Воспитательные работы
картотека

Анфиногенова Ольга Валерьевна

Картотеки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание картотеки игр и упражнений по развитию социальной компетентности.

  МБДОУ «Ручеек»

воспитатель

Анфиногенова О.В.

    Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует; что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

      Под социальной компетентностью дошкольника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникших на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутри личностных социальных позиций, отношений. Социальная компетентность человека формируется широким набором средств, специфичных для каждого общества, социального слоя и возраста. Особое место в процессе формирования социальной компетентности подрастающего поколения занимает игровая деятельность. Человечество выбрало игру для стимулирования творческой активности детей, формирования у них навыков социального поведения. Игра широко использовалась как основное средство социальной интеграции детей еще задолго до того, как она стала предметом научных исследований. Развивающая игровая деятельность продуктивно используется в образовании и воспитании на протяжении всей истории педагогики, позволяя детям относительно легко и принужденно познать себя и окружающий мир, органично войти в него.                                                                Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений  детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.

      Международная конвенция прав ребенка закрепляет право детей на игры. Поэтому, каждый ребенок, вне зависимости от условий, времени ощущая потребность в играх, должен иметь гарантированные возможности для игр. Игры обуславливают физическое, духовное, эмоциональное развитие детей, способствуют интеллектуальному процессу личности, демонстрируют образцы цивилизованного социального поведения.    

        Первым показал социальное качество и значение игры, как детской, так и взрослой, швейцарский ученый К. Гросс. Детскую игру он рассмотрел как важное средство формирования и тренировки навыков, необходимых для развития и будущей деятельности индивида. По К.Гроссу, игра является первичной формой приобщения человека к социуму: добровольное подчинение общим правилам или лидеру; воспитание чувства ответственности за свою группу, благородного стремления показать свои возможности в действии, совершаемом ради группы; формирования способности к общению.

           Особая воспитательная роль, по мнению родоначальника теории игры в отечественной науке К.Д.Ушинского принадлежит коллективным играм, вырабатывающим у детей навыки общественного поведения и завязывающим, первые ассоциации общественных отношений.

           Таким образом, игры помогают сблизить детей, объединить их общей интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.    

         В нашем понимании, игра, - вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение социальных отношений, в котором формируется  и совершенствуется социально активная индивидуальность ребенка. На наш взгляд для детей  дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.

         Основными играми по развитию социальной компетентности, проводимых с детьми третьего года жизни , являются: игры с сюжетными игрушками (сюжетно - ролевые игры с куклой); игры со строительным материалом; инсценировки сюжетов литературных произведений. Цель этих игр  - обеспечить планомерное обогащение игры  каждого ребенка и группы в целом.

         Игры с сюжетными игрушками (сюжетно – ролевые игры с куклой):

 «Устроим кукле комнату»

Цель: вызвать у детей желание заботиться о кукле, расширить их представления, связанные с устройством комнаты для куклы: (подбор мебели, посуды). Вызвать у детей радость от того, что у них будет жить кукла, учить называть мебель, посуду.

Связь игры с другими сторонами воспитательной работы чтение потешки о кукле, изготовление из строительного материала столика и стульчика.

«У Куклы Маши новоселье»

Цель: уточнять представления детей о мебели, активизировать в их речи слова, обозначающие предметы мебели. Способствовать развитию воображения.

Связь игры с другими сторонами воспитательной работы: дидактическая игра «Что принес мишка в мешочке?»

«Кукла делает зарядку»

Цель: познакомить детей с взаимосвязанными, последовательными сюжетными по воспитанию у них положительного отношения к физкультурным упражнениям, гигиеническим процедурам.

Связь игры с другими сторонами воспитательной работы: рассматривание картинки Дети моют руки».

«Напоим куклу чаем»

Цель: научить детей накрывать на стол к чаю, приучать мыть посуду и ставить на место в буфет.

«Пошьем кукле Маше новое платье»

Цель: продолжать развивать желание сделать для куклы что – либо приятное, проявлять к ней внимание, заботу. Приучать детей наблюдать  за трудовыми действиями взрослых рассказывать о них.

Связь игры с другими сторонами воспитательной работы: чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Мастерица».

«Кормление куклы обедом»

Цель: уточнит с детьми назначение посуды, учить называть и уметь последовательно выполнять действия.

«Научим куклу мыть посуду»

Цель: приучать детей использовать посуду по назначению, бережно к ней относиться.

Связь игры с другими сторонами воспитательной работы: наблюдения за работой помощника воспитателя во время мытья посуды.

«Оденем куклу Машу на прогулку»

Цель: продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (осенней) одежды, знать последовательность одевания.

Связь игры с другими сторонами воспитательной работы: в вечернее время дети переодевают своих кукол, проводится игра «магазин» (покупка одежды для кукол).

«Проводы куклы Машеньки в больницу»

Цель: Учить детей брать в игре роль мамы, врача, сестрички .Способствовать усложнению сюжетной игры « в больницу».

Связь игры с другими сторонами воспитательной работы: по лепке лепить кукле угощения. Рассматривание машины «скорой помощи» отличать ее от других машин.

«Навестим больную куклу. Приготовим ей угощения»

Цель: учить детей лепить предметы круглой формы (конфеты), круговыми движениями рук раскатывать шарики.

«У куклы Маши день рождения»

Цель: вызвать у детей желание приготовить кукле подарки – вылепить угощения, нарисовать картинки, спеть песенку, сплясать. Воспитывать положительные эмоции.

Связь игры с другими сторонами воспитательной работы: поздравления в группе детей – именинников.

«Купание куклы Машеньки»

Цель: продолжать воспитывать добрые чувства, заботливое отношение к кукле. Учить купать куклу, знать последовательность игровых действий. Обогащать игры детей новыми сюжетами.

Связь игры с другими сторонами воспитательной работы: рассматривание картинки «Мама купает ребенка».

«Первый день куклы в детском саду»

Цель: способствовать накоплению у детей представлений о детском саде, о взаимоотношениях детей и взрослых. Учить воспроизводить знакомые действия: кормление кукол, пение и танцы кукол, осмотр кукол врачом, укладывание их спать. Связь игры с другими сторонами воспитательной работы: Экскурсия – осмотр групповой комнат, детского сада. Чтение и рассматривание иллюстраций в книге Т. Волгиной «В ясли Танечка идет».

Игры со строительным материалом:

«Узкая и широкая дорожка»  

Цель: закрепить умение плотно прикладывать кирпичики длинной стороной друг другу, распределять  постройку по поверхности. Вызвать речевую активность.

«Постройка комнаты для куклы. Встреча куклы»

Цель: показать детям, что из кубиков и кирпичиков можно построить комнату для куклы, стол, стул. Учить сооружать одновременно несколько предметов, отличающихся по конструкции и назначению. Привлекать детей к постройке, возбуждать интерес к игре.

Связь игры с другими сторонами воспитательной работы: предложить построить кукле знакомую мебель.

