Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (ИОМ)
методическая разработка (средняя группа)
План работы с ребенком со стасусом ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_obuchayushchegosya_iom.docx | 74.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» Г. НАДЫМА»)
УТВЕРЖДЕН Протоколом ППк № от «» . |
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (ИОМ)
Средняя группа «А» комбинированной направленности
на 2019 - 2020 учебный год
С индивидуальным образовательным маршрутом моего ребенка
ознакомлен и согласен ____________________ / ______________________________________________________
(подпись) Ф.И.О родителя (законного представителя)
Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут на обучающегося разработан на основе, следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г., протокол № 6/17).
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи Муниципального дошкольного образовательного учреждения « » г. »(утверждена приказом МДОУ « » г. » № 45 от 26.02.2018г.)
Разработан коллективом педагогов:
педагог-психолог
учитель-логопед
учитель-дефектолог
воспитатель
воспитатель
музыкальный руководитель.
Заключение по результатам тПМПК обучающегося средней « » группы комбинированного вида , года рождения: установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обусловленный задержкой психического развития, недоразвитием речи системного характера (I уровень). Выявлены трудности в обучении.
Общие сведения об обучающемся
Краткая социальная карта
Ребенок | |||||||||
Дата рождения |
| Возраст | 5 лет | Пол | Жен. | ||||
Адрес проживания |
| ||||||||
Телефон |
| ||||||||
Мать | |||||||||
Ф.И.О. |
| ||||||||
Отец | |||||||||
Ф.И.О. |
| ||||||||
Другие члены семьи, проживающие совместно с ребенком | |||||||||
Ф.И.О. | возраст | кем приходится ребенку | |||||||
|
|
| |||||||
Жилищные условия (подчеркнуть) | Собственная квартира Съёмное жилье Общежитие | ||||||||
Сведения о семье | |||||||||
Семья (подчеркнуть) |
|
| Количество детей в семье: 1 | ||||||
Были ли в жизни ребенка трудные жизненные ситуации: | |||||||||
|
|
Специальные условия | Рекомендации тПМПК Заключение № 242 от 24.10.2019г. | Обеспеченность* | |||
Образовательная программа | Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи Муниципального дошкольного образовательного учреждения « | Не обеспечено/Частично обеспечено./ Полностью обеспечено | |||
Срок реализации | С 01.11.2019 по 31.08.2020 | ||||
Условия обучения | Очно, в условиях группы комбинированной направленности | ||||
Материально-технические условия в соответствии с образовательной программой | |||||
Безбарьерная архитектурная среда |
| ||||
Организация пространства ДОУ/группы/рабочего места |
| ||||
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
| ||||
Специальные методы обучения |
| ||||
Специальные дидактические пособия |
| ||||
Специальные учебные пособия |
| ||||
Специальные технические средства обучения |
| ||||
Коррекционно-развивающая область | |||||
Направления коррекционно-развивающей работы | Учитель-логопед |
| |||
Учитель-дефектолог |
| ||||
Педагог-психолог | Коррекция и развитие познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой сферы | ||||
Тьютор | -- | не требуется | |||
Социальный педагог | -- | не требуется | |||
Другие условия | |||||
Предоставление услуг ассистента (помощника) |
| ||||
Тьюторское сопровождение |
| ||||
Социальный педагог |
|
Ф.И.О. педагогических работников, реализующих ИОМ | педагог-психолог учитель-логопед учитель-дефектолог воспитатель воспитатель музыкальный руководитель |
Заключение и рекомендации | Реализация Адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения « «» г.» (АОП) |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (учебный год) | Освоение АОП |
Режим пребывания ребенка | Количество индивидуальных коррекционно-развивающих в неделю – педагог-психолог (2 занятия), учитель-логопед (3 занятия), музыкальный руководитель (2 занятия), воспитатель (2 занятия). Итого учебных часов в неделю (с учётом требований СанПиН и актуального состояния ребенка) 9 занятий, продолжительность - не более 20 минут. |
Речевое развитие ребенка: сформировано/сформировано частично/не сформировано (подчеркнуть) Сформированность элементарных пространственных представлений: сформировано/сформировано частично/не сформировано (подчеркнуть) Кругозор (общая осведомлённость об окружающем мире): сформировано/сформировано частично/не сформировано (подчеркнуть) Особенности поведения ребенка в учебной ситуации: не проявляет интерес к занятиям в общей группе, может заинтересоваться только в индивидуальных занятиях, внимание краткосрочное, не усидчива. Общие особенности поведения: играет в одиночестве, в общих играх, занятиях участия не принимает. В общении с педагогами не подчиняется требованиям. Нормы и правила поведения в детском саду не соблюдает. Реакция на родных положительная. Общая характеристика деятельности: в занятия и игры не включается. Деятельность хаотична, в течение дня ребенок пребывает в движении, произносит звуки, кричит. Интерес к заданиям отсутствует, инструкции взрослого не понимает, Отказ от деятельности проявляет протестными реакциями, громким криком. |
