Публикация Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
материал

Киселева Оксана Владимировна

«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx52.22 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение  3.3

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района

«Детский сад № 6 «Колобок» г. Вольска Саратовской области»

Публикация

Мастер-класс для педагогов

 «Использование элементов сказкотерапии

в работе с детьми дошкольного возраста

_________________________

 

подготовила и провела

воспитатель Киселева Оксана Владимировна

________________________

D:\Новая папка (2)\hello_html_2ca0774d.jpg

Цель:   Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи: 

Вовлечение в активную познавательную деятельность;

Ознакомление  с приемами работы со сказкой; с приемом нетрадиционной техникой рисования на воде;

  Повышение психолого-педагогической культуры.

Методическое и техническое  оборудование: Миски с жидкостью из крахмала и воды, акриловые краски по бумаге ватные палочки, кисти для рисования, зубочистки, влажные салфетки.

Ход проведения:

         Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию Мастер - класс по сказкотерапии с использованием нетрадиционной техники рисования.

        И мне бы хотелось его начать со слов Джанни Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее»

А давайте мы все вместе с вами подумаем:

Что такое сказка? (ответы с зала)

Важны ли сказки для ребенка? (рассуждения слушателей)

Из всего вами сказанного можно сделать следующий вывод: сказки, вовлекая детей в круг невероятных событий, способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. А в дальнейшем без давления со стороны взрослых учатся различать добро и зло.    

Практическая часть

Наша работа будет проходить по принципу игры-путешествия, что поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии.

        Прежде, чем начать нашу работу, я познакомлю вас с основными этапами занятия:

I этап. Организационный момент с целью настроить детей на совместную работу.

II этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей о чём – либо.

III этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу.

IV этап. Решение проблемы. Образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях.

V этап. Развивающий элементы самосознания в своё внутреннее состояние. Прощаются со сказкой.

VI этап. Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в сказку»

VII этап. Рефлексия. Подведение итога, что всё получилось и совсем справились, потому что были вместе и выполняли дружно.

        Уважаемые коллеги, я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку…

Первый этап – это организационный момент, на котором я использую приветствие: «В кругу друзей», с целью настроить детей на совместную работу.

Попрошу «детей» выйти в круг для приветствия.

Беремся все за руки и повторяйте за мной:

Приветствие: «В кругу друзей»

«Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг!»  Найдите глазками дружка и подарите ему частичку своей души, одарите его своей самой теплой улыбкой!

Второй  этап

Далее следует - проблема практики, обычно на этом этапе я рассказываю детям сказку, из которой вытекает какая либо проблема. Я использую проблемный метод с целью мотивации детей.

Присаживайтесь удобнее, расскажу я вам, какой необычный, сказочный случай со мной произошел.

Сегодня ночью  в мое окно стучалась бабочка Она влетела ко мне в комнату, мы с ней долго беседовали, она и рассказала  мне грустную историю.  А  я поведаю  ее  вам.

СКАЗКА

В одном сказочном лесу, на волшебной полянке росли прекрасные, волшебные  цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался.

Подползет Гусеничка  к цветку и загадает своё самое заветное желание…

И вот она уже порхает  разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий нектар.

Прискачет Зайка-Трусишка, на лесную полянку, окутают цветы его своим волшебным ароматом.  И никакой он больше не Трусишка, а самый смелый в лесу.

Но однажды,  случилось  несчастье!

Прознала про эти «чудо - цветы»  злая колдунья.

И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы.

Но добрые цветы отказались помогать злой колдунье.

Она страшно разгневалась. «Ах, так!» – закричала колдунья.

 «Раз вы отказываетесь исполнять мои желания» - сказала она.

« Тогда вы больше не сможете помочь никому» - и она произнесла свое страшное заклинание…

В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы…

- Вот какая произошла грустная история!

- А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми? А как мы можем им помочь? (выдвигают гипотезы)

- У меня есть волшебные краски…

С их  помощью  мы сможем оживить Чудесные цветы.

Но для этого нам с вами надо отправиться в сказку…

3 этап

Теперь я вам продемонстрирую ритуал «входа»  в сказку, который использую  с целью усиления детского воображения, мысленного перемещения в сказку

Вы не побоитесь отправиться вместе со мной в сказку?

- Ну! Тогда вперед!

А проводит нас туда вот эта бабочка.  (В руках держу бабочку)

- Как? Спросите вы!

 Очень просто. Надо закрыть глаза и мысленно представить, как  вы летите на крыльях этой бабочки в страну своей мечты.

