Мы учимся считать.
статья (младшая группа)

Домбак Тамара Ивановна

Воспитатель Домбак Т.И.

Мы учимся считать.

Дорогие наши мамы, мне хочется рассказать, Вам сегодня какие требования предъявляются к математическим понятиям. Чему и как учить ребенка, развивая в нем математические умения и навыки. Ведь развивая данные умения и навыки ребенок учится думать, правильно отвечать на вопросы, а следовательно у него развивается логическое мышление, речь, память и внимание, которые так необходимы в школе. Развитие математических навыков, это довольно сложный, целенаправленный, последовательный и систематический процесс. Все знания ребенок получает постепенно с усложнением, нельзя перепрыгивать от простого к сложному, так как это не понятно будет ребенку. То есть, не усвоив более легкого материала, ребенок не может понять более сложного.

Понятие величины.

Так с чего же мы начинаем обучать ребенка? Мы обращаем его внимания, что нас окружает множество разных предметов, одни большие, а другие маленькие. НАПРИМЕР: Мама большая, а ты маленький. А кто еще большой? … У папы кружка большая, а у тебя? Посмотри какие маленькие твои тапочки, а мамины …

Так ребенок постепенно осваивает понятие большой – маленький. Постепенно мы начинаем вводить в речь ребенка такие понятия величины как высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий. Нельзя вводить в речь ребенка сразу все понятия величины, он просто запутается в них. Только после того, как ребенок усвоит два противоположных понятия величины, мы начинаем говорить о следующем.

Количественные представления.

Одновременно с введением понятия величины мы обучаем ребенка количественному представлению. Многие родители говорят, что их дети умеют считать до 5 или 10. А когда начинаешь заниматься с ребенком, то видишь, что счет у ребенка механический, он рассказывает его как выученное стихотворения, а пользоваться счетными операциями не может. Он не может посчитать, сколько перед ним лежит предметов, хотя ребенок пересчитывает их, он просто механически считает без обобщения.

Вводя количественные представления, мы также обращаем внимание ребенка, на то, что нас окружает много разных предметов, но следует обратить внимание на предметы какой-то одной группы. НАПРИМЕР: Посмотри, сколько яблок лежит в вазе, их много. Возьми одно яблоко. Сколько яблок ты взял? … Посмотри, а сколько их лежит в вазе? … Давай папе дадим одно яблоко, дедушки одно яблоко и так далее. Посмотри, было много, а теперь нет яблок, куда они делись? … Сколько мы яблок дали папе, дедушке и так далее.

Вводя в речь ребенка количественные понятия, мы учим его соотносить количество с числом пальцев, хорошо если одновременно ребенку будет показана и цифра. Одно яблоко, один палец, цифра 1. Показывая ребенку один палец или цифру 1, можно сказать, возьми вот столько.

Когда ребенок освоит понятие один, мы вводим следующее число два, цифру

 

Решаем задачи.

Посчитай, сколько пчелок (мух) сидело на столе. Какую цифру нам надо поставить?

Давай вспомним условие задачи.

Давай вспомним вопрос. А теперь ответь на вопрос задачи. Сколько пчелок (мух) сидело на столе? Добивайтесь, чтобы ребенок отвечал полным вопросом. Три пчелки (мухи) сидело на столе.

Игра на вычитание. В гараже стояло три машины, одна уехала. Сколько машин осталось в гараже?

Сколько машин осталось в гараже?

Сколько машин уехало?

После этого выкладывайте предметы.

Игра на сравнение. У ежика в корзинке 3 грибочка, а у белочки два. У кого грибочков меньше?

Сколько грибочков в корзинке у ежика?(много)

Положи столько же желтых кружочков, сколько грибочков в корзинке у ежика.

Сколько грибочков у белочки?

Положи столько же синих кружочков, сколько грибочков у белочки.

Обратите внимание ребенка, что, кружочки раскладываем парами, желтый кружок с синим.

У кого грибочков меньше? (мало)

Сколько грибочков у ежика в корзинке, положи нужную цифру.

Сколько грибочков у белочки, положи нужную цифру.

