Эффективная организация развивающей предметно-пространственной среды
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Уфимцева Елена Владимировна

 Развивающая  предметно-пространственная среда  для детей старшего дошкольного возраста по программе "Радуга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnaya_organizatsiya_razvivayushchey_predmetno.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективная организация развивающей предметно-                  

                       пространственной среды    

                               Автор воспитатель: Уфимцева Елена Владимировна

                                                                                  МБДОУ № 270

         В соответствии с ФГОС ДО развивающая  предметно – пространственная  среда   должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Предметно-пространственная  среда  должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие ребёнка. Поэтому я постоянно  работаю  над обновлением и качественным составом предметной и игровой среды своей группы, учитывая психолого-педагогические принципы её построения.

      При моделировании среды я стремлюсь к созданию детских «центров активности».

      С точки зрения требований стандарта среда должна приобрести интерактивный характер. Это значит, должны быть созданы условия для взаимодействия и общения детей и взрослых, изменения пространства группы в зависимости от содержания и вида деятельности. При создании развивающего пространства в групповом помещении ведущую роль отводим игровой деятельности, так как в основе детской психики лежит игра.

Развивающая предметно–пространственная среда должна быть: содержательно–насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной.

Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям:

· игровая деятельность;

· творческая деятельность;

· познавательная деятельность.

     При организации развивающей  предметно – пространственной  среды  для детей в группе было использовано: зонирование пространства путем расстановки мебели и оборудования.

При организации непосредственно-образовательной деятельности активно используем мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы (в соответствии с календарно-тематическим планированием).

    Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

     Центры (уголки) организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям

Художественно - эстетическое развитие.(слайд 2)

     В уголке творчества для развития  детей подобраны различные картинки, рисунки  с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления различных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации , ручной  труд (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин  и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Речевое развитие.(Слайд 3)

Книжный уголок.  Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели, дидактические  игры  для  развития  речи детей.  В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

Познавательное развитие.        

     Центры познавательного  развития  организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа. Подобранный наглядно   дидактический  материал дает детям   представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях,  и взаимодействии всех  объектов.

    В данном центре присутствуют различные дидактические игры познавательного  характера.(Слайд 4) Различная  по  тематике  энциклопедическая  литература. Разного  вида  коллекции. Так как  коллекционирование развивает в ребенке внимательность, наблюдательность, учит любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор. Эти  экспонаты я использую в качестве наглядного материала  в  познавательной  деятельности.(Слайд 5)

     Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием материалов для опыта. Существенную роль в овладении способами практического взаимодействия с окружающим миром играет исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментально – опытных действий. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.(Слайд 6)

      В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, микроскопы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. Мои  маленькие «почемучки» превращаются  любознательных  испытателей, проводя  несложные опыты, определяют  свойства различных  материалов.

     Для    нравственно-патриотического  воспитания  в  группе  есть  центр  для  знакомства  детей  с  символикой  нашей  страны  и  Удмуртского  края. Много  разнообразного  материала  для  привития  у  детей   любви  к  родному  краю, культуре  и  традициям  Удмуртского  народа (фотоальбомы  «Родной  город», «Страна  где мы  живем», «Моя  семья», «Все  работы  хороши»)  и  художественная  литература  по  краеведению.(Слайд6)

 

Социально-личностное развитие.

      Происходит  формирование  у  детей  основ культуры общения , закрепление  знаний  об  окружающей  действительности  и  жизни  в  социуме, через решение проблемных ситуаций , через  игровую, театральную деятельность, через  ОБЖ.

        В Центре «Сюжетно – ролевых игр»  расположены ширмы  с маркерами. Универсальные игровые маркеры располагаются в местах, легкодоступных детям. Маркеры переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте).  Игровые замыслы детей моей группы весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр.(Слайд 7)

Для  развития  творческих  способностей  детей в  группе  организован  центр строительно- конструктивной  игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов.  Практичность его состоит в том, что с содержанием этого центра   можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Результатом  конструктивной  деятельности детей  являются  выставки  их  работ. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.(Слайд 8)

      «Музыкально – театрализованный центр». Это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширмы , различные виды театров(кукольный , настольный и  другие), маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно.  Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Так же в центре размещены детские музыкальные инструменты (металлофоны, маракасы , бубны, барабаны и т. д.), которые используются детьми в свободной деятельности.(Слайд 9)

      Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с макетом города, разметкой улиц и дорог  и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Также  здесь  собраны  дидактические  игры  и  иллюстративный  материал  по  безопасности  детей , подборка  художественных  произведений  по  пожарной  безопасности . Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.(Слайд 10)

Физическое развитие.

      Спортивный  уголок содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Данный уголок  пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.(Слайд 11)

    Особого внимания с моей стороны, уделяется  организации предметно-пространственной среды и на групповом участке.(Слайд 12)

    Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.

Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Опыт эффективной организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с ТНР.

В материале подробно описывается опыт создания условий для построения целостного воспитательно-образовательного педагогического  процесса , обеспечивающего реализацию АООП дошкольного образования...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....