Развитие мелкой моторики – путь к успеху ребенка во всех образовательных областях.
статья (младшая группа)
Развитие мелкой моторики – путь к успеху ребенка во всех образовательных областях.
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи логопеды рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше начать работу по развитию мелкой моторики, тем быстрее ребенок заговорит. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности. Развитие мелкой моторики рук важно и для общего развития ребенка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам рук и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объекта, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое его развитие будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания.
Работу по развитию мелкой моторики у детей, с помощью различных игр, я организую через совместную и индивидуальную деятельность с детьми, а также работу с родителями. Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Я придаю игре большое значение, так как считаю ее средством создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости у детей.
Мелкую моторику рук развивают:
различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками я использую следующие методы:
Словесный метод.
Словесные обращения к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, объяснение должно быть предельно кратким: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения.
В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применять их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они очень помогают мне заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и моя задача заключается в том, чтобы применяемые методы работы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Выполняя различные упражнения и игры по мелкой моторике, дети достигают хороших результатов во всех образовательных областях (в соответствии с ФГОС дошкольного образования):
• Физическое развитие: кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
• Познавательное развитие: развиваются память, внимание, сенсорные и мыслительные процессы, формируются счетные навыки;
• Речевое развитие: обогащается пассивный и активный словарный запас;
• Социально-коммуникативное развитие: дети взаимодействуют со взрослым и сверстниками;
• Художественно-эстетическое развитие: развиваются творчество и воображение.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Список методической литературы:
- И.А.Ермакова « Развиваем мелкую моторику у малышей»
- А.Е.Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
- М.М.Кольцова « Ребенок учится говорить»
- М.М.Кольцова « Мелкая моторика и ее влияние на развитие речи»
- Т.А.Ткаченко « Развиваем мелкую моторику»
- Т.В.Александрова « Сказки на кончиках пальцев, пальчиковые игры по мотивам народных сказок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук, как интеллекта ребенка
Развитие мелкой моторики рук, как интеллекта ребенка...
развитие мелкой моторики для подготовки руки ребенка к письму.
Мелкая моторика- это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами...
Методические рекомендации для воспитателей логопедических групп Тема: «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»
Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае....
Консультации для родителей «Что такое "мелкая моторика" и почему так важно ее развивать?», «Что делать, если Вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?»
консультации для родителей про мелкую моторику....
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – ПУТЬ К УСПЕХУ РЕБЕНКА ВО ВСЕХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ.
Влияние мелкой моторики на развитие детей....
Статья Развитие мелкой моторики рук с использованием камешков «Марблс» в образовательной деятельности как средство стимулирования развитию речи ребенка
Статья о значении развитии моторики рук на развитие речи ребенка. Использование в данной теме камешков " Марблс"...
Методические рекомендации для педагогов «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»
Цели:1. Развивать двигательную активность пальцев рук, совершенствовать мелкую моторику пальцев, готовить руку ребёнка к письму.2. Развивать активный и пассивный словарь детей.3. Развивать объяснитель...