Рабочая программа кружка "Мир волшебства"
рабочая программа (старшая группа)
экспериментирование в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_eksperimentirovanie.docx | 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников» Ленинского муниципального района Волгоградской области
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МКДОУ «Детский сад №5 «Солнышко» Рыжова Е.М._____________ Приказ № ___ от «__»____20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Мир волшебства»
Старшая группа
на 2020 - 2021 учебный год
Воспитатель:
Миловацкая Людмила Ильинична
Содержание
Пояснительная записка
Задачи экспериментально-исследовательской деятельности для детей
Перспективное планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет
Методика проведения диагностики экологических знаний детей
Список литературы
Пояснительная записка
На данном этапе развития современного общества, экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности.
Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с детства жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.
Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.
Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. Это и является основной идеей нашей программы - «Мир волшебства»
Она рассчитана на детей дошкольного возраста от 5-6 лет.
Цель программы:
Создание социальной ситуации для развития детей познавательной активности, через наблюдательность, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание природоохранного сознания.
Основные задачи программы:
Продолжить ознакомление детей с явлениями природы;
Продолжить формирование начальных естественнонаучных представлений;
Эти задачи реализуются через:
Занятия по естествознанию;
Опытническую и исследовательскую деятельность детей;
Наблюдения;
Беседы;
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:
Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы. Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.
Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
Перспективное планирование работы
по экспериментально – исследовательской деятельности
с детьми 5-6 лет
сентябрь | «Приключение песчинки» Цель: создание социального условия для продолжения ознакомления детей со свойствами песка через экспериментирования | «Удивительная глина» Цель: создание социального условия для ознакомления, со свойствами глины сравнив их со свойствами песка. | «Песок и глина – наши помощники» Цель: создание социального условия для уточнения и определение свойства песка и глины, определить отличия | «Мы мастера» Цель: создание социального условия для ознакомления со старинным способом изготовления посуды из глины. |
октябрь | «Знакомство со свойствами воздуха» Цель: создание социальной ситуации для ознакомления детей к пониманию того, что воздух окружает нас, он есть во всём: в камне, почве, в окружающем нас пространстве и т.д. | «Можно ли поймать воздух?» Цель: создание социальной ситуации для закрепления понятие детей о таком свойстве воздуха, как прозрачность, невидимость. | Воздух – невидимка Цель: создание социальной ситуации для расширения представления о воздухе, способом его обнаружения, воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. | «Поиск воздуха» Цель: создание социальной ситуации для уточнения понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ. |
ноябрь | «Какие бывают камни?» Цель: создание социальной ситуации для сформированности представления о разнообразии камней, познакомить со свойствами камня, формировать умение классифицировать по различным признакам. | «Тонет - не тонет» Цель: создание социальной ситуации для выявления познавательной активности | «Как достать скрепку из воды, не замочив рук» Цель: создание социальной ситуации для определения, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею | «Скрепочная веревка» Цель: создание социальной ситуации для доказательной гипотезы, что магниты умеют передавать свои свойства другим предметам. |
Декабрь | «Превращение капельки» Цель: создать социальное условие для формирования представления у детей представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар). | «Украшение для елочки» Цель: создать социальное условие для закрепления представлений о том, что вода бесцветна, но в ней могут растворятся некоторые вещества (краски) и окрашивать её; вода не имеет формы, и принимает любую форму | «Куда исчез сахар» Цель: создать социальное условие для закрепления представления о некоторых свойствах воды. Вода растворитель. | «Мы экологи» Цель: создание социального условия для ознакомления детей с разными способами очистки воды. |
Январь | «Волшебство инея?» Цель: создание условий для выявления механизма образования инея. | «Сберегаем деревья снегом» Цель: создание условий для доказательства, что снег сохраняет тепло. | «Снег и лёд – это тоже вода» Цель: создание условий для подведения детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды. | «Почему снег мягкий» Цель: создание условий для совершенствования знания детей о снеге. |
Февраль | «Подарки для гнома» Цель: создание социально условия для ознакомления детей со свойствами соли. (выращивание кристалла из соли) | «Знакомство с воздушным океаном» Цель: создание социально условия для закрепления с понятием «воздух». значение воздуха в жизни человека и всей планеты. | «Кораблики» Цель: создание социально условия для формирования представления ветер – это движение воздуха. | «Почему бывает зима и лето» Цель: создание социально условия для формирования представление о вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. |
