КОНСПЕКТ «Как звери готовятся к зиме»
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 61»
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по развитию связной речи детей старшего возраста посредством драматизации
«Как звери готовятся к зиме»
Подготовила
воспитатель МДОУ №61
Арзуманова М.Э.
г. Ярославль
Цель: развитие связной речи через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Совершенствовать интонационную выразительность речи, диалогическую и монологическую речь. Формировать умение сочетать движение и речь.
2. Активизировать словарь прилагательных словами: хищный, травоядный, ранняя, поздняя.
3. Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе, в жизни диких животных, о правилах поведения в лесу.
4. Развивать умение объединяться для работы в группы по 2-4 чел.
5. Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.
Предполагаемый результат:
У детей сформирована интонационная выразительность речи, умеют сочетать движение с речью. Обогащён словарь прилагательных словами: хищный, травоядный, ранняя, поздняя. Дети знают о сезонных изменениях в природе, диких животных, о правилах поведения в лесу. Ребята объединяются в группы по 2 – 4 человека для игры, работы. Сформировано доброжелательное отношение, желание и умение помогать друг другу.
Материалы:
- ковёр, зонт, украшенный осенними листьями, макеты деревьев, костюмы для драматизации сказки «Как звери готовятся к зиме»: лиса, ёж, медведь, заяц (белый, серый), белка, волк, кошка;
- ИКТ: ноутбук, проектор, экран, анимационные слайды разных периодов осени, аудиозаписи звуков леса;
- разрезные фотографии зверей (по диагонали 6-8 частей) в конвертах, конверты с изображением жилищ и питания диких животных;
- для создания книги «Путешествие в лес»: карандаши, восковые мелки, краски, кисти, трафареты диких животных, листы А4.
Ход:
Восп.: Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг
Я твой друг
И ты мой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Восп.: Ребята, вы любите загадки?
Хотите, я вам загадаю интересную загадку?
Давайте присядем, слушайте внимательно. (Все вместе сели на круглый, мягкий ковёр)
Вслед за летом она приходит,
С листопадом она хороводит,
Холодный дождик льет с утра
Птицам в теплый край пора
И богата она урожаем,
Мы ее конечно знаем.
(осень)
Восп.: Какие слова вам помогли догадаться, что это осень? (листопадом, холодный дождик, птицам в тёплые края пора, богат урожай)
Восп.: Какой месяц осени идет сейчас? (Сейчас идёт месяц ноябрь)
Восп.: Какой период осени? (Поздняя осень)
Восп.: Как можно сказать про позднюю осень, какая она? (Холодная, мрачная, поздняя, морозная, тёмная, грязная, снежная, серая и т. д.)
Восп.: Какие периоды осени вы ещё знаете? (Ранняя осень – сентябрь, золотая осень - октябрь)
Восп.: Как можно сказать про осень, – какая она? (Красивая, разноцветная, золотая, тёплая, дождливая, расписная и т. д.)
Восп.: Где же можно увидеть всю красоту осени? (За окном, в парке, во дворе, в книжке, на картине, в лесу и т. д.)
Дети: Вот бы нам очутиться в лесу, полюбоваться осенней красотой.
(Положительная, эмоциональная заинтересованность детей)
Восп.: Как же нам туда попасть??? Я знаю, что нужно делать! У меня есть волшебный зонтик. Он не только от дождя закрывает, но и чудеса совершает. (Воспитатель пытается открыть зонтик) Зонтик не открывается. В чём же дело? Зонтик хочет убедиться, что вы знаете, как вести себя в лесу.
Дети по строчке читают стихотворение «Правила поведения в лесу»
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай мусор за собой убрать.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять:
В лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Восп.: Зонт открылся. Мы можем отправляться в путь.
Дети собираются под зонтиком и закрывают глазки.
Всех ребяток я за сказкой
Приглашаю в лес пойти
Замечательный, чудесный,
Интересней не найти.
Зонтик волшебный веселей крутись, в лесу осеннем оказаться помоги.
Восп.: Вот мы с вами и в лесу! Ах, какой воздух! Скажите, какой воздух в лесу (чистый, свежий, прозрачный, холодный и т.д.).
Восп.: Прислушайтесь. Что вы слышите? (Шум ветра, скрип деревьев, пение птиц, шелест листвы, волчий вой и т. д.)
Восп.: А мне ребята, ветер прошумел, что где-то тут на полянке звери оставили свои фотографии в конвертах. Вы не видите их?
Дети находят несколько конвертов с изображением на них жилищ животных и их питания.
Восп.: Где вы нашли этот конверт? (Под деревом, за ёлкой, на дереве, около дерева)
Восп.: Чьё фото в этом конверте? (Ежа, белки, зайца, медведя)
Восп.: Почему вы так думаете? (Дети объясняют изображение на конверте. Пример: На конверте дупло и орехи. В дубле живёт белка и т. д.)
Восп.: Давайте проверим. (Достаём из конвертов разрезанные фото)
Восп.: Ой, ребята, что с ними? Что делать? (собрать)
Восп.: Но конвертов мало, а нас много. Как нам собрать все одновременно? (Разделиться на группы).