Освоение образовательной программы по основным предметным областям: Познавательное развитие (ФЭМП, исследовательская деятельность, ознакомление с окружающим миром, конструктивно-модельная деятельность) – сформировано/сформировано частично/не сформировано (подчеркнуть) Речевое развитие – сформировано/сформировано частично/не сформировано (подчеркнуть) Физическое развитие – сформировано/сформировано частично/не сформировано (подчеркнуть) Социально-коммуникативное развитие - сформировано/сформировано частично/не сформировано (подчеркнуть) Художественно-эстетическое развитие: - музыкальное - сформировано/сформировано частично/не сформировано (подчеркнуть); - изобразительное - сформировано/сформировано частично/не сформировано (подчеркнуть); - приобщение к художественной литературе - сформировано/сформировано частично/не сформировано (подчеркнуть) |
Освоение образовательной программы по основным предметным областям: Познавательное развитие (ФЭМП, исследовательская деятельность, ознакомление с окружающим миром, конструктивно-модельная деятельность) Математическое развитие и конструирование. Не знает и не называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал), не находит их в окружающей обстановке.). Конструировать не интересуется. Не различает понятие много - один. Не находит один и несколько предметов в окружающей обстановке. Не умеет ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер. Речевое развитие – Объем словаря не соответствует возрастной норме. При чтении художественной литературы, не проявляет интереса. Речь невнятная, не понятна для окружающих. Интерес к учебной деятельности не сформирован. Физическое развитие – Движения рук и ног скоординированы. Основные не выполняет самостоятельно. Не сопоставляет свои движения с движениями других детей. Активно не включается в подвижные игры. Социально-коммуникативное развитие. В самообслуживании не самостоятельна, не знает свое полотенце, гигиенические навыки не сформированы, используются памперсы. Ест самостоятельно, ложку держит Ребенок играет обособленно . На замечания и просьбы не реагирует, любые действия противоречащие ее желаниям сопровождаются криком . Игровая деятельность. Предпочитает играть с куклой. Воспроизводит одни и те же игровые действия, не пытается их обогащать. Не использует предметы-заместители. Других детей не допускает в свое игровое поле. Не играет с детьми в подвижные и дидактические игры. Не играет с детьми в сюжетно - ролевые игры. В трудовой деятельности не проявляет инициативы, не убирает игрушки в группе, не выполняет поручения взрослых Художественно-эстетическое развитие (музыкальное, изобразительное, приобщение к художественной литературе) Музыкальная деятельность. Не проявляет интерес к музыкальным произведениям, мешает детям. Музыкально - ритмические движения не выполняет Изобразительная деятельность. К продуктивной деятельности не проявляет интерес . На занятиях не пользуется кистью, карандашами, держит их правильно, нажим на карандаш слабый. Не соотносит предметы и их части по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Не передает в изображении основные свойства предметов (форма, величина). Не знает основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый. В аппликации Интереса к работе нет. При чтении художественной. Речь невнятная, не понятна для окружающих. Интерес к учебной деятельности не сформирован недостаточно. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
(согласно решений консилиума)
Срок реализации – 2019 - 2020 учебный год
Режим пребывания обучающегося в ДОУ – полный день
Специалисты сопровождения: | Кол-во занятий с обучающимся в неделю | Форма (индивидуальная, подгрупповая) |
Учитель-логопед | 3 | индивидуальная |
Педагог-психолог | 2 | индивидуальная |
Учитель-дефектолог | 2 | индивидуальная |
Музыкальный руководитель | ||
Инструктор по физической культуре | - | |
Воспитатель | 2 | Индивидуальная |
Тьютор | - |
График работы специалистов с обучающимся | |||||
Специалисты сопровождения: | Понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
Учитель-логопед | 08.20 – 08.40 | 08.20 – 08.40 | 08.20 – 08.40 | ||
Педагог-психолог | 15.25 – 16.55 | 15.00 – 15.20 | |||
Учитель-дефектолог | |||||
Музыкальный руководитель | 15.15-15.25 | 15.30-15.40 | |||
Инструктор по физической культуре | |||||
Воспитатель | 15.40-15.50 | 15.40-15.50 | |||