«Постройка кровати. Укладывание куклы спать»

Цель: научить делать постройки соразмерными с игрушками, научить различать длинные пластины, правильно называть их.

Связь игры с другими сторонами воспитательной работы: в процессе игр продолжать обогащение представлений детей о предметах домашнего обихода, их формы, величины. Чтение потешки  «Баю – бай - баиньки».

«Постройка садика с низким (высоким)  забором, скамейкой»

Цель:  научить располагать кирпичики. Ставить их на короткую сторону, на узкую длинную сторону и плашмя. Приставлять их близко друг к другу, замыкая пространством; рядом с забором построить скамейку. Вызывать речевую активность детей.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы: прогулка в сад, сквер, рассматривание деревьев, цветов.  

Загончик для животных. Кукла кормит лошадку, козочку, корову»

Цель: учить ставить 4 кирпичика вверх на маленькую узкую грань, плотно прикладывать к ним горизонтально лежащие на длинной узкой грани кирпичики.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы: рассматривание книжек с изображением животных, картин, чтение стихотворений.

«Домик для собачки»

Цель: учить вертикально, ставить на небольшом расстоянии два кирпичика, а потом плотно прикладывать к ним с трех сторон горизонтально лежащие на длинной узкой стороне кирпичики.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы: рассматривание картин с изображением собачки, уточки, курицы, чтение потешки, стихотворений.

«Дворик со скамейками и домиком для собачки»

Цель: учить ограничивать пространство на плоскости прямоугольной формы, используя для обозначения углов кубики.

«Построить кукле домик с окошком»

Цель: учить отражать в постройке свои представления о знакомых предметах, передавая в постройке основные детали (стена, крыша, окно, дверь). Закрепить умение выполнять постройку в нужной последовательности.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы: рассматривание здания детского сада. Уточнение деталей.

«У матрешки праздник. Постройка домика, башенки, украшение их цветными флажками»  

Цель: учить по словесному указанию воспитателя строить знакомую постройку, располагать рядом еще одну – башенку, ставя устойчиво кубик на кубик, накладывая сверху кирпичик, украшать башенку флажком.

Связь занятия с другими видами воспитательной работы: прогулка по празднично украшенной улице. Участие в подготовке к празднику.

«Мост для пешехода»  

Цель: продолжать учить строить две лесенки и делать перекрытие (накладывать сверху пластину), играть с постройкой.

«Постройка домика и магазина. Кукла идет за покупками»

Цель: продолжать закреплять навыки строительства домика разной величины (высокий – двухэтажный, низкий), развивать сюжет игры.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы: целевая прогулка в магазин.

«Постройка башенки и забора для птички, домика для собачки»

Цель: научить использовать полученные умения и навыки постройки башенки и забора. При постройке домика для собачки учить вплотную, устанавливать два кирпичика (стенку), параллельно ставить такие же, сверху накладывать 2 призмы (крышки), играть с постройкой.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы: наблюдения на прогулке, в уголке природы за птицами; на участке – за собакой.

«Городок для кукол»

Цель: учить создавать постройки по общему сюжету. Формировать умение конструировать по желанию, используя усвоенные методы и приемы возведения различных построек. Воспитывать умение и желание спокойно строить вместе.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы: целевая прогулка в детский городок. Игры детей с предметами ознакомление с величиной, формой и назначением предметов.

«Постройка по желанию»  

Цель: учить детей самостоятельно придумывать тему постройки, выполнять ее, используя полученные приемы конструирования, развивать конструктивные способности, мышление, творчество, обогащать речь, воспитывать интерес к занятиям со строительным материалом путем обыгрывания построек.

«Улицы, где живут куклы»

Цель: учить детей делать коллективные постройки, развивать конструктивные способности. Воспитывать чувство коллективизма.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы: прогулка по улице, на которой расположен детский сад. Рассматривание различных построек, уточнение их назначения, своеобразия.

     

Инсценировки сюжетов литературных произведений:

   Приведем пример драматизации народной сказки «Курочка ряба», в которой принимает участие одновременно четверо детей. После чтения сказки в беседе с детьми воспитатель проверяет, как дети запомнили содержание. На последующих занятиях педагог показывает детям иллюстрации сказки. В группе можно показать кукольный театр. Все эти приемы помогают глубже воспринять текст, понять его содержание, сопереживать герою. После этой работы можно начинать драматизацию – сначала с активными детьми, затем постепенно подключая малоактивных, застенчивых.

    Приводим описание игры – драматизации, возникшей на основе потешки   «Кисонька - Мурысенька».

  Воспитатель распределяет роли, одевает на головки детей шапочки, символизирующие котят. Для участников игры готовят ширму, на которой сделана аппликация (котята в различных позах, косыночка и фартук и фартук). Остальные дети – зрители. Они сидят на стульях. Дети – котята прячутся за ширмой. «Хозяюшка» в косынке и фартуке  (эту роль выполняет воспитатель, сидит перед ширмой у окошка и поет песню «Серенькая кошечка» муз. В.Витлина, сл. Н.Найденовой):

                            Серенькая кошечка

                            Села на окошечко.

                            Хвостиком виляла.

                            Деток поджидала.

  После этих слов хозяюшка начинает искать своих котят и поет:

                            Где ж мои ребятки,

                            Серые котятки?

                            Спать пора ребяткам,

                            Сереньким котяткам.

  Затем смотрит на котят, нарисованных на ширме, и зовет: «Кисонька – Мурысенька! Кисонька – Мурысенька, где ты?» (Озабоченно оглядывается по сторонам, бежит в угол комнаты, заглядывает под стульчики). Котята: «Мяу – Мяу!»

Воспитатель: «Кисонька, где ты?». «Котята» выбегают, мяукают. «Хозяюшка» обращается к одному из них: «Кисонька – Мурысенька, где ты была?» (Гладит кисоньку).    

«Котенок»: «На мельнице» (Радуется, машет лапками).

«Хозяюшка»: «Что ты там делала?»

«Котенок»: «Муку молола».

«Хозяюшка»: «А из муки что делала?»

«Котенок»: «Пряники пекла».

«Хозяюшка»: «Пряники? Кисонька – Мурысенька, с кем ты их ела?»

«Котенок»: «Одна».

«Хозяюшка»: (Обиженно качает головой): «Не ешь одна, не ешь одна!»

«Котенок»: «Я всех ребят угощу пряниками». («Котята» радуются, весело бегают на цыпочках, царапают лапками, кружатся парами).

   В драматизации потешки «Курочка – рябушечка» можно объединить большое количество детей:

                    - Курочка – рябушечка,

                    - Куда идешь?

                    - На реку.

                    - Курочка – рябушечка.

                    - За чем идешь?

                    - За водой.

                    - Курочка – рябушечка.

                    - Зачем тебе вода?

                    - Цыплят поить.

                      Они пить хотят.

                      На всю улицу пищат-

                      Пи – пи – и!

