Сборник бесед по культуре поведения для детей дошкольного возраста
методическая разработка
В сборнике представлены нравственные беседы, направленные на воспитание у дошкольников умения общаться, углубление интереса детей к социальному миру. Беседы познакомят детей с оптимальными формами поведения, будут развивать коммуникативные способности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_besedy_dlya_detey.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа о культуре поведения
«Пока они спорили»
Таня и Надя сидели на лавочке у ворот и по очереди качали новую куклу, которую им купила мама.
Вдруг Таня выронила куклу, и кукла упала на пыльную дорогу.
- Надя, подними! - приказала Таня младшей сестренке.
- Вот еще, - ответила Надя. - Ты уронила, ты и поднимай!
- Но ведь ты тоже с ней играла!
- Ну и что же! И ты играла.
Пока сестры спорили, к ним подошел старенький дедушка Егор. Опираясь на палку, он, кряхтя, наклонился, поднял куклу, отряхнул от пыли и подал девочкам:
- Не спорьте, сороки. Нате, играйте.
Ох, как стыдно стало девочкам, и даже играть больше не захотелось.
М. Майн
Что можно сказать про девочек, какие они?
Как вы думаете, если бы Таня вежливо попросила сестру поднять куклу, а не приказала, подняла бы ее Надя?
Как дедушка назвал девочек? (В русском народе сороками называют людей, которые ссорятся и спорят.)
Придумайте новый конец рассказа, чтобы поступки девочек были правильными, вежливыми.
- Послушайте русскую пословицу:
Ссора до добра не доведет.
Как вы понимаете эту пословицу?
- Послушайте, что однажды произошло с двумя подружками.
Две подружки
Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:
- Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу. Лена ответила грубо:
- На, возьми, пожалуйста, свою куклу.
Варя отвернулась и грустно пошла в раздевалку.
Н. Дурова
Почему Варе стало грустно?
Какую ошибку допустила Лена и как ее исправить?
Подходит ли Лене пословица?
Те же слова, да не так молвить.
Беседа о товариществе
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Хочет Коля купить книгу «Что такое хорошо и что такое плохо?». У Коли не хватало одной копейки. Попросил Коля у Саши копейку. А Саша не дал. Продавец дал книгу Коле и сказал: «Книги читать - это хорошо. А что плохо - спроси у товарища».
О. Буцень
Что же такое «плохо»?
Что можно сказать про Сашу, какой он?
Подходит ли к этому рассказу такая пословица:
Нет друга - ищи, нашел - береги.
Саша пришел в группу. Он поздоровался только с воспитателем и пошел играть с детьми. Что Саша забыл сделать?
Утром воспитательница младшей группы шла на работу и встретилась с Катей и ее мамой. Катина мама сказала: «Здравствуйте». Воспитательница ответила: «Доброе утро».
Когда воспитательница отошла подальше, мама спросила у Кати: «А почему ты не поздоровалась с воспитательницей?». «А зачем, она ведь не из нашей группы», - сказала девочка.
Что на это должна была сказать ей мама?
Как поступаете вы, когда видите воспитателя другой группы?
Ты здороваешься с воспитателем. На кого ты должен смотреть?
Ты пришел в группу. Работает Елена Владимировна. Она стоит и разговаривает с Галиной Николаевной. Дет играют. Как ты поздороваешься со всеми? Все ситуации можно обыграть.
Беседа о честности
«Это я виноват»
Юра очень любит свою маленькую сестренку Юлю. Он никогда не обижает ее, помогает во всем и всегда выручает в беде.
Один раз Юле захотелось попробовать варенья. Полезла она ложкой в варенье и случайно толкнула банку. Банка разбилась, а варенье вылилось на пол.
Пришла тетя Рая и спрашивает:
А ну сознавайтесь, кто из вас варенье разбил?
Это я виноват, - сказал Юра.
А Юля посмотрела на тетю Раю и заплакала.
Из книги Л. П. Успенской, Н. Б. Успенского
«Учись говорить правильно»
Почему Юра сказал тете Рае неправду? Можно ли считать его поступок правильным?
Почему заплакала Юля?
Как вы думаете, наказала ли тетя Рая детей?
Послушайте шутку про лживого мальчика:
- Ты конфеты съел?
- Нет, не я,
- А вкусные были?
- Очень.
Про лживых людей в русском народе говорят:
Раз солгал - навек лгуном стал.
Соврешь - не помрешь, да вперед не поверят.
У лжи короткие ножки.
Ты увидел, что мальчик из твоей группы обидел малыша. Как ты поступишь?
Подрались два мальчика из твоей группы. Что ты будешь делать?
У тебя укатился мяч. Юра поднял и бросил его тебе. Что ты скажешь Юре?
Поссорились в группе два мальчика. Когда за Сережей пришла мама, Андрей выбежал из группы и говорит: «Мы с Сережкой больше не дружим. Он плохой».
Правильно ли поступил мальчик? Можно ли Андрея назвать другом Сергея?
Беседа о дружбе
«Урок дружбы»
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чику пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел все пшено. Только десять зернышек упало на землю. Чирик нашел эти зернышки и пошел к Чику.
- Чик, я нашел десять зернышек. Давай разделим поровну.