 (звучит музыка «Полёт бабочки», ритуал «входа» в сказку)

- Вот мы в сказке...

- Но как же здесь грустно и уныло…

Глазам не верю, что раньше здесь была цветущая поляна.

 Давайте с вами вспомним, какая у нас с вами задача? (расколдовать волшебные цветы)

Мы с вами здесь, чтобы все исправить и вернуть цветам волшебную силу.

4 этап

Сейчас мы проживем следующий этап – это решение проблемы. И наша с вами задача -  расколдовать волшебные цветы.

 (На столах приготовлены миски с жидкостью из крахмала и воды, гуашь , кисточки, палочки, зубочистки, бумага,  влажные салфетки)

- Колдунья спрятала  чудесные цветы на этих листах бумаги. Но  когда волшебная краска попадет на цветок, он оживет…

(выполняют задание,  наносят краску на лист бумаги.)

И сегодня мы с вами научимся рисовать красками на воде, нетрадиционной техникой рисования Эбру. «Эбру» - это старейшее искусство рисования, удивительное волшебство фантазии на воде. Рисование на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло, но мы точно знаем, что эта техника зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе.

В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе рисунки «Эбру»стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная бумага».

Для начала рисования нам понадобятся: емкость, в которой мы будем рисовать, наполненная специальным раствором, который состоит из крахмала и воды, кисточка для фона, палочки, зубочистка для рисования, гуашь, бумага по размеру лотка.. Все это вы видите на своих рабочих местах.

В рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так.

Первое, что нам необходимо - нарисовать фон. Набираем на кончик кисти краску, стряхиваем тихонько на воду. Для фона использовать 2-3 краски.

 Наш холст покрыт краской, теперь мы в руки возьмём инструмент, которым собственно и будем рисовать – это палочка или зубочистка. Одно из правил рисования по воде – палочку необходимо всегда держать под углом 90 градусов по отношению к воде. Осторожно окунем палочку в левый нижний угол и, начинаем проводить линии вправо, затем влево, потом снова вправо и т.д. Это необходимо для того, чтобы краски немного поиграли друг с другом и перемешались между собой. У нас получается рисунок похожий на ёлочки.

 Плавно помедитируйте у себя на воде и поводить палочкой по поверхности, так как захочется вашей душе.. Не думайте о результате, отпустите себя в личный полет фантазии, отдайтесь очарованию самого процесса!

А теперь сделаем цветок. Я возьму красную и желтую краски. Тупым концом палочки нанесем красный цвет. И слегка касаемся поверхности воды, непротыкая воду. Чтобы диаметр был больше делаем несколько раз. Но красный цвет не очень интересен, поэтому поставим в центр желтую точку, а чтобы было еще интересней я в желтый цвет добавлю еще красный.

Теперь острым концом палочки проводим линии от края круга к центру, у нас получаются лепестки.

Не бывает цветов без стебля. Возьмите зеленый цвет и поставьте несколько точек.

И снова острым концом проведите линию по этим точкам сверху вниз.

Мы создали мраморный рисунок.

 Возьмите лист  аккуратно положите на воду на 4-5 секунд. Возьмите за края бумаги и плавно через край лотка перетащите ее, чтобы убрать лишнюю жидкость.

Для детей техника Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества.

- Какая красота получилась…

Какие мы молодцы! Мы настоящие добрые волшебники.

- Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу несказочную реальность…

5 этап

Заключительный этап – рефлексия. С целью выявления эмоционального состояния детей после проведенного занятия.

- Вот мы и вернулись в зал. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Решили поставленную перед нами цель?

- Сейчас мы будем передавать бабочку,  и  расскажем, что понравилось, чему научились,  что хотели бы добавить. 

( передаем бабочку по кругу)

- Уважаемые коллеги, мне было с вами приятно сотрудничать.

Благодарю за внимание и участие в мастер-классе!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста"

    Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не м...

Мастер-класс "Использование приемов и методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

     Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Дошкольное д...

Презентация "Мастер класс для педагогов « Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста от 4-5 лет"

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.Основателем является Генрих Саулович  Альтшуллер.Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием про...

Мастер-класс для педагогов «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ:  Формирование у педагогов навыков использования релаксационных упражнений в работе с дошкольниками, а так же обучение воспитателей приемам саморасслабления.  Психопрофилактическая рабо...

мастер - класс для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии - кинезиологии....

Мастер класс для-педагогов "Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер- класс для педагогов "Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"...