  Игра проводится при участии воспитателя. Для драматизации потешки воспитатель выбирает несколько детей. Один ребенок берет роль курочки, остальные (3-5) – цыплят. Слова от автора вначале говорит воспитатель, затем поручает одному из детей. Дети выполняют элементарные действия: курочка хлопает крыльями, кричит: «ко – ко – ко», цыплята бегают за курочкой, пищат «Пи – пи –пи». На головках у детей шапочки (курочки, цыплят).

    В целях развития самостоятельной игры детям можно дать игрушки настольного театра.

    При разыгрывании потешки «Гуси вы гуси» участвуют все дети. Их можно разделить на две группы: одна группа говорит текст от автора, вторая – изображает гусей. В другом варианте: текст от автора произносит ребенок, а все дети изображают гусей. Можно выбрать волка, он ловит гусенка. Затем читается третий куплет потешки, и гуси отбивают гусенка:

                       

                                                     Гуси вы, гуси,

Красные лапки!

Где вы бывали,

Что вы видали?

    -Мы видели волка,

      Унес волк гусенка.

       Да самого лучшего.

        Да самого большого.

- Гуси вы, гуси,

Красивые лапки!

      Щипайте вы волка –

  Спасайте гусенка.

  Следует заметить, что под влиянием проводимых воспитателем игр – драматизаций у маленьких детей развиваются художественные способности, которые проявляются в играх, где дети поют знакомые песни, читают потешки, драматизируют фрагменты сказок. Слова из художественных текстов становятся их личным  достоянием, служат средством общения в жизненном обиходе. Игры – драматизации в раннем возрасте выступают условием реализации всего, что ребенок усвоил; они развивают у детей чувство прекрасного. В процессе художественного развития ребенка эстетические переживания все более усложняются, обогащаются, рождается эстетическое отношение к самому процессу драматизирования.

                       

                       

           Игры для малышей от двух до трех лет

«Изучаем цвета».

Возьмите четыре одинаковые мисочки, разные по цвету: красную, зеленую, синюю и желтую.

В желтую миску положите желтую бусинку и попросите малыша найти такую же и опустить в миску. Пусть малыш сложит в миску все желтые бусинки.

Добавьте другие предметы желтого цвета и скажите: «Видишь, они тоже желтые».

 Игра развивает познавательные навыки, сообразительность, формирует представления об основных цветах

«Хлоп – шлеп».                                                                                                                                                                                                   

 Показывайте малышу одушевленные и неодушевленные предметы: кошка, чашка, шкаф, собака, человек и т. д.

Скажите, чтобы он хлопал в ладоши, когда встретится слово, обозначающее что – то живое, и шлепал по коленям, когда вы назовете что – то не живое. Не торопитесь – дайте малышу время подумать.

Игра развивает интеллект и расширяет кругозор, закрепляет представления о свойствах предметов.

«Давай пошепчемся».

Малыши любят пошептаться. Они очень стараются, даже прикладывают пальчик к губам, ведь говорить шепотом – это таинственно! И малыш очень гордится, если у них это получается.

Прошепчите что – ни будь карапузу. Например: «Давай поиграем». Попросите его прошептать в ответ.

Отличное время для игры перед сном.

Игра помогает научиться управлять голосом и способствует концентрации внимания.

«Вышел зайчик погулять».

Прочитайте стишок про игрушечного зайчика:

        Раз, два, три, четыре, пять.

        Вышел зайчик погулять (потрясите игрушкой вверх – вниз),

        Огляделся (поверните голову зайчика влево – вправо),

        Повертелся (покрутите зайчика),

        Посмотрел наверх и вниз (наклоняйте голову зайчика),

        Пробежался (побегайте с игрушкой),

        Где ты, зайчик отзовись (спрячьте зайчика за спину)?

Игра развивает пространственное представление.

«Воображаемое пианино».

Скажите малышу: «Давай поиграем на пианино»:

        Ножки вместе, ровно спину.

        Мы садимся к пианино,

        Мы играем для гостей,

        Чтобы было веселей.

Поочередно дотрагивайтесь до поверхности стола пальцами, затем указательными, средними, безымянными и, наконец, мизинцами.

Игра развивает воображение, память, чувство ритма.

«Хочу все знать».

Разговаривайте с малышом постоянно, задавайте вопросы и отвечайте на них сами.

Если малышу захочется поговорить, поддержите его инициативу, помогите, но говорите вместо него.

Дополняйте его высказывания, превращая их в предложения. «Ав–ав!» - сообщает он вам, показывая на собаку. «Да, - отвечаете вы, - собака побежала! Она говорит: «Ав- ав!»

Комментируйте все действия, которые вы совершаете: «Сейчас мы умоемся, потом переоденемся и пойдем спать!»

Постоянное общение с малышом развивает интеллект, речь, навыки общения расширяет кругозор.

«Учим наизусть».

Малыши очень быстро запоминают стихи, особенно если слова сопровождаются действиями. Читайте стишок и показывайте:

           Тили бом (взмахните руками)!

           Что за гром (заткните уши руками)?

           Вот те раз (посмотрите на часы) –

           Ровно час (покажите один палец)!

Игра развивает память и речь.

«Посмотри – ка, на себя!»

Скажите малышу: «Если на тебе есть туфли, подпрыгни».

Помогите ему: покажите, что нужно сделать.

Вопросов можно придумать сколько угодно. Например: «Если на тебе есть рубашка, наклонись вперед»; «Если на тебе надеты носочки, присядь».

Игра развивает наблюдательность и расширяет словарный запас.

«Хлопаем, хлопаем».

Скажите «Сейчас мы будем петь песенку, и хлопать в ладоши – сначала медленно, потом все быстрее и быстрее».

          Хлопаем, хлопаем.

          Медленно, медленно (хлопайте руками медленно, медленно),

          Веселее, веселее (хлопайте побыстрее),

          А теперь кричим «Ура!» (подпрыгните и прокричите «Ура!»).

Теперь пропойте и прохлопайте ту же песенку в более быстром темпе.

Под такую же песенку можно топать ногами: «Топаем, топаем…»

Игра развивает чувство ритма, координацию, музыкальность и поднимает настроение.

«Чистим зубы понарошку».

Возьмите зубную щетку и покажите, как вы чистите зубы. Потом возьмите чашку и сделайте вид, будто пьете. Потом ложку – покажите, как вы едите.

А теперь пусть малыш сделает то же самое.

Подскажите  малышу, что чашка пригодится не только для питья, но и, к примеру, для полива цветов. Одной и той же вещью можно пользоваться     по – разному.

Игра развивает интеллект и сообразительность.

«Разговор с игрушками».

Сядьте рядом с малышом и возьмите несколько игрушек: куклу, мишку, зайчика, неваляшку.

Заведите с ними разговор: за себя говорите своим голосом, а за них другими голосами.

Вы: Мишка, у тебя есть печенье? Ты угостишь меня?

Мишка: Конечно, угощу. Вот возьми. Оно очень вкусное.

Вы: спасибо. А ты, кукла, почему не ешь?

