Рабочая программа кружка "Мир волшебства"
рабочая программа (старшая группа)

экспериментирование в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_eksperimentirovanie.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников» Ленинского муниципального района Волгоградской области

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МКДОУ «Детский сад №5 «Солнышко» Рыжова Е.М._____________

Приказ № ___ от «__»____20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Мир волшебства»

Старшая группа

на  2020 - 2021  учебный год

Воспитатель:

 Миловацкая Людмила Ильинична

Содержание

Пояснительная записка

Задачи экспериментально-исследовательской деятельности для детей

Перспективное планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет

Методика проведения диагностики экологических знаний детей

Список литературы

Пояснительная записка

На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.

Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с детства жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.

Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.

Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. Это и является основной идеей нашей программы - «Мир волшебства»

Она рассчитана на детей дошкольного возраста от 5-6 лет.

Цель программы:

Создание социальной ситуации для развития детей познавательной активности, через наблюдательность, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.

Основные задачи программы:

Продолжить ознакомление детей с явлениями природы;

Продолжить формирование начальных естественнонаучных представлений;

Эти задачи реализуются через:

Занятия по естествознанию;

Опытническую и исследовательскую деятельность детей;

Наблюдения;

Беседы;

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:

Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.

Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы. Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.

Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.

Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.

Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Перспективное планирование работы

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми 5-6 лет

сентябрь

«Приключение песчинки»

Цель: создание социального условия для  продолжения ознакомления детей со свойствами песка через экспериментирования

«Удивительная глина»

Цель: создание социального условия для ознакомления, со свойствами глины сравнив их со свойствами песка. 

«Песок и глина – наши помощники»

Цель: создание социального условия для уточнения и определение свойства песка и глины, определить отличия

«Мы мастера»

Цель: создание социального условия для ознакомления со старинным способом изготовления посуды из глины.

октябрь

«Знакомство со свойствами воздуха»

Цель: создание социальной ситуации для ознакомления детей к пониманию того, что воздух окружает нас, он есть во всём: в камне, почве, в окружающем нас пространстве и т.д.

«Можно ли поймать воздух?»

Цель: создание социальной ситуации для закрепления понятие детей о таком свойстве воздуха, как прозрачность, невидимость.

Воздух – невидимка

Цель: создание социальной ситуации для расширения представления о воздухе, способом его обнаружения, воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

«Поиск воздуха»

Цель: создание социальной ситуации для уточнения понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.

ноябрь

«Какие бывают камни?»

Цель: создание социальной ситуации для сформированности представления о разнообразии камней, познакомить со свойствами камня, формировать умение классифицировать по различным признакам.

«Тонет - не тонет»

Цель: создание социальной ситуации для выявления познавательной активности

«Как достать скрепку из воды, не замочив рук»

Цель: создание социальной ситуации для определения, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

«Скрепочная веревка»

Цель: создание социальной ситуации для доказательной гипотезы, что магниты умеют передавать свои свойства другим предметам.

Декабрь

«Превращение капельки»

Цель: создать социальное условие для формирования представления у детей представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар).

«Украшение для елочки»

Цель: создать социальное условие для закрепления представлений о том, что вода бесцветна, но в ней могут растворятся некоторые вещества (краски) и окрашивать её; вода не имеет формы, и принимает любую форму

«Куда исчез сахар»

Цель: создать социальное условие для закрепления представления о некоторых свойствах воды. Вода растворитель.

«Мы экологи»

Цель: создание социального условия для ознакомления детей с разными способами очистки воды.

Январь

«Волшебство инея?»

Цель: создание условий для выявления механизма образования инея.

«Сберегаем деревья снегом»

Цель: создание условий для доказательства, что снег сохраняет тепло.

«Снег и лёд – это тоже вода»

Цель: создание условий для подведения детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды.

«Почему снег мягкий»

Цель: создание условий для совершенствования знания детей о снеге.

Февраль

«Подарки для гнома» Цель: создание социально условия для ознакомления детей со свойствами соли. (выращивание кристалла из соли)

«Знакомство с воздушным океаном»

Цель: создание социально условия для закрепления с понятием «воздух». значение воздуха в жизни человека и всей планеты. 

«Кораблики»

Цель: создание социально условия для формирования представления ветер – это движение воздуха.

«Почему бывает зима и лето»

Цель: создание социально условия для формирования представление о вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Март

«Знакомство свойствами воды. 