Постепенно ребенок запоминает цифры, соотносит их с нужным количеством предметов.

Знакомство с геометрическими фигурами.

Одновременно с понятиями много – мало, большой – маленький, мы начинаем знакомить ребят с геометрическими фигурами и формами. В первую очередь происходит знакомство с круглыми предметами – шарик, мячик. Предложите ребенку прокатить шарик и кубик, спросите его, почему шарик можно катать, а кубик нет. Если ребенок не сможет сам догадаться, объясните ему что шарик можно катать, он катится, потому что он круглый. Кубик не катится, ему мешают уголки.

Обращаете внимание ребенка, что на рисунке шарик похож на круг, а сторона кубика на квадрат. Вводите в речь ребенка такие понятия как круглый, квадратный. Ищете с ребенком в окружающем пространстве предметы похожие на круг и квадрат, на шар и куб. Постепенно в речь ребенка вводятся понятия треугольник, прямоугольник.

Когда ребенок запомнит геометрические фигуры, его необходимо научить сравнивать их между собой по цвету, форме, величине. То есть мы обращаем внимание ребенка, что фигуры одинаковым цветом, но разной формы.С ребенком можно поиграть в такие игры как:

«Найди отличие» - ребенку предлагается 2 фигуры для сравнения. Он должен сказать, чем они отличаются: цветом, формой или размером. Сначала для сравнения дается 1 признак, а потом 2 – 3.

«Четвертый лишний» - ребенку предлагается 4 фигуры, 3 из которых похожи, а одна отличается. Вы раскладываете фигуры перед ребенком в разной последовательности, а он должен сказать какая фигура лишняя и почему. НЕПРИМЕР: 3 красных квадрата и 1 желтый или 3 круга и 1 треугольник и так далее.

Учимся ориентироваться в пространстве и на плоскости.

К математическим понятиям также относятся понятия вверху – внизу, справа, - слева. Сначала мы учим ребенка, ориентироваться в собственном теле. Малыш должен знать, где у него находится правая – левая рука, нога, ухо, глаз. Дальше мы учим ребенка, ориентироваться в пространстве, что находится от ребенка справа – слева, вверху – внизу, спереди – сзади.

Также следует учить ребенка ориентироваться на плоскости. Для этого можно взять лист бумаги и раскладывать различные картинки по разным углам. Хорошо сделать большой квадрат, состоящий из 9 квадратов. У него есть квадратики находящиеся вверху – внизу, справа – слева и в середине. С этим квадратом, очень много разных игр.

 игра: Вы говорите ребенку, где должна лежать картинка, а ребенок должен найти это место и положить туда картинку. НАПРИМЕР: Пирамидка лежит верхнем правом квадратике (углу, зайчик в нижнем левом, в середине лежит мячик. Внизу под мячиком машинка и так далее.

Рекомендации.

Мне бы хотелось порекомендовать Вам, дорогие мамы, изготовить для занятий с детьми дома, пеналы из 6 (спичечных) коробков. В них должны быть геометрические фигуры. Цвет их должен быть с одой стороны один, а с другой стороны дугой. Это должны быть круги, овалы, треугольники, квадраты и прямоугольники, всех по 10 штук. Каждая фигурка должна лежать в своем домике. А в 6 коробочке положите цифры от 0 до 10 и карточки в виде пчелок (мух) Для того чтобы малыш мог знакомится фигурками с картинками и с цифрами.

Мне бы хотелось пожелать вам успехов в воспитании детей и развитию у них математических способностей.

СОСТАВИЛА Домбак Т.И.; 06.02.2021.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ MAM.RU

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatel_dombak_t.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель Домбак Т.И.

Мы учимся считать.

Дорогие наши мамы, мне хочется рассказать, Вам сегодня какие требования предъявляются к математическим понятиям. Чему и как учить ребенка, развивая в нем математические умения и навыки. Ведь развивая данные умения и навыки ребенок учится думать, правильно отвечать на вопросы, а следовательно у него развивается логическое мышление, речь, память и внимание, которые так необходимы в школе. Развитие математических навыков, это довольно сложный, целенаправленный, последовательный и систематический процесс. Все знания ребенок получает постепенно с усложнением, нельзя перепрыгивать от простого к сложному, так как это не понятно будет ребенку. То есть, не усвоив более легкого материала, ребенок не может понять более сложного.