Восп.: На сколько групп? (На четыре)
Восп.: Почему? (Потому, что четыре конверта)
Делятся. Собирают фотографии. Спрашивают друг у друга, фото какого зверя они собрали (еж, белка, заяц, медведь).
Каждая группа детей подбирает описательные прилагательные к собранному фото, используя слова: хищный, травоядный, пушистый, колючий, остроносый, длинноухий, ловкий и т. д.
Восп.: Каких диких зверей вы еще знаете? (Волк, лось, кабан)
Восп.: Какие они? (активизация словаря прилагательных)
Восп.: А хотели бы вы увидеть, что сейчас делают звери в лесу? (Конечно хотим)
Восп.: Нам опять поможет волшебный зонтик. Он превратит ребят в зверят, и мы посмотрим сказку «Как звери готовятся к зиме».
Зонтик волшебный веселей крутись
Ребят в зверяток преврати.
Зонтик касается ребёнка, подсказывает в кого превратиться.
Зрители - дети и родители. Пока дети переодеваются в костюмы перед зрителями появляются слайды осеннего леса. Ребенок сопровождает их словами:
«Ах, какое это чудо
Лес осенний, золотой!
И слетают отовсюду, листья пестрою гурьбой!
Сколько звуков разных самых
Шишка с ветки упадет,
Хрустнет ветка под ногами
Утка крыльями взмахнет
И как будто бы спросонок
Листик в воздухе кружит
Даже слышно, как ежонок, тихо лапками шуршит»
Восп.:Слышите, лисичка поет (начинается сказка).
Инсценировка сказки. Действующие лица: девочка, лиса, медведь, заяц, белка, волк и ёжик.
Крадётся лиса, напевая песенку.
Лиса: Я – лисичка, я – сестричка,
Я хожу неслышно.
Рано утром по привычке
На охоту вышла.
Только спрятались куда – то
От меня зверюшки,
Ускакали все зайчата,
Не мелькают ушки.
Но недаром я – лисица
И не зря – плутовка:
Не живою притвориться
Я умею ловко.
Лисичка ложится на землю, притворяется мёртвой. Входит девочка.
Девочка: Здравствуй, лес! Здравствуйте, лесные жители! Как тихо… Ой, кто это?
Подходит к лисичке и трогает её. Лисичка вскакивает.
Девочка: Здравствуй, Лисичка!
Лиса: Здравствуй, девочка (называет по имени)! Давно я тебя в лесу не видела.
Девочка: Как поживают твои лисята?
Лиса: Мои лисята выросли, покинули родную лисью нору. Я научила их охотиться, теперь они сами добывают себе пищу. Ловко ловят мышей, птиц, зайцев.
Девочка: Неужели вам, лисам, не жалко бедных зверюшек и птичек?
Лиса: Мы их ловим только когда хотим есть.
Под музыку входит медведь.
Медведь: Ох – ох – ох… Устали ноги.
До чего хорош пенёк…
Сяду, посижу немного.
Девочка и лиса (вместе): Здравствуй, Медведушка!
Медведь: Здравствуй, девочка (по имени)! Здравствуй и ты, рыжая плутовка!
Девочка: Каким ты стал могучим, толстым, Медведь, не то что весной, когда вылез из берлоги. Ты тогда был очень худым.
Медведь: Жирку накопил я на долгую зиму. Ты ведь, девочка (по имени), знаешь, что зимой я сплю в своей берлоге.
Лиса: Что же ты ел, Мишенька, летом и осенью?
Медведь: О – о – о! Я – заядлый рыболов. Часами могу сидеть на берегу и ловить рыбу, пока не наемся. А летом и осенью ел грибы, ягоды, муравьишками лакомился. Ну, а самое моё любимое лакомство мёд.
Девочка: А пчёлы тебя не кусали?
Медведь: Кусали. Но укусы их мне нипочём! Шуба то у меня толстая! Пойду я, девочка (по имени), пора мне кушать, к зиме готовиться. До свидания!
Девочка и лиса (вместе): До свидания, Медведь до весны!
Лиса: И я побежала.
Лиса убегает, а следом за ней уходит девочка. Под музыку скачет Заяц, останавливается.
Заяц: Осенний ветер не на шутку
Вдруг холод начал нагонять.
Мне свою серенькую шубку
Пора на белую менять.
Достаёт шубку – белый костюм зайчика, пытается примерить.
Заяц: Она немного маловата.
Я не могу её надеть.
В передних лапах узковата,
Придётся, видно похудеть.
Заяц бросает на пенёк шубку и убегает. Появляется белочка с грибочками.
Белка: С ветки на ветку, но хоть и мала, прыг…
Метко летаю, словно стрела. Прыг, прыг…
Лущу я орешки, грибочки сушу,
Чтобы зимою досыта кушать.
Белка видит шубку Зайца, кладёт грибок, берёт шубку.
Белка: Здесь где – то Заяц пробегал…
Он свою шубку потерял!
Возьму и рыжую свою
Сейчас на белую сменю.