Март | «Знакомство свойствами воды. Цель: создание социальной ситуации для продолжения выявления свойств воды | «Бумажная Фея» Цели: создание социальной ситуации для формирования представления о свойстве бумаги. | «Мы – геологи» Цели: создание социальной ситуации для исследовательской деятельности в выявлении, что плавает, а что тонет сравнивать её с результатом. | «Для чего корешки?» Цели: создание социальной ситуации для выявления зачем растению корни. |
Апрель | «Что такое почва и для чего она нужна» Цель: создание социально условия для представления из чего состоит почва, её водопроницаемость. | «Дружит ли семечко фасоли с водой ?» Цель: создание социально условия для подведения детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Закрепить представления о свойствах воды. | «Как веточка тополя весну встречала » Цель: подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений. Развивать мышление, наблюдательность | «Где лучше расти» Цель: создание социально условия для закрепления со свойствами почвы |
Май | «Как фасолинка себе дом выбирала» Цель: создание социально условия для подведения детей к выводу о том, что для роста растений наиболее благоприятна почва. | Таинственные стекла Цель: создание социально условия для ознакомления детей с тем, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | «Радуга в комнате» Цель: создание социально условия для ознакомления с природным явлением радугой | «Живое –неживое» Цель: создание социально условия для ознакомления с живой и неживой природы Земли и её значения в жизни живых существ. |
Методика проведения обследования уровня экологических представлений детей
Система оценки детской деятельности по 3-х бальной шкале:
/ Высокий / 3 балла – деятельность соответствует уровню нормы.
/ Средний / 2 балла – незначительное отклонение от уровня нормы.
/ Ниже среднего / 1 балл – существенное отклонение от уровня нормы.
Данный диагностический материал состоит из 5 разделов:
Раздел 1. Характерные особенности живых организмов, внешнее строение, основные потребности.
Раздел 2. Характерные особенности приспособления живых организмов к окружающей среде и сезонным изменениям.
Раздел 3. Особенности появления живых организмов на свет их рост и развитие.
Раздел 4. Основные свойства объектов неживой природы.
Раздел 5. Практические умения по уходу за растениями и животными.
Раздел 1
- Определение уровня знаний характерных особенностей живого – неживого
Оценка результатов деятельности:
- Высокий уровень: Ребёнок без особого труда распределяет изображения на картинках на живое и неживое; аргументирует свой выбор. Знает большинство существенных признаков живого. Правильно относит животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщённый характер: характеризует всю группу живого в целом. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
- Средний уровень: Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении изображений на карточках на живое и неживое; не всегда аргументирует свой выбор. Знает наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относит к живому большинство животных и растений. Называет разные признаки у животных и растений. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
- Уровень ниже среднего: Ребёнок часто допускает ошибки при распределении карточек на живое и неживое; не всегда аргументирует свой выбор. Преобладают неустойчивые представления о некоторых особенностях живого – существенных и несущественных. Относит к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не относит растения к живому. Относит неживое по сходным с живым признакам. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.
Оборудование: 10 картинок из них: 6 – с изображением живых объектов (муравей, птица, лягушка, куст, человек, дерево); 4 – с изображением неживых объектов (самолёт, кукла, машина, мяч).
Вопросы и задания:
- Рассмотри картинки и назови что на них нарисовано?
- Разложи картинки на живое и неживое.
- Почему ты решил, что это живое?
- Почему ты решил, что это неживое?
- Определение уровня знаний характерных особенностей внешнего строения живых организмов, их основных потребностей
Оценка результатов деятельности:
- Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно называет изображённых животных и растения, определяя разные виды: деревья, цветы, кустарники. Называет основные детали внешнего строения живых организмов (туловище, голова, хвост, лапы, корень, стебель, листья и т.д.) и характерные только для данного вида (жабры, клюв и т.д.). Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития живых организмов.
- Средний уровень: Ребёнок самостоятельно называет изображённых животных и растения, но иногда допускает незначительные ошибки при определении вида: дерево, цветок, кустарник. Знает наиболее существенные детали внешнего строения живого организма. Не всегда самостоятельно выделяет характерные особенности внешнего строения для определённого вида. Называет условия необходимые для жизни, роста и развития живых организмов, но ответы слишком краткие.
- Уровень ниже среднего: Ребёнок называет только диких и домашних животных, часто допускает ошибки при названии животных других стран и климатических зон. Называет широко распространённые растения, но затрудняется назвать виды растений. Выделяет только существенные детали внешнего строения живого организма. Преобладают неустойчивые представления об условиях необходимых для жизни, роста и развития живых организмов.
