Конспект открытого мероприятия "Подвиг Ленинградцев"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Матвеева Мария Владимировна
Открытое мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Блокада23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Расширить представления детей о подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Задачи:

-обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города-Блокаде.

-формировать любовь к родному городу.

-формировать уважение, внимание и заботу к старшему поколению.

-активизировать словарь по теме.

Предварительная работа:

-чтение худ. Литературы по теме.

-слушание песен военных лет.

-рассматривание иллюстраций, фотографий.

-просмотр фильмов.

-слушание стихов о блокадном городе.

Оборудование и материалы:

Слайды по теме, живые цветы, плакаты с иллюстрациями, документальные фильмы «Жила-была девочка», «Блокада» и другие, аудиозаписи с песнями.

Взаимодействие с родителями:

Стендовая информация по теме «Блокада» (плакат), рисунки детей совместно с родителями.

«Блокада»

Воспитатель:

Петербург-Петроград-Ленинград-Петербург. Об этом городе написано много, и многое с ним связано. Его судьба волновала разные поколения, его облик и судьба его жителей отражают вехи его истории.

Немало испытаний выпало на его долю. Но, самым страшным стала для него война с фашистской Германией.

Утром 22 июня 1941 года, в 3 часа 30 минут, Германия напала на Советский Союз.

Для нашего народа началась Великая Отечественная война.

Звучит песня «Священная война»

В сентябре 1941 года город оказался в «клещах» окружения. Ценой неимоверных усилий, потерь и напряжением всех сил, советские войска сдерживали натиск противника. Все их душевные силы были направленны на то, чтобы не пустить врага к Ленинграду, отсюда рождалась их беззаветная храбрость в борьбе с силами противника.

Ребенок:      

В Блокадном кольце Ленинграда

На Лиговском, Невском проспекте

Снаряды и пули летят

Рано зима в этот год наступила

Морозы пришли, холода

И в мирную жизнь Ленинградцев

Нежданно ворвалась война.

Ребенок:    

Враги ломились в город наш свободный,-

Крошили камни городских ворот ….

Но вышел на проспект Международный

Вооруженный трудовой народ.

Ребенок:    

.....Наступит день, и, радуясь, спеша,

Еще печальных не убрав развалин.

Мы будем так наш город украшать,

Как люди никогда не украшали.

И вот тогда на самом стройном зданье,

Лицом к восходу солнца самого

Поставим мраморное изваянье

Простого труженика ПВО.

Пускай стоит, всегда зарей объятый,

Так, как стоял, держа неравный бой:

С закинутою к небу головой,

С единственным орудием-лопатой.

Воспитатель:

Враг пытался штурмом овладеть городом, но был отбит и оставлен на ближних подступах к нему. Началась героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагами в тяжелейших условиях блокады. На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость.

Ребенок:  

Сентябрь 41, 8 число

Для Ленинграда смертельно оно,

Начало блокады, обстрелов и слез,

Не испугались страшных угроз.

Ребенок:  

Горят Бадаевские  склады

В огне пожаров Ленинград

Пришел он-первый день блокады

Гудят воздушные тревоги.

И все отрезаны дороги

В кольце, в осаде Ленинград.

Ребенок:  

Вот первый день блокады

Их будет много-девятьсот

Но город наш, со смертью споря

Все одолеет, все снесет.

Ребенок:  

Обстрелы, голод, холод, горе

С тех пор прошли уже года

Исчезли с улиц баррикады

Но день тот страшный и жестокий.

Мы не забудем никогда!

Воспитатель:

Но Ленинградцы не сдавались. Были построены 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, созданы отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках-отряды по охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты. На защиту родного города встали не только взрослые, но и дети. Наравне с взрослыми, школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовые ленинградских крыш».

Песня «Ленинградские мальчишки»

Воспитатель:

Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания. Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии.

Истощенные голодом, обессилившие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы.

Ребенок:  

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных ….

Так с декабря кочуют горожане

За много верст, в густой туманной мгле,

В глуши слепых, обледеневших зданий.

Отыскивая угол потеплей.

Ребенок:  

А девушка с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяло тело

На Охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь,-к вечеру добраться б …

Глаза бесстрашно смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин!

Провозят ленинградца,

Погибшего на боевом посту.

Ребенок:  

Скрипят полозья в городе, скрипят …

Как много нам уже недосчитаться!

Но мы не плачем; правду говорят,

Что слезы вымерзли у ленинградцев.

Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.

Нам ненависть заплакать не дает.

Нам ненависть залогом жизни стала:

Объединяет, греет и ведет.

О том, чтоб не прощала, не щадила,

Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,

Ко мне взывает братская могила

На Охтинском, на правом берегу.

Воспитатель:

А самое страшное-Осажденный Ленинград оказался почти без запасов еды. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы выдачи продуктов были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети-всего 125 грамм в день!

Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли и их в пищу. Ели многое из того, что в мирное время считалось совсем несъедобным.

Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах.

Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода.

Ребенок:  

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре-

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Ребенок:  

…. О, мы познали в декабре-

не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех-

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

Воспитатель:

Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его.

Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Ребенок:

О да, мы счастье страшное открыли-

Достойно не воспетое пока,-

Когда последней коркою делились,

Последнею щепоткой табака;

Когда вели полночные беседы

У бедного и дымного огня,

Как будем жить, когда придет победа,

Всю нашу жизнь по-новому ценя.