Понятие величины.

Так с чего же мы начинаем обучать ребенка? Мы обращаем его внимания, что нас окружает множество разных предметов, одни большие, а другие маленькие. НАПРИМЕР: Мама большая, а ты маленький. А кто еще большой? … У папы кружка большая, а у тебя? Посмотри какие маленькие твои тапочки, а мамины …

Так ребенок постепенно осваивает понятие большой – маленький. Постепенно мы начинаем вводить в речь ребенка такие понятия величины как высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий. Нельзя вводить в речь ребенка сразу все понятия величины, он просто запутается в них. Только после того, как ребенок усвоит два противоположных понятия величины, мы начинаем говорить о следующем.

Количественные представления.

Одновременно с введением понятия величины мы обучаем ребенка количественному представлению. Многие родители говорят, что их дети умеют считать до 5 или 10. А когда начинаешь заниматься с ребенком, то видишь, что счет у ребенка механический, он рассказывает его как выученное стихотворения, а пользоваться счетными операциями не может. Он не может посчитать, сколько перед ним лежит предметов, хотя ребенок пересчитывает их, он просто механически считает без обобщения.

Вводя количественные представления, мы также обращаем внимание ребенка, на то, что нас окружает много разных предметов, но следует обратить внимание на предметы какой-то одной группы. НАПРИМЕР: Посмотри, сколько яблок лежит в вазе, их много. Возьми одно яблоко. Сколько яблок ты взял? … Посмотри, а сколько их лежит в вазе? … Давай папе дадим одно яблоко, дедушки одно яблоко и так далее. Посмотри, было много, а теперь нет яблок, куда они делись? … Сколько мы яблок дали папе, дедушке и так далее.

Вводя в речь ребенка количественные понятия, мы учим его соотносить количество с числом пальцев, хорошо если одновременно ребенку будет показана и цифра. Одно яблоко, один палец, цифра 1. Показывая ребенку один палец или цифру 1, можно сказать, возьми вот столько.

Когда ребенок освоит понятие один, мы вводим следующее число два, цифру

Решаем задачи.

Посчитай, сколько пчелок (мух) сидело на столе. Какую цифру нам надо поставить?

Давай вспомним условие задачи.

Давай вспомним вопрос. А теперь ответь на вопрос задачи. Сколько пчелок (мух) сидело на столе? Добивайтесь, чтобы ребенок отвечал полным вопросом. Три пчелки (мухи) сидело на столе.

Игра на вычитание. В гараже стояло три машины, одна уехала. Сколько машин осталось в гараже?

Сколько машин осталось в гараже?

Сколько машин уехало?

После этого выкладывайте предметы.

Игра на сравнение. У ежика в корзинке 3 грибочка, а у белочки два. У кого грибочков меньше?

Сколько грибочков в корзинке у ежика?(много)

Положи столько же желтых кружочков, сколько грибочков в корзинке у ежика.

Сколько грибочков у белочки?

Положи столько же синих кружочков, сколько грибочков у белочки.

Обратите внимание ребенка, что, кружочки раскладываем парами, желтый кружок с синим.

У кого грибочков меньше? (мало)

Сколько грибочков у ежика в корзинке, положи нужную цифру.

Сколько грибочков у белочки, положи нужную цифру.

Постепенно ребенок запоминает цифры, соотносит их с нужным количеством предметов.

Знакомство с геометрическими фигурами.

Одновременно с понятиями много – мало, большой – маленький, мы начинаем знакомить ребят с геометрическими фигурами и формами. В первую очередь происходит знакомство с круглыми предметами – шарик, мячик. Предложите ребенку прокатить шарик и кубик, спросите его, почему шарик можно катать, а кубик нет. Если ребенок не сможет сам догадаться, объясните ему что шарик можно катать, он катится, потому что он круглый. Кубик не катится, ему мешают уголки.

