Комплекс адаптационных игр и упражнений для детей раннего возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Геворгян Зоя Левоновна

Формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_adaptatsionnyh_igr.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс адаптационных игр и упражнений для детей раннего возраста.

  1. «Солнечные зайчики»

Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым

Организация: проводится с двумя – тремя детьми

Материал: маленькое зеркальце

Ход игры

Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу: «Лови зайчика! Дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2 - 3 раза.

  1. «Передай колокольчик»

Цель: формирование эмоционального контакта, доверия к окружающему миру, взрослым

Организация: фронтальная

Материал: колокольчик

Ход игры

Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик» Дети по очереди становятся на место взрослого и звонят в колокольчик. 

Вариант 2 – с бубном:

Воспитатель дает бубен одному из детей, пропевая:

Поиграй-ка, Лена в бубен,

Мы в ладоши хлопать будем.

Поиграй-ка, поиграй,

Диме бубен передай.

Ребенок ударяет в бубен, передает следующему. Игра повторяется 3 раза.

  1. «Мяч»

Цель:  формирование эмоционального контакта;     формирование доверия детей к воспитателю.

Организация: фронтальная

Ход игры

Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:

Друг веселый, мячик мой.

Всюду рядом он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять.

Хорошо мне с ним играть!

               После этого «мяч» «убегает», а взрослый ловит его.

4. «Игра с собачкой»

Цель: формирование эмоционального контакта;

формирование доверия детей к воспитателю.

Организация: фронтальная

Материалы к игре: игрушечная собачка.

Ход игры.

Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять собачку за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Ребенок кормит собаку. Собака «ест», «лает», и говорит ребенку «спасибо».

5.«Зайка»

Цель: формирование эмоционального контакта;  формирование доверия детей к воспитателю.

Организация: фронтальная

Материалы к игре: маска зайчика.

Ход игры

Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок «зайчик» в маске сидит в кругу на стульчике («спит»). Воспитатель поет:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть?

Снами вместе поплясать?

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

  1. «Осенние листочки»

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений; взаимодействие детей.

Организация: фронтальная

Материал: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки.

Ход игры

Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.

- Давайте назовем, какого цвета листочки.

- Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.

Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.

- А хотите потанцевать с гномиком?

Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди. Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика. В заключение гномик благодарит малышей.

  1. «Бабочки на весеннем лугу»

Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

      Организация: проводится с двумя – тремя детьми

Материал: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

Ход игры

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые — а в прозрачные. (Накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом — он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек):

                                            Мы — бабочки весенние,

                                            На листиках сидели (ребенок сидит на корточках).

                                            Ветер дунул — полетели (встает, бегает по комнате, расставив

                                                                                        руки в стороны). 

                                            Мы летели и летели

                                            И на землю тихо сели (садится на корточки, замирает). 

                                            Ветер снова набежал,

                                            Высоко он нас поднял (встает, поднимает руки вверх).

                                            Он вертел нас и кружил

                                            И на землю опустил (кружится по комнате, затем ложится на

                                                                                пол и замирает).

Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он «расправляет крылья» во время потягивания.

  1. «Наливаем, выливаем, сравниваем»

Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

Ход игры

Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода расслабляет и успокаивает. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в нее познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними: взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую; собрать одной рукой, например, бусинки, а другой — камушки; приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения — около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

  1. «Храбрые лягушата»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений.

Оборудование: бумага в рулоне, корзина.

Ход игры

(От рулона каждому участнику отрывается кусок бумаги и кладется на пол.)

«Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушонок сидел, грелся на солнышке и, конечно, разговаривал. А как лягушата разговаривают? Правильно, ква-ква-ква…

И вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и стали их бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не боятся».

А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют.

Результат салюта собираем в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу) приходит расслабление, покой, отдых.

  1. «Рисунки на песке»

Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».

Оборудование: песочница, если в помещении, то - цветные пластиковые подносы, манная крупа.

Ход игры:

Создадим маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Почему дети любят играть в песке?

Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется — это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний.

А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период" (консультация для педагогов)

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем...

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для детей раннего возраста

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений для детей раннего возраста...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Комплексы кинезиологических упражнений для детей раннего возраста

Увлекательныеи простые упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей раннего возраста...

Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период

Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период (рекомендации воспитателям)Игры с песком: «Капли на песке», «Отыщи шарик», «Что в кулачке?», &la...

Комплекс адаптационных игр и упражнений для детей раннего возраста

Комплекс адаптационных игр и упражнений для детей раннего возраста...