этим деятельность ЦИПР строится на основе принципа взаимодействия ребенка с родителем при участии специалиста. В модели «ребенок-родитель-специалист» родителю (маме) отводится ведущая роль, а специалист выступает в роли консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам игрового взаимодействия с ребенком.
Предметно-развивающая среда ЦИПР организована в соответствии с интересами и потребностями ребенка и направлена на обогащение и развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Игровые занятия Центра организуются по следующим направлениям:
• Развитие познавательных способностей;
• Развитие эмоционально-личностной, социальной сферы;
• Развитие представлений об окружающем мире;
• Развитие речи;
• Развитие мелкой моторики;
• Развитие творческих способностей;
• Развитие сенсорных ощущений;
• Развитие двигательной активности;
• Развитие музыкального слуха и ритма.
Основными формами работы Центра игровой поддержки с детьми являются индивидуальные и групповые игровые сеансы (занятия). Игры в Центре - это не просто веселые развлечения вместе с мамой, но и забота о правильном развитии опорно-двигательной системы, мелкой и крупной моторики, развитие речи и коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире, стимулирование познавательной активности, развитие сенсорных ощущений, творческих способностей, формирование первой социальной позиции ребенка раннего возраста. Ребёнок начинает интересоваться окружающим его миром: людьми, то, как они взаимодействуют друг с другом, с объектами. Именно это влияет на социальное развитие детей раннего возраста.
Игровые занятия, организованные в течение дня, включают в себя несколько видов деятельности, объединенных единой темой и имеет определенную структуру:
1.Свободные совместные игры детей с родителями и друг другом, освоение игрового пространства.
2. Приветствие.
3. Игры, способствующие развитию взаимодействия между ребенком и взрослым (пальчиковые, игры на руках и коленях, игровые массажи); коммуникативные игры.
4. Сенсорные игры или художественное творчество.
5. Двигательные игры и упражнения, развивающие общую моторику ребенка, музыкальные игры.
6.Прощание.
Такой алгоритм помогает малышам легко переходить от одного вида деятельности к другому, чередуя активный отдых с продуктивной деятельностью.
На встречах ЦИПР родители и дети учатся взаимодействовать друг с другом в различных видах игровой деятельности: коммуникативных, двигательных, сенсорных, музыкальных и творческих играх; лучше понимать друг друга и получать удовольствие от совместной деятельности.
Родителидетей, принятых в группы ЦИПР активно включены в творческий процесс создания оптимальных условий для развития ребенка.
Сотрудники Центра (старший воспитатель, воспитатель, педагог-психолог, логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель и др.) проводят для родителей консультации, тренинги, беседы, которые помогают сформировать у родителей умение взаимодействовать с детьми в игровой деятельности.
Кратковременное, но систематическое посещение малышей раннего возраста ЦИПР обеспечивает устойчивые результаты:
- социальное развитие ребенка – основу формирования личности,
- адаптация детей к условиям детского сада и плавный переход от воспитания в условиях семьи к воспитанию в условиях образовательного учреждения;
- формирование коммуникативных навыков в процессе совместных игр со сверстниками и взрослыми;
- получение квалифицированной психолого-педагогической помощи родителями по вопросам воспитания и развития;
- развитие компетенций и повышение квалификации педагогических работников ДОУ.
Детей, посещавших Центр игровой поддержки, отличает наличие познавательного интереса, позитивное отношение к детскому коллективу, педагогам, они легко адаптируются в дальнейшем к дошкольному образовательному учреждению.
Список литературы.
- АфонькинаЮ., ОмельченкоЕ. Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста. Организация деятельности. Конспекты игровых дней. Издат: Учитель Серия: Развитие дошкольникаISBN 978-5-7057-2938-8; 2013 г.с. 208
- Выродова И.А. Организация и содержание игровых сеансов с детьми первого года жизни в условиях ЦИПР. / Управление ДОУ №8, 2011г., с. 100
- Касаткина Е.И Игровые технологии в образовательном пространстве ДОУ./ Управление ДОУ №5, 2012г., с. 24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание современной развивающей среды, как условие социального развития детей раннего возраста»
...
«СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ, СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Социальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребенка в це...
«Создание современной развивающей среды, как условие социального развития детей раннего возраста»
школа педагогичекого опыта...
«Развитие коммуникативной и речевой сфер у детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки»
В последние годы значительно возросло число родителей детей в возрасте до 3 лет с жалобами на речевое недоразвитие (общение с помощью лепетных слов, малопонятная окружающим речь).В случае отсутствия а...
презентация "Малые фольклорные жанры, как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС"
презентация предназначена для воспитателей второй группы раннего возраста...
«Воспитание и развитие детей раннего возраста в условиях социального приюта»
Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из самых актуальных проблем современного общества.Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих...
Развитие детей 2-3 лет в Центре игровой поддержки ребенка.
В последнее время родители более ответственно и серьезно стали подходить к вопросу о предстоящем посещении ребенком детского образовательного учреждения. У них все чаще появляется желание подготовить...