Тьютор |
Освоение адаптированной образовательной программы:
Период 08. 11.2019- 30.08.2020г
Направление деятельности | Задачи | Содержание деятельности | Ожидаемый результат |
Социально-коммуникативное развитие: | - учить первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой ситуациях, подражание действиям взрослого, ребенка); -учить откликаться на своё имя в разных учебно-игровых ситуациях; -учить находиться рядом с детьми при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности; - формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней; - формировать потребность эмоционально – личностного контакта со взрослым; - учить воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем; - учить показывать по называнию взрослым части своего тела; показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы. - учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться); -учить узнавать себя в зеркале, на фотографии. | Картинки с изображением различных предметов, игрушек, иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей; настольная и напольная ширмы; декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.); (разрезные картинки по содержанию сказок с изображением различных предметов, ситуаций), «У нас порядок». | Ребенок адаптируется в условиях группы. Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности. Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. Эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми. Сам вступает в общение, использует вербальные средства. В игре соблюдает элементарные правила, осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры, выполняет ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий, способен к созданию элементарного замысла игры, активно включается, если воображаемую ситуацию создает взрослый. Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. |
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания: | - учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом; - учить снимать и вешать на место своё полотенце; - учить застёгивать большие пуговицы; - учить застёгивать застёжку-молнию с частичной помощью; - учить развешивать вещи на стульчик; - учить пользоваться салфеткой; - учить правильно сидеть на стуле в процессе всего приёма пищи; - учить проситься в туалет, указывая жестом; | Моем руки Задачи: используя методы показа и совместно производимого действия, учить детей намыливать руки, тщательно смывать мыло, пользоваться индивидуальным полотенцем, помочь детям запомнить, где находятся их полотенца. Послушная ложка Задачи: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить организованно занимать свои места за столом, сохранять правильную позу во время еды, аккуратно есть, правильно держать ложку, тщательно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой, учить благодарить взрослых. Чистые ладошки Задачи: Продолжать учить детей тщательно мыть руки, насухо вытирать их индивидуальным полотенцем. Формировать привычку мыть руки после прогулки. Нос, умойся! Задачи: Учить детей умываться, пользоваться индивидуальным полотенцем, поддерживать позитивное отношение к гигиеническим процедурам. Чисто умываемся Задачи: совершенствовать культурно-гигиенические навыки детей, учить аккуратно мыть руки, лицо. Ложка за ложкой Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно держать ложку, есть аккуратно, поощрять самостоятельность. Правильно и быстро сложи одежду. Задачи: Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды. Всё сам. Задачи: Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки. Продолжать учить детей оказывать помощь товарищам в одевании: застегнуть пуговицу, расправить воротник. Каждой вещи своё место. Задачи: Совершенствовать навыки правильно размещать свои вещи в шкафу, закреплять умение завязывать шнурки на ботинках, застёгивать сандалии. Как надо заправлять постель. Задачи: учить заправлять кровать: расправлять одеяло, предварительно поправив простыню, накрывать кровать покрывалом. У кого в шкафу порядок Задачи: Продолжать учить детей поддерживать порядок в шкафчиках для одежды, закреплять умение пользоваться разными видами застёжек на обуви и одежде, завязывать шнурки. | Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы, стремится поддерживать опрятность во внешнем виде с незначительной помощью взрослого. Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого. |