Воспитатель:

И вот, наконец, 21 ноября 1941 года была открыта долгожданная Ледовая трасс по Ладожскому озеру.

Днем и ночь по льду озера шли машины и доставляли в город продовольствие, вооружение, боеприпасы.

Ребенок:

Дорогой жизни шел к нам хлеб.

Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Ребенок:

Зимой машины мчались вереницы

И лед на Ладоге трещал.

Возили хлеб для Северной столицы

И Ленинград нас радостно встречал.

Ребенок:

Чуть разогнешь-опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб-две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарни до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре-

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Ледовая дорога так же сыграла важную роль в эвакуации населения города.

Вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей. Это была единственная «ниточка», связывающая осажденный город, с Большой Землей.

Звучит песня «Эх, Ладога»

Наконец наступила весна 1942 года, которую с таким нетерпением ждали ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищали от трупов. Ленинградцам угрожал еще один смертельный враг-эпидемия. На нее очень надеялись фашисты. Необходимо было очистить город. Нелегко было работать голодным, измученным людям. Но город был полностью очищен.

Несмотря ни на что. Город жил!

В блокадном, голодном Ленинграде издавались книги, художники писали картины.

Ленинградцы-блокадники с благодарностью вспоминают о ленинградском радио, которое работало круглосуточно. По ленинградскому радио звучали и стихи поэтов- блокадников: Николая Тихонова, Веры Имбер, Ольги Бергольц.

Ребенок:

И если чем-нибудь могу гордиться,

То, как и все друзья мои вокруг,

Горжусь, что до сих пор могу трудиться,

Не складывая ослабевших рук.

Горжусь, что в эти дни, как никогда,

Мы знали вдохновение труда.

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

Где смерть, как тень тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми бывали,

Такой свободой бурною дышали,

Что внуки позавидовали б нам.

Воспитатель:

Но умирающий в голоде и холоде город жил, 9 августа 1942 года зажглись огни Большого зала филармонии.

Звучала 7-ая, Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича.

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей; многие из них плакали, не скрывая слез.

Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время,-веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

Звучит «7-ая симфония» Шостаковича.

Воспитатель:

В блокадном Ленинграде работали театры и библиотеки. Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса печурка- «буржуйка» не могла его обогреть. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.

Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».

Ребенок:

Блокада … Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова-

Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мерзли на пути,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

Песня «Дети Блокады»

Воспитатель:

На защиту любимого города встали и моряки Балтийского флота.

Клятва Балтийцев.

Дорогие товарищи Ленинградцы! Мы даем Вам священную клятву. Пока бьется сердце, пока видят глаза, пока руки держат оружие, не бывать фашистской сволочи в городе Ленина! Теснее сомкнем ряды. Не пустим врага в наш город!

Будем биться за Ленинград! До последней капли крови, до последнего вздоха, но Ленинград на поругание не отдадим!

Защитим Ленинград!

Истребим врага!

Победим!

Танец «Яблочко»

И вот, настал долгожданный день.

Шестнадцатимесячная блокада Ленинграда усилиями советских воинов 18 января 1943 года была прорвана.

Ребенок:

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

Не плача, рассказала, что вчера

Единственного схоронила друга,

И мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

Я тоже-ленинградская вдова.

Мы съели хлеб, что был отложен на день,

В один платок закутались вдвоем,

И тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один, стуча трудился метроном …

И стыли ноги, и томилась свечка.

Вокруг ее слепого огонька

Образовалось лунное колечко,

Похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,

Мы вышли за водой и хлебом

И услыхали дальней канонады

Рыдающий, тяжелый, мерный гул:

То Армия рвала кольцо блокады,

Вела огонь по нашему врагу.

Воспитатель:

Эти 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось на них внезапно.

И тогда, и теперь, когда прошло более полвека с тех пор, как Ленинград освободился от блокады, людей всего мира поражало и поражает одно: как народ смог выстоять? В чем была его сила?

Давайте почтим память погибших ленинградцев минутой молчания.

Звук метронома.

Ребенок:

Пусть сны тебе спокойные приснятся-

Битвы стихли на земле ночной.

Люди неба больше не боятся,

Неба, озаренного луной.

Ты проснешься на земле цветущей,

Вставшей не для боя-для труда.

Ты услышишь ласточек поющих:

Ласточки вернулись в города.

Гнезда вьют они-и не боятся!

Вьют в стене пробитой, под окном:

Крепче будет гнездышко держаться,

Люди больше не покинут дом.

Так чиста теперь людская радость,

Точно к миру прикоснулась вновь.

Здравствуй, сын мой, жизнь моя, награда,

Здравствуй, победившая любовь.

Воспитатель:

За героизм и мужество, проявленное в битве за Ленинград, 140 воинов армии,

126-флота, 19 партизан удостоены звания Героя Советского союза. 350 тыс. солдат, офицеров и генералов-участников обороны Ленинграда, 5,5тыс. партизан и около 400 работников ледовой дороги награждены орденами и медалями Советского Союза. 1,5 миллиона защитников Ленинграда были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Ребенок:

Осада длится.

Тяжкая осада

Ни виданная ни в одной войне.

Медаль за оборону Ленинграда.

Сегодня Родина вручает мне.

Звучит песня «За оборону Ленинграда».

Годы идут, но прошлого не уносят, мы и сейчас не забыли этот подвиг.

СПАСИБО, СПАСИБО, СПАСИБО,

ЗА ВАШ ПОДВИГ, ЛЕНИНГРАДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"

Цель:  Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"

Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...