"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЮБВИ К РОДИНЕ"
проект (средняя группа)
Аннотация. В статье рассматривается вопрос экологического образования детей дошкольного возраста как одно из основополагающих направлений в формировании нравственных качеств подрастающей личности. Авторы обобщают позитивный опыт реализации комплекса мероприятий различных по форме, методам и содержанию, направленных на формирование бережного отношения к окружающему миру.
Ключевые слова: экологическое образование, природа, экологическая культура, дошкольный возраст, окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grachyova_n._statya.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ЛЮБВИ К РОДИНЕ
Грачёва Наталья Юрьевна,
воспитатель;
Кузьмина Елена Андреевна,
воспитатель
ГБОУ СОШ СП
«Детский сад Созвездие»
e-mail: panetka95@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается вопрос экологического образования детей дошкольного возраста как одно из основополагающих направлений в формировании нравственных качеств подрастающей личности. Авторы обобщают позитивный опыт реализации комплекса мероприятий различных по форме, методам и содержанию, направленных на формирование бережного отношения к окружающему миру.
Ключевые слова: экологическое образование, природа, экологическая культура, дошкольный возраст, окружающий мир.
Экологическое образование – важнейшее направление в работе дошкольных учреждений. Определяя цель экологического образования в ДОУ как формирование уже в дошкольном возрасте экологически воспитанной личности, экологического сознания, поведения, гуманной деятельности и отношения к окружающей среде, педагоги планируют воспитать в ребёнке базовые компетенции экологической культуры с наличием знаний и умений для осуществления различной деятельности с учётом требований бережного отношения к окружающему миру.
Видеть и понимать значение природного наследия в жизни общества, не только усвоить, но и присвоить на подсознательном уровне понимание о непререкаемой ценности среды обитания человека – одна из основополагающих составляющих любви к своей Родине.
Рассматривая экологическое образование как основу национальной безопасности государства, современному образованию необходимо ориентироваться на системный и непрерывный на разных этапах взросления ребёнка подход к формированию ценностных ориентиров, нравственных и этических норм, нацеленных на личностную ответственность за сохранность социоприродной среды.
В этой связи перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений ставится ряд задач по формированию экологической культуры воспитанника в разных возрастных периодах:
- Расширять представление о растительном и животном мире.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять признаки явлений природы, делать элементарные выводы.
- Воспитывать любовь к природе и умение правильно, гуманно вести себя в ней.
- Привлекать внимание детей к российским и мировым проблемам экологии.
- Развивать положительный опыт эмоционально-чувственного, эстетического восприятия природы.
- Развивать навыки экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения.
- Заложить основы экологического мышления, познания, основные закономерности взаимоотношений, связей в природе.
Реализация масштабных задач влёчёт за собой комплексный подход к организации образовательного процесса. Для достижения запланированных результатов педагог-дошкольник ведёт деятельность параллельно в нескольких плоскостях:
- Организация окружающей среды, пространства (грамотно оформленные, озелененные территории, где можно наблюдать, осязать окружающую природу, попав в реальные условия лужаек, цветников, огородов, уголков нетронутой природы).
- Организация предметно-развивающей среды в группах.
- Экологическое просвещение родителей.
- Работа с педагогами и узкими специалистами по экологии.
Учитывая все тонкости процесса экологического образования детей дошкольного возраста, воспитателями детского сада «Созвездие» (пгт Петра-Дубрава) было выбрано несколько форм работы с детьми.
«Лаборатория юного эколога»: опыты и эксперименты:
в экспериментах развивается наблюдательность, элементы аналитического умения, стремление сравнивать и сопоставлять, делать выводы. С детьми были проведены следующие опыты: «свойства воды», «форма воды», «тонет – не тонет», «волшебница вода», «круговорот воды в природе», опыты с песком, глиной, магнитом.
Совместное коллективное творчество: изготовление панно, коллажей, плакатов с использованием различного материала – ваты, мятой бумаги, салфеток, фантиков, магнитиков, засохших цветов и листьев.
Зрелищные мероприятия, костюмированные эко-праздники, досуговые мероприятия для детей: «Бал цветов», «Птичье царство», «Лесные жители».
Создание карты-схемы «Экологическая тропа» – «Путешествие по сказочной стране» (экскурсии, путешествия). Цветники, лужайки, кустарники, огороды, деревья.
Тематические прогулки, включающие в себя беседы, наблюдения:
- Точка привала «Цветник – пчёлкина фантазия»,
- «Деревья»,
- «Искусственный водоем»,
- «Птичье царство»,
- «Луг»,
- «Кустарники».
«Экологический музей-выставка» – специально отведенное место как способ привлечь детей к окружающему миру, природе служит прекрасным фоном для бесед.
Организация фотовыставок «Дерзкий воробей» или «Зимующие птицы» и др. – это целая область для наблюдений, бесед, умозаключений.
«Телефон доверия» – корреспонденция, целью которой в разные месяцы выступает: в декабре – сохранение елей, в январе – подкормка птиц, в феврале – знакомство с животным миром края, в марте – защита берёз от сбора сока, в апреле – пропаганда Международного Дня Матери-Земли и ценностей, связанных с этим праздником.
«Сказочная пятница» – чтение специальной литературы, книг, сказок, стихов, поучительных историй, постановка сотрудниками ДОУ экологических сказок «Лесная аптека», «Кто где живет?», «Подводный мир» и др.
Создание самодельных книг, альбомов «Лесная аптека на службе человека» – дети творчески знакомятся с лекарственными растениями, их народными названиями, пользой для человека.
Организация акций в ДОУ «Все в твоих руках!» с разнообразной тематикой («День птиц», «Оставим елочку в лесу» и др.).
Опыт реализации рассмотренных практик показал, что в ходе целенаправленной разнообразной по способам и формам организации деятельности дети получили знания о взаимосвязи природы, общества и человека; приобрели потребность в активной деятельности по охране окружающей среды и способность анализировать несложные экологические ситуации.
Основанная на принципах научности, системности, доступности, целостности, гуманистичности, с установкой на деятельностный подход, проведённая работа показала свою педагогическую целесообразность в работе с детьми дошкольного возраста. Эффективность и значимость комплекса мероприятий подтверждается не только полученными детьми знаниями и умениями, но и выраженным желанием сохранять, оберегать свою Родину, в проявлении инициативы к дальнейшей деятельности по изучению природы и окружающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"
В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...
Статья на тему "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания.
Статья на тему "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания....
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".
Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....
Экологическая программа как способ формирования целостного представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста.
Экологическая программа направленная на позитивное отношение к природе, себе и окружающим людям....
«Деятельностный подход и опытно-экспериментальная работа, как способ формирования основ экологической культуры у дошкольников».
Использование проектных методов с целью формирования основ экологической культуры у дошкольников, как наиболее эффективный в процессе экологического воспитания в свете ФГОС ДОО....
Воспитание любви к Родине через систему экологического воспитания в ДОУ
Любовь к родине начинается с любви к природе!...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Материал о системе формирования у детей экологических представлений....