Технология «Путешествие по реке времени».
методическая разработка (старшая группа)
Выступление на педагогическом совете из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet.docx | 17.92 КБ |
tehnologiya_puteshestvie_po_reke_vremeni_bundeeva_i.l.pptx | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Путешествие по реке времени».
Технология - «Путешествие по «реке времени». Впервые эта технология была предложена Надеждой Александровной Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности. Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний. С помощью нее легко окунуться в прошлое, посмотреть с чего все начиналось, и проследить динамику изменений от прошлого к настоящему. Надежда Александровна предлагает в первый год использовать тематику путешествий на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи. Например, каким я был сейчас, каким я буду в будущем. Дидактическое пособие «Река времени» - это длинный бумажный лист / обои или склеенные листы ватмана размером 50*160 или 60*180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок» с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. Например «древность-старина-наше время». «Древность» - это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» - примерно мир средневековья и чуть позже; «наше время» - современный мир. Как показывает опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменяется со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия. Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см). Можно делать прямоугольной формы, но интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной. Технология строится на следующих принципах: • Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста. • Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала. • Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес. Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникам, используются следующие методы: 1.Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас. 2. Наглядный метод. а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций. б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов. в) Составление и оформление макетов. Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли. 3. Практический метод. Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия. 4. Игровой метод. Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции. Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени» • Обсуждение реального или вымышленного события • Постановка цели исследования (узнать) • Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала • Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» • Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования • Вывешивание таблицы на стене группового помещения • Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности. Считаю, что необходимо использовать данную технологию в своей педагогической практике, так как она интересна детям и проста в реализации. Использование подобных игр способствует развитию воображения, дают полную свободу для самовыражения, способствуют формированию пытливости ума, познавательной инициативы, умению сравнивать (различать и объединять) вещи и явления. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Введение технологии «Путешествие по реке времени» в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует познавательному развитию, развитию активного словаря, а также образному представлению о времени.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор методики кандидат психологических наук Короткова Н.А. Методика предложена, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Форма работы «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи). Н.А. Короткова «Путешествия по «реке времени »» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм её реализации . Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета , придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так». Именно с чтения этого произведения в начале учебного года и начинается работа .
Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см , на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». Карта-панно «река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
« Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей
«Старина » – примерно, мир средневековья и чуть позже
«Наше время» - современный мир.
Принципы Принцип доступности Принцип наглядности Принцип эмоционального восприятия информации
Методы Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Наглядный метод. а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций. б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов. в) Составление и оформление макетов. Практический метод Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия. Игровой метод Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Алгоритм проведения «Путешествия по «реке времени»» Обсуждение реального или вымышленного события Постановка цели исследования (узнать) Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования Вывешивание таблицы на стене группового помещения Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта (конструкт) НОД по технологии «Путешествие по «реке времени»: «История создания автомобиля» в соответствии ФГОС ДО
Технологическая карта (конструкт) НОД по технологии « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «Реке времени»...
Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».
Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...
Технологическая карта ННОД «История автомобиля» (Технология « Путешествие по "реке времени"», ТРИЗ (системный оператор))
Данная технологическая карта предназначена для педагогов дошкольных учреждений, кто использует в своей практике технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по "реке ...
Практическая консультация для педагогов "Особенности применения технологии «Путешествие по реке времени» в образовательном процессе"
практическая консультация для педагогов ДОУ...
Консультация для педагогов "Технология ""Путешествие по реке Времени"
Ознакомление педагогов с технологией «Путешествие по реке времени»....
Педагогическая находка Технология «Путешествие по реке времени», как средство формирования познавательной активности дошкольников
Развитие познавательных интересов посредством совместной поисково - исследовательской деятельности....
Технология путешествие "по реке времени"
Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира.Именно она позволяет дать детям представления об истор...