Оборудование: несколько картинок с изображением домашних, диких животных, а так же изображения животных близлежащих климатических зон нашей страны и других стран; несколько картинок с изображением цветов (комнатных, садовых, луговых), кустарников, деревьев.
Вопросы и задания:
- Кто это?
- Как ты узнал, что это кролик (пингвин, попугай, овца и т.д.)?
- Расскажи, что ты знаешь о кролике (овце, попугае и т.д.)?
- Что это за растение?
- Как оно называется?
- Расскажи, что ты знаешь об этом растении?
- Что нужно птице для жизни?
- Что нужно растению, чтобы оно чувствовало себя хорошо?
- Что нужно собаке, чтобы она смогла жить?
- Что нужно человеку, чтобы жить?
Примечание: Дети подготовительной группы должны давать обобщающий ответ: что нужно для всех живых организмов (это соответствует высокому уровню).
Раздел 2
2.1. Определение уровня знаний об особенностях приспособления живых организмов к окружающей среде
Оценка результатов деятельности:
- Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно и правильно определяет место обитания живых организмов, аргументирует свой выбор. Ответы на вопросы даёт полные.
- Средний уровень: Ребёнок самостоятельно определяет место обитания живых организмов, но иногда допускает незначительные ошибки. Не всегда аргументирует свой выбор и испытывает затруднения при ответах на вопросы.
- Уровень ниже среднего: Ребёнок только с помощью воспитателя определяет место обитания живых организмов. Не может аргументировать выбор. На поставленные вопросы даёт ответы, но в основном не правильные.
Оборудование: дидактическая игра «Определи место для каждого животного и растения». Большие карточки с изображением леса, деревни, водоёма, сада, и т.д. маленькие карточки с изображением птицы, рыбы, медведя, яблони, коровы и т.д.
Вопросы и задания:
- Где может жить птица, яблоня, рыба и т.д.?
- А может ли рыба жить на воздухе?
- Почему не может?
- Может ли птица жить под водой?
- Почему не может?
2.2. Определение уровня знаний об особенностях приспособления живых организмов к сезонным изменениям в природе
Оценка результатов деятельности:
- Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно и правильно выделяет характерные признаки приспособления живых организмов к сезонным изменениям (смена окраски шерсти, сбрасывание листьев, зимняя спячка, тёплая одежда и т.д.), аргументирует свой выбор. Ответы на вопросы даёт полные.
- Средний уровень: Ребёнок самостоятельно выделяет характерные признаки приспособления живых организмов к сезонным изменениям, но иногда допускает незначительные ошибки. Не всегда аргументирует свой выбор и испытывает затруднения при ответах на вопросы.
- Уровень ниже среднего: Ребёнок только с помощью воспитателя выделяет характерные признаки приспособления живых организмов к сезонным изменениям. Не может аргументировать выбор. На поставленные вопросы даёт ответы, но в основном не правильные.
Оборудование: подборка картинок с изображением живых организмов в разное время года (заяц зимой и летом, медведь зимой и летом, бабочка зимой и летом, человек, дерево и т.д.).
Вопросы и задания:
- Рассмотри внимательно картинки. Какие животные на них изображены?
- Как приспособился заяц (человек, дерево и т.д.) жить зимой?
- Как приспособился человек (заяц, дерево и т.д.) жить летом?
Раздел 3.
3.1. Определение уровня знаний об особенностях появления живых организмов на свет
Оценка результатов деятельности:
- Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно и правильно выделяет характерные признаки и особенности живых организмов и, основываясь на этом, определяет возможность всего живого иметь потомство. Знает, что взрослые особи производят на свет маленьких (детёнышей, семена и т.д.).
- Средний уровень: Ребёнок выделяет характерные признаки и особенности живых организмов и понимает, что живые организмы могут иметь потомство, но иногда затрудняется определить, как появляются на свет новые растения. Выделяет взрослых особей и их детёнышей, понимает связь между ними.
- Уровень ниже среднего: Ребёнок испытывает затруднения при выделении характерных особенностей и признаков живых организмов и поэтому только с помощью воспитателя определяет, кто может иметь потомство. Не относит растения к живому, не знает, как появляются на свет новые растения.
Оборудование: подборка картинок с изображением взрослых растений и животных.
Вопросы и задания:
- Могут ли у кошки быть дети? Почему?
- Могут ли быть дети у куклы? Почему?
- У кого ещё могут быть дети?
- Рассмотри картинки. Кто и что на них изображено?