Познавательное развитие Сенсорное воспитание: | - учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого («возьми чашку», «покажи, где стул»); - учить соотносить предметы с их изображением; - учить сличать парные предметы и картинки; - учить воспринимать величину предметов (большой, маленький); - учить сличать геометрические фигуры; - учить выбирать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); - учить различать объёмные формы – кубик, шар; - знакомить с названиями цветов (красный, жёлтый); - учить сличать основные цвета и некоторые оттенки; - учить складывать разрезную предметную картинку из 2-4 частей; - учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан). Формирование мышления: - формировать простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч», «покачай куклу»); - учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш; - учить пользоваться предметами-орудиями для решения проблемно-практических задач. Формирование количественных представлений - учить составлять группы из одинаковых предметов; - учить выделять один и много предметов из группы; - учить соотносить количество 1 и 2 с количеством пальцев. | Шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; коробки форм (разного вида); разнообразные матрешки (от трехместных до восьмиместных); пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки сюжетные: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и др.; набор муляжей овощей, фруктов, грибов; корзины разной величины, мисочки, кувшины, машины разных размеров; наборы сыпучих материалов (горох, речной песок, крупа). Дидактические карточки: «Домашние животные», «Мебель», «Одежда», «Посуда», «Насекомые», «Продукты питания» и др. Упражнение «Найди лишнюю» Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Он выкладывает перед малышом 3 коробочки в ряд (2 из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать "лишнюю". Игра «Сборные матрешки». Цели: развивать умение различать верх и низ предмета, координировать мелкие движения кисти руки; обогащать словарный запас. Игровой материал и наглядные пособия: двух- или трехместные матрешки с яркой раскраской. Описание: воспитатель предлагает детям рассмотреть двух- или трехместных матрешек и объясняет, что их надо разобрать и правильно собрать: вложить меньшую в большую, соблюдая правильное положение (головкой вверх). Далее вместе с детьми рассмотреть матрешек и задать наводящие вопросы: «Покажите, где расположена голова у матрешки? Значит, это верхняя часть матрешки. А где же нижняя часть матрешки? Конечно, там, где кармашек на платье». И т. д. Игра «Чудесный мешочек». Цель: развивать образное мышление, память. Игровой материал и наглядные пособия: игрушечные лошадка, мишка, кот, зайка, мешок, картинки с изображением животных. Описание: воспитатель кладет игрушечных зверей в мешок. Ребенок вынимает игрушку и читает стихотворение об этом животном: если он затрудняется в выполнении задания, то стихотворение читает другой ребенок. И т. д. | Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти - десяти минут. Показывает по словесной инструкции и может назвать до 3 основных цветов и две-три плоскостных находит геометрические фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора. Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»), выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по росту. На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. Учится считать до3 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя»; понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер. |
Ознакомление с окружающим | - знакомить с животными и частями их тела (туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подаёт); - учить узнавать отдельные фрукты и овощи; - учить узнавать некоторые игрушки, мебель, посуду. - знакомить с некоторыми предметами и деталями одежды; - учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе. | Упражнение «Твердый - мягкий» Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами: "Твердая щетка. Мягкая ватка" Если ребенок с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям. Упражнение «Кисточки» Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточки: мягкую большую - для нанесения макияжа и клеевую жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки, ладонь, каждый пальчик, комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой». Фиксируется эмоциональная реакция ребенка на предлагаемый тактильный контакт. Упражнение «Веревочки» Взрослый предлагает ребенку брать в руки (или вкладывает в его руки) различные веревочки (пояски от халатов, грубые хозяйственные веревки, гладкие или рельефные шнуры для штор). Протягивая веревку через руки ребенка, фиксирует его внимание на удержании веревки в кулаке, комментирует свои действия. При многократном выполнении упражнения стимулирует ребенка к совершению самостоятельных действий Упражнение «Поиграем с тестом» Взрослый подготавливает тесто из муки и соли в пропорции (1/1). Раскрашивает его с помощью любого природного красителя. Предлагает потрогать тесто руками, похлопать, погладить его, отщипнуть кусочек. Все кусочки, которые удается отщипнуть ребенку, выкладываются