Кукла: Спасибо, не хочется. Я собираюсь пойти гулять.

Вы: На улице холодно. Оденься потеплее, а зайчик пойдет гулять?

Зайчик: Нет, спасибо, я останусь дома. Поиграю с малышом.

Вы: (обращаясь к малышу): Зайчик хочет с тобой поиграть.

А ты хочешь? Зайчик малыш тоже хочет с тобой поиграть.

Игра  расширяет кругозор и помогает малышу лучше разобраться в повседневных ситуациях.

«Подскажи маме!»

Расскажите стишок.

               - Гуси – гуси!

               - Го – го – го!

               - Есть хотите?

               - Да – да – да!

               - так летите же домой!

               - Серый волк под горой

               - Не пускает нас домой!

               - Ну, летите, как хотите,

               - Только крылья берегите!

Когда малыш запомнит стихотворение, пропустите какое – нибудь слово, например, «га - га – га» - пусть малыш вам его подскажет.

Игра развивает речь, память, воображение.

«Веселые прищепки».

Пусть малыш поиграет с яркими пластмассовыми прищепками для белья. Покажите малышу, как брать прищепки двумя пальцами, раскрывать и прикреплять на лист плотного картона.

Можно прикрепить их к листу картона, создавая узор. И малыш пусть пофантазирует – у него все прекрасно получится!

Игра развивает мелкую моторику.    

«Би – би – машина поехала!»

Покажите малышу как, сидя полу катать машинку.

Напомните ему, как машина гудит («би – би»). А еще она может делать вот так:  « ж – ж – ж ». Пусть малыш повторит эти звуки.

Можно катать несколько машинок навстречу друг другу и устраивать «аварии». Малыш с удовольствием будет проговаривать: « ж – ж – ж, би – би, бух!»

Можно пустить машину с горки. Просто положите дощечку одним концом на кубик – вот вам и горка.

Игра развивает познавательные навыки, речь, фантазию, крупную и мелкую моторику.

«Заинька, походи!»

Научите малыша ходить на носках и на пяточках, на внутренней внешней стороне стопы. Показывайте ему нужные движения и напевайте веселую песенку:

                Заинька, походи,

                Серенький, походи.

                Вот так, вот так.

                Походи…

Вместо слова  «походи» говорите: «поскочи», «топни ножкой», «повернись», «приседай», «попляши», «хлопни ручкой», «поклонись» и т. д.

Игра помогает лучше понимать речь взрослых, выполнять действия по команде, и, конечно, способствует физическому развитию.

«Чей портрет?»

Рассматривайте с малышом иллюстрации в журналах и книгах, изучайте лица людей. Спрашивайте: «Какое у этого мальчика лицо? Радостное или грустное? Правильно, радостное! Он улыбается!» Попросите малыша улыбнуться.

Найдите изображение грустного лица: «Вот девочка. Она грустная. Видишь, сейчас заплачет». Пусть  малыш состроит грустную гримасу.

Найдите изображение сердитого лица: «Посмотри, как некрасиво! Когда ты капризничаешь, и у тебя такое, личико!»

Эта игра помогают малышу разобраться в своих чувствах.

«Водим хоровод».

А сейчас мы будем водить хоровод! Куклы, мишки, зайчики – все в круг! И малыш с мамой тоже будут танцевать!

Включите ритмичную музыку, возьмите за ручку малыша и «водите хоровод» по внешнему и внутреннему пространству круга, составленного из игрушек.

Главная задача – не уронить игрушки и не споткнуться о них.

Игра развивает музыкальность, чувство ритма, координацию.

«Снова водим хоровод».

Возьмите малыша за ручку, ходите с ним по кругу и пойти:

                Ходим, ходим хороводом

                Перед всем честным народом.

                Раз, два, три – сели!

Сядьте на пол. Потом встаньте и снова ходите по кругу, напевая:

                Ходим, ходим хороводом

                Перед всем честным народом

                Раз, два, три – поворот!

Покружитесь на одном месте и снова возьмитесь за руки:

                 Ходим, ходим хороводом

                Перед всем честным народом

                Раз, два, три – прыг!

Действия можно придумывать любые – хлопать в ладоши, приседать, делать наклоны.

Игра развивает координацию и пространственное восприятие.

«Давай польем цветочки!»

«Малышу будет очень приятно, если вы поручите ему какое – нибудь важное дело. Например, он может помочь вам полить цветы.

Наберите в пластмассовую леечку немного воды и дайте малышу.

Придерживайте лейку и направляйте ручку ребенка.

Если горшок с цветами стоит на полу, малыш будет поливать их сам. Похвалите  - какой он трудолюбивый, как заботится о цветочках!

Игра  воспитывает трудолюбие и позволяет почувствовать себя нужным.

«Имена пальчиков».

Читайте стишок, показывая по очереди свои пальцы:

               Палец толстый и большой

               В сал за сливами пошел.

               Указательный - с  порога

               Показал ему дорогу.

               Палец. Средний – длинный,

               Он снимает сливы с ветви

               Безымянный поедает,

               А Мизинчик - господинчик

               В землю косточки сажает.

А теперь повторите стишок, перебирая пальчики малыша.

Пройдет немного времени, и малыш будет сам показывать пальчики.

Игра развивает мелкую моторику, память и речь.

«Играем по очереди».

Помогите малышу разобраться в непростом понятии «щедрость».

Дайте малышу его любимую игрушку, например, мишку. Поговорите о том, какой он мягкий, пушистый, добрый. А себе возьмите другую игрушку, например, куклу. Похвалите ее: «Вот какая она красивая и нарядная!»

Через какое-то время протяните куклу малышу, а его попросите, чтобы он дал вам мишку. Скажите, что теперь твоя очередь играть с мишкой, а его-с куклой.

Игра учит ребенка правилам общения с другими детьми.

«Три медведя».

Вместе с малышом  расставьте на столе три комплекта посуды так, чтобы большая ложка лежала около большой тарелки, средняя -  около средней, а маленькая – около маленькой. Точно также расставьте стулья.

Инсценируйте сказку «Три медведя».

Игра развивает воображение, дает возможность сравнивать понятия «большое – маленькое» и поднимает настроение.

«Ловкие ручки».

Возьмите губки и, читая стишок, показывайте малышу движения:

                 Эта ручка – правая (сожмите губку правой рукой),

                 Эта ручка – левая

                 (переложите губку в левую руку и тоже сожмите).

                 Я на губку нажимаю

                 (перекладывайте губку из руки в руку, каждый раз ее сжимая),      

                Я зарядку делаю.

Игра развивает мелкую моторику, помогает научиться различать понятия «правый» и «левый».

«Собираем игрушки».

Складывать игрушки в яркий красивый ящик гораздо приятнее, чем в пустую коробку. Можно даже приобрести большой ящик – для крупных игрушек, а поменьше – для маленьких. А если ящики на колесиках, малыш сможет возить их по комнате и собирать игрушки.

Приучайте убирать игрушки в ящик  после каждой игры.