Цель: создание социальной ситуации для продолжения выявления свойств воды

«Бумажная Фея» 

Цели: создание социальной ситуации для формирования представления о свойстве бумаги.

«Мы – геологи»

Цели: создание социальной ситуации для исследовательской деятельности в выявлении, что плавает, а что тонет сравнивать её с результатом.

«Для чего корешки?»

Цели: создание социальной ситуации для выявления зачем растению корни.

Апрель

«Что такое почва и для чего она нужна»

Цель: создание социально условия для представления из чего состоит почва, её водопроницаемость.

«Дружит ли семечко фасоли с водой ?»

Цель: создание социально условия для подведения детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Закрепить представления о свойствах воды.

«Как веточка тополя весну встречала »

Цель: подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений. Развивать мышление, наблюдательность

«Где лучше расти»

Цель: создание социально условия для закрепления со свойствами почвы

Май

«Как фасолинка себе дом выбирала»

Цель: создание социально условия для подведения детей к выводу о том, что для роста растений наиболее благоприятна почва.

Таинственные стекла

Цель: создание социально условия для ознакомления детей с тем, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

«Радуга в комнате»

Цель: создание социально условия для ознакомления с

природным

явлением радугой

«Живое –неживое»

Цель: создание социально условия для ознакомления с живой и неживой природы Земли и её значения в жизни живых существ.

Методика проведения обследования уровня экологических представлений детей

Система оценки детской деятельности по 3-х бальной шкале:

/ Высокий / 3 балла – деятельность соответствует уровню нормы.

/ Средний /  2 балла – незначительное отклонение от уровня нормы.

/ Ниже среднего /     1 балл – существенное отклонение от уровня нормы.

Данный диагностический материал состоит из 5 разделов:

Раздел 1. Характерные особенности живых организмов, внешнее строение, основные потребности.

Раздел 2. Характерные особенности приспособления живых организмов к окружающей среде и сезонным изменениям.

Раздел 3. Особенности появления живых организмов на свет их рост и развитие.

Раздел 4. Основные свойства объектов неживой природы.

Раздел 5. Практические умения по уходу за растениями и животными.

Раздел 1

  1. Определение уровня знаний характерных особенностей живого – неживого

Оценка результатов деятельности:

- Высокий уровень: Ребёнок без особого труда распределяет изображения на картинках на живое и неживое; аргументирует свой выбор. Знает большинство существенных признаков живого. Правильно относит животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщённый характер: характеризует всю группу живого в целом. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

- Средний уровень: Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении изображений на карточках на живое и неживое; не всегда аргументирует свой выбор. Знает наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относит к живому большинство животных и растений. Называет разные признаки у животных и растений. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

- Уровень ниже среднего: Ребёнок часто допускает ошибки при распределении карточек на живое и неживое; не всегда аргументирует свой выбор. Преобладают неустойчивые представления о некоторых особенностях живого – существенных и несущественных. Относит к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не относит растения к живому. Относит неживое по сходным с живым признакам. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

Оборудование: 10 картинок из них: 6 – с изображением живых объектов (муравей, птица, лягушка, куст, человек, дерево); 4 – с изображением неживых объектов (самолёт, кукла, машина, мяч).

Вопросы и задания:

- Рассмотри картинки и назови что на них нарисовано?

- Разложи картинки на живое и неживое.

- Почему ты решил, что это живое?

- Почему ты решил, что это неживое?

  1. Определение уровня знаний характерных особенностей внешнего строения живых организмов, их основных потребностей

Оценка результатов деятельности:

- Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно называет изображённых животных и растения, определяя разные виды: деревья, цветы, кустарники. Называет основные детали внешнего строения живых организмов (туловище, голова, хвост, лапы, корень, стебель, листья и т.д.) и характерные только для данного вида (жабры, клюв и т.д.). Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития живых организмов.

- Средний уровень: Ребёнок самостоятельно называет изображённых животных и растения, но иногда допускает незначительные ошибки при определении вида: дерево, цветок, кустарник. Знает наиболее существенные детали внешнего строения живого организма. Не всегда самостоятельно выделяет характерные особенности внешнего строения для определённого вида. Называет условия необходимые для жизни, роста и развития живых организмов, но ответы слишком краткие.

- Уровень ниже среднего: Ребёнок называет только диких и домашних животных, часто допускает ошибки при названии животных других стран и климатических зон. Называет широко распространённые растения, но затрудняется назвать виды растений. Выделяет только существенные детали внешнего строения живого организма. Преобладают неустойчивые представления об условиях необходимых для жизни, роста и развития живых организмов.

