Методические рекомендации для воспитателей 1 младших групп (дети 2-3 лет)
методическая разработка (младшая группа)
Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_dezadaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_v_doo.docx | 41.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для воспитателей 1 младших групп (дети 2-3 лет)
Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей
Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптации детей в ДОУ являются:
- анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОУ);
- выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;
- оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.
Вся работа проводится в три этапа:
1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:
- характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2)
- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
- оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаются семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.
2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.
Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.
Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".
Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.
Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами - манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.
Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:
- создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.
При проведении занятий учитывается специфика работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.
Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой - усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу "здесь и теперь" с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.
По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.
Ребенок – это маленькое, слабое, беспомощное существо, нуждающееся в защите и находящееся в стадии физического и психологического развития.
От структуры и состава семьи во многом зависят особенности воспитания детей:
- полная гармоничная семья, родители и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви;
- полная семья – деструктивная, нет согласия, ссоры, перебранки;
- формальные семьи – супруги живут каждый сам по себе, вклад отца в воспитание незаметен;
- полные семьи, но нет взаимного уважения, внимания, родители озабочены карьерой;
- неполные семьи, чаще мать и ребенок.
Здоровый эмоциональный климат – основа основ семейного счастья.
Правильное общение друг с другом и со своими детьми поможет сохранить психическое здоровье семьи.
Избавиться от депрессии, которая приводит к вредным привычкам (навязчивые действия, зависимости от наркогенных веществ и т.д.)
В книге известного американского психиатра, ведущего телепередачи «Мы и наши дети» Росса Кэмпбелла «Как на самом деле любить детей» даются принципы общения с маленькими детьми. Остановимся на них:
- Контакт глазами в глаза (когда смотрите в глаза ребенка, то передаете любовь, нежность, заботу).
- Физический контакт (поглаживание). Дотроньтесь до ребенка с любовью, пока маленькие дети тянутся к вам, им еще нужна ваша ласка. Цените эти золотые минуты.
- Пристальное внимание жизненно важно для эмоционального здоровья детей.
- Активное слушание, если уж ребенок захотел вам что-то рассказать, все остальное неважно.
- Дисциплина (на любви, а на страхе).
- Безусловная любовь, которая не зависит от того, как ведет себя ваш ребенок.
Радуйтесь его присутствию, принимайте его таким, каков он есть, не оскорбляйте, не унижайте, не подрывайте уверенность в себе , не отказывайте ребенку в доверии.
Психологи и педагоги разных стран единодушны во мнении, что именно матери принадлежит особая роль в становлении личности, физического и психологического благополучия ребенка – дошкольника.
Изучение осужденных за тяжкие преступления показало, что 80-85% преступников не имели эмоциональных контактов, т.е. нормальных теплых отношений с родителями.
«Правильное воспитание детей – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед Родиной».
Занятие по адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.
Цель: адаптация ребенка к дошкольному образовательному учреждению.
Первые занятия проводятся совместно с родителями.
Занятие № 1.
1. Знакомство детей друг с другом. Назови свое имя. Взрослый подходит к ребенку с игрушкой и от имени этой игрушки спрашивает ребенка: «Как тебя зовут?».
2. Поиграй с мамой:
- Упражнение «Коза рогатая».
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками – топ, топ!
Глазками – хлоп, хлоп!
Мама изображает пальцами рога, которые двигаются по телу ребенка.
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет.
Того забодает.
Ускоряя темп движения, мама забирается ребенку под мышки сначала с одной стороны, затем с другой.
- Упражнение «Стенка, стенка».
Стенка, стенка
Потолок,
Раз ступенька,
Два ступенька,
Дзынь – звонок.
Пальцы взрослого легко касаются сначала одной щеки ребенка, затем другой
Лба
Потом подбородка
Места над верхней губой
И кончика носа малыша.
Затем упражнение выполняется пальцами самого малыша.
- Упражнение «Мельница».
Дуйте, дуйте, ветры, в поле
Ребенок сидит на коленях у мамы спиной к нему. При этом тянется звук «у», и мама дует на шейку ребенка.
