Консультация для педагогов:"Технология исследовательской деятельности в детском саду"
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Вощинская Елена Борисовна

«Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю».

 Конфуций

• Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни.

 • Задача педагогов – помогать развитию самостоятельной поисковой, исследовательской активности детей.

• В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования определено: - ребенок склонен экспериментировать, наблюдать;

 - ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, проявляет любознательность;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

• В рамках исследовательского подхода детям не сообщаются готовые знания, а создаются такие проблемные ситуации, решить которые ребёнок сможет, если привлечёт свой опыт, установит в нём иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технология исследовательской деятельности в детском саду

«Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю».

 Конфуций

• Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни.

 • Задача педагогов – помогать развитию самостоятельной поисковой, исследовательской активности детей.

• В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования определено: - ребенок склонен экспериментировать, наблюдать;

 - ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, проявляет любознательность;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

• В рамках исследовательского подхода детям не сообщаются готовые знания, а создаются такие проблемные ситуации, решить которые ребёнок сможет, если привлечёт свой опыт, установит в нём иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Особенности познавательно-исследовательской деятельности в раннем возрасте (первая младшая группа)

 • Неосознаваемое манипулирование предметами → управляемое осознанное манипулирования.

• Наглядно-действенное мышление.

• Простейшие наблюдения.

• Сенсорное развитие.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности:

• Изучение свойств природных материалов (листья, древесина, шишки, орехи, сухоцветы, камни, крупы и т.д.);

• Изучение свойств рукотворных материалов (ткани, бумага, картон, пластик, резина и т.д.);

 •Опыты с песком;

 • Опыты с водой;

• Опыты с красками;

Особенности познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте (вторая младшая группа) 

• Наглядно-образное мышление.

• Период любопытства.

• Способность улавливать простейшие причинно-следственные связи.

• Трехлетним детям уже удается удерживать цель, а не просто манипулировать предметами.

 • Первые попытки прогнозировать результат и фиксировать результаты наблюдений.

Содержание п.-и. деятельности:

• Изучение свойств природных материалов;

 • Изучение свойств рукотворных материалов;

•Опыты с песком;

 • Опыты с водой;

• Опыты с красками; +

• Воздух;

• Вес;

• Звук;

• Теплота.

Особенности познавательно-исследовательской деятельности в среднем дошкольном возрасте (средняя группа)

• Действия становятся более целенаправленными и обдуманными.

• Появляются первые попытки работать самостоятельно.

• Дети учатся выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу.

• Эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.

• Возможность проводить длительные наблюдения.

Содержание п.-и. деятельности:

• Свойства материалов;

• Опыты с водой;

• Опыты с красками;

• Воздух;

 • Вес;

• Звук;

• Теплота;

+

 • Растения;

 • Приспособления живых организмов к среде обитания;

 • Природные явления;

• Свет и цвет;

• Магниты.

Особенности познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте (старшая группа) 

• Сформирована устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы.

 • Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

 • Возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Расширяются возможности по фиксированию результатов.

• Возможность проводить длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Дети могут находить не только разницу, но и сходство.

 Содержание п.-и. деятельности:

 • Растения;

• Приспособления животных организмов к среде обитания;

• Свойства материалов;

• Опыты с водой;

• Опыты с красками;

 • Воздух;

 • Вес;

• Звук;

• Теплота;

• Природные явления;

• Свет и цвет;

• Магниты;+ • Человек;

• Космос;

• Рукотворный мир

Особенности познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте (подготовительная группа)

• Дети могут самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы.

• Доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится.

• Способность делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, давать красочное описание увиденного.

Содержание п.-и. деятельности: 

•Растения;

•Приспособления животных организмов к среде обитания;

•Свойства материалов;

 •Опыты с водой;

 •Опыты с красками; •Воздух; •Вес; •Звук; •Теплота; •Природные явления; •Свет и цвет; •Магниты; •Электричество; •Человек; •Космос;

•Рукотворный мир;

 +

•Природные зоны;

•Микроорганизмы, клетка

                                         Критерии

сформированности  познавательно-исследовательской деятельности

Критерии

Показатели

1

Отношение к познавательно-исследовательской деятельности

Положительное отношение к познавательно-исследовательской деятельности, её выделение среди других видов деятельности(игровой, художественно-эстетической, чтения литературы)

2

Выделение проблемы

Умение видеть ,самостоятельно  выделять и формулировать проблему

Формулирование вопросов

Умение формулировать 5 групп вопросов:

1)уточняющие вопросы направленные на выяснение внешних признаков предметов;

2)вопросы об образе жизни;

3)вопросы информационного характера;

4)познавательные вопросы о причинно-следственных связях в явлениях природы;

5)вопросы об общественных сторонах жизни.

Способность описывать явления, процессы

Умения давать полное и логичное описание и объяснение , чётко формулировать свои мысли.

Формулировка выводов и умозаключений

Умения анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и стороны, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы

                                                                 Вывод

1. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.

2. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

3. При планировании и реализации познавательно- исследовательской деятельности необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Технология исследовательской деятельности в детском саду

Познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы.Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.

Сегодня одним из главных направлений в системе образования является формирование социально-активной личности, умеющей ориентироваться в современной информационно-технической среде, где необходимо проявлять исследовательское поведение. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В работе анализируются основные подходы к пониманию исследовательского поведения и экспериментирования в исследованиях по педагогике и психологии.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождённый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения.  

Активность  ребенка, направленная на познание устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию, по мнению автора, познавательно-исследовательская деятельность, основываясь на природной любознательности и познавательной потребности детей, является средством и механизмом социально-коммуникативного развития дошкольников.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. 

 Цель использования технологии

          Формирование у дошкольников способность устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями, самостоятельно и творчески находить способы решения проблемы на основе логических алгоритмов, вырабатывать суждения и умозаключения, удовлетворяя детскую природную любознательность.

 В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста:

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

 Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  •  формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Все темы детских исследований могут быть объединены в три основные группы: 

  • фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
  • эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

Необходимо соблюдать правила выбора темы:

  • быть интересной ребенку;
  • быть доступной для изучения;
  • должна принести реальную пользу участникам исследования;
  • быть оригинальной;
  • в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
  • чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  •  подражание голосам и звукам природы;
  •  использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия.

Содержание исследовательской деятельности:

  • Опыты (экспериментирование);
  • Состояние и превращение вещества;
  • Движение воздуха, воды;
  • Свойства почвы и минералов;
  • Условия жизни растений.

Главная особенность познавательно-исследовательской деятельности – активизировать познавательное поведение дошкольника, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольника должна иметь практико-ориентированный характер и при этом быть личностно ориентированной на потребности и интересы конкретного ребенка.

Познавательно-исследовательская деятельность способствует:

1. Формированию системы знаний об окружающем мире в познавательно-исследовательской деятельности.

2. Развитию познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление воображение).

3. Формированию познавательной активности и познавательно-исследовательской направленности личности.

4. Способствует развитию универсальных интеллектуальных действий.

5.Является основой интеллектуально-когнитивных аспектов готовности ребенка к обучению в школе:

  • запас знаний об окружающем мире,
  • уровень развития познавательных интересов- к новому, к самому процессу познания
  • уровень развития познавательной деятельности, психических процессов
  • сформированность сенсорных эталонов,
  •  качества восприятия – умение обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства,
  • качества мышления (умение выделять существенное, сравнивать, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины, явлений, делать выводы)
  • высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического мышления
  • сформированность символической функции и воображения,
  • начало формирования произвольности психических процессов (произвольное внимание, произвольная память и т. д.)
  • развитие речи (формирование фонематического слуха – находить отдельные звуки в словах)

 

Описание порядка использования (алгоритм применения) технологии в практической профессиональной деятельности    

Применение технологии позволяет дошкольнику расширить и упорядочить представления об окружающем мире.

1 этап. Педагог привлекает внимание детей интригующим материалом, тем самым побуждает их: - внимательно всматриваться в изучаемый объект, - описывать его внешние признаки, - выделять главное, - сравнивать с другими объектами, - анализировать, делать выводы и обобщения.

2 этап. Педагог формирует исследовательскую активность путем создания условий, которые способствуют умению задавать вопросы исследовательского характера: - на выявление главных признаков объекта, - его функций, - на формирование умения давать полную характеристику предмету, - определять его место и значение в окружающем мире.

3 этап. Педагог организует экспериментально-исследовательскую деятельность на основе сотрудничества, свободного обсуждения, в процессе которого дошкольники: - уточняют правила безопасности жизнедеятельности в процессе экспериментирования, - анализируют условия, - свободно экспериментируют, - находят самостоятельное оригинальное решение, - создают модель на основе умозаключений и логических выводов, - испытывают чувство радости и удовлетворения от познания нового.

 

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с их интересами (детей).

Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность.

Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.

Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.

В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:

• делают выбор;

• активно играют;

• используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;

• работают все вместе и заботятся друг о друге;

• отвечают за свои поступки.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.

 

Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.

Таким образом, используя технологию исследования и экспериментирования, дети через познавательно-исследовательскую деятельность всех смысловых контекстов, постигают устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
2. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3.

3.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004.

4. Иванова А.И. Живая экология. М.,2006.

5. Савенков А.И., Методика исследовательского обучения дошкольни-ков. Самара: Дом Федорова, 2010. 136 с.
6.
 Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие познавательных способностей. Ярославль: Академия развития, 2004. 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

В консультации раскрываются возможности использования пректного метода в детском саду....

Технология исследовательской деятельности в детском саду

Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления....

Технология исследовательской деятельности в детском саду.

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка....

Технология исследовательской деятельности в детском саду

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.С. Гин....

Консультация для педагогов "Технология проектной деятельности в детском саду"

Консультация для педагогов "Технология проектной деятельности в детском саду"...