Оборудование: несколько картинок с изображением домашних, диких животных, а так же изображения животных близлежащих климатических зон нашей страны и других стран; несколько картинок с изображением цветов (комнатных, садовых, луговых), кустарников, деревьев.

Вопросы и задания:

- Кто это?

- Как ты узнал, что это кролик (пингвин, попугай, овца и т.д.)?

- Расскажи, что ты знаешь о кролике (овце, попугае и т.д.)?

- Что это за растение?

- Как оно называется?

- Расскажи, что ты знаешь об этом растении?

- Что нужно птице для жизни?

- Что нужно растению, чтобы оно чувствовало себя хорошо?

- Что нужно собаке, чтобы она смогла жить?

- Что нужно человеку, чтобы жить?

Примечание: Дети подготовительной группы должны давать обобщающий ответ: что нужно для всех живых организмов (это соответствует высокому уровню).

Раздел 2

2.1. Определение уровня знаний об особенностях приспособления живых организмов к окружающей среде

Оценка результатов деятельности:

- Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно и правильно определяет место обитания живых организмов, аргументирует свой выбор. Ответы на вопросы даёт полные.

- Средний уровень: Ребёнок самостоятельно определяет место обитания живых организмов, но иногда допускает незначительные ошибки. Не всегда аргументирует свой выбор и испытывает затруднения при ответах на вопросы.

- Уровень ниже среднего: Ребёнок только с помощью воспитателя определяет место обитания живых организмов. Не может аргументировать выбор. На поставленные вопросы даёт ответы, но в основном не правильные.

Оборудование: дидактическая игра «Определи место для каждого животного и растения». Большие карточки с изображением леса, деревни, водоёма, сада, и т.д. маленькие карточки с изображением птицы, рыбы, медведя, яблони, коровы и т.д.

Вопросы и задания:

- Где может жить птица, яблоня, рыба и т.д.?

- А может ли рыба жить на воздухе?

- Почему не может?

- Может ли птица жить под водой?

- Почему не может?

2.2. Определение уровня знаний об особенностях приспособления живых организмов к сезонным изменениям в природе

Оценка результатов деятельности:

- Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно и правильно выделяет характерные признаки приспособления живых организмов к сезонным изменениям (смена окраски шерсти, сбрасывание листьев, зимняя спячка, тёплая одежда и т.д.), аргументирует свой выбор. Ответы на вопросы даёт полные.

- Средний уровень: Ребёнок самостоятельно выделяет характерные признаки приспособления живых организмов к сезонным изменениям, но иногда допускает незначительные ошибки. Не всегда аргументирует свой выбор и испытывает затруднения при ответах на вопросы.

- Уровень ниже среднего: Ребёнок только с помощью воспитателя выделяет характерные признаки приспособления живых организмов к сезонным изменениям. Не может аргументировать выбор. На поставленные вопросы даёт ответы, но в основном не правильные.

Оборудование: подборка картинок с изображением живых организмов в разное время года (заяц зимой и летом, медведь зимой и летом, бабочка зимой и летом, человек, дерево и т.д.).

Вопросы и задания:

- Рассмотри внимательно картинки. Какие животные на них изображены?

- Как приспособился заяц (человек, дерево и т.д.) жить зимой?

- Как приспособился человек (заяц, дерево и т.д.) жить летом?

Раздел 3.

3.1. Определение уровня знаний об особенностях появления живых организмов на свет

Оценка результатов деятельности:

- Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно и правильно выделяет характерные признаки и особенности живых организмов и, основываясь на этом, определяет возможность всего живого иметь потомство. Знает, что взрослые особи производят на свет маленьких (детёнышей, семена и т.д.).

- Средний уровень: Ребёнок выделяет характерные признаки и особенности живых организмов и понимает, что живые организмы могут иметь потомство, но иногда затрудняется определить, как появляются на свет новые растения. Выделяет взрослых особей и их детёнышей, понимает связь между ними.

- Уровень ниже среднего: Ребёнок испытывает затруднения при выделении характерных особенностей и признаков живых организмов и поэтому только с помощью воспитателя определяет, кто может иметь потомство. Не относит растения к живому, не знает, как появляются на свет новые растения.

Оборудование: подборка картинок с изображением взрослых растений и животных.

Вопросы и задания:

- Могут ли у кошки быть дети? Почему?

- Могут ли быть дети у куклы? Почему?

- У кого ещё могут быть дети?

- Рассмотри картинки. Кто и что на них изображено?