Пока Белочка примеряет белый костюм Зайца, появляется волк.
Волк: Там не пеньке сидит зайчишка.
Ну погоди же шалунишка!
Белка: Волк! Я его боюсь!!! Нет, лучше надену свою зимнюю серенькую шубку, чтобы незаметной быть на дереве.
Белка сбрасывает белую шубку и убегает.
Волк: да это просто заячья шуба.
Поднимает её.
Волк: Вот это для меня удача!
Я в раз решу одну задачу:
Как в стадо к овцам мне попасть,
Ягнёнка жирного украсть.
Волк примеряет шубу. Появляется девочка.
Девочка: Здравствуй, Волк! Зачем ты надеваешь заячью шубу?!
Волк: Здравствуй! Я… это… (кладёт шубу на место) Ты же знаешь, волка ноги кормят. Вот решил немного схитрить. Я больше так не буду… Пойду в своё логово.
Заяц: теперь мне шубка в самый раз.
Как будто сшили на заказ.
Пусть ветер тучи нагоняет
И землю снегом покрывает,
Мне не страшна теперь сама
Хозяйка белая – Зима!
Девочка: Зайчик, какой ты красивый! Но пока не выпадет снег, тебя будет легко заметить среди деревьев. Будь осторожен! А ты уже сделал запасы на зиму?
Заяц: Что ты, девочка (по имени)! Я не собираю запасов на зиму и нору не делаю. Днём сплю в чаще леса, где не будь под кустиком, а ночью выхожу на кормёжку: обгрызаю кору молоденьких осинок, ну а если мало, то приходится и в огород забежать. Где сено найду, где – капустные кочерыжки, морковку.
Слышится песенка и появляется ёжик.
Ёжик: Маленький ёжик, четверо ножек,
Ёжик по лесу идёт, песенку поёт:
Фуфты, фуфты, фуфты, фу!
На спине листок несу.
Самый сильный я в лесу
Лишь боюсь лису.
Девочка и Заяц (вместе): Здравствуй, Ёжик! Куда ты несёшь листик?
Ёжик: Я несу его в свою норку, чтобы сделать мягкую и тёплую постельку.
Девочка: А ты уже сделал запасы на зиму?
Ёжик: Девочка (по имени), я не делаю запасов на зиму. Когда настанут холода, заберусь в свою тёплую и уютную норку и крепко просплю до весны.
Девочка: Значит, ты зимой тоже спишь, как медведь. Что же ты летом и осенью ешь?
Ёжик: Любимые мои лакомства – жуки, ящерицы, ужи, мыши, лягушки.
Девочка хочет погладить Ёжика, отдёргивает руку.
Девочка: Ёжик, Ёжик, ты колючка.
Не могу погладить ручкой.
Ты побрей свои иголки
И тогда не будешь колкий.
Ёжик: Если мне, Ежу побриться,
Нечем будет защититься.
Заяц: Если Ежику побриться, –
Его скушает лисица.
Ёж повадки её знает.
Выходят все звери.
Девочка: Спасибо, звери лесные! Теперь я знаю, как вы готовитесь к зиме.
Появляется Кошка.
Кошка: Мяу – мяу! Девочка (по имени) пора возвращаться домой.
Белка: Ты, Кошечка, сделала запасы на зиму?
Кошка: А мне не надо делать запасы, я – домашнее животное, обо мне человек заботится. У меня всегда тёплый, уютный домик и вкусная еда.
Девочка и кошка (вместе): До свидания, берегите себя!
Звери прощаются с Кошкой и девочкой.
Белка: Пора нам по делам: готовится к зиме.
Все звери уходят в лес.
Волшебный зонтик превращает зверят в ребят.
Восп.: Волшебный зонтик веселей крутись
Зверят в ребяток преврати.
Все вместе с помощью зонтика возвращаемся в группу.
Восп.: Где мы с вами побывали? (ответы детей)
Восп.: Что вам запомнилось, понравилось? (ответы детей)
Восп.: Давайте вместе с вами сделаем книжку «Путешествие в лес», в которой мы нарисуем свои впечатления о путешествии. Её смогут посмотреть ваши родители и другие ребята.
Совместная с воспитателем художественная деятельность по оформлению книги.
В дальнейшем составление рассказов по иллюстрациям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру "Как звери готовятся к зиме"
Занятие расчитано на детей 3-4 лет.Цель занятия:формирование умения устанавливать простейшие связи между сезооными изменениями природы и поведением животных.По ходу занятия дети отгадывают загадки,чит...
Конспект "Как звери готовятся к зиме"
Конспект НОД в младшей группе...
Конспект "Как звери готовятся к зиме"
конспект...
Конспект" Как звери готовятся к зиме"
Конспект"Как звери готовятся к зиме"...
Конспект ОД «Звери готовятся к зиме»
Конспект ОД во второй младшнй группе "Звери готовятся к зиме"...
Конспект "Как звери готовятся к зиме" средняя группа
Конспект по ФКЦМ...
Конспект "Как звери готовятся к зиме"
Дать детям представление о взаимосвязи диких животных со средой обитания...