Устройте соревнование: малыш собирает игрушки в маленький ящик,  Вы – в большой. Кто быстрее?

Игра приучает к аккуратности.

«Кто как ходит?»

Поиграйте с малышом в разных животных. Как они ходят?

Пройдитесь, изображая верблюда, то есть медленно и важно, выбрасывая вперед ноги. А малыш пусть повторит.

Изобразите лошадку. Отлично, а теперь пусть он покажет.

Покажите лисичку – пройдитесь на носочках. Потом мишку косолапого – потопайте вразвалочку. Поскачите зайчиком – то прямо, то в сторону.

Игра развивает творческие и физические способности.

«Вот какой рассеянный…»

Если малыш чем – то расстроен, проиграйте в эту игру.

Примите самый серьезный вид и оденьте малыша  так, чтобы он был похож на героя стихотворения С. Маршака: носочки – на руки, варежки – на ноги, шарф вместо пояса, а кофточка – задом наперед.

Подведите его к зеркалу. Всем будет смешно!

Попросите его исправить «ошибки». Получится или нет – не так важно. Главное, что у малыша поднялось настроение.

Игра развивает необходимые жизненные навыки и создает хорошее настроение.

«Где живет пуговичка?»

Малыш попробовал застегнуть пуговичку, и у него ничего не вышло. Расскажите сказу:

Жила – была маленькая девочка Пуговичка. Пошла она как – то погулять и заблудилась. Долго плакала, искала свой домик – петельку. Она видела много домиков, но ни один ей не подошел: одни были слишком большие, другие – слишком маленькие. Совсем она загрустила, но тут ей кто – то сказал, что помочь может один малыш. Он найдет подходящий домик и поможет в него войти.

Наверняка малыш поспешит помочь бедной Пуговичке.

Игра развивает мелкую моторику.

«Игрушечный руль».

Есть такая игрушка – руль с кнопками. Повертите руль из стороны в сторону, понажимайте на кнопки, сопровождая свои действия звуками « ж – ж – ж» и «би – би». Пуст«ь малыш сделает то же самое.

Сядьте и усадите малыша. Объясните ему, что сегодня он водитель, а взрослые – пассажиры.

Придумайте, куда вы отправитесь в путешествие. Фантазируйте, рассказывайте малышу, что вы видите из окна. Вот – лес, вот – речка, вот – красивые домики!

Игра развивает фантазию, речь.

«Катаемся на автобусе».

Даже если  у вас есть собственный автомобиль, прокатите малыша на автобусе. А когда вернетесь домой, поиграйте «в автобус».

Напевайте  песенку и крутите руками воображаемый руль:

Колеса автобуса крутятся – вертятся,

Крутятся – вертятся, крутятся – вертятся,

Город проехали весь.

Двери в автобусе то открываются,

То закрываются, то открываются

(сжимайте и разжимайте кулаки),

Дети в автобусе скачут и прыгают.  (подпрыгивайте)

Куплетов можно придумать сколько угодно!

Игра развивает память, воображение и поднимает настроение.

«Еда для кукол».

Купите пластмассовые продукты (фрукты, овощи, хлеб и др.)

Покажите малышу набор и попросите найти знакомые ему продукты: «Где здесь хлеб? Поищи - ка» или «А вот, смотри, молоко!»

Спросите6 «Какое яблоко на вкус? Правильно, сладкое!»

А теперь пришло время покормить кукол и зверюшек. Что мы им дадим? Лошадке – яблоко, обезьяне – банан, коту – молоко, собачке – колбасу или косточку.

Игра формирует абстрактное мышление, умение сопоставлять реальные предметы с их изображением, развивать речь и фантазию.

«Все по порядку».

Малышу очень важно научиться следовать определенному порядку  в действиях. Помогите ему,  начав с такой простой повседневной процедуры, как  умывание.

Когда вы войдете в ванную, спойте песенку:

                 Сейчас пора мыть руки,

                  Мыть руки, мыть руки,

                  А дальше что?

Пусть малыш ответит! Если нет, подскажите:

                   Сейчас почистим зубки,

                    Ах, зубки, ах, зубки,

                    А дальше что?

Игра развивает упорядоченность мышления.

«У меня зазвонил телефон…»

Покажите малышу, как пользоваться игрушечным телефоном - правильно прикладывать трубку к уху, набирать номер и « разговаривать».

Проследите, чтобы он нажимал на кнопки или крутил диск указательным пальчиком. Играйте с ним в « разговор по телефону» : « Але, привет! Это я, твоя мама! Как поживаешь?»

Игра формирует процессуальные игровые навыки, стимулирует развитие речи и воображения, развивает мелкую моторику.

« Машинка с прицепом»

А вот машинка непростая-с прицепом! В нем можно перевозить кубики и другие мелкие игрушки. Очень удобно!

Покажите, как прикрепляется прицеп. Освоил? Тогда можно поиграть « в стройку» : загрузили кубики, перевезли, выгрузили-построили домик!

На прогулке машинку можно нагружать песком и камушками, а зимой- снегом.

Игрушка развивает способность к игровой деятельности, мелкую и крупную моторику.

«Когда я был …»

Придумайте песенку про разные предметы, находящиеся в комнате. Мелодия может быть любая, а слова обязательно должны сопровождаться действиями. Пусть малыш за вами повторяет!

                         Когда я был маленьким щкафом,

                         Когда я был маленьким щкафом,

                         Когда я был маленьким щкафом,

     В меня вещи клали вот так ( возьмите какую-нибудь вещичку и положите         себе за пазуху или подмышку)!

                         Когда был маленьким мячиком,

                          Когда был маленьким мячиком,

                          Когда был маленьким мячиком,

                          Я по полу прыгал вот так ( попрыгайте на месте)!

Игра развивает речь, воображение, двигательную активность и поднимает настроение.

«Топ-топ, топает малыш…»

Эту песенку можно напевать на прогулке:

                         Топ, топ,

                        Топает малыш

                        С мамой по дорожке,

                        Милый стриж.

Вы можете переделывать слова песни, в зависимости от ситуации. Например, под нее можно и попрыгать:

                        Топ, топ,

                        Прыгает малыш…

Игра развивает координацию движений и внимание.

«Водяная мельница»

Поставьте водяную мельницу в большой таз.

Покажите, как лить воду на лопасти мельницы, чтобы они крутились.

Попросите, чтобы малыш подставил мисочку, в которую будет стекать вода.

Теперь пусть воду наливает малыш, а вы покажите ему, как с помощью различных сосудов можно регулировать толщину струи.

Расскажите, как в давние времена на водяной мельнице делали муку.

Игра расширяет кругозор и дает первое представление о законах физики.

« Мама, еще!»

Если малышу нравится какая-то сказка, он просит читать ее до бесконечности. Что делать бедной маме?

Попросите малыша пересказать сказку своими словами. Или предоставляйте ему возможность вставлять отдельные слова или заканчивать предложения.

Чтение книг развивает память, мышление, внимание и усидчивость.

«Лото»

Купите малышу лото с яркими и крупными картинками.

Прежде чем начать игру, посмотрите вместе с ним картинки на карточках. Спрашивайте его: « Что здесь нарисовано? Кто это?» Рассмотрите картинки, нарисованные на игровом поле. Попросите малыша найти соответствующие карточки и положить их на поле. Пусть он называет каждое изображение.

После того, как все поле заполнится, снимите карточки и попросите ребенка снова разложить их по местам - теперь уже самостоятельно.

Игра развивает познавательные навыки, мелкую моторику, память, речь и мышление.

« Я умею делать что-то»

Спойте или прочитайте на распев такой стишок:

Я умею делать что-то,

Делать что-то, делать что-то.

Вот что я могу!

Подпрыгните, а малыш- вслед за вами. Продолжайте:

                    Я умею делать что-то,

                    Делать что-то, делать что-то.

                      Вот что я могу!

Хлопните в ладоши, и малыш сделает то же самое.

Потом, читая этот стишок, вы можете приседать, бегать - что захотите. И малыш вместе с вами!

Игра развивает координацию, умение последовательно выполнять движения.

« Телефонный разговор»

Для того, чтобы научить малыша говорить, позвоните ему по настоящему телефону.

Задавайте вопросы, на которые малыш смог бы ответить хотя бы «да» и «нет».

Попросите бабушку, чтобы она звонила каждый день и разговаривала с малышом. Это будет настоящий ритуал: « Малыш, беги к телефону, тебе бабушка звонит!»

Игра развивает речевую активность.

« Идет бычок, качается…»

Возьмите хорошо обработанную доску шириной 20-25 см и длиной 1,5-2 м. Положите доску одним концом на диван, а другим на пол - вот вам и горка.

Возьмите малыша за руку и предложите ему подняться по доске.

Помогите ему спуститься. Постепенно малыш научится это делать самостоятельно.

Упражнение развивает координацию, укрепляет мышцы ног.

« Лед - тоже вода?»

Налейте воду в разные формы-стаканчики, тарелочки, формочки для песка – и поставьте в морозилку.

Когда вода замерзнет, одну форму со льдом оставьте в холодильнике, другую поставьте на стол, третью - поставьте у батареи.

Пронаблюдайте вместе с малышом - где лед растает быстрее?

А еще можно положить кусочки льда в стакане с горячей, теплой и холодной водой. Пусть малыш сравнит и попробует объяснить, почему так получилось.

Игра развивает познавательные способности и наблюдательность.

«В стране воздушных шариков»

Расскажите малышу сказку про страну, где живут разноцветные воздушные шарики на цветных веревочках. Жители этой страны не ходят, а летают. Однажды на сказочную страну налетел ураган, и все веревочки оторвались и улетели. Шарики сдулись, и, чтобы их снова надуть, нужны новые веревочки.

Нарисуйте вертикальные разноцветные линии(веревочки) на расстоянии 5 см друг от друга. Вырежьте из цветной бумаги столько же кружочков. Пусть малыш приложит шарики к подходящим по цвету веревочкам.

Приклейте шарики к веревочкам.

Игра развивает внимание и закрепляет представление малыща об основных цветах.

« Маленький попрыгунчик»

Читайте стишок или напевайте песенку, а малыш пусть за вами повторяет:

                    Стоит в поле теремок

                    (сядьте на корточки и накройте голову руками)

                     Кто в тереме живет?

                     Дверца открывается ( приподнимаете руки над головой).

                     Кто там появляется?

                     -  ш - ш - ш, бам - бам (вытяните руки вверх и подпрыгните)?

                     Попрыгунчик там!

Игра развивает координацию движений и поднимает настроение.

« Оденем куклу»

Купите или сшейте наряды для куклы.

Объясните малышу: «Вот это – одежда зимняя, это - летняя, это – спортивная. Трусики и маечки – нижняя одежда, а платье с кружевами – наряд на выход».

Пусть малыш повторяет за вами название.

Оденьте куклу вместе с ним: «Куда Ляля сегодня отправится? В гости? Тогда – вот нарядное платье». Если вы решите отправить Лялю в тренажерный зал – наденьте на нее спортивный костюм. А на прогулку – пальто, шапку и шарфик.

Игра развивает познавательные навыки, усидчивость, расширяет кругозор, словарный запас и фантазию.

« Пятнашки – догонялки»

Скажите малышу: «Догони меня!», и он радостно помчится за вами вдогонку. А теперь бегите за малышом, хлопая в ладоши и приговаривая: «Догоню-догоню!»

Усложните задачу: Пусть малыш бежит на носочках.

Пойте песенку – потешку :

     

     Где же наши ножки,

     Где же наши ножки?

     Вот, вот наши ножки!

     Пляшут наши ножки.

     Где же наши детки,

     Где же наши детки?

     Вот, вот наши детки,

     Пляшут наши детки!

Игра очень полезна для улучшения осанки и профилактики плоскостопия.

     

 

               

               

                       

 

 

 

 

         

                                                                                                           

 

       

       



Предварительный просмотр:

 

Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

МБДОУ «Ручеек»

Воспитатель:

Анфиногенова О. В.

Быть креативным – это значит копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой,

нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце,

строить замок на песке, приветствовать будущее".

П. Торренс.

В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования немалая роль отводится сенсорному воспитанию ребенка –  развитию его восприятия и формированию представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Поэтому большое значение имеет обучение  детей способам исследования окружающего мира: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы предметов и объектов, выполнению планомерных действий в различных видах, детской активности ( сенсомоторные игры и упражнения в раннем возрасте; игры - ряжения, игры на удачу, умственную и физическую компетентность, конструктивные игры, игры в процессе изобразительного творчества и синтетических видов деятельности; исследования репрезентативного материала и объектов повседневной жизни).

Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов (например: треугольные объекты с крышей, красные с помидором). Ребенок переходит к зрительному соотношению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем.

Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным.

Слова, обозначающие признаки предметов, дети раннего возраста усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности.

В раннем детстве интенсивно развивается активная речь, складывается вербальное общение, а развитие фонематического слуха, необходимое для общения со взрослым, приводит к восприятию всех звуков родного языка.

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:

- на занятиях (включение задач сенсорного воспитания на занятиях, их связь с содержательной для ребенка деятельностью позволяет педагогу планомерно формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей, практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт);

- в повседневной жизни (происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека).

Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль должна принадлежать дидактическим играм. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – дидактические игры широко используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

Проблема сенсорного воспитания возникла еще в 17 веке. Тогда этой проблемой занимался Ян Амос Каменский. Он написал книгу «Великая дидактика», в которой впервые сформулировал дидактические принципы, которые не утратили своего значения до настоящего времени:

- наглядность в обучении;

- постепенность и последовательность обучения;

- принцип подражания и принцип упражнений.