на тарелку. Варианты предлагаемых действий: разминать тесто руками, вдавливать кулак, палец в тесто, раскатывать кусок тесто руками. Аналогичное упражнение можно провести с желе, глиной, пластилином, пластиком. Упражнение «Сухие материалы» Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и сыпать его на поднос, руку, в чашку и др. Аналогичное упражнение можно провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками. Упражнение «Веселый массаж» Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами: С горки - бух! (движение от локтя к пальцам руки) На горку - ух! (движение от кончика пальцев до локтя). По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям Упражнение «Зайка» Взрослый читает стихотворный текст: Зайке холодно сидеть, (дует на руки ребенка), надо лапоньки погреть. (сложенные лодочкой), Лапку заинька обжег. (Над теплой струей воздуха), На нее подуй, дружок (дует на руки ребенка холодной струей воздуха). Упражнение «Мокрое - сухое» Взрослый ставит перед ребенком две одинаковые мисочки (в одной находится крупа, во второй - вода). Предлагает малышу опускать пальчики поочередно в каждую мисочку и комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки мокрые у Вовочки. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки.» После этого можно попросить ребенка найти мокрую (сухую) мисочку, не опуская в него пальцы (дается инструкция: «Покажи мокрую (сухую) мисочку»). Упражнение «На какой цветок (пальчик) села бабочка» (после 4 лет) Ребенку предлагается положить ладошку на стол, растопырить пальчики (цветочки). Вы сажаете бабочку (колпачок) на каждый пальчик в произвольном порядке. Вопросы: «На каком пальчике (цветочке) сидела бабочка. Дотронься до этого пальчика». В начале игра проводится со зрительным контролем, затем рука ребенка закрывается от него «экраном». Игровые действия сопровождаются стихотворным текстом: Девочке (мальчику) на ручку, Бабочка села. Девочка (мальчик) бабочку Поймать не успела. Упражнение «На каком пальчике муха (крокодил)» Надевайте на пальчики (кроме безымянного и мизинчика) бельевую пластмассовую прищепку (крокодил). Предварительно ослабьте зажим прищепки. Вопросы: На какой пальчик сел крокодил? Покажи». Упражнение «Таблички» Взрослый последовательно знакомит ребенка со свойствами тактильных таблиц:- меховая - мягкая, пушистая; шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги - неровная, шершавая; шелковистая - гладкая, ровная. Побуждает малыша поглаживать, ощупывать их руками (большое внимание уделяется работе обеих рук). Предлагает найти парные (одинаковые) таблицы. Работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц. Варианты: набор таблиц можно расширить: - неровной - наплывы свечи на картоне, сломанные спички, толстый шнурок или рельефная тесьма и др. Упражнение «Угадай-ка». Взрослый последовательно показывает по одной тактильной таблице, дает ребенку ощупать ее, называет свойства. Затем просит найти такую же за экраном, на ощупь. Если малыш справляется с этим заданием, можно усложнить игру. | Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). |
Развитие ручной и мелкой моторики: | - учить нанизывать на шнурок крупные бусины; - учить выполнять действия с крупной шнуровкой; - учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого; - учить захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим); - учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги; - учить откручивать детали игрушек, конструктора; - учить выкладывать детали крупной мозаики в пазы и вставлять детали мелкой мозаики в отверстия, образуя ряд. | ||
Речевое развитие: | - учить выполнять действия по простейшей речевой инструкции (дай, сиди, возьми, на...); - учить выполнять простые игровые действия, соответствующие тексту знакомых стихотворений, потешек; - учить слушать адаптированные тексты, рассматривать иллюстрации к ним, узнавать и показывать знакомых героев; - учить воспроизводить некоторые знакомые звукоподражания и слова («гав», «дай», «на»). | Игра «Позови». Цель: формировать у детей предпосылки к деловому общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей. Оборудование: мяч. Ход игры: дети сидят за столом. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе с мячом – покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Сережей. Сережа с кем ты хочешь играть? Позови». Мальчик зовет другого ребенка: «Диана иди играть». Через некоторое время Сережа садиться, теперь Диана зовет следующего ребенка. Игра «Зайка». Цель: вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями своих товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей. Ход игры. Дети взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит». Педагог поет песенку: Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной, Ты не хочешь поиграть, С нами вместе поплясать. Зайка, зайка, попляши И другого отыщи Детские книги; картинки с изображением различных предметов, игрушек, наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведи различного размера, лиса, собака, петух, девочка, бабушка, дедушка и т. п.); куклы бибабо для сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», и др.); рукавички с изображениями мордочек различных сказочных персонажей; образные игрушки (кошка, собака, курочка, мышка, заяц, медведь, волк, лиса, дедушка, бабушка, девочка, и т. п.); картины из серии «Домашние животные», «Дикие животные», «Картины по сказкам», «Мы играем», «Времена года», различные картинки, выполненные в стиле коллажа, и т. п.; мольберт; фланелеграф. | |
Художественно-эстетическое развитие: Лепка: | - учить сидеть за столом в процессе выполнения работы; - учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами сопряжённо с педагогом; - учить лепить предметы округлой и овальной формы по подражанию и с помощью педагога; - учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряжённо с педагогом. | Лепка Материалы для лепки: глина, цветное тесто, пластилин; палочки разной длины и ширины для рисования набор формочек для теста различной формы (круглые, квадратные, треугольные) и разной величины (большие, маленькие, мелкие, глубокие); наглядный материал: овощи, фрукты, грибы (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт и др.; | Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности лепке изобразительной деятельности, |
Аппликация: | - учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом; - учить наклеивать простые заготовки с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку); - учить выполнять аппликацию из двух частей с помощью педагога. | Аппликация Наборы цветной бумаги разной фактуры; набор щетинных кистей для работы с клеем; пластина (подкладка) для намазывания форм клеем; салфетки из ткани для прижимания форм к бумаге; ножницы с тупыми концами для вырезания форм; розетки для клея; подносы для форм; клей для аппликации; наглядный материал: овощи, фрукты, грибы (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт, рыбы, знакомые сказочные персонажи; | Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности аппликации Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам |
Рисование: | - учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок), целенаправленно закрашивая рисунок; - учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки); - учить подбирать цвет краски в соответствии с цветом контура предмета. | Рисование: мольберты для рисования; доска настенная для рисования мелом, расположенная на доступном детям уровне; стенд для размещения детских рисунков; индивидуальные доски для рисования мелками, фломастерами; наборы белой бумаги различной плотности — гладкая, шершавая; наборы цветной бумаги светлых оттенков — желтого, сиреневого, голубого и т. д.; стаканчики для кисточек, для краски; фартуки; нарукавники; подносы для выполненных поделок из глины, пластилина; наборы карандашей: волоконные разной толщины, угольные; наборы маркеров; наборы фломастеров; наборы цветных, восковых мелков; наборы красок: гуашь, акварель; | Появляется элементарный предметный рисунок. Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. |
Конструирование | - учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом) по подражанию педагогу; - учить выкладывать из счётных палочек простые изображения способом наложения на образец (заборчик, ёлочка, домик, дорожка). - учить собирать макси-пазлы. | Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности конструировании Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам | |
Развитие музыкально-ритмических навыков | - учить выполнять движения под музыку сопряжено со взрослым, а затем по показу; - учить двигаться со звучанием музыки и останавливаться с её окончанием; - развивать микро моторику пальцев рук; - учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан); - вовлекать в хороводные игры с детьми. | Музыкальные инструменты:,металлофон, ксилофон, цитры, цимбалы или гусли, арфа, триола; барабаны с разной высотой звучания, бубны, трещотки, колотушка, коробочка, маракасы, кастаньеты; тарелки детские, бубенцы; свирели, дудки, рожки,. Не звучащие игрушки-самоделки: игрушки-инструменты (пианино, балалайка, гармошка); пятиступенчатая лесенка; проигрыватель с пластинками; звуковая книжка, звуковые картинки. | Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. Подпевает при хоровом исполнении песен. |
Перечень программ, используемых участниками образовательного процесса:
Учитель/Педагог | Программа/ автор (при наличии) |
Воспитатель | Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма» |
