КОНСПЕКТ «Как звери готовятся к зиме»
план-конспект занятия

Мадлена Эрнольдовна Арзуманова

«Как звери готовятся к зиме»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 61»

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по развитию связной речи детей старшего возраста посредством драматизации

«Как звери готовятся к зиме»

 

Подготовила

воспитатель МДОУ №61

Арзуманова М.Э.

г. Ярославль


Цель: развитие связной речи через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Совершенствовать интонационную выразительность речи, диалогическую и монологическую речь. Формировать умение сочетать движение и речь.

2. Активизировать словарь прилагательных словами: хищный, травоядный, ранняя, поздняя.

3. Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе, в жизни диких животных, о правилах поведения в лесу.

4. Развивать умение объединяться для работы в группы по 2-4 чел.

5. Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.

Предполагаемый результат:

У детей сформирована интонационная выразительность речи, умеют сочетать движение с речью.  Обогащён словарь прилагательных словами: хищный, травоядный, ранняя, поздняя. Дети знают о сезонных изменениях в природе, диких животных, о правилах поведения в лесу. Ребята объединяются в группы по 2 – 4 человека для игры, работы. Сформировано доброжелательное отношение, желание и умение помогать друг другу.

Материалы:

  • ковёр, зонт, украшенный осенними листьями,  макеты деревьев, костюмы для драматизации сказки «Как звери готовятся к зиме»: лиса, ёж, медведь, заяц (белый, серый), белка, волк, кошка;
  • ИКТ: ноутбук, проектор, экран, анимационные слайды разных периодов осени, аудиозаписи звуков леса;
  • разрезные фотографии зверей (по диагонали 6-8 частей) в конвертах, конверты с изображением жилищ и питания диких животных;
  • для создания книги «Путешествие в лес»:   карандаши, восковые мелки, краски, кисти, трафареты диких животных, листы А4.  

Ход:

Восп.: Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг

Я  твой друг

И ты мой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Восп.: Ребята, вы любите загадки?

Хотите, я вам загадаю интересную загадку?

Давайте присядем, слушайте внимательно. (Все вместе сели на круглый, мягкий ковёр)

Вслед за летом она приходит,

С листопадом она хороводит,

Холодный дождик льет с утра

Птицам в теплый край пора

И богата она урожаем,

Мы ее конечно знаем.

(осень)

Восп.: Какие слова вам помогли догадаться, что это осень? (листопадом, холодный дождик, птицам в тёплые края пора, богат урожай)

Восп.: Какой месяц осени идет сейчас? (Сейчас идёт месяц ноябрь)

Восп.: Какой период осени? (Поздняя осень)

Восп.: Как можно сказать про позднюю осень, какая она? (Холодная, мрачная, поздняя, морозная, тёмная, грязная, снежная, серая и т. д.)

Восп.:  Какие периоды осени вы ещё знаете? (Ранняя осень – сентябрь, золотая осень - октябрь)

Восп.: Как можно сказать про осень, – какая она? (Красивая, разноцветная, золотая, тёплая, дождливая, расписная и т. д.)

Восп.: Где же можно увидеть всю красоту осени? (За окном, в парке, во дворе, в книжке, на картине, в лесу и т. д.)

Дети: Вот бы нам очутиться в лесу, полюбоваться осенней красотой.

(Положительная, эмоциональная заинтересованность детей)

Восп.: Как же нам туда попасть??? Я знаю, что нужно делать! У меня есть волшебный зонтик. Он не только от дождя закрывает, но и чудеса совершает. (Воспитатель пытается открыть зонтик) Зонтик не открывается. В чём же дело?  Зонтик хочет убедиться, что вы знаете, как вести себя в лесу.

Дети по строчке читают стихотворение «Правила поведения в лесу»

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай мусор за собой убрать.

Зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять:

В лес приходят отдыхать.

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Восп.: Зонт открылся. Мы можем отправляться в путь.

Дети собираются под зонтиком и закрывают глазки.

Всех ребяток я за сказкой

Приглашаю в лес пойти

Замечательный, чудесный,

Интересней не найти.

Зонтик волшебный веселей крутись, в лесу осеннем оказаться помоги.

Восп.: Вот мы с вами и в лесу! Ах, какой воздух! Скажите, какой воздух в лесу (чистый, свежий, прозрачный, холодный и т.д.).

Восп.: Прислушайтесь. Что вы слышите? (Шум ветра, скрип деревьев, пение птиц, шелест листвы, волчий вой и т. д.)

Восп.: А мне ребята, ветер прошумел, что где-то тут на полянке звери оставили свои фотографии в конвертах. Вы не видите их?

Дети находят несколько конвертов с изображением на них жилищ животных и их питания.

Восп.: Где вы нашли этот конверт? (Под деревом, за ёлкой, на дереве, около дерева)

Восп.: Чьё фото в этом конверте? (Ежа, белки, зайца, медведя)

Восп.: Почему вы так думаете? (Дети объясняют изображение на конверте. Пример: На конверте дупло и орехи. В дубле живёт белка и т. д.)