В 19 веке проблемой сенсорного воспитания занимался Фридрих Фребель – создатель первых детских садов. Ф.Фребель создал знаменитые «дары» - пособие для развития строительных навыков в единстве пространственных отношений, тесно связал развитие ребенка с многообразными видами деятельности.

Огромный вклад в теорию сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори (1870-1952). Она разработала ряд упражнений, способствующих развитию тактильного и термического чувства.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) отводится дидактическим играм и упражнениям, так как ребенок практически всё в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Высоко ценила дидактическую игру Е.И.Тихеева – автор таких книг, как «Современный детский сад», «Родная речь и пути к ее развитию». Ею разработаны дидактические игры под названием «Парные игры», которые требуют сосредоточенного внимания, умение выделить в предмете общее и различия, восстановить недостающие части, нарушенный порядок.

В 20 веке проблемой сенсорного воспитания дошкольников занимались: Н. Поддьяков, Т.С.Комарова, Л. Журова, В.Аванесова.

Какова же роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста?

В дидактических играх перед детьми ставятся или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игро-занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Учебно-познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер.

Можно выделить следующие виды дидактических игр, способствующие сенсорному развитию:

  1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами.
  2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
  3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».
  4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие в которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых (продавца, покупателя, почтальона, врача) или животных (волка, зайчика, котика).
  5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть – «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше».
  6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойства (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

Проведение дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста.

Первые игры и упражнения на развитие зрительного восприятия у детей мы основывали на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Мы использовали такие игры, как «Что катится, что не катится», «Найди свой домик», «Найди свою пару» .Дети с удовольствием играют в эти игры. Игра «Что катится, что не катится» у Никиты вызвала недоумение – «Почему же не катится кубик?» После обследования кубика он понял зависимость предмета от формы и уже кубик прокатить не пытался. В играх «Почтовый ящик» и «Кубик с прорезями» дети сначала усердно пытались протолкнуть фигуру в любую прорезь, но потом и здесь стали внимательно соотносить фигуру в руке с прорезью в ящике, кубике и старались каждой фигурке подобрать свою дверку. В результате проводимой работы с детьми, мы увидели, что дети стали понимать зависимость результата их действий от формы предмета.

Игры и упражнения на восприятие величины («Опусти шарик в коробку», «Построй башню», «Оденем кукол», «Пирамидки». мы проводили параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладевали способом проб на разном материале. Когда дети научились действовать с помощью проб, тогда величины предметов учили сопоставлять зрительно, помня о том, что ребенок должен выполнить задание самостоятельно, не предваряя его действия словесной инструкцией. Только после того, как ребенок выполнил задание, полученный им результат уточняли словом. Закрепляли умение соотносить предметы по величине в игре «Три медведя». Поставили детей перед проблемой – «Медведям стало тесно жить в одном домике, но расставаться они не хотят». Что же нам делать? И дети с большим энтузиазмом откликнулись на эту проблему. Они наперебой стали предлагать:

Арина – «давайте построим им большой домик»;

Таня – «давайте построим много больших домов».

Настя предложила построить каждому свой домик, пусть только живут в одном лесу.

И закипела работа. Михаилу Ивановичу строится большой дом (из геометрических фигур: квадрат, треугольник; подбирают по размеру домов трубу и окно). Настасье Петровне – дом поменьше, а Мишутке – совсем маленький. Все дети работали с большим интересом, помогали друг другу, если что-то не получалось. Работали дети самостоятельно, мы же только наблюдали за ними. В конце игры мы устроили новоселье нашим медведям.

Первые игры и упражнения на восприятие цвета мы проводили с предметами резко различными по цвету, и дети осуществляли выбор по образцу. Действуя с цветом, дети стали запоминать и сами цвета, и их названия. Однако мы заметили, что бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от другого. Поэтому игры и упражнения («Оденем кукол», «Найди свою пару», «Подарим куклам бусы», «Найдем бантик к платью», «Разноцветные ленточки», «Светофор») мы строили так, чтобы ребенок вычленил цвет, как значимый признак и выполнил задание. Только после этого он мог назвать цвет. Используя игру «Найди бантик к платью», мы попросили детей нарядно одеть кукол, так как они сегодня собираются пойти в гости. У детей сразу появился интерес, так как дети сами любят наряжаться. Дети активно принялись выбирать наряд из предложенного материала. Мы обратили внимание на то, что дети берут платье и бантик, понравившиеся им, не обращая внимания на цвет. Тогда мы им предложили: «Ваши куклы будут наряднее, если вы подберете бантик такого же цвета, какого цвета платье». Видим, что дети задумались, стали смотреть на платье и искать глазками бантик нужного цвета, а взятый раньше бантик, не подходящий по цвету, откладывали в сторону. Мы пришли к выводу, что дети научились различать цвета, и теперь надо обращать внимание на употребление в речи слов, обозначающих цвет. В дальнейшем эта игра использовалась с усложнением – «Укрась платье и бантик». Усложнение шло через дидактические игры с увеличением количества цветовых оттенков.

Особое и важное место в обучении детей занимает ориентировка в пространстве. В первую очередь мы обучали детей правильно различать отношения предметов и их частей по вертикали (на, над, под).  Потом горизонтальные положения (рядом, около). А впоследствии (справа, слева, за, перед). Затем перешли к играм – «Дом для матрешки», «Кто внимательный», «Что стоит внизу, наверху, рядом?». Ориентировка в дальнем пространстве – ориентировка в помещении: здесь на первый план выступают отношения, выраженные словами «далеко», «близко», «тут», «там». То есть, мы учили детей последовательно осматривать помещение и ориентироваться в нем. Большое внимание среди игр на развитие ориентировки в пространстве мы уделяли играм, в которых дети должны прятать и находить предметы, прятаться сами и находить друг друга. Мы использовали такие игры, как «Спрячем и найдем», «Доползти до игрушки», «Угадай, кто за кем», «Зайчик и Мишка».  Также мы давали такие задания, как «Обведи на рисунке предмет, который находится справа, слева», «Обведи того, кто находится вверху и раскрась того, кто находится внизу», «Рыбка в верхней части рисунка плывет налево. Внимательно посмотри на остальных рыбок и обведи тех, которые тоже плывут налево», «Внимательно посмотри на ряд флажков и вычеркни тот, который повернут в другую сторону».

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Мы использовали игры, которые помогают в развитии тактильно – двигательного восприятия, а также игры на различение и узнавание, восприятии и представление предметов. Кроме того, большое значение мы отводили сочетанию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Проводили игры на узнавание предметов на ощупь: «Найди свою игрушку в мешочке», «Чудесный мешочек».  Использовали работу с тактильными плашками (мнемотехника), Монтессори – упражнение «Шершавые фигуры».

Для развития слухового восприятия мы использовали дидактические игры – «Кто позвал?», «Где звенит?», «Кто там?». Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении машины. Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.

При проведении дидактических игр на формирование целостного образа предмета мы придерживались определенной последовательности, так как она учитывает закономерности формирования целостного образа – от узнавания к восприятию и представлению. Развитие целостного восприятия предмета начинается с узнавания. Мы использовали такие игры, как «Назови свою игрушку», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Отгадай-ка». Мы дали понять детям, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место в целом.