Обращаете внимание ребенка, что на рисунке шарик похож на круг, а сторона кубика на квадрат. Вводите в речь ребенка такие понятия как круглый, квадратный. Ищете с ребенком в окружающем пространстве предметы похожие на круг и квадрат, на шар и куб. Постепенно в речь ребенка вводятся понятия треугольник, прямоугольник.

Когда ребенок запомнит геометрические фигуры, его необходимо научить сравнивать их между собой по цвету, форме, величине. То есть мы обращаем внимание ребенка, что фигуры одинаковым цветом, но разной формы.С ребенком можно поиграть в такие игры как:

«Найди отличие» - ребенку предлагается 2 фигуры для сравнения. Он должен сказать, чем они отличаются: цветом, формой или размером. Сначала для сравнения дается 1 признак, а потом 2 – 3.

«Четвертый лишний» - ребенку предлагается 4 фигуры, 3 из которых похожи, а одна отличается. Вы раскладываете фигуры перед ребенком в разной последовательности, а он должен сказать какая фигура лишняя и почему. НЕПРИМЕР: 3 красных квадрата и 1 желтый или 3 круга и 1 треугольник и так далее.

Учимся ориентироваться в пространстве и на плоскости.

К математическим понятиям также относятся понятия вверху – внизу, справа, - слева. Сначала мы учим ребенка, ориентироваться в собственном теле. Малыш должен знать, где у него находится правая – левая рука, нога, ухо, глаз. Дальше мы учим ребенка, ориентироваться в пространстве, что находится от ребенка справа – слева, вверху – внизу, спереди – сзади.

Также следует учить ребенка ориентироваться на плоскости. Для этого можно взять лист бумаги и раскладывать различные картинки по разным углам. Хорошо сделать большой квадрат, состоящий из 9 квадратов. У него есть квадратики находящиеся вверху – внизу, справа – слева и в середине. С этим квадратом, очень много разных игр.

 игра: Вы говорите ребенку, где должна лежать картинка, а ребенок должен найти это место и положить туда картинку. НАПРИМЕР: Пирамидка лежит верхнем правом квадратике (углу, зайчик в нижнем левом, в середине лежит мячик. Внизу под мячиком машинка и так далее.

Рекомендации.

Мне бы хотелось порекомендовать Вам, дорогие мамы, изготовить для занятий с детьми дома, пеналы из 6 (спичечных) коробков. В них должны быть геометрические фигуры. Цвет их должен быть с одой стороны один, а с другой стороны дугой. Это должны быть круги, овалы, треугольники, квадраты и прямоугольники, всех по 10 штук. Каждая фигурка должна лежать в своем домике. А в 6 коробочке положите цифры от 0 до 10 и карточки в виде пчелок (мух) Для того чтобы малыш мог знакомится фигурками с картинками и с цифрами.

Мне бы хотелось пожелать вам успехов в воспитании детей и развитию у них математических способностей.

СОСТАВИЛА Домбак Т.И.; 06.02.2021.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ MAM.RU


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Мы учимся считать"

       Дорогие наши мамы, мне хочется рассказать, Вам сегодня какие требования предъявляются к математическим понятиям. Чему и как учить ребенка, развивая в нем математические умения и навыки. Ведь ра...

Учимся считать

Обучение детей дошкольного возраста счету...

Наглядно - игровое пособие "Учимся считать....слоги!?"

Одна  из проблем дошкольников с ОНР - трудности формирования слоговой структуры слова. В данной работе предложен ряд пособий, игр по формированию слоговой структуры , идеи для создания  анал...

конспект занятия "Один, два, три, четыре , пять учимся считать"

Конспект занятия по математике (раздел "Математика - это интересно", программма "Детство")Старший дошкольный возрастТема:Один, два, три, четыре, пять – учимся считать.Задачи: 1....

учим считать

куб.шар...

Как котёнок учился считать

Формировать звуковую выразительность речи, логическое мышление, умение выстраивать простейшие умозаключения па основе причинно-следственной связи. Развивать координацию движении и мелкую моторику....