Инновационная карта воспитателя Орловой Светланы Борисовны
рабочая программа (младшая группа)

Орлова Светлана Борисовна

Инновационная карта воспитателя Орловой Светланы Борисовны 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_karta_orlovoy_s.b.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26»

КАРТА

ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

воспитатель

без категории

Орлова Светлана Борисовна

1.Общие сведения:

Наименование педагогического опыта

 «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего возраста посредством использования дидактических игр и упражнений с предметами»

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26»

Автор - разработчик педагогического опыта

Воспитатель  без  категории

Орлова Светлана Борисовна

Стаж работы в должности

7 лет

Период формирования и функционирования педагогического опыта

Инновационный проект,  практико-ориентированный, рассчитан на детей раннего возраста.

Период реализации опыта 3 года.

2.Содержательные параметры:

Актуальность педагогического опыта

Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. От сенсорного развития ребёнка зависит его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающих в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, от чего могут быть искажения в написании букв, в построении рисунка, возможны неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда и неточности в воспроизведении образцов движений на занятиях по физической культуре. Значение сенсорного развития в раннем возрасте огромно. Именно этот период наиболее благоприятен для освоения сенсорной культуры, созданной человечеством. Мы оцениваем его словами русского писателя Л. Н. Толстого: «Разве не тогда я приобрёл всё то, чем теперь живу, и приобрёл так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».

Есть мнение, что восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы. Может показаться, что развивать восприятие не нужно. Однако это не так: умение воспринимать само не образуется, значит, действиям восприятия детей нужно учить. Одними из первых об этом говорили Я. Коменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель. Последний даже разработал методику развития восприятия у младенца с первых дней его жизни. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности — игровой, учебной, трудовой. Как известно, внимание детей младшего дошкольного возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно-действенным мышлением, поэтому в своей работе мы делаем акцент на игровую форму деятельности. Именно игра с движением, элементами новизны, яркости, динамизма, неожиданности стала для малышей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции, общения и т. д. Игра завершает и выражает процесс сопоставления и отделения сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств, явлений от общественно принятых эталонов.

Цель, преследуемая автором

Ожидаемые результаты проекта

  • Подборка и систематизирование материала по развитию сенсорных способностей у детей 1 – 3 лет средствами дидактических игр;
  • Развитие у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
  • Формирование сенсорных эталонов (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве);
  • Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.
  • Повышение уровня профессионального мастерства.
  • Реализация личностно - профессионального роста педагога.

Ожидаемая практическая значимость проекта

  • Использование современных информационно -коммуникационных технологий в образовательной деятельности.
  • Формирование банка компьютерных дидактических и методических материалов.

Содержательная форма представления педагогического опыта  

В основе   опыта лежит разработанная система работы по сенсорному развитию детей и внедрению ИКТ технологий в работу с детьми:

1 этап

- Изучение учебно-методической литературы

- Оснащение необходимым оборудованием рабочего места педагога

- Подготовка методических разработок по данной тематике (конспекты интерактивных развивающих игр, занятий с использованием презентаций, планирование занятий с использованием презентаций с учётом тематического планирования)

- Создание развивающих игр с  помощью программы PowerPoint («Разложи рыбок», «Найди заплатку», «Больше и меньше» и др.)

2 этап  

- Осуществление внедрения игровых технологий в образовательную деятельность.

- Использование в образовательном процессе дидактических игр и интерактивных игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

- Организация работы с использованием дидактического материала и интерактивных игр в разных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

-Изготовление нестандартных дидактических игр сенсорного содержания использование данного дидактического материала.

- Размещение консультаций для родителей: Консультация для родителей «Что такое сенсорика и почему ее необходимо развивать».

3 этап  

- Собрана картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

- Создание и размещение на личном сайте консультаций для родителей и педагогов

- Распространение накопленного опыта на РМО, для педагогов ДОУ

- Выступление на педсообществе  по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

- Проведён мониторинг оценки уровня развития детей

- Проведен анализ эффективности проделанной работы

Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

Инновационная направленность (новизна) опыта состоит в активном использовании современных информационных компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения. 

Целенаправленная, систематическая работа с детьми, в интересной, занимательной форме и использование  новых, увлекательных для нового поколения технологий, повышают познавательный интерес детей.

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.

 «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека»

Б. Г. Ананьев.

      Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей. 

     Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

     Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

      Главной целью дошкольного учреждения является «всестороннее развитие личности ребенка»: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

      Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5.Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

      Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

      Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка.

Работа по распространению собственного опыта,

Воспроизводимость педагогического опыта. Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).