Работа с детьми проводилась в основном индивидуальная, но использовалась и фронтальная, и подгрупповая. В результате проведенной работы у детей наметилась положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов (появился такой тип обследования, как примеривание, тщательнее стали обследовать предметы); зрительного восприятия; восприятия формы, цвета, величины, ориентировки в пространстве (лучше стали ориентироваться в групповой комнате, на участке, на листе бумаги).

Для достижения поставленной цели используются такие образовательные технологии, как здоровьесберегающие, игровые и экспериментальные.

Планируем применять такие методы  как: динамические паузы, пальчиковые игры, физкультминутки, дыхательная гимнастика, проблемные ситуации, опыты, эксперименты, игровые ситуации.

Используются следующие виды дидактических игр:

  1. Игры - забавы
  2. Настольно – печатные
  3. Словесные
  4. Музыкальные

Обязательным элементом дидактических игр являются:

  1. Познавательный вопрос, проблемная ситуация
  2. Выделение игровых задач
  3. Наличие правил
  4. Действия детей, участвующих в игре
  5. Подведение итогов игры  

При организации дидактических игр в группе планируется осуществлять в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.

Система дидактических игр и упражнений:

  1. С предметами, имеющими сквозное отверстие (втулки, кольца, шары, кубы…)
  2. С объёмными геометрическими фигурами («Почтовый ящик», занимательная коробка-шар)
  3. Упражнения с плоскостными геометрическими фигурами:
  • Д/и «Собери квадрат»
  • Д/и «Подбери блюдца к чашке по цвету»
  • Д/и «Подбери грибочки по цвету».
  1. Упражнения со сборно-разборными игрушками (матрешки 2-х местные, 3-х местные; пирамидки «Стаканчики», пирамида «Башня» из 6 и 10 разноцветных элементов).
  2. Нанизывание бус (знакомство с цветом, формой, величиной)
  3. Размещение вкладышей разноцветной формы в соответствующих гнездах.
  4. Выкладывание мозаики, чередование предметов по цвету.
  5. Объединение элементов в целостный образ:
  • Д/и «Сложи картинку»
  • Д/и «Собери ёлочку»
  • Д/и «Собери грибок»
  • Д/и «Помоги яблоку найти свою половинку»
  • Д/и «Снеговик»
  • Д/и «Весёлый паровоз».
  1. Обучение группировке однородных предметов по цвету и форме:
  • Д/и «Разложим листочки на подносе по цвету»
  • Д/и «Построй дорожки из кругов и квадратов»
  1.  Обучение соотнесению предметов по цвету:
  • Д/и «Подбери блюдца к чашке по цвету»
  • Д/и «Разложи конфеты по вазам»
  • Д/и «Путешествие на воздушных шарах»
  1.  Обучение соотнесению предметов по величине:
  • Д/и «Большой и маленький»
  • Д/и «Учимся сравнивать»
  • Д/и «Собери пирамидку»
  • Д/и «Сравни предметы по величине»



Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Роль игры в психическом развитии ребенка.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали, как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.

Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше.

Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.

В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детейИгры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.

Воспитательное значение игрушек:

- это обязательный спутник детских игр;

- участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

- отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,

- помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

- нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

- приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

- помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;

- способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

- объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Требования к игрушкам:

- они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

- содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

- иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

- соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

- должны быть безопасными и гигиеничными;

развивать познавательные интересы, активизировать общение;

- приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

- пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Какие бывают игрушки.

В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образныеигрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.

Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

«Педагогическая поддержка игры в свете ФГОС ДО»

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования в отличие от Стандарта начальной школы не зря называют «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития дошкольников.

Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), называются:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

         Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО. Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности. Параллельно обязательно должна быть организована специальная работа по развитию и педагогической поддержке самодеятельной игры детей, которая и обеспечивает становление целевых ориентиров.

Как правильно прописать в содержании Основной образовательной программы дошкольного образования и организовать эту работу? Распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом.

• Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

• Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

• Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Последний пункт вызывает наибольшие трудности у воспитателей. Содержание образовательной работы (и соответствующих игр) подчиняется Программе, и здесь, как правило, все понятно. А как правильно выстраивать педагогическую поддержку игры?

В качестве основного метода мы рекомендуем Комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр. А что касается содержания работы по развитию и педагогической поддержке самодеятельной игры, то она организуется в соответствии с возрастом воспитанников:

Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации. 2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Средняя группа – освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.

Старшая группа — обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)

Подготовительная группа – формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм-фантазированием, играм в самодельной предметной среде.

Эти задачи направлены исключительно на становление и развитие самодеятельной игры детей, они не должны сопровождаться дополнительными дидактическими образовательными задачами, если играющие дети не принимают их или преобразуют в игре по-своему. Инициатива в таких играх остается за детьми.

Отдельно хочется дать крайне важный совет для тех педагогов (особенно старших воспитателей и руководителей структурных подразделений), чьи детские сады входят в состав многофункциональных образовательных организаций. В Москве сейчас существует достаточное количество подобных учреждений, где отделения дошкольное и начальной школы расположены либо в одном здании, либо рядом, забор в забор. Часть детей младшей школы остается на «продленке», и к моменту, когда дети дошкольного отделения выходят на вторую прогулку, школьники уже успевают сделать домашние задания или позаниматься в кружках, и тоже готовы к играм и развлечениям. Объединение детей в разновозрастной играющий коллектив позволило бы педагогам решить ряд важнейших задач развития детей, поскольку подобные игры имеют огромное значение не только для становления и развития игры дошкольников, но и для благоприятного эмоционального и личностного развития младших школьников, для которых игра становится уже не ведущей, но преобладающей деятельностью. Применение изложенных выше положений позволит, сохранив огромный развивающий потенциал детской игры, успешно реализовывать требования Стандарта, при этом адекватно используя возможности игры как педагогической формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы.Применение блочного планирования в воспитательной работе с дошкольниками.

Педагогическим коллективом  разработана система  блочного планирования в работе с дошкольниками. На каждой неделе рассматривается определенная тема, с учетом этой темы планируется  орга...

Особенности воспитательной работы ДОУ № 3 п. Адамовка в рамках модернизации содержания и структуры дошкольного образования (концепция воспитательной системы ДОУ).

Воспитывать- значит путём систематического воздействия влияния, сформировать характер, внушить что либо кому-нибудь.Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс ...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Примерный план-шаблон учебно-воспитательной работы (воспитательно-образовательного процесса) на месяц

Удобная форма написания ежедневного планирования работы воспитателя на месяц. В основные виды деятельности  педагог вносит планируемые мероприятия, темы занятий, игры и т.п. Экономит время педаго...

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Воспитательная работа в детском саду. Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.

Воспитательная работа в детском саду.Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.Содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательномучрежденииопределяется Базовым к...