Программа по самообразованию воспитателя Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».
рабочая программа (средняя группа)

Соловьева Марина Владимировна

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть»и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе,  как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Рукавичка»

Программа по самообразованию воспитателя

Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».

                                                                              Составила:

Соловьева Марина Владимировна

Воспитатель высшей категории              

Г.О. Бор

2019-2020 уч.год

ФИО педагога: Соловьева Марина Владимировна

Специальность: воспитатель

Образование: высшее

Стаж  педагогической работы: 12 лет

Квалификационная категория: высшая

Дата начала работы над темой: 01.09.2019 год

Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2020 год

Введение

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть»и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе,  как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Цели:

- повышение педагогического уровня;

 формирование положительного отношения к природе;

- формирование экологических знаний у детей;

- побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться её богатствами;

- развитие свободного общения с детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

Задачи:

-Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

-Осуществление систематической работы с детьми;

-Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.


Актуальность темы:

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть осознанной и не противоречить основным законам природы. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать его не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

-Соблюдение элементарных правил поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

-Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

-Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе.

Выход темы:

- консультации для родителей

-консультация для педагогов

-картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей

-проведение родительского собрания "Природа глазами ребенка"

Формы и методы работы с родителями и детьми:

-Родители:

-сотрудничество через консультации

-родительское собрание

-беседы

-совместное изготовление и приобретение дидактического материала

 Дети

Формы

- наблюдения

-НОД

-экскурсии

-труд в природе

-экологическая тропа

-эксперименты и опыты

-дидактические игры

-проекты

Наглядные методы:

-целевые прогулки;

-наблюдения;

-показа сказок (педагогом, детьми);

-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

-проведение дидактических игр;

Словесные методы:

-чтение литературных произведений;

-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

-загадывание загадок;

-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы

-организация продуктивной деятельности детей;

-оформление гербария растений, плодов;

-изготовление с детьми наглядных пособий.

   

  Перспективный план работы по обучению детей экологическому воспитанию на 2019-2020 учебный год.

Название блока

период

НОД

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

«Растительный мир»

Сентябрь-октябрь

Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали»

Лепка:«Кисть рябины», «Овощи и фрукты»

Аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев»; «Дары осени»

Диагностика уровня знаний 

Рассказ по картине Левитан«Березовая роща» (описание берёзы).

Чтение художественной литературы по теме.

Загадывание загадок.

Изготовление гербария из листьев.

Рассматривание иллюстраций, альбомов.

Наблюдение за уборкой урожая.

Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке».

«Животный мир»

Ноябрь-декабрь

Чтение художественная и познавательная по теме

Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»

Лепка «Животные леса»

Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует»

Загадывание загадок

Оригами-животные.

Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки»

«Мир птиц»

Январь —март

Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой»; «Пользу или вред приносят птицы?»

Чтение художественной литературы.

Рассказывание по картине «Грачи прилетели».

Рисование «Птицы на кормушке».

Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»;

 «Зачем помогать птицам зимой»;

 «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой».

Загадывание загадок.

Дидактические игры: «Где чье гнездо?», «Подбери птице клюв и ноги»

Оформление огорода на подоконнике (высадка рассады).

Наблюдение за птицами на кормушке.

Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни

Дидактические игры: «Собери картинку».

«Комнатные растения»

Апрель — май

Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения».

Беседы о цветах:

«Кто живет на подоконнике?»

Загадывание загадок

Дидактическая игра «Живая и неживая природа».

Рисование «Комнатный цветок».

Перспективный план работы с родителями и педагогами на 2019 -2020  учебный год.

    Название блока

Месяц

Мероприятия

для родителей

Мероприятия

для педагогов

«Растительный мир»

Сентябрь-октябрь

Изготовление гербария.

Разработка дидактических игр по теме.

«Осенний вернисаж» -изготовление поделок из природного материала

Папки-передвижки: «Расскажите детям об осени» (зиме, весне, лете).

«Животный мир»

Ноябрь-декабрь

Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные».

Подготовка стендовой информации для родителей.

Консультация «Воспитание любви к природе»

«Мир птиц»

Январь —март

Изготовление кормушек.

Разработка рекомендаций для родителей по проблеме.

Изготовление альбома «Птицы».

Выставка методической литературы, дидактических игр, пособий, методических разработок

«Комнатные растения»

Апрель — май

Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате».

Выставка работ.

Акция «Дома для птичьих семей».

Консультация «Экология безопасности»

         

Перспективный план работы по самообразованию

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Сбор, изучение и анализ информации, работа с методической и периодической литературой на тему

Октябрь 2019 год

(+ в течение года)

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды

В течение года

Наличие игр и картотеки по  экологическому воспитанию детей

Размещение на  личном сайте консультации для педагогов «Воспитание любви к природе»,  «Экология безопасности»

Декабрь 2019 год Апрель  2020 год

 

Консультации

Отчет по самообразованию

Май 2019 год

Выступление на педсовете с педагогическим опытом работы по теме самообразования

Список используемой литературы:

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М:. Издательский центр «Академия», 2001.

2. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.

3. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Дом педагогики, 1998. – 56 с.

4. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

5.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 96 с.

6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 512с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».

Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском садуЗадачи:-Овладение методами экологического воспитания, совершенствован...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Программа по самообразованию воспитателя. Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого н...

План работы по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».

Цели: - повышение педагогического уровня; - формирование положительного отношения к природе; - формирование экологических знаний у детей; - побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться...

Рабочая программа по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к природе»

Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так ка...