- Не надо, - сказал Чик. - Ты нашел, ты и съешь.
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик.
Чику стало стыдно. Ведь он не дал Чирику ни одного зернышка.
Взял Чик пять зернышек и сказал своему другу:
- Спасибо, Чирик, за зернышки и за урок.
По М. Пляцковскому
О каком уроке говорил Чик?
Можно ли Чика назвать другом Чирика?
Яблоко
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,
Яблоко я пополам разломаю,
Яблоко с другом своим разделю.
Я. Ким
Какая разница между теми произведениями, которые я вам прочитала?
Всегда ли вы готовы поделиться с другом?
- Давайте поиграем в ситуации.
За Катей пришла бабушка. Катя, одеваясь, говорит:
«Я с Наташкой Ивановой больше не дружу. Она меня назвала Катькой».
Почему Катя не может обижаться на Наташу?
Что она должна сделать?
Воспитатель входит в группу и говорит: «Юра, за тобой сегодня пришел папа. Он в раздевалке». Обрадованный мальчик бросил машинку, не убрал кубики, с которыми играл, крикнул: «Ого, папа пришел», - и выбежал из группы.
Какие ошибки допустил мальчик? Как бы он должен был поступить? Как поступаете вы, когда за вами приходят родители?
Тебе мама подарила игрушку. Ты об этом хочешь рассказать товарищу по телефону.
(Ставятся два стула спинка к спинке. На них садятся два ребенка с телефонами. У одного игрушка. Он звонит своему товарищу и рассказывает о том, какую игрушку ему подарила мама.)
- Не забудьте, как нужно приветствовать друг друга, как нужно прощаться.
Беседа об отношении к старшим
- Послушайте басню Л.Н. Толстого про старого-старого дедушку и внука
«Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. У него ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, а давали ему обедать за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке. Он захотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить его за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и видят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать за стол и ухаживать за ним.
Л. Толстой
Расскажите, как внук заступился за деда, как он ему помог.
Таким людям, как Мишины родители, говорят:
Как аукнется, так и откликнется.
Как вы понимаете эти слова?
Тебе дежурный забыл положить чайную ложку для, компота.
Что ты сделаешь?
Ты пришел в группу первым и заметил, что земля у комнатных растений совсем сухая. Что ты сделаешь:
- будешь ждать, пока тебя попросит воспитатель полить цветы;
- пока не придет дежурный и не польет их;
- польешь сам?
Сережа подошел к воспитателю и говорит: «Дайте, пожалуйста, мыло». Взяв мыло, он стал умываться. Какую ошибку допустил мальчик?
Беседа о «волшебных» словах
«Волшебное слово»
Маленький старичок с длинной бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и подсел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
- Ну и ладно, а вам-то что? - покосился на него Павлик.
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...
- Еще бы! - сердито буркнул мальчик - Я скоро совсем убегу из дому.
- Убежишь?
- Убегу. Из-за Ленки убегу. - Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает. А у самой сколько?
- Не дает? Ну, из-за этого сбегать не стоит.
- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой...
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. - Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю:
«Возьми лучше, все равно от тебя не отстану, весла стащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
- Что же, не берет тебя брат?
- А почему вы все спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду:
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...
Павлик раскрыл рот.
- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза...
- А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить.
- Я попробую, - усмехнулся Павлик, - я сейчас же попробую.
Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зеленые, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
- Обманул старик - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймет волшебное слово!
Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
- Лена, дай мне одну краску... пожалуйста... Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:
- Какую тебе?
- Мне синюю, - робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал ее в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
- Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке...
- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный
пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.
- Волшебник! Волшебник! - повторял он про себя,
вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.
Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
- Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
- Пожалуйста, - повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы.
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
- Помогло! Опять помогло!
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиков непонятные знаки.
В. Осеева
Каким был мальчик до встречи со стариком?
Какое «чудо» совершил старик? Был ли действительно старик волшебником?
Расскажите, как правильно, вежливо нужно обращаться
к людям.
Послушайте, какие пословицы есть про добрые, вежливые
слова:
Доброе слово сказать, что дождь в
Доброе слово сказать - посошок в руку дать.
С добрым словом и черная корка сдобой пахнет.
Эти пословицы можно говорить и тогда, когда человек другому говорит о чем-то очень хорошем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста
Значение нравственного воспитания детей. Методы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста....
«Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»
Помещаю свой опыт работы в помощь другим педагогам. Этот материал я использовала на конкурсе "Воспитатель года"...
«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
План 1. Определение понятия культуры поведения «этикет»…………...…………...32. Культура поведения - показатель воспитанности ре...
Проект по социально-личностному развитию «Семья. Общение и культура поведения» для детей дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация».
Патриотическое воспитание дошкольников – одно из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества р...
Консультация для молодых специалистов "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"
Этикет - совокупность правил поведения, установленных в человеческом коллективе и принятых как норма общения в различных жизненных ситуациях....
Педагогический совет "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"
В соотвтетсвии с задачей годового плана об орагнизации работы ДОУ в области социально-коммуникативного развития, мною был организован педагогический совет на данную тему. Педсовет продуман в нет...
План мероприятий Муниципального проекта «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» (старшая разновозрастная группа для детей трёх возрастов)
Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффе...