Консультация для педагогов «Методика заучивания стихов с дошкольниками»
консультация
Конспект консультации для педагогов на тему
«Методика заучивания стихов с дошкольниками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1_2.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»
Конспект консультации для педагогов на тему
«Методика заучивания стихов с дошкольниками»
Подготовила:
Докучаева Юлия Владимировна
воспитатель первой квалификационной категории
г. Приозерск 2020 год
Консультация для педагогов по теме
«Методика заучивания стихотворения»
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.
Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно "рисуют " его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других.
Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами.
При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи: добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти и учить детей читать стихи выразительно.
Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно.
Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.
1. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляются неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности.
2. Заучивать стихотворения целиком, а не по строкам и строфам. Именно заучивание стихотворения целиком обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени.
4 Занятие не может быть целиком посвящено заучиванию одного произведения: детей нельзя утомлять до такой степени, чтобы они потеряли интерес к данному стихотворению. Занятие по заучиванию наизусть, как показывает опыт, целесообразно дополнять другими работами, например повторением (припоминанием) ранее разученных стихотворений, играми по технике речи и т.д.
5. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности. Молчаливым предлагают ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым - приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.
6 Необходимо создавать "атмосферу поэзии" в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе.
Построение занятия по заучиванию стихотворения.
В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста.
Например, при разучивании стихотворения И.Сурикова «Детство» можно задавать вопросы: Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации. Вспомните, как пришла зима, дети вспоминают признаки зимы, рассматривают иллюстрации. Ребята, а вы любите кататься на санках?
Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора. Я прочту вам стихотворение И.Сурикова "Детство" послушайте внимательно.
После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание.
Далее с целью глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению провести его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным.
- О каком времени года пишет поэт? Что вспоминает Суриков? Как поэт пишет про гору? Какая она? Как вы понимаете слова "кубарем качусь под гору в сугроб"? Как вы думаете, какое настроение у Ивана Сурикова в этот период времени?
Затем произведение читается повторно, с установкой на запоминание.
- С какой интонацией я рассказывала отрывок, каким голосом?
После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети запоминают текст, воспитатель подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала будет не очень удачна. Воспитатель использует разные приемы разучивания:
- Ребята, я буду читать, а те, кто запомнил слова, вместе со мной повторяет (1-2 раза).
- Я предлагаю вам читать стихотворение цепочкой по строчке. Если у кого-то возникли трудности, остальные ребята могут помочь (1-2 раза).
- А сейчас давайте попробуем разделиться на 2 подгруппы: 1 подгруппа читает первое четверостишье, а 2 - читает второе четверостишье. Потом можно поменяться.)
Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации к стихотворению, или близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему.
- А теперь давайте нарисуем к этому стихотворению рисунки. Проводится обсуждение, что они будут рисовать : деревья, дом, гору снежную, сани.
В процессе рисования звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года. Зима".
Лучшему запоминанию стихов способствуют приемы:
-игровые (стихотворение А. Барто "Мячик" читается и обыгрывается с куклой и мячом);
-досказывание детьми рифмующего слова;
-чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
-частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского "Мойдодыр" один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: "Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист". Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте
-драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
-воспроизведение игровых стихов методом игры ("Телефон" К. Чуковского).
На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения подсказка нужной интонации.
Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох). Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания. Проводятся игровые упражнения в течении года.
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто "Игрушки"; Е. Благинина "Огонек"; Д. Хармс "Кораблик" и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.
Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.
Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5-6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Так, читая стихотворение Е. Благининой "Флажок", воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А. Барто "Лошадка" дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.
Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина "Мамин день", "Не мешайте мне трудиться"; С. Маршак "Мяч" и др.).
Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" - образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый), довести до ребенка понимание смысла стихотворения.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин "Ель растет перед дворцом"; И. Суриков "Зима"; Е. Благинина "Посидим в тишине"; Е. Серова "Незабудки"; С. Есенин "Белая береза").
В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова "Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Рак и Щука". Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения нужно помочь детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.
Литература: М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», Москва 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Методика заучивания стихов и пересказа по денотативному плану"
Данный материал поможет педагогам в работе с дошкольниками, а именно - заучивание стихотворений с использованием денотативного плана (методика Сычевой Г.Е.)...
Методики заучивания стихов с ребенком (визуальная, двигательная, слуховая, логическая).
Методики заучивания стихов с ребенком (визуальная, двигательная, слуховая, логическая)....
Методика заучивания стихов с дошкольниками
Помочь детям быстрее заучить стихи...
Консультация для воспитателей. Методика заучивания стихов.
В консультации рассказывается как методически правильно разучивать стихи с дошкольниками, приведены примеры и даны рекомендации....
Выступление на методическом часе с педагогами «Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений»
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспро...
МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОВ с детьми с общим недоразвитием речи
Дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности запоминания стихотворных текстов. Причинами этих трудностей являются: отставание в развитии слухового в...
Семинар – практикум для педагогов «Методика заучивания стихотворений с дошкольниками».
Семинар – практикум для педагогов «Методика заучивания стихотворений с дошкольниками»....