Восп.: Давайте проверим. (Достаём из конвертов разрезанные фото)

Восп.: Ой, ребята, что с ними? Что делать? (собрать)

Восп.: Но конвертов мало, а нас много. Как нам собрать все одновременно? (Разделиться на группы).

Восп.: На сколько групп? (На четыре)

Восп.: Почему? (Потому, что четыре конверта)

Делятся. Собирают фотографии. Спрашивают друг у друга, фото какого зверя они собрали (еж, белка, заяц, медведь).

Каждая группа детей подбирает описательные прилагательные к собранному фото, используя слова: хищный, травоядный, пушистый, колючий, остроносый, длинноухий,  ловкий и т. д.

Восп.: Каких диких зверей вы еще знаете? (Волк, лось, кабан)

Восп.: Какие они? (активизация словаря прилагательных)

Восп.: А хотели бы вы увидеть, что сейчас делают звери в лесу? (Конечно хотим)

Восп.: Нам опять поможет волшебный зонтик. Он превратит ребят в зверят, и мы посмотрим сказку «Как звери готовятся к зиме».

Зонтик волшебный веселей крутись

Ребят в зверяток преврати.

Зонтик касается ребёнка, подсказывает в кого превратиться.

Зрители - дети и родители. Пока дети переодеваются в костюмы перед зрителями появляются слайды осеннего леса. Ребенок  сопровождает их словами:

«Ах, какое это чудо

Лес осенний, золотой!

И слетают отовсюду, листья пестрою гурьбой!

Сколько звуков разных самых

Шишка с ветки упадет,

Хрустнет ветка под ногами

Утка крыльями взмахнет

И как будто бы спросонок

Листик в воздухе кружит

Даже слышно, как ежонок, тихо лапками шуршит»

Восп.:Слышите, лисичка  поет  (начинается сказка).

Инсценировка сказки. Действующие лица: девочка, лиса, медведь, заяц, белка, волк и ёжик.

Крадётся лиса, напевая песенку.

Лиса: Я – лисичка, я – сестричка,

Я хожу неслышно.

Рано утром по привычке

На охоту вышла.

Только спрятались куда – то

От меня зверюшки,

Ускакали все зайчата,

Не мелькают ушки.

Но недаром я – лисица

И не зря – плутовка:

Не живою притвориться

Я умею ловко.

Лисичка ложится на землю, притворяется мёртвой. Входит девочка.

Девочка: Здравствуй, лес! Здравствуйте, лесные жители! Как тихо… Ой, кто это?

Подходит к лисичке и трогает её. Лисичка вскакивает.

Девочка: Здравствуй, Лисичка!

Лиса: Здравствуй, девочка (называет по имени)! Давно я тебя в лесу не видела.

Девочка: Как поживают твои лисята?

Лиса: Мои лисята выросли, покинули родную лисью нору. Я научила их охотиться, теперь они сами добывают себе пищу. Ловко ловят мышей, птиц, зайцев.

Девочка: Неужели вам, лисам, не жалко бедных зверюшек и птичек?

Лиса: Мы их ловим только когда хотим есть.

Под музыку входит медведь.

Медведь: Ох – ох – ох… Устали ноги.

До чего хорош пенёк…

Сяду, посижу немного.

Девочка и лиса (вместе): Здравствуй, Медведушка!

Медведь: Здравствуй, девочка (по имени)! Здравствуй и ты, рыжая плутовка!

Девочка: Каким ты стал могучим, толстым, Медведь, не то что весной, когда вылез из берлоги. Ты тогда был очень худым.

Медведь: Жирку накопил я на долгую зиму. Ты ведь, девочка (по имени), знаешь, что зимой я сплю в своей берлоге.

Лиса: Что же ты ел, Мишенька, летом и осенью?

Медведь: О – о – о! Я – заядлый рыболов. Часами могу сидеть на берегу и ловить рыбу, пока не наемся. А летом и осенью ел грибы, ягоды, муравьишками лакомился. Ну, а самое моё любимое лакомство мёд.

Девочка: А пчёлы тебя не кусали?

Медведь: Кусали. Но укусы их мне нипочём! Шуба то у меня толстая! Пойду я, девочка (по имени), пора мне кушать, к зиме готовиться. До свидания!

Девочка и лиса (вместе): До свидания, Медведь до весны!

Лиса: И я побежала.

Лиса убегает, а следом за ней уходит девочка. Под музыку скачет Заяц, останавливается.

Заяц: Осенний ветер не на шутку

Вдруг холод начал нагонять.

Мне свою серенькую шубку

Пора на белую менять.

Достаёт шубку – белый костюм зайчика, пытается примерить.

Заяц: Она немного маловата.

Я не могу её надеть.

В передних лапах узковата,

Придётся, видно похудеть.

Заяц бросает на пенёк шубку и убегает. Появляется белочка с грибочками.

Белка: С ветки на ветку, но хоть и мала, прыг…

Метко летаю, словно стрела. Прыг, прыг…

Лущу я орешки, грибочки сушу,

Чтобы зимою досыта кушать.

Белка видит шубку Зайца, кладёт грибок, берёт шубку.