- Как появляются новые растения?

- Как появляются маленькие птенцы?

- Откуда берутся щенки и котята?

- Как рождаются маленькие рыбки?

- Как появляется ребёнок у человека?

3.2. Определение уровня знаний о росте и развитие живых организмов

Оценка результатов деятельности:

- Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно и в правильной последовательности раскладывает картинки показывающие этапы роста и развития живых организмов. Аргументирует свой выбор.

- Средний уровень: Ребёнок самостоятельно раскладывает картинки показывающие этапы роста и развития живых организмов, но иногда допускает незначительные ошибки в последовательности этапов. Не всегда может аргументировать свой выбор.

- Уровень ниже среднего: Ребёнок испытывает затруднения при определении этапов роста и развития живых организмов. Раскладывает картинки в правильной последовательности только при помощи воспитателя.

Оборудование: серия картинок, наглядно представляющая рост и развитие боба, рыбы, животного, человека.

Задание:

- Разложи картинки так, чтоб было видно, как растёт боб, рыба, кошка, человек.

Раздел 4

Определение уровня знаний об основных свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы

- Высокий уровень: Ребёнок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет основные свойства объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.

- Средний уровень: Ребёнок в основном правильно определяет содержимое баночек. Правильно называет основные свойства объектов неживой природы, но иногда допускает незначительные ошибки. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

- Уровень ниже среднего: Ребёнок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет основные свойства объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Оборудование: пять баночек (с водой, песком, глиной, почвой и пустая).

Задания и вопросы:

Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того, как ребёнок назовёт объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие свойства воды ты знаешь?

- Где и для чего человек использует воду?

- Какие свойства воздуха ты знаешь?

- Какие свойства песка ты знаешь?

- Где и для чего человек использует песок?

-

 Какие свойства глины ты знаешь?

- Где и для чего человек использует глину?

- Какие свойства почвы ты знаешь?

- Как человек использует почву?

Раздел 5

Определение уровня сформированности практических умений по уходу за растениями и животными

Оценка результатов деятельности:

- Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно выявляет проблему и находит пути её решения. Самостоятельно и качественно выполняет знакомые трудовые процессы.

- Средний уровень: Ребёнок выявляет проблему и пути её решения при незначительной помощи воспитателя. Трудовой процесс по уходу за живым организмом выполняет с небольшой помощью взрослого. Достигает результата.

- Уровень ниже среднего: Принимает выявленную взрослым проблему и пути её решения. В трудовом процессе может выполнить лишь трудовые действия. Качество труда низкое. Не достигает результата.

Оборудование: комнатные растения; лейки, ведро с водой.

Вопросы и задания:

- Подбери растение, которое нужно полить.

- Как ты узнал, что это растение нужно полить?

- Где взять воду для полива?

- Почему нельзя брать воду из под крана?

- Начинай поливать; когда польёшь, скажешь «всё».

(Правильный полив – постепенно. Неправильный полив – сверху и под корень).

- Как ты узнал, что полив закончен? (Если вода вышла на поддон).

Библиографический список

1. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ Тематические и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ Сот.Н. В Нищева. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013.-240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика») ISBN 978-5-89814-1

2. Позновательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ сот. Н. В. Нищева – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013.-240с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика») ISBN 978-5-89814-905-5

3. Проектирование основной общеобразовательной программы ДОУ / Авт.-сост.: И.Б.Едакова, И.В. Колосова А.В., Копытова, Г.Н. Кузнецова, М.Л. Семенова, С.Н. Обухова, Т.А. Сваталова, Т.А. Тарасова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 104 с.

4. О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Волшебство бумажных лент"

Этот материал будет полезин воспитателям.педагогам дополнительного образования....

Рабочая программа по кружковой работе "Театр - это волшебство"

Театрализованная деятельность  способна на гармоничное творческое всестороннее развитие детей. Ведь воспитательные возможности такой деятельности широки. Воспитанники не только эстетически развив...

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 6-7 лет

Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 5-6 лет

Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 4-5-лет

Целью данной Программы является формирование у детей 4-5 лет эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

Рабочая программа дополнительного образования "Театр-это волшебство" 2016-2017

Программа "Театр-это волшебство" ориентирована на формирование творческих способностей детей средствами театральной деятельности....

Рабочая программа дополнительного образования "Театр-это волшебство" 2017-2018

Программа "Театр-это волшебство" ориентирована на формирование творческих способностей детей средствами театральной деятельности....