Разработаны конспекты НОД: «В гости Зайка к нам пришел», «В гостях у бабушки»

Собрана картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

Изготовлены нестандартные дидактические игры «Подбери заплатку», «Больше и меньше», «Найди фигуру», «Геометрическое лото», «Соберем овощи», сенсорная коробка «На дне морском», лэпбук «Мир сенсорики», пазлы и сенсорные мягкие  книги из ткани.

Созданы интерактивные развивающие игры с  помощью программы PowerPoint: «Подбери заплатку», «Разложи рыбок», «Больше и меньше».  

Это даёт возможность педагогам ДОУ использовать данные разработки в работе с детьми дошкольного возраста, при наличии необходимого оборудования. 

  1. 3.Результативные параметры:

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

Анализ результатов исследования показал, что предложенный опыт работы по сенсорному развитию детей раннего возраста через использование игровых технологий дает серьезные результаты: прослеживается положительная динамика (с 35% до 95%); развитие логического мышления у дошкольников происходило в процессе систематического решения задач проблемного характера. Практика показала, что при условии систематического использования в воспитательно-образовательном процессе игровых технологий, эффективность работы по сенсорных эталонов у детей раннего возраста  значительно повышается.

Итак, труд, затраченный на развитие сенсорного мышления с помощью игровых технологий, оправдывает себя во всех отношениях:

- повышает качество знаний

- помогает преодолеть трудности

- вносит радость в жизнь ребенка

- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания воспитателя и детей и их сотрудничества в образовательном процессе.

Опыт показывает, что дидактические и интерактивные игр по сенсорному развитию детей раннего возраста, дают большой заряд положительных эмоций, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по сенсорике. Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.                                

Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

Проведение мастер – класса для педагогов на тему: «Создание интерактивных дидактических игр по сенсорике в программе PowerPoint».

Открытый показ образовательной деятельности по сенсорному развитию  в  1 младшей  группе «В гости зайка к нам пришел».

Выступление на педагогическом сообществе «Сенсорное воспитание детей раннего возраста с предоставлением авторского пособия Лэпбук «Мир сенсорики» и мягких развивающих книг из ткани».

 Выступление на педагогическом сообществе на тему: «Интерактивные развивающие игры с использованием мульти медийного проектора по сенсорике для детей раннего возраста».

«Годовой отчет по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего возраста по средствам использования дидактических игр и упражнений с предметами»

 Выступление на родительском собрании на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».

Изготовление буклетов для родителей «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры». Консультации для родителей :

- «Что такое сенсорика и почему ее необходимо развивать»

- «Изучаем цвета с ребенком»

- Почему важно развивать зрительное восприятие детей»

Открытый показ образовательной деятельности для воспитателей ДОУ: по сенсорному воспитанию «В гостях у бабушки»

Публикация учебно-методических материалов на страницах личного сайта: https://nsportal.ru/orlova-svetlana-borisovna

Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

- Публикация на страницах личного сайта:

Консультация:

Консультация для воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей

- «Что такое сенсорика и почему ее необходимо развивать»

- «Почему важно развивать зрительное восприятие»

- «Изучаем цвета с ребенком»

НОД:

НОД по сенсорному развитию  «В гостях у бабушки».

НОД по сенсорному развитию  «В гости Зайка к нам пришел»

Презентация:

Презентации к выступлению на педсовете:

- Годовой отчет по самообразованию на тему "Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста по средствам использования дидактических игр и упражнений с предметами "

- Интерактивная игра «Разложи рыбок»

- Интерактивная игра «Подбери заплатки»

- Сенсорная коробочка «Морское дно»

- Лэпбук «Мир сенсорики»

- Мастер-класс для педагогов по созданию интерактивных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»

Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»

Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...

ПРОЕКТ - "Сказка настроений - эмоции лета" (часть первая "Подарок для Волчонка") Светлана Борисовна Бондаренко

Основная цель - расширить у детей разного возраста круг осознаваемых эмоций; научить понимать чувства свои и других людей, передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные ср...

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны.

Инновационный педагогический опыт работы «Совершенствование связной речи детей посредствам элементов технологии «Воспитательный диалог» воспитателя Ежиковой Нины Борисовны....

Методическая разработка. Конспект "Путешествие в волшебный лес". Составили воспитатели: Орлова Юлия Владимировна и Архангельская Светлана Борисовна

цель занятия: совершенствовать математические навыки, создавать условия для логического мышления,сообразительности, внимания; развивать память, сообразительносить, связную речь, мелкую моторику рук....

Методическая разработка. Конспект интегрированного занятия по теме "Путешествие в волшебный лес" Составили воспитатели : Архангельская Светлана Борисовна, Орлова Юлия Владимировна.

Цель занятия :совершенствовать математические навыки,создавать условия для логического мышления,внимания:развивать память,воображение,связную речь,мелкую моторику рук....