Консультация для педагогов «Технология исследовательской деятельности в ДОУ»
консультация

Черкаева Екатерина Александровна

Консультация для педагогов "Технология исследовательской деятельности в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Технология исследовательской деятельности в ДОУ»

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей.

Развивающая педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

В связи с этим, стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Одним из самых действенных методов является исследовательская деятельность, а именно применение при работе с детьми дошкольного возраста технологии исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Цель исследовательской технологии – сформировать основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления и развитие познавательной и исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение –их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать, поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка.

Изучая окружающий мир, дошкольники в младшем возрасте испытывают стремление не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками и языком, проверить на прочность и т.д.

В старшем возрасте ребенок начинает задумываться о том, как и зачем образуются снежинки, как происходит замерзание воды, откуда берутся сосульки. Опыты и эксперименты, проводимые ребенком самостоятельно, позволяют ему создать естественно – научные представления о том или ином явлении, предмете; обобщить полученные знания, сопоставить их и сделать выводы о значимой ценности явлений для себя. Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Задачи технологии исследовательской деятельности.

  • Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и

экологические представления детей.

  • Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения

делать выводы на основе полученных результатов.

  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с

окружающими предметами.

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать,

анализировать, делать выводы.

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.

 Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Так же важна в детском саду познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир). Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:

доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),

структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),

непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

Подгрупповая.Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).

Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.

Методы и приемы для организации исследовательской деятельности дошкольников могут быть следующими:

эвристические беседы – постановка и решение вопросов проблемного характера; Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.

наблюдения- Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.

опыты и эксперименты- Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой

деятельности;

• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

• постановка и решение проблемных педагогических ситуаций;

проектная деятельность познавательно – исследовательского характера.Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.

Девизом и для педагога, и для родителей должно стать изречение В. А. Сухомлинского: «К ребёнку относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь». Обучая других, обучаешься сам.

Использование исследовательского метода можно начинать с самого раннего возраста. Дети младших дошкольных групп наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые дарят им «радость достижения». Для этого нужно использовать не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях.

С детьми более старшего возраста необходимо организовать «мини-лаборатории», в которых собраны различные интересные предметы и постоянно дополняются новыми, а также необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов.

Ребёнок – исследователь с рождения, но осознанно что-то делает в 5 лет, а готовить ребёнка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Могут помочь родители и педагоги.

Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.

Необходимо научить детей следующим умениям:

Видеть проблемы;

Задавать вопросы;

Выдвигать гипотезы;

Давать определение понятиям;

Классифицировать;

Наблюдать;

Умения и навыки проведения экспериментов;

Структурировать полученный в ходе исследований материал;

Делать выводы и умозаключения;

Доказывать и защищать свои идеи.

Что даёт исследовательская работа

Ребёнок почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера.

Исследовательская технология как специально – организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Организация исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания». Воспитатель высшей квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

Ребенок - это, прежде всего эстет:Он реагирует на внешность,На видимость, на очертания и формы.И. Бродский Дошкольники - прирожденные исследователи. И подтверждение тому – их любознательность, по...

Консультация для педагогов «Познавательно- исследовательская деятельность »

Консультация для педагогов «Познавательно- исследовательская деятельность »...

Консультация для педагогов. «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...

Консультация для педагогов " Познавательно - исследовательская деятельность в рамках игрового модуля"

Консультация для педагогов " Познавательно - исследовательская деятельность в рамках игрового модуля"...

Консультация для педагогов «Детская исследовательская деятельность дошкольников (технология Савенкова А. И.)».

Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельност...

Консультация для педагогов:"Технология исследовательской деятельности в детском саду"

laquo;Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю». Конфуций• Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жиз...