Эффективная организация развивающей предметно-пространственной среды
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Развивающая предметно-пространственная среда для детей старшего дошкольного возраста по программе "Радуга"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnaya_organizatsiya_razvivayushchey_predmetno.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективная организация развивающей предметно-
пространственной среды
Автор воспитатель: Уфимцева Елена Владимировна
МБДОУ № 270
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Предметно-пространственная среда должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие ребёнка. Поэтому я постоянно работаю над обновлением и качественным составом предметной и игровой среды своей группы, учитывая психолого-педагогические принципы её построения.
При моделировании среды я стремлюсь к созданию детских «центров активности».
С точки зрения требований стандарта среда должна приобрести интерактивный характер. Это значит, должны быть созданы условия для взаимодействия и общения детей и взрослых, изменения пространства группы в зависимости от содержания и вида деятельности. При создании развивающего пространства в групповом помещении ведущую роль отводим игровой деятельности, так как в основе детской психики лежит игра.
Развивающая предметно–пространственная среда должна быть: содержательно–насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной.
Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям:
· игровая деятельность;
· творческая деятельность;
· познавательная деятельность.
При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе было использовано: зонирование пространства путем расстановки мебели и оборудования.
При организации непосредственно-образовательной деятельности активно используем мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы (в соответствии с календарно-тематическим планированием).
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Центры (уголки) организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям
Художественно - эстетическое развитие.(слайд 2)
В уголке творчества для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления различных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации , ручной труд (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Речевое развитие.(Слайд 3)
Книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели, дидактические игры для развития речи детей. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.
Познавательное развитие.
Центры познавательного развития организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.
В данном центре присутствуют различные дидактические игры познавательного характера.(Слайд 4) Различная по тематике энциклопедическая литература. Разного вида коллекции. Так как коллекционирование развивает в ребенке внимательность, наблюдательность, учит любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор. Эти экспонаты я использую в качестве наглядного материала в познавательной деятельности.(Слайд 5)
Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием материалов для опыта. Существенную роль в овладении способами практического взаимодействия с окружающим миром играет исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментально – опытных действий. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.(Слайд 6)
В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. Мои маленькие «почемучки» превращаются любознательных испытателей, проводя несложные опыты, определяют свойства различных материалов.
Для нравственно-патриотического воспитания в группе есть центр для знакомства детей с символикой нашей страны и Удмуртского края. Много разнообразного материала для привития у детей любви к родному краю, культуре и традициям Удмуртского народа (фотоальбомы «Родной город», «Страна где мы живем», «Моя семья», «Все работы хороши») и художественная литература по краеведению.(Слайд6)
Социально-личностное развитие.
Происходит формирование у детей основ культуры общения , закрепление знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций , через игровую, театральную деятельность, через ОБЖ.
В Центре «Сюжетно – ролевых игр» расположены ширмы с маркерами. Универсальные игровые маркеры располагаются в местах, легкодоступных детям. Маркеры переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Игровые замыслы детей моей группы весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр.(Слайд 7)
Для развития творческих способностей детей в группе организован центр строительно- конструктивной игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Практичность его состоит в том, что с содержанием этого центра можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Результатом конструктивной деятельности детей являются выставки их работ. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.(Слайд 8)
«Музыкально – театрализованный центр». Это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширмы , различные виды театров(кукольный , настольный и другие), маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Так же в центре размещены детские музыкальные инструменты (металлофоны, маракасы , бубны, барабаны и т. д.), которые используются детьми в свободной деятельности.(Слайд 9)
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с макетом города, разметкой улиц и дорог и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Также здесь собраны дидактические игры и иллюстративный материал по безопасности детей , подборка художественных произведений по пожарной безопасности . Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.(Слайд 10)
Физическое развитие.
Спортивный уголок содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Данный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.(Слайд 11)
Особого внимания с моей стороны, уделяется организации предметно-пространственной среды и на групповом участке.(Слайд 12)
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.
Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Опыт эффективной организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с ТНР.
В материале подробно описывается опыт создания условий для построения целостного воспитательно-образовательного педагогического процесса , обеспечивающего реализацию АООП дошкольного образования...
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....