Белка: Здесь где – то Заяц пробегал…

Он свою шубку потерял!

Возьму и рыжую свою

Сейчас на белую сменю.

Пока Белочка примеряет белый костюм Зайца, появляется волк.

Волк: Там не пеньке сидит зайчишка.

Ну погоди же шалунишка!

Белка: Волк! Я его боюсь!!! Нет, лучше надену свою зимнюю серенькую шубку, чтобы незаметной быть на дереве.

Белка сбрасывает белую шубку и убегает.

Волк: да это просто заячья шуба.

Поднимает её.

Волк: Вот это для меня удача!

Я в раз решу одну задачу:

Как в стадо к овцам мне попасть,

Ягнёнка жирного украсть.

Волк примеряет шубу. Появляется девочка.

Девочка: Здравствуй, Волк! Зачем ты надеваешь заячью шубу?!

Волк: Здравствуй! Я… это… (кладёт шубу на место) Ты же знаешь, волка ноги кормят. Вот решил немного схитрить. Я больше так не буду… Пойду в своё логово.

Заяц: теперь мне шубка в самый раз.

Как будто сшили на заказ.

Пусть ветер тучи нагоняет

И землю снегом покрывает,

Мне не страшна теперь сама

Хозяйка белая – Зима!

Девочка: Зайчик, какой ты красивый! Но пока не выпадет снег, тебя будет легко заметить среди деревьев. Будь осторожен! А ты уже сделал запасы на зиму?

Заяц: Что ты, девочка (по имени)! Я не собираю запасов на зиму и нору не делаю. Днём сплю в чаще леса, где не будь под кустиком, а ночью выхожу на кормёжку: обгрызаю кору молоденьких осинок, ну а если мало, то приходится и в огород забежать. Где сено найду, где – капустные кочерыжки, морковку.

Слышится песенка и появляется ёжик.

Ёжик: Маленький ёжик, четверо ножек,

Ёжик по лесу идёт, песенку поёт:

Фуфты, фуфты, фуфты, фу!

На спине листок несу.

Самый сильный я в лесу

Лишь боюсь лису.

Девочка и Заяц (вместе): Здравствуй, Ёжик! Куда ты несёшь листик?

Ёжик: Я несу его в свою норку, чтобы сделать мягкую и тёплую постельку.

Девочка: А ты уже сделал запасы на зиму?

Ёжик: Девочка (по имени), я не делаю запасов на зиму. Когда настанут холода, заберусь в свою тёплую и уютную норку и крепко просплю до весны.

Девочка: Значит, ты зимой тоже спишь, как медведь. Что же ты летом и осенью ешь?

Ёжик: Любимые мои лакомства – жуки, ящерицы, ужи, мыши, лягушки.

Девочка хочет погладить Ёжика, отдёргивает руку.

Девочка: Ёжик, Ёжик, ты колючка.

Не могу погладить ручкой.

Ты побрей свои иголки

И тогда не будешь колкий.

Ёжик: Если мне, Ежу побриться,

Нечем будет защититься.

Заяц: Если Ежику побриться, –

Его скушает лисица.

Ёж повадки её знает.

Выходят все звери.

Девочка: Спасибо, звери лесные! Теперь я знаю, как вы готовитесь к зиме.

Появляется Кошка.

Кошка: Мяу – мяу! Девочка (по имени) пора возвращаться домой.

Белка: Ты, Кошечка, сделала запасы на зиму?

Кошка: А мне не надо делать запасы, я – домашнее животное, обо мне человек заботится. У меня всегда тёплый, уютный домик и вкусная еда.

Девочка и кошка (вместе): До свидания, берегите себя!

Звери прощаются с Кошкой и девочкой.

Белка: Пора нам по делам: готовится к зиме.

Все звери уходят в лес.

Волшебный зонтик превращает зверят в ребят.

Восп.: Волшебный зонтик веселей крутись

Зверят в ребяток преврати.

Все вместе с помощью зонтика возвращаемся в группу.

Восп.: Где мы с вами побывали? (ответы детей)

Восп.: Что вам запомнилось, понравилось? (ответы детей)

Восп.: Давайте вместе с вами сделаем книжку «Путешествие в лес», в которой мы нарисуем свои впечатления о путешествии. Её смогут посмотреть ваши родители и другие ребята.

Совместная с воспитателем художественная деятельность по оформлению книги.

В дальнейшем составление рассказов по иллюстрациям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Как звери готовятся к зиме"

Занятие расчитано на детей 3-4 лет.Цель занятия:формирование умения устанавливать простейшие связи между сезооными изменениями природы и поведением животных.По ходу занятия дети отгадывают загадки,чит...

Конспект "Как звери готовятся к зиме"

Конспект НОД в младшей группе...

Конспект" Как звери готовятся к зиме"

Конспект"Как звери готовятся к зиме"...

Конспект ОД «Звери готовятся к зиме»

Конспект ОД во второй младшнй группе "Звери готовятся к зиме"...

Конспект "Как звери готовятся к зиме"

Дать детям представление о взаимосвязи диких животных со средой обитания...