Программа по самообразованию воспитателя Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
рабочая программа (средняя группа)
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть»и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе, как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 31.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Рукавичка»
Программа по самообразованию воспитателя
Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Составила:
Соловьева Марина Владимировна
Воспитатель высшей категории
Г.О. Бор
2019-2020 уч.год
ФИО педагога: Соловьева Марина Владимировна
Специальность: воспитатель
Образование: высшее
Стаж педагогической работы: 12 лет
Квалификационная категория: высшая
Дата начала работы над темой: 01.09.2019 год
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2020 год
Введение
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть»и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе, как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Цели:
- повышение педагогического уровня;
- формирование положительного отношения к природе;
- формирование экологических знаний у детей;
- побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться её богатствами;
- развитие свободного общения с детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
Задачи:
-Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
-Осуществление систематической работы с детьми;
-Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Актуальность темы:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть осознанной и не противоречить основным законам природы. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать его не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
-Соблюдение элементарных правил поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
-Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
-Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе.
Выход темы:
- консультации для родителей
-консультация для педагогов
-картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей
-проведение родительского собрания "Природа глазами ребенка"
Формы и методы работы с родителями и детьми:
-Родители:
-сотрудничество через консультации
-родительское собрание
-беседы
-совместное изготовление и приобретение дидактического материала
Дети
Формы
- наблюдения
-НОД
-экскурсии
-труд в природе
-экологическая тропа
-эксперименты и опыты
-дидактические игры
-проекты
Наглядные методы:
-целевые прогулки;
-наблюдения;
-показа сказок (педагогом, детьми);
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических игр;
Словесные методы:
-чтение литературных произведений;
-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
-загадывание загадок;
-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
-организация продуктивной деятельности детей;
-оформление гербария растений, плодов;
-изготовление с детьми наглядных пособий.
Перспективный план работы по обучению детей экологическому воспитанию на 2019-2020 учебный год.
Название блока | период | НОД | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
«Растительный мир» | Сентябрь-октябрь | Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали» Лепка:«Кисть рябины», «Овощи и фрукты» Аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев»; «Дары осени» | Диагностика уровня знаний Рассказ по картине Левитан«Березовая роща» (описание берёзы). Чтение художественной литературы по теме. Загадывание загадок. Изготовление гербария из листьев. | Рассматривание иллюстраций, альбомов. Наблюдение за уборкой урожая. Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке». |
«Животный мир» | Ноябрь-декабрь | Чтение художественная и познавательная по теме Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных» Лепка «Животные леса» | Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует» Загадывание загадок | Оригами-животные. Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки» |
«Мир птиц» | Январь —март | Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой»; «Пользу или вред приносят птицы?» Чтение художественной литературы. Рассказывание по картине «Грачи прилетели». Рисование «Птицы на кормушке». | Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»; «Зачем помогать птицам зимой»; «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой». Загадывание загадок. Дидактические игры: «Где чье гнездо?», «Подбери птице клюв и ноги» Оформление огорода на подоконнике (высадка рассады). | Наблюдение за птицами на кормушке. Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни Дидактические игры: «Собери картинку». |
«Комнатные растения» | Апрель — май | Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения». | Беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?» Загадывание загадок | Дидактическая игра «Живая и неживая природа». Рисование «Комнатный цветок». |
Перспективный план работы с родителями и педагогами на 2019 -2020 учебный год.
Название блока | Месяц | Мероприятия для родителей | Мероприятия для педагогов |
«Растительный мир» | Сентябрь-октябрь | Изготовление гербария. Разработка дидактических игр по теме. «Осенний вернисаж» -изготовление поделок из природного материала | Папки-передвижки: «Расскажите детям об осени» (зиме, весне, лете). |
«Животный мир» | Ноябрь-декабрь | Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные». Подготовка стендовой информации для родителей. | Консультация «Воспитание любви к природе» |
«Мир птиц» | Январь —март | Изготовление кормушек. Разработка рекомендаций для родителей по проблеме. Изготовление альбома «Птицы». | Выставка методической литературы, дидактических игр, пособий, методических разработок |
«Комнатные растения» | Апрель — май | Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате». Выставка работ. | Акция «Дома для птичьих семей». Консультация «Экология безопасности» |
Перспективный план работы по самообразованию
Список используемой литературы:
1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М:. Издательский центр «Академия», 2001.
2. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.
3. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Дом педагогики, 1998. – 56 с.
4. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
5.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 96 с.
6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 512с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском садуЗадачи:-Овладение методами экологического воспитания, совершенствован...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Программа по самообразованию воспитателя. Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого н...
План работы по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
Цели: - повышение педагогического уровня; - формирование положительного отношения к природе; - формирование экологических знаний у детей; - побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться...
План самообразования на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность в соответствии с ФГОС» в средней группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20234272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"444","width":"314"}}]]...
Рабочая программа по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к природе»
Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так ка...