Музыкальный руководитель | Адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма» |
Педагог-психолог | Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. |
Учитель-дефектолог | Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. – М.: Владос, 2004. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. - М., 2003. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения /Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001. Е.А. Стребелева «Формирование мышления детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2015. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии /А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 200 Л.Г. Моисеева «Готовим руку к письму». - СПб.: Речь, 2000. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников. – М.: В.Секачев, Теревинф, 2017. С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова «Развивающие занятия с детьми». – М.: В.Секачев, 2004. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. Методика развития и коррекции зрительно-вербальных функций у дошкольников. - М.: В.Секачев, 2016. |
Учитель-логопед | Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова «Формирование звукопроизношения у дошкольников», М., 1993г. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», М., 1999г. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников», СПб, 2005г. Е.Ф.Архипова «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей» ,«Астрель», 2008г. Л.П. Воронина, Н.А. Червякова «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа», СПб, «Детство- Пресс», 2013 В.П. Глухов «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием», М, 2002г. А.Ф. Рыбина «Коррекция звукопроизношения у детей», «Учитель», Волгоград, 2001г. С.Е. Большакова «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» М, «Сфера», 2007г. Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова «формирование слоговой структуры слова», М, «Сфера», 2007г. Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова «Преодоление речевых нарушений у дошкольников», СПб, «Союз», 2001г. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР», СПб, «Союз», 2001г. А.И. Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми», М, «Издат-школа», СПб, «Библиополис», 1996 г. О.В. Егорова «Звуки [м]- [м‘] ; [н] -[н‘]», «Звуки [п]-[п‘] ; [б]-[б‘]», «Звуки [т]-[т‘]; [д]-[д‘]» М, «Гном и Д», 2005г. |
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ф.И. ребёнка
Заключение на начало коррекционной работы установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обусловленный ЗПР Выявлены трудности в развитии и обучении.
Ответственный:
Заключение по итогам диагностики на начало периода обучения 08. 11.2019 | установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обусловленный ЗПР Выявлены трудности в развитии и обучении. | ||
Параметры диагностики | Результаты начальной диагностики* 08.11.2019 | Результаты промежуточной едиагностики* 10.03.20 | Результаты заключительной диагностики* |
«Социальноко-ммуникативное развитие» | Не сформировано освоение АОП по образовательной области | незначительная положительная | |
«Познавательное развитие» | Не сформировано освоение АОП по образовательной области | незначительная положительная | |
Образовательная область «Развитие речи» | Не сформировано освоение АОП по образовательной области | незначительная положительная | |
Заключение по итогам работы в текущем учебном году _____________ дата |
*Динамика (отрицательная, незначительная положительная, волнообразная)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ЗПР на 2017- 2018 уч. год
Обучение по АООП с учётом особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития обучающихся....
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ТНР на 2017- 2018 уч. год
Обучение по АООП с учётом особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития обучающихся....
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ на 2016-2017 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ на 2016-2017 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ на 2017-18 уч. год
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи АООП НОО для обучающихся с ЗПР...
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ на 2016-2017 учебный год
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)...
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ на 2017-18 уч. год
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи АООП НОО для обучающихся с ЗПР...
Карта индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей группы:
Маршрут предназначен ребенку для улучшения показателей знаний после проведения мониторинга . После реализации проводится повторной проведение мониторинга. ЭТОТ ПРИМЕР СОЗДАН МНОЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННОГО РЕБ...