ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация (подготовительная группа)

Гущина Марина Владимировна

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudestet_vospitanie.docx40.83 КБ

Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Художественно-эстетическое         развитие – одно из         пяти структурных единиц, представляющих собой определенные направления развития и образования детей, которые должны обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. 

ФГОС ДО

     Уровни эстетического развития (по М.Н. Зубаревой)

Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее (Н.В. Микляева, Н.А.

Виноградова). 

    Первый уровень (3- 4 года)

Ребенок эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер

(выбрал открытку потому, что «дома такой еще нет», «потому, что здесь лодка, можно покататься», «потому, что яблоко, оно вкусное»).

 Второй уровень (5 лет)

Ребенок начинает видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картинку для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое – цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композиционные приемы.

    Третий уровень (6-7 лет)

Дети поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.

Условия для перехода детей с одного уровня на другой (педагогические)

  • Организация восприятия ребенка;
  • Материально-культурное пространство (наличие разнообразных объектов среды изучения и созерцания);
  • Профессионализм руководства эстетическим воспитанием детей;

                                                 

  • Интерес ребенка к деятельности (необходимо дать ему возможность выразить собственные творческие мысли и чувства).

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие:

  • предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;  реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструкторско-модельной, музыкально и др.).

Задачи образовательной деятельности в области художественно эстетического развития дошкольников

В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами               образовательной деятельности являются создание условий для

  • развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
  • развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;  
  • приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

         

В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества

Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности.  

Эстетическое отношение к миру опирается, прежде всего, на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.  

Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.

 

В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла

Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.  

В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.  

В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.  

В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.

Виды художественно-эстетического развития

Эстетическое общение – пробудит любознательность у детей, поможет им поверить в себя и ощутить вкус творческой активности, кроме того, разовьёт интерес к самопознанию, подготовит к осознанию смысла своего существования. Общение на темы возвышенного и прекрасного проявит в ребёнке желание нести добро и красоту в мир, дарить любовь и свет окружающим людям.  

Контакт с природой – сформирует культуру дружеского стиля взаимоотношения с миром природы, поможет тоньше чувствовать и понимать богатство и уникальность окружающего мира, посеет семена чуткости в душе ребёнка.  

Самостоятельная деятельность (музыка, поэзия, рисование, театр, ремесленное творчество) – теоретическое и практическое погружение в мир искусства научит ценить и понимать его, испытывать эстетическое наслаждение от общения с различными видами и жанрами искусства, сформирует художественные представления и ориентиры.  

Организация предметно-пространственная среды – эстетически привлекательные вещи и предметы формируют вкус, создают настроение и атмосферу, стимулируют художественно эстетическую работоспособность детей.  

Проведение праздников и организация игр – воплощение эстетической идеи в интеграционном сплаве музыки, слова, декораций и пластики. Праздник позволяет объединить эстетическую и интеллектуальную сферы развития, усилить эмоциональный эффект художественного воздействия.  

Радость рукотворного созидательного труда в саду или на клумбе.  

Спортивные игры, формирование физической культуры тела.

Формы художественно-эстетического развития4 

  1. Игровая деятельность – средство интеграции творческой деятельности ребёнка со всеми видами искусства.  
  2. Учебные занятия – обучение рисованию, музыке, конструированию, лепке, аппликации.  
  3. Выставка детских работ – позволяет продемонстрировать динамику, а также является мониторингом результатов образовательной работы.  
  4. Экскурсии – организация наблюдения и изучения различных объектов в природных условиях или в музеях.  
  5. Праздники – детские концерты, конкурсы, театральные тематические и литературные постановки и вечера, игры-развлечения, прогулки-сюрпризы, музыкальные сказки.

Литература:

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). С. 38-40. URL: http://fgosreestr.ru. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

  1. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой. М.: Сфера, 2013. 192 с. (Конструктор образовательной программы).
  2. Художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС. URL: https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-doshkolnikov-pofgos.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание художественно-эстетической культуры старших дошкольников через красоту родной природы"

Сообщение из опыта работы об этапах формирования ценностного отношения дошкольников к миру прекрасного средствами изобразительного искусства, живописи,литературных произведений,окружающего мира природ...

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

ИКТ в художественно-эстетическом развитии ребенка дошкольника

Использование ИКТ   на занятиях  позволяет  познакомить дошкольника с   многообразием  цветовой гаммы окружающего мира, учить находить  необычное в обычны...

ИКТ в художественно-эстетическом развитии ребенка дошкольника

Использование ИКТ   на занятиях  позволяет  познакомить дошкольника с   многообразием  цветовой гаммы окружающего мира, учить находить  необычное в обычны...

дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников«Пойми меня»

Представленный дидактический материал показывает привлекательность и доступность для детей мира человеческих эмоций, поможет детям осознать важность  понятий «воспитанность», «доброжелатель...

«Комфортная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении, как ресурс обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкольника»

Комфортно-развивающая среда обеспечивает различные виды активности, что является основой для самостоятельной деятельности, условием для обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкол...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...