Консультация для педагогов " Познавательно - исследовательская деятельность в рамках игрового модуля"
учебно-методический материал
- Консультация для педагогов " Познавательно - исследовательская деятельность в рамках игрового модуля"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Семицветик»
(ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный СП «Детский сад «Семицветик»)
«Познавательно-исследовательская деятельность в рамках игрового модуля»
Подготовила:
Воспитатель В. Н. Попова
Своё выступление хочу начать со слов великого педагога Василия Александровича Сухомлинского
«Прежде чем давать знания, надо научить наблюдать, воспринимать, думать».
Дошкольники с увлечением собирают камни, играют с песком и водой: предметы и явления живой и неживой природы входят в их жизнедеятельность, становятся объектами наблюдений и исследований. Важнейшим методом исследования является экспериментирование.
Н. Н. Подъяков - основоположник метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях.
Как показали исследования академика Н. Н. Подъякова (1995). экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста. «... в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно действующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их сознания и освоения».
Экспериментирование пронизывает все сферы деятельности: игру, нод (непосредственно – образовательную деятельность) прогулку.
В последние годы в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей, появляются лаборатории, метеоплощадки. Ученые уже давно придают особое значение экспериментированию как одному из наиболее важных видов детской деятельности, играющей огромную роль в его развитии. Однако у педагогов нередко возникают практические вопросы: как создать развивающую среду для экспериментирования? Какие именно опыты и наблюдения проводить с дошкольниками? Как увязать результаты исследования с повседневной жизнью? Нередко опыты и наблюдения, проводимые детьми под наблюдением взрослых, никак не связаны с повседневной жизнью ребенка. Важно показать ребенку эту связь и дать ему возможность продолжить наблюдения в своем ближайшем окружении. Поэтому исследования рекомендовано проводить по следующей схеме: содержание, выводы и связь с повседневной жизнью, информацию следует давать в упрощенном и адаптированном виде. Лаборатория – относительно новый элемент развивающей среды.
Цель:познавательное развитие детей, повышение их интереса к исследовательской деятельности и формированию основ научного мировоззрения.
Задачи: Развитие у детей представлений об основных химических свойствах веществ (растворение различных веществ, взаимодействие различных веществ при соединении и их влияние на свойства других предметов); элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды), представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камней и т. п.), познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озера;умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр - экспериментов (увеличительное стекло, микроскоп). Развитие у детей умственных, мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение. Формирование способов познания путем сенсорного анализа.
Какие виды лабораторий существуют в детском саду?
Лаборатория в отдельном помещении, тематические мини – лаборатории, летняя лаборатория на веранде, лаборатория на участке детского сада.
Лаборатория в отдельном помещении.
Для неё может быть выделена небольшая комната в детском саду, можно использовать подсобные помещения.
Оптимальный вариант, когда лаборатория становится частью экологического комплекса, включающего уголок природы, экологическую комнату, музей природы.
Можно использовать под лабораторию часть помещения или коридор.
Также часть группового помещения или раздевалки.
Наличие в детском саду лаборатории в отдельном помещении не означает, что в группах не нужно иметь мини – лабораторий, их сочетание является оптимальным, т. к. В группах дошкольники проводят опыты, наблюдения, начатые в большой лаборатории. Также мини – лаборатории могут быть и тематическими. В каждой группе можно создать свои исследовательские уголки – «Юный эколог», «Юный почвовед», «Мы и воздух».
Кроме шкафчиков с оборудованием и материалами, столиками для проведения опытов, лабораторию можно дополнить календарём природы.
Лаборатория на участке детского сада. Такая лаборатория может функционировать круглый год, хотя её использование особенно эффективно в тёплое время. Можно разбить рядом с лабораторией клумбу с растениями – часами или растениями барометрами, сделать солнечные часы. Разнообразные флюгера, вертушки и другие приборы помогут следить за ветром. Сделать дождемер – прибор, с помощью которого измеряется количество осадков. Сколько воды натекло в дождемер, могут определять сами дети.
Оснащение детской лаборатории
Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стёкла, весы, безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль.
1. Прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма.
2.Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, уголь, песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
3. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, деревянные катушки.
4. Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
5. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная и др.
6.Красители: ягодный сироп, акварельные краски и другие безопасные красители.
7.Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (без игл) марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объёма.
8.Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки для проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стёкла, формочки, поддоны, плоское блюдо, стеки, сито, металлические шарики, соломинка для коктейля.
9.Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», пластмассовый клоун – водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.
Формы и методы работы с детьми
В зависимости от темы и цели занятия мы используем разные формы организации деятельности детей:
1) индивидуальная, 2) групповая, 3) по подгруппам.
Методы работы комбинируются, реализуются через комплекс различных видов деятельности ребенка: занятия, экскурсии, наблюдения, чтение художественной и научно-познавательной литературы, поисковая деятельность, участие в различных акциях, проектах (творческая мастерская), самостоятельное изучение, обследование природных объектов, общение с живыми организмами и уход за ними, трудовая деятельность, игровые методы (с экологическим и природоохранным содержанием). При оформлении и расположении зон мини-лаборатории мы стараемся экологизировать развивающую предметную среду так, чтобы это способствовало развитию ребенка как личности, удовлетворяло его потребности в различных видах деятельности. Мы создаем условия для формирования у ребенка основ экологической культуры, представлений об универсальности и самоценности природы.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю по 15–20 минут. Во время занятия проводится один-два эксперимента. Структура проведения игры-экспериментирования:
• постановка, формулирование проблемы;
• выдвижение предложений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
• проверка гипотез;
• подведение итогов, вывод;
• фиксация результатов;
• вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный мотив (почему так?);
• ситуация выбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Познавательно- исследовательская деятельность »
Консультация для педагогов «Познавательно- исследовательская деятельность »...
Консультация для педагогов. «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»
laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...
Консультация для педагогов " Познавательно - исследовательская деятельность в рамках игрового модуля"
Консультация для педагогов " Познавательно - исследовательская деятельность в рамках игрового модуля"...
Консультация для педагогов"Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО "
Консультация для педагогов " Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"...
Консультация для педагогов ,,Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО,,Гиперактивный ребенок,,
консультация...
Консультация для педагогов "Познавательно -исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста"
Консультация посвящена познавательно-исследовательской деятельности в реаботе с детьми дошкольного возраста. В ней раскрываются методы, мероприятия, структура, значение, алгоритм, материал, обор...