- Как появляются новые растения?
- Как появляются маленькие птенцы?
- Откуда берутся щенки и котята?
- Как рождаются маленькие рыбки?
- Как появляется ребёнок у человека?
3.2. Определение уровня знаний о росте и развитие живых организмов
Оценка результатов деятельности:
- Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно и в правильной последовательности раскладывает картинки показывающие этапы роста и развития живых организмов. Аргументирует свой выбор.
- Средний уровень: Ребёнок самостоятельно раскладывает картинки показывающие этапы роста и развития живых организмов, но иногда допускает незначительные ошибки в последовательности этапов. Не всегда может аргументировать свой выбор.
- Уровень ниже среднего: Ребёнок испытывает затруднения при определении этапов роста и развития живых организмов. Раскладывает картинки в правильной последовательности только при помощи воспитателя.
Оборудование: серия картинок, наглядно представляющая рост и развитие боба, рыбы, животного, человека.
Задание:
- Разложи картинки так, чтоб было видно, как растёт боб, рыба, кошка, человек.
Раздел 4
Определение уровня знаний об основных свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы
- Высокий уровень: Ребёнок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет основные свойства объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.
- Средний уровень: Ребёнок в основном правильно определяет содержимое баночек. Правильно называет основные свойства объектов неживой природы, но иногда допускает незначительные ошибки. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
- Уровень ниже среднего: Ребёнок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет основные свойства объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
Оборудование: пять баночек (с водой, песком, глиной, почвой и пустая).
Задания и вопросы:
Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того, как ребёнок назовёт объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие свойства воды ты знаешь?
- Где и для чего человек использует воду?
- Какие свойства воздуха ты знаешь?
- Какие свойства песка ты знаешь?
- Где и для чего человек использует песок?
-
Какие свойства глины ты знаешь?
- Где и для чего человек использует глину?
- Какие свойства почвы ты знаешь?
- Как человек использует почву?
Раздел 5
Определение уровня сформированности практических умений по уходу за растениями и животными
Оценка результатов деятельности:
- Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно выявляет проблему и находит пути её решения. Самостоятельно и качественно выполняет знакомые трудовые процессы.
- Средний уровень: Ребёнок выявляет проблему и пути её решения при незначительной помощи воспитателя. Трудовой процесс по уходу за живым организмом выполняет с небольшой помощью взрослого. Достигает результата.
- Уровень ниже среднего: Принимает выявленную взрослым проблему и пути её решения. В трудовом процессе может выполнить лишь трудовые действия. Качество труда низкое. Не достигает результата.
Оборудование: комнатные растения; лейки, ведро с водой.
Вопросы и задания:
- Подбери растение, которое нужно полить.
- Как ты узнал, что это растение нужно полить?
- Где взять воду для полива?
- Почему нельзя брать воду из под крана?
- Начинай поливать; когда польёшь, скажешь «всё».
(Правильный полив – постепенно. Неправильный полив – сверху и под корень).
- Как ты узнал, что полив закончен? (Если вода вышла на поддон).
Библиографический список
1. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ Тематические и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ Сот.Н. В Нищева. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013.-240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика») ISBN 978-5-89814-1
2. Позновательно- исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ сот. Н. В. Нищева – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2013.-240с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика») ISBN 978-5-89814-905-5
3. Проектирование основной общеобразовательной программы ДОУ / Авт.-сост.: И.Б.Едакова, И.В. Колосова А.В., Копытова, Г.Н. Кузнецова, М.Л. Семенова, С.Н. Обухова, Т.А. Сваталова, Т.А. Тарасова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 104 с.
4. О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Волшебство бумажных лент"
Этот материал будет полезин воспитателям.педагогам дополнительного образования....
Рабочая программа по кружковой работе "Театр - это волшебство"
Театрализованная деятельность способна на гармоничное творческое всестороннее развитие детей. Ведь воспитательные возможности такой деятельности широки. Воспитанники не только эстетически развив...
Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 6-7 лет
Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....
Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 5-6 лет
Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....
Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 4-5-лет
Целью данной Программы является формирование у детей 4-5 лет эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....
Рабочая программа дополнительного образования "Театр-это волшебство" 2016-2017
Программа "Театр-это волшебство" ориентирована на формирование творческих способностей детей средствами театральной деятельности....
Рабочая программа дополнительного образования "Театр-это волшебство" 2017-2018
Программа "Театр-это волшебство" ориентирована на формирование творческих способностей детей средствами театральной деятельности....