Чтобы мельницы мололи,
Сначала мама совершает круговые движения с одной рукой малыша, затем с другой.
Чтобы завтра из муки испекли нам пирожки.
Имитация лепки пирожков (ладони ребенка соединяются).
3. Упражнение «Мы ногами топ!»
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ
Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп
Ай да малыши!
Ай да крепыши!
Высоко поднимая ладоши, хлопают.
По дорожке мы шагаем
Идут за воспитателем.
И в ладоши ударяем.
Хлопают в ладоши.
Топ-топ, ножки, топ!
Стоя на месте, топают ногами.
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
Хлопают руками.
Ай да малыши!
Ай да крепыши!
Руки на пояс – кружатся.
4. Упражнение «Зайка серенький сидит!»
Зайка серенький сидит
Взрослый садится.
И ушами шевелит.
Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот, так, вот так
Надо лапочки погреть!
Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.
Зайку волк испугал!
Взрослый рычит!
Зайка тут же убежал!
Дети разбегаются врассыпную.
5. Самостоятельная деятельность.
Детям предлагаются игрушки для совместной игры.
Занятие № 2.
Упражнение 1. Поздоровайся с мишуткой.
Взрослый предлагает детям поздороваться с мишкой, назвать свое имя, ответить на вопрос: «Как дела?», «Ты любишь играть» и т.д.
Упражнение 2. Пропавшие ручки.
У меня пропали ручки
Спрятать руки за спину.
Где вы, рученьки мои?
Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки.
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.
Показать руки.
У меня пропали ножки.
Где Вы ноженьки мои?
Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них.
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.
Встать на ноги.
Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.
Упражнение 3. «Мы ногами топ!»
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ
Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп
Ай да малыши!
Ай да крепыши!
Высоко поднимая ладоши, хлопают.
По дорожке мы шагаем
Идут за воспитателем.
И в ладоши ударяем.
Хлопают в ладоши.
Топ-топ, ножки, топ!
Стоя на месте, топают ногами.
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
Хлопают руками.
Ай да малыши!
Ай да крепыши!
Руки на пояс – кружатся.
Упражнение 4. «Зайка серенький сидит!»
Зайка серенький сидит
Взрослый садится.
И ушами шевелит.
Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот, так, вот так
Надо лапочки погреть!
Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.
Зайку волк испугал!
Взрослый рычит!
Зайка тут же убежал!
Дети разбегаются врассыпную.
Упражнение 5. «Зарядка для пальцев».
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в альбомах
Будут снова рисовать.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулаки.
Упражнение 6. Предложить детям порисовать вместе с мамами, свободная тема.
Занятие № 3.
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
Упражнение № 2. Игра «Киска-киска». Ребенок пытается повторять рифмующиеся слова и звукосочетания: не садись, брысь, пойдет, упадет. Для игры используется игрушечный котенок.
Покажите ребенку игрушечного котенка: «Кто это такой пушистый к нам пришел? Правильно, это киса пришла. Пусть малыши погладят котенка. «где у кисы глазки?, А носик?, А ушки?. Попросите малыша воспроизвести, как мяукает кошка. А теперь покажите ему куклу: «Это наша Танюша, она вышла на прогулку и увидела кису:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша Танечка пойдет,
Через киску упадет!
Таким образом, потешка обыгрывается с проигрыванием слов ребенком.
Упражнение 3. «Зайка».
Заинька-зайка
Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.
Маленькая зайка
Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.
Длинные ушки
Дети приставляют ладошки к голове.
Быстрые ножки
Побежали.
Деток боишься
Зайка-трусишка
Дети обхватывают себя руками, изображая страх.
Упражнение 4. «Карусели».
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
Взрослые и дети встают в круг и берутся за руки (или за обруч). Двигаются по кругу по часовой стрелке.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Идут быстро, еще быстрее, затем бегут.
Тише, тише
Не спешите.
Постепенно замедляют движение, переходя на ходьбу.
Карусель остановите.
Медленная ходьба.
Стоп.
Остановиться и присесть на корточки.
5. Самостоятельная деятельность. Детям предлагаются игрушки для совместной игры.
Занятие № 4.
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
- Инсценировка сказки «Корочка Ряба».
Предложить детям поиграть в дидактические игры:
- «Собери пирамидку»;
- «Сложи узор»;
- «Собери картинку» и т.д.
Занятие № 5.
Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
Упражнение 2. «Покажи отгадку».
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
Кошка
Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна, и хитра.
Знают звери все в лису
Ярко-рыжую…
Лиса
Он в дупло засунул лапу
И давай рычать, реветь.
Ох, какой же ты сластена,
Косолапенький…
Медведь
Заворчу, заурчу,
В небеса улечу.
Самолет
Летом в болоте вы ее найдете
Зеленая квакушка-
Кто это?
Лягушка
Кто зимой холодной
Бродит по лесу голодный?
Волк
Упражнение 3. «Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара
Дети поднимают и опускают плечи.
Смотрит влево,
Поворачивают корпус влево.
Смотрит вправо,
Поворачивают корпус вправо.
Смотрит вверх,
Поднимают голову вверх.
Смотрит вниз,
Опускают голову.
Чуть присела на карниз,
Выполняют легкие полуприседания.
А с него свалилась вниз!
Резко приседают.
Упражнение 4. «Пропавшие ручки».
У меня пропали ручки
Спрятать руки за спину
Где вы, рученьки мои?
Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки.
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.
Показать руки.
У меня пропали ножки.
Где Вы ноженьки мои?
Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них.
1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.
Встать на ноги.
Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.
Упражнение 5. «Ногами топ».
Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:
Мы ногами топ-топ-топ
Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.
А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп
Ай да малыши!
Ай да крепыши!
Высоко поднимая ладоши, хлопают.
По дорожке мы шагаем
Идут за воспитателем.
И в ладоши ударяем.
Хлопают в ладоши.
Топ-топ, ножки, топ!
Стоя на месте, топают ногами.
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
Хлопают руками.
Ай да малыши!
Ай да крепыши!
Руки на пояс – кружатся.
Самостоятельная деятельность. Детям предлагаются игрушки для совместной игры.
Советы
«Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад»
- Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.
- Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
- Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
- Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим ребенка дома.
- Как можно раньше познакомить малыша с детьми с детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
- Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
- Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
- Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
- Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
- Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
- Все время объяснять ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим.
- Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Помните!!!
Детей учит то, что их окружает:
- Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
- Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
- Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
- Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
- Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
- Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
- Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
- Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
- Если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.
- Ребенок:
Ф.И._________________________________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон______________________________________________________________________
- Мать:
Ф.И.О._______________________________________________________________________________________
Год рождения_________________________________________________________________________________
Образование, специальность, место работы________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
- Отец:
Ф.И.О._______________________________________________________________________________________
Год рождения_________________________________________________________________________________
Образование, специальность, место работы________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
- Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)_________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними_________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
- К кому из членов семьи ребенок больше привязан___________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
- Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Основные виды игр и занятий дома________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
9. Какие игрушки любит, кто их убирает_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
- Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
- с детьми своего возраста да нет
- с детьми старшего возраста да нет
- с незнакомыми взрослыми да нет
- с родными да нет
11. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):
- спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным
12. Что умеет делать ребенок самостоятельно__________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
- Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)__________________________________________________________________________
- Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.
Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
- Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.
Анкета для родителей:
«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
Ф.И. ребенка ___________________________________________________________________
1. Какое настроение преобладает у ребенка?
а) бодрое, уравновешенное
б) раздражительное, неустойчивое
в) подавленное
2. Как ребенок засыпает?
а) быстро (до 10 мин.)
б) медленно
в) спокойно
г) не спокойно
3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
а) дополнительные воздействия ______________________________________________
(какие?)
б) без дополнительных воздействий
4. Какова продолжительность сна ребенка?
а) 2 часа
б) менее часа
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
а) хороший
б) избирательный
в) неустойчивый
г) плохой
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
а) положительно
б) отрицательно
в) не просится, но бывает сухой
г) не просится и ходит мокрый
7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________
(указать)
б) нет отрицательных привычек
8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
а) да
б) нет
в) иногда
9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
а) да
б) нет
в) иногда
10. Как играет Ваш ребенок?
а) умеет играть самостоятельно
б) не всегда
в) не играет сам
11. Взаимоотношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
12. Взаимоотношения с детьми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?
а) да
б) нет
в) не всегда
14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
а) да
б) нет
в) перенес разлуку легко
г) тяжело
15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
а) да
б) нет
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Лист педагогической адаптации.
Фамилия, имя ребенка ________________________
Дата рождения ____________________________
Дата поступления в ДОУ _____________________
Возраст при поступлении ____________________
Группа здоровья ___________________________
Данные антропометрии: рост _____ вес ______ (при поступлении)
рост _____ вес ______ (через месяц)
Заболевания до поступления __________________________________________________________
Индивидуальные особенности _________________________________________________________
Привычки ________________________________________________________________________
Параметры
Дни наблюдений/оценка параметров в баллах
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Показатели физического здоровья
Аппетит
в группе
дома
Сон
Стул
Мочеиспускания
Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ________________________________________
Оценка адаптационного периода: _____________________
Воспитатели: ___________________________________
Оценка параметров адаптации.
Параметры
Оценка /баллы/
3
2
1
Показатели физического здоровья
аппетит
хороший
выборочный, ест долго
отказ от еды
сон
глубокий
засыпает с трудом
тревожен во сне
стул
регулярный
учащенный
запор
мочеиспускание
регулярное
учащенное
редкое
Степень адаптации:
ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 13 - 16 баллов
СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 9 - 12 баллов
ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 5 -8 баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.
ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.
Ваши соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.
- Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:
А) ребенок адаптировался полностью
Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад
В) ребенок иногда не хочет идти в детский сад
Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду
2. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?
Ребенок шел в детский сад:
А) с плачем
Б) с уговорами
В) без эмоций
Г) с удовольствием
3. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:
А) действия всех сотрудников
Б) совместные действия сотрудников и родителей
В) действия родителей
- Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:
А) обычным
Б) отказывался от еды
В) плохо засыпал
Г) был сильно угнетен
Д) полон впечатлений
Е) все эти факторы имели место
5. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду? Ваши пожелания____________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей подготовительных групп по здоровьесбережению в ДОУ
На сегодняшний день проблема сохранения здоровья населения РФ является одной из глобальных. Среди многочисленных проблем, которые стоят перед разными специалистами дошкольных учреждений педагогами, ...
методические рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей сташего дошкольного возраста с государственной символикой
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общес...
Методические рекомендации для воспитателей средних групп детского сада общеразвивающего вида
Данные рекомендации помогают воспитателям правильно организовать работу с воспитанниками по развитию речи , по звуковой культуре речи, по совершенствованию общих речевых навыков, а также наиболее эффе...
Методические рекомендации для воспитателей и родителей детей подготовительной к школе группы по выполнению заданий логопеда
В предлагаемых методических рекомендациях учитедя-логопеда представлены разделы коррекционной работы, по которым учитель-логопед обычно дает задания для воспитателей и родителей детей, посещающих подг...
Методические рекомендации для воспитателей подготовительной группы по организации музыкально-эстетического центра группы.
В данных методических рекомендациях рассматривается организация предметно-пространственной среды для самостоятельной музыкальной деятельности детей. Среда в самостоятельной музыкальной деятельности ха...
Муниципальное методическое объединение для воспитателей младших групп городского округа "Структура формирования опыта работы. Пять рекомендаций, как обощать опыт работы"
Эта тема очень актуальна, ведь каждый педагог должен уметь представить результаты своей работы коллегам. Несмотря на то, что этому вопросу посвящено много пособий, педагоги испытывают определенные тру...
Методические рекомендации для воспитателей подготовительных групп по подготовке детей к школе.
Методические рекомендации для воспитателей подготовительных